Налоговый маневр 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговый маневр 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние пандемии COVID-19 на налоговую политику государства в нефтяной отрасли
(Горбунова Е.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Во-первых, завершение налогового маневра в 2021 г. и поэтапная отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением ставок НДПИ на нефть и корректировкой системы акцизов на нефтепродукты. Основной целью такого маневра является отказ от выполнения таможенными пошлинами несвойственных им функций по изъятию сырьевой ренты и субсидированию неэффективной нефтеперерабатывающей промышленности.
(Горбунова Е.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Во-первых, завершение налогового маневра в 2021 г. и поэтапная отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением ставок НДПИ на нефть и корректировкой системы акцизов на нефтепродукты. Основной целью такого маневра является отказ от выполнения таможенными пошлинами несвойственных им функций по изъятию сырьевой ренты и субсидированию неэффективной нефтеперерабатывающей промышленности.
Статья: Налоговые льготы для высокотехнологичных компаний: особенности и перспективы
(Якушева Е.Е.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Эффективность применения мер налогового стимулирования деятельности ВТК может быть оценена с учетом налоговых поступлений от них в бюджет и по итогу развития промышленной сферы, количеству фактически представленных или реализованных на рынке продуктов. Как отмечает Минцифры, только за период с января по сентябрь 2021 г. "налоговый маневр" в отношении IT-компаний, в том числе высокотехнологичных, принес бюджету дополнительно 48 млрд руб. в виде налоговых платежей <27>. Вместе с тем эффективность налоговых льгот находится в тесной взаимосвязи с принятыми нормами и практикой их применения.
(Якушева Е.Е.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Эффективность применения мер налогового стимулирования деятельности ВТК может быть оценена с учетом налоговых поступлений от них в бюджет и по итогу развития промышленной сферы, количеству фактически представленных или реализованных на рынке продуктов. Как отмечает Минцифры, только за период с января по сентябрь 2021 г. "налоговый маневр" в отношении IT-компаний, в том числе высокотехнологичных, принес бюджету дополнительно 48 млрд руб. в виде налоговых платежей <27>. Вместе с тем эффективность налоговых льгот находится в тесной взаимосвязи с принятыми нормами и практикой их применения.
Нормативные акты
"Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработан Минэкономразвития России)В рамках комплекса мер компенсаторного характера по целому ряду категорий импортируемой продукции введен режим параллельного импорта, введены и продлены меры социального стимулирования - льготная ипотека для сотрудников ИТ-компаний, отсрочка от призыва ИТ-специалистам и иные меры. С 1 января 2021 года в рамках налогового маневра для ИТ-компаний действуют следующие льготы по:
(разработан Минэкономразвития России)В рамках комплекса мер компенсаторного характера по целому ряду категорий импортируемой продукции введен режим параллельного импорта, введены и продлены меры социального стимулирования - льготная ипотека для сотрудников ИТ-компаний, отсрочка от призыва ИТ-специалистам и иные меры. С 1 января 2021 года в рамках налогового маневра для ИТ-компаний действуют следующие льготы по:
Приказ Минцифры России от 18.11.2020 N 601
(ред. от 29.12.2023)
"Об утверждении методик расчета прогнозных значений целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация"
(вместе с "Методикой расчета прогнозных значений целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" на период до 2030 года", "Методикой расчета прогнозных значений целевого показателя "Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов" на период до 2030 года", "Методикой расчета прогнозных значений целевого показателя "Доля домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети "Интернет", "Методикой расчета прогнозных значений целевого показателя "Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий", "Методикой расчета прогнозных значений целевого показателя "Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий на уровне субъектов Российской Федерации")<1> Модель разработана в июле 2020 г. и использовалась для обоснования "налогового маневра" в ИТ-отрасли, впоследствии зафиксированного в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Модель включает такие параметры, как: ВДС, отгрузка, численность работников, инвестиции, прибыль, экспорт и импорт ИТ-отрасли. Модель учитывает прогноз ВВП России, курса доллара, динамику несырьевого экспорта и импорта по оценкам Минэкономразвития России.
(ред. от 29.12.2023)
"Об утверждении методик расчета прогнозных значений целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация"
(вместе с "Методикой расчета прогнозных значений целевого показателя "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" на период до 2030 года", "Методикой расчета прогнозных значений целевого показателя "Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов" на период до 2030 года", "Методикой расчета прогнозных значений целевого показателя "Доля домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети "Интернет", "Методикой расчета прогнозных значений целевого показателя "Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий", "Методикой расчета прогнозных значений целевого показателя "Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий на уровне субъектов Российской Федерации")<1> Модель разработана в июле 2020 г. и использовалась для обоснования "налогового маневра" в ИТ-отрасли, впоследствии зафиксированного в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Модель включает такие параметры, как: ВДС, отгрузка, численность работников, инвестиции, прибыль, экспорт и импорт ИТ-отрасли. Модель учитывает прогноз ВВП России, курса доллара, динамику несырьевого экспорта и импорта по оценкам Минэкономразвития России.
Статья: О кодексе публичных закупок: аргументы против его принятия
(Андреева Л.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)<4> См.: Кикавец В.В. Бюджетно-налоговый маневр в сфере публичных закупок // Финансовое право. 2020. N 11. С. 31 - 34.
(Андреева Л.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)<4> См.: Кикавец В.В. Бюджетно-налоговый маневр в сфере публичных закупок // Финансовое право. 2020. N 11. С. 31 - 34.
Статья: К вопросу о налогово-правовом стимулировании в Российской Федерации
(Абдреев Т.И., Нигметзянов А.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Стимулирующие нормы в налоговом законодательстве позволяют формировать гибкий механизм воздействия государства на участников экономических отношений. Они являются составной частью общего финансового регулирования, осуществляемого на всех уровнях публичного властвования <13> и подчиняются общим тенденциям в рамках проводимой государством налоговой политики. В то же время субъекты Российской Федерации должны иметь возможность "маневра" при проведении собственной политики в части введения налоговых льгот и преференций, что должно найти отражение в федеральном законодательстве.
(Абдреев Т.И., Нигметзянов А.А.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 4)Стимулирующие нормы в налоговом законодательстве позволяют формировать гибкий механизм воздействия государства на участников экономических отношений. Они являются составной частью общего финансового регулирования, осуществляемого на всех уровнях публичного властвования <13> и подчиняются общим тенденциям в рамках проводимой государством налоговой политики. В то же время субъекты Российской Федерации должны иметь возможность "маневра" при проведении собственной политики в части введения налоговых льгот и преференций, что должно найти отражение в федеральном законодательстве.
Статья: Налоговые стимулы разработки отечественного программного обеспечения
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<37> Кныш Р.Д. Закон о налоговом маневре в ИТ-отрасли - льготы или привилегии? // Финансовое право. 2021. N 2. С. 36 - 41.
(Грант С.К., Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)<37> Кныш Р.Д. Закон о налоговом маневре в ИТ-отрасли - льготы или привилегии? // Финансовое право. 2021. N 2. С. 36 - 41.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)40. Кикавец В.В. Бюджетно-налоговый маневр в сфере публичных закупок // Финансовое право. 2020. N 11. С. 31 - 34.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)40. Кикавец В.В. Бюджетно-налоговый маневр в сфере публичных закупок // Финансовое право. 2020. N 11. С. 31 - 34.
Статья: Эстоппель в налоговом праве: непоследовательное поведение публичного субъекта и защита правомерных ожиданий налогоплательщика
(Изотов А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В двух последних спорах судьями затронута важная проблема разумного поведения налогоплательщика с предъявлением особых требований к уровню системного толкования (разграничение ошибочности и безошибочности подзаконного акта) и телеологического толкования норм права (соотнесение целей законодательных изменений при проведении "налогового маневра" с буквальным содержанием подзаконной нормы).
(Изотов А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 2)В двух последних спорах судьями затронута важная проблема разумного поведения налогоплательщика с предъявлением особых требований к уровню системного толкования (разграничение ошибочности и безошибочности подзаконного акта) и телеологического толкования норм права (соотнесение целей законодательных изменений при проведении "налогового маневра" с буквальным содержанием подзаконной нормы).
Статья: Задачи и риски компании при выделении ИТ-функции в отдельное юридическое лицо
(Стукачева Ю.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 42)Активное развитие ИТ-компаний, безусловно, требует инвестиций. Правительство РФ неоднократно озвучивало заинтересованность в стимулировании разработки и экспорта российского программного обеспечения (ПО), а также в привлечении высокотехнологических компаний в страну. Напомним, что для достижения поставленных целей 31 июля 2020 г. вступил в силу Федеральный закон N 265-ФЗ, направленный на поддержку ИТ-отрасли. Так называемый налоговый маневр для ИТ-бизнеса предполагает существенное снижение ставок по налогу на прибыль и страховым взносам в отношении квалифицируемых видов деятельности для компаний, аккредитованных в Минцифры в качестве ИТ-компаний.
(Стукачева Ю.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 42)Активное развитие ИТ-компаний, безусловно, требует инвестиций. Правительство РФ неоднократно озвучивало заинтересованность в стимулировании разработки и экспорта российского программного обеспечения (ПО), а также в привлечении высокотехнологических компаний в страну. Напомним, что для достижения поставленных целей 31 июля 2020 г. вступил в силу Федеральный закон N 265-ФЗ, направленный на поддержку ИТ-отрасли. Так называемый налоговый маневр для ИТ-бизнеса предполагает существенное снижение ставок по налогу на прибыль и страховым взносам в отношении квалифицируемых видов деятельности для компаний, аккредитованных в Минцифры в качестве ИТ-компаний.
Статья: О роли и проблемах налогового стимулирования в развитии радиоэлектронной промышленности
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)<11> Васильева Н.В. Установление налоговых льгот по региональным налогам // Гражданин и право. 2010. N 3. С. 23 - 29.
(Тихонова А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)<11> Васильева Н.В. Установление налоговых льгот по региональным налогам // Гражданин и право. 2010. N 3. С. 23 - 29.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В июле 2020 г. был утвержден Первый пакет мер поддержки IT-отрасли, который вступил в силу с 2021 г. Он предусматривает проведение "налогового маневра" для IT-отрасли - установление для российских компаний ставок по налогу на прибыль в размере 3% (в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет) и нулевой - в части, подлежащей перечислению в региональные бюджеты. Он также снижает ставку страховых взносов с 14% до 7,6%. Основанием для "налогового маневра" является Федеральный закон N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый 31 июля 2020 г., которым были внесены соответствующие изменения в режим налогообложения IT-компаний, положения вступили в силу с 1 января 2021 г. [336].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В июле 2020 г. был утвержден Первый пакет мер поддержки IT-отрасли, который вступил в силу с 2021 г. Он предусматривает проведение "налогового маневра" для IT-отрасли - установление для российских компаний ставок по налогу на прибыль в размере 3% (в части, подлежащей перечислению в федеральный бюджет) и нулевой - в части, подлежащей перечислению в региональные бюджеты. Он также снижает ставку страховых взносов с 14% до 7,6%. Основанием для "налогового маневра" является Федеральный закон N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", принятый 31 июля 2020 г., которым были внесены соответствующие изменения в режим налогообложения IT-компаний, положения вступили в силу с 1 января 2021 г. [336].
Статья: Концептуальные направления подготовки Кодекса о закупках Российской Федерации
(Кикавец В.В., Лисин П.В., Садофьев А.А., Тенишев А.П.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)<5> Кикавец В.В. Бюджетно-налоговый маневр в сфере публичных закупок // Финансовое право. 2020. N 11. С. 31 - 34; Кикавец В.В. Правовое регулирование финансового обеспечения публичных закупок в России // Финансовое право. 2021. N 4. С. 17 - 26; Кикавец В.В., Цареградская Ю.К. Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: Монография / Под ред. В.В. Кикавца. М.: Проспект, 2022. 208 с.
(Кикавец В.В., Лисин П.В., Садофьев А.А., Тенишев А.П.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)<5> Кикавец В.В. Бюджетно-налоговый маневр в сфере публичных закупок // Финансовое право. 2020. N 11. С. 31 - 34; Кикавец В.В. Правовое регулирование финансового обеспечения публичных закупок в России // Финансовое право. 2021. N 4. С. 17 - 26; Кикавец В.В., Цареградская Ю.К. Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: Монография / Под ред. В.В. Кикавца. М.: Проспект, 2022. 208 с.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)На это обращено внимание в Письме ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли".
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)На это обращено внимание в Письме ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@ "О налоговом маневре в IT-отрасли".