Налоговый резидент иностранный гражданин
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговый резидент иностранный гражданин (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Основные понятия" Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"Данный документ не подтверждает статус налогового резидента. Этот документ подтверждает право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением отдельных категорий иностранных граждан), на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Таким образом, этот документ не может использоваться для подтверждения налогового статуса физического лица."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 2 "Основные понятия" Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"Данный документ не подтверждает статус налогового резидента. Этот документ подтверждает право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением отдельных категорий иностранных граждан), на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Таким образом, этот документ не может использоваться для подтверждения налогового статуса физического лица."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как облагается НДФЛ зарплата работников - иностранных граждан
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Как рассчитать НДФЛ по работнику-иностранцу - налоговому резиденту
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Как рассчитать НДФЛ по работнику-иностранцу - налоговому резиденту
Готовое решение: Как облагаются выплаты иностранным работникам
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Как начислять НДФЛ с выплат иностранцу - налоговому резиденту РФ
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Как начислять НДФЛ с выплат иностранцу - налоговому резиденту РФ
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)по заключенному после 1 марта 2022 года договору купли-продажи акций (долей участия в уставном капитале) российской организации (организаций), собственником которых на 1 марта 2022 года является продавец - иностранная организация (иностранный гражданин, не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации), в случае принятия решения о прощении долга такой иностранной организацией (иностранным гражданином, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации) либо иностранной организацией (иностранным гражданином, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации), получившей (получившим) право требования по такому договору до 31 декабря 2023 года включительно;
(ред. от 17.11.2025)по заключенному после 1 марта 2022 года договору купли-продажи акций (долей участия в уставном капитале) российской организации (организаций), собственником которых на 1 марта 2022 года является продавец - иностранная организация (иностранный гражданин, не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации), в случае принятия решения о прощении долга такой иностранной организацией (иностранным гражданином, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации) либо иностранной организацией (иностранным гражданином, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации), получившей (получившим) право требования по такому договору до 31 декабря 2023 года включительно;
Статья: Гражданин России утратил статус налогового резидента России: анализ ситуации и основные последствия
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, резидентство физических лиц для целей Закона N 173-ФЗ не имеет ничего общего с резидентством для целей российского налогового законодательства (ст. 207 НК РФ). Т.е., например, гражданин России, являющийся резидентом в понимании Закона N 173-ФЗ, может не являться налоговым резидентом России. И наоборот - иностранный гражданин, который вполне возможно будет признан налоговым резидентом России, тем не менее может не относиться к резидентам для целей Закона N 173-ФЗ (пп. "б" п. 6, пп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Таким образом, резидентство физических лиц для целей Закона N 173-ФЗ не имеет ничего общего с резидентством для целей российского налогового законодательства (ст. 207 НК РФ). Т.е., например, гражданин России, являющийся резидентом в понимании Закона N 173-ФЗ, может не являться налоговым резидентом России. И наоборот - иностранный гражданин, который вполне возможно будет признан налоговым резидентом России, тем не менее может не относиться к резидентам для целей Закона N 173-ФЗ (пп. "б" п. 6, пп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
Статья: Признание физических лиц должниками в делах о банкротстве: к вопросу о понятии конкурсоспособности гражданина
(Фролов И.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 4)Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон о положении иностранных граждан), иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Однако, в соответствии со ст. 4 указанного Закона и ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, "все иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации" <2>. В соответствии с положениями ст. 1196 Гражданского кодекса Российской Федерации "иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом" <3>. В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <4> (далее по тексту - Закон о банкротстве) отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются данным Федеральным законом. Под должником Законом о банкротстве подразумевается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного данным Законом (ст. 2 Закона о банкротстве). Системное толкование вышеперечисленных норм позволяет сделать вывод о том, что Закон о банкротстве не связывает понятие должника в делах о банкротстве граждан с наличием у лица статуса гражданина Российской Федерации <5>. В свою очередь, следует обратить внимание на то обстоятельство, что п. 3 ст. 29 Закона о банкротстве содержит положения о возможности трансграничного банкротства в России. Пункт 5 ст. 1 указанного Закона допускает участие иностранных кредиторов в процедурах банкротства на территории нашей страны и признает на территории Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а при отсутствии последних признает решения судов иностранных государств по делам о банкротстве на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 6 ст. 1 Закона о банкротстве). Указанные нормы свидетельствуют, что положения Закона о банкротстве допускают возможность применения правил гл. X указанного Закона к лицам, не имеющим гражданства Российской Федерации, что подтверждается материалами судебной практики <6>. Это позволяет сделать вывод о том, что конструкция конкурсоспособности гражданина в российской юрисдикции допускает возможность банкротства не только физического лица, имеющего гражданство Российской Федерации, но и физического лица, имеющего гражданство иностранного государства <7>, а также физического лица, имеющего наряду с гражданством Российской Федерации гражданство иного государства (бипатрида), и физического лица, не имеющего гражданства какого-либо государства (апатрида). Данные выводы подтверждаются материалами судебной практики. Так, Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 12 января 2018 г. N 301-ЭС17-20197 по делу N А28-8319/2016 отметил, что "национальное законодательство о несостоятельности (банкротстве) не исключает возможность признания несостоятельным иностранного гражданина, иностранные граждане несут равные с гражданами Российской Федерации обязанности" <8>. Приведенные примеры позволяют сделать вывод о том, что российские суды вправе применять процедуры банкротства в отношении иностранных граждан, лиц с множественным гражданством или без него, тем более что действующим арбитражным процессуальным законодательством определен порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц в арбитражных судах (п. п. 1 и 10 ч. 1 ст. 247 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Но имеются некоторые особенности, связанные с рассмотрением дела о банкротстве в отношении иностранных граждан. В качестве примера можно привести особенности, на которые обратил внимание Арбитражный суд Уральского округа в своем Постановлении от 3 февраля 2020 г. N Ф09-368/20 по делу N А47-17010/2018, в котором было отмечено, что при банкротстве иностранного гражданина в российской юрисдикции следует обращать внимание на преимущественное место жительства (места пребывания) иностранного гражданина-должника на территории нашей страны, на досягаемость должника для его кредиторов именно в Российской Федерации, на наличие на территории России имущества должника и места осуществления трудовой или иной экономической деятельности, а также на налоговый статус лица с государством (является ли иностранец налоговым резидентом России или нет) <9>. Кроме этого, по мнению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, "статус иностранного гражданина способствует наложению обеспечительной меры в виде запрета на выезд указанному гражданину-должнику из Российской Федерации" <10>.
(Фролов И.В.)
("Конкурентное право", 2022, N 4)Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон о положении иностранных граждан), иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Однако, в соответствии со ст. 4 указанного Закона и ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, "все иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации" <2>. В соответствии с положениями ст. 1196 Гражданского кодекса Российской Федерации "иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом" <3>. В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <4> (далее по тексту - Закон о банкротстве) отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются данным Федеральным законом. Под должником Законом о банкротстве подразумевается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного данным Законом (ст. 2 Закона о банкротстве). Системное толкование вышеперечисленных норм позволяет сделать вывод о том, что Закон о банкротстве не связывает понятие должника в делах о банкротстве граждан с наличием у лица статуса гражданина Российской Федерации <5>. В свою очередь, следует обратить внимание на то обстоятельство, что п. 3 ст. 29 Закона о банкротстве содержит положения о возможности трансграничного банкротства в России. Пункт 5 ст. 1 указанного Закона допускает участие иностранных кредиторов в процедурах банкротства на территории нашей страны и признает на территории Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а при отсутствии последних признает решения судов иностранных государств по делам о банкротстве на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 6 ст. 1 Закона о банкротстве). Указанные нормы свидетельствуют, что положения Закона о банкротстве допускают возможность применения правил гл. X указанного Закона к лицам, не имеющим гражданства Российской Федерации, что подтверждается материалами судебной практики <6>. Это позволяет сделать вывод о том, что конструкция конкурсоспособности гражданина в российской юрисдикции допускает возможность банкротства не только физического лица, имеющего гражданство Российской Федерации, но и физического лица, имеющего гражданство иностранного государства <7>, а также физического лица, имеющего наряду с гражданством Российской Федерации гражданство иного государства (бипатрида), и физического лица, не имеющего гражданства какого-либо государства (апатрида). Данные выводы подтверждаются материалами судебной практики. Так, Верховный Суд Российской Федерации в своем Определении от 12 января 2018 г. N 301-ЭС17-20197 по делу N А28-8319/2016 отметил, что "национальное законодательство о несостоятельности (банкротстве) не исключает возможность признания несостоятельным иностранного гражданина, иностранные граждане несут равные с гражданами Российской Федерации обязанности" <8>. Приведенные примеры позволяют сделать вывод о том, что российские суды вправе применять процедуры банкротства в отношении иностранных граждан, лиц с множественным гражданством или без него, тем более что действующим арбитражным процессуальным законодательством определен порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц в арбитражных судах (п. п. 1 и 10 ч. 1 ст. 247 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Но имеются некоторые особенности, связанные с рассмотрением дела о банкротстве в отношении иностранных граждан. В качестве примера можно привести особенности, на которые обратил внимание Арбитражный суд Уральского округа в своем Постановлении от 3 февраля 2020 г. N Ф09-368/20 по делу N А47-17010/2018, в котором было отмечено, что при банкротстве иностранного гражданина в российской юрисдикции следует обращать внимание на преимущественное место жительства (места пребывания) иностранного гражданина-должника на территории нашей страны, на досягаемость должника для его кредиторов именно в Российской Федерации, на наличие на территории России имущества должника и места осуществления трудовой или иной экономической деятельности, а также на налоговый статус лица с государством (является ли иностранец налоговым резидентом России или нет) <9>. Кроме этого, по мнению Тринадцатого арбитражного апелляционного суда, "статус иностранного гражданина способствует наложению обеспечительной меры в виде запрета на выезд указанному гражданину-должнику из Российской Федерации" <10>.
Статья: Специфика осуществления финансовых операций с иностранными гражданами на территории Российской Федерации
(Кулажников В.В.)
("Современное право", 2025, N 8)В завершение рассмотрения вопроса об осуществлении финансовых операций с иностранными гражданами на территории Российской Федерации несколько подробнее остановимся на перспективах указанного процесса. Следует отметить, что с 1 января 2025 г. вступили в силу новые правила налогообложения контролируемых иностранных компаний, которые избрали путь фиксированного НДФЛ. Также значимым шагом следует признать внедрение автоматизированной системы налогового резидентства иностранных граждан, что позволит повысить прозрачность финансовых операций с иностранцами на территории России. Наконец, усиливается контроль за переводом заработной платы в пользу иностранных сотрудников, так как передача информации банками о переводах иностранцам позволит исключить теневые схемы реализации выплат.
(Кулажников В.В.)
("Современное право", 2025, N 8)В завершение рассмотрения вопроса об осуществлении финансовых операций с иностранными гражданами на территории Российской Федерации несколько подробнее остановимся на перспективах указанного процесса. Следует отметить, что с 1 января 2025 г. вступили в силу новые правила налогообложения контролируемых иностранных компаний, которые избрали путь фиксированного НДФЛ. Также значимым шагом следует признать внедрение автоматизированной системы налогового резидентства иностранных граждан, что позволит повысить прозрачность финансовых операций с иностранцами на территории России. Наконец, усиливается контроль за переводом заработной платы в пользу иностранных сотрудников, так как передача информации банками о переводах иностранцам позволит исключить теневые схемы реализации выплат.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)с 1 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в статью 88 части первой и главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий введение в России системы Tax Free. В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 341-ФЗ часть вторая НК РФ дополнена статьей 169.1, которой предусмотрена возможность осуществления выплаты специализированными организациями, являющимися налоговыми резидентами России, в порядке компенсации физическим лицам - гражданам иностранных государств суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного этими лицами при приобретении товаров в России, при вывозе указанных товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. При этом данные выплаты могут осуществляться как наличными денежными средствами в валюте России, так и путем зачисления на банковские карты;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)с 1 января 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 341-ФЗ "О внесении изменений в статью 88 части первой и главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий введение в России системы Tax Free. В соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 341-ФЗ часть вторая НК РФ дополнена статьей 169.1, которой предусмотрена возможность осуществления выплаты специализированными организациями, являющимися налоговыми резидентами России, в порядке компенсации физическим лицам - гражданам иностранных государств суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного этими лицами при приобретении товаров в России, при вывозе указанных товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. При этом данные выплаты могут осуществляться как наличными денежными средствами в валюте России, так и путем зачисления на банковские карты;
Готовое решение: Как вести налоговый учет по НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)ввести строки для отражения сумм фиксированного авансового платежа, если в организации работают иностранцы - налоговые резиденты, использующие патент (пп. 2 п. 1, п. 6 ст. 227.1 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)ввести строки для отражения сумм фиксированного авансового платежа, если в организации работают иностранцы - налоговые резиденты, использующие патент (пп. 2 п. 1, п. 6 ст. 227.1 НК РФ);
Вопрос: ИП планирует принять по трудовому договору иностранного гражданина, не являющегося налоговым резидентом РФ, на дистанционную работу. Гражданин будет работать по месту проживания за пределами РФ. Будет ли признаваться ИП налоговым агентом по НДФЛ? Если да, по какой ставке надо удерживать НДФЛ?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: ИП планирует принять по трудовому договору иностранного гражданина, не являющегося налоговым резидентом РФ, на дистанционную работу. Гражданин будет работать по месту проживания за пределами РФ. Будет ли признаваться ИП налоговым агентом по НДФЛ? Если да, по какой ставке надо удерживать НДФЛ?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: ИП планирует принять по трудовому договору иностранного гражданина, не являющегося налоговым резидентом РФ, на дистанционную работу. Гражданин будет работать по месту проживания за пределами РФ. Будет ли признаваться ИП налоговым агентом по НДФЛ? Если да, по какой ставке надо удерживать НДФЛ?
Готовое решение: Как облагается НДФЛ зарплата работников - иностранных граждан до 31 декабря 2024 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2024)Если иностранец не является налоговым резидентом РФ, то вычетов по НДФЛ не будет. При этом ставка НДФЛ может быть как 30% (по общему правилу), так и 13% (15%), если работник-иностранец подпадает под исключения, например является гражданином государства - члена ЕАЭС или является высококвалифицированным специалистом и т.п.
(КонсультантПлюс, 2024)Если иностранец не является налоговым резидентом РФ, то вычетов по НДФЛ не будет. При этом ставка НДФЛ может быть как 30% (по общему правилу), так и 13% (15%), если работник-иностранец подпадает под исключения, например является гражданином государства - члена ЕАЭС или является высококвалифицированным специалистом и т.п.