Налоговые органы в своей деятельности руководствуются
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговые органы в своей деятельности руководствуются (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 252 "Расходы. Группировка расходов" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Также налоговый орган пришел к выводу о неправомерном принятии к вычету НДС и учету налогоплательщиком расходов при приобретении товара у другого контрагента. Налоговый орган установил, что у контрагента отсутствовали необходимые условия для поставок данного товара (в частности, оборудование для его производства или затраты на его приобретение у другого лица, складские помещения, персонал). Налоговый орган установил, что фактическим поставщиком и производителем данной продукции является лицо, взаимозависимое с номинальным поставщиком, которое обладает необходимым оборудованием, работниками, помещением, транспортом для осуществления поставок продукции. Установив фактического поставщика товара, налоговый орган, руководствуясь ст. 54.1 НК РФ, признал неправомерным в полном объеме принятие к вычету НДС по данным сделкам и учет по ним расходов. Суд признал правомерным отказ в принятии к вычету НДС, поскольку реальный поставщик товара применял УСН. Вместе с тем суд отметил, что полное исключение из состава затрат стоимости приобретенных товаров противоречит действующему законодательству, учитывая реальность поставки и последующее использование налогоплательщиком товара в своей производственной деятельности, и признал незаконным доначисление налога на прибыль в данной части.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Также налоговый орган пришел к выводу о неправомерном принятии к вычету НДС и учету налогоплательщиком расходов при приобретении товара у другого контрагента. Налоговый орган установил, что у контрагента отсутствовали необходимые условия для поставок данного товара (в частности, оборудование для его производства или затраты на его приобретение у другого лица, складские помещения, персонал). Налоговый орган установил, что фактическим поставщиком и производителем данной продукции является лицо, взаимозависимое с номинальным поставщиком, которое обладает необходимым оборудованием, работниками, помещением, транспортом для осуществления поставок продукции. Установив фактического поставщика товара, налоговый орган, руководствуясь ст. 54.1 НК РФ, признал неправомерным в полном объеме принятие к вычету НДС по данным сделкам и учет по ним расходов. Суд признал правомерным отказ в принятии к вычету НДС, поскольку реальный поставщик товара применял УСН. Вместе с тем суд отметил, что полное исключение из состава затрат стоимости приобретенных товаров противоречит действующему законодательству, учитывая реальность поставки и последующее использование налогоплательщиком товара в своей производственной деятельности, и признал незаконным доначисление налога на прибыль в данной части.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Также налоговый орган пришел к выводу о неправомерном принятии к вычету НДС и учету налогоплательщиком расходов при приобретении товара у другого контрагента. Налоговый орган установил, что у контрагента отсутствовали необходимые условия для поставок данного товара (в частности, оборудование для его производства или затраты на его приобретение у другого лица, складские помещения, персонал). Налоговый орган установил, что фактическим поставщиком и производителем данной продукции является лицо, взаимозависимое с номинальным поставщиком, которое обладает необходимым оборудованием, работниками, помещением, транспортом для осуществления поставок продукции. Установив фактического поставщика товара, налоговый орган, руководствуясь ст. 54.1 НК РФ, признал неправомерным в полном объеме принятие к вычету НДС по данным сделкам и учет по ним расходов. Суд признал правомерным отказ в принятии к вычету НДС, поскольку реальный поставщик товара применял УСН. Вместе с тем суд отметил, что полное исключение из состава затрат стоимости приобретенных товаров противоречит действующему законодательству, учитывая реальность поставки и последующее использование налогоплательщиком товара в своей производственной деятельности, и признал незаконным доначисление налога на прибыль в данной части.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Также налоговый орган пришел к выводу о неправомерном принятии к вычету НДС и учету налогоплательщиком расходов при приобретении товара у другого контрагента. Налоговый орган установил, что у контрагента отсутствовали необходимые условия для поставок данного товара (в частности, оборудование для его производства или затраты на его приобретение у другого лица, складские помещения, персонал). Налоговый орган установил, что фактическим поставщиком и производителем данной продукции является лицо, взаимозависимое с номинальным поставщиком, которое обладает необходимым оборудованием, работниками, помещением, транспортом для осуществления поставок продукции. Установив фактического поставщика товара, налоговый орган, руководствуясь ст. 54.1 НК РФ, признал неправомерным в полном объеме принятие к вычету НДС по данным сделкам и учет по ним расходов. Суд признал правомерным отказ в принятии к вычету НДС, поскольку реальный поставщик товара применял УСН. Вместе с тем суд отметил, что полное исключение из состава затрат стоимости приобретенных товаров противоречит действующему законодательству, учитывая реальность поставки и последующее использование налогоплательщиком товара в своей производственной деятельности, и признал незаконным доначисление налога на прибыль в данной части.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как применяются письма Минфина России по вопросам налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговые органы в своей деятельности обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина России, которые адресованы им (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.02.2020 N 03-11-11/12408). В то же время налоговые органы на местах в первую очередь руководствуются разъяснениями ФНС России, в том числе согласованными с Минфином России или с аналогичной позицией (Письма ФНС России от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@, Минфина России от 12.10.2011 N 03-02-08/110). Также они ориентируются на актуальную судебную практику - в первую очередь на акты высших судов (Письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 (направлено для использования в работе Письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097)).
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговые органы в своей деятельности обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина России, которые адресованы им (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.02.2020 N 03-11-11/12408). В то же время налоговые органы на местах в первую очередь руководствуются разъяснениями ФНС России, в том числе согласованными с Минфином России или с аналогичной позицией (Письма ФНС России от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@, Минфина России от 12.10.2011 N 03-02-08/110). Также они ориентируются на актуальную судебную практику - в первую очередь на акты высших судов (Письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 (направлено для использования в работе Письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097)).
Статья: Правовое регулирование функционирования налоговой системы Российской Федерации в условиях цифровой экономики
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)Поэтому, говоря об отсутствии какой-то конкретной нормы, позволяющей урегулировать налоговые правоотношения, нужно не забывать о многообразии форм права, позволяющих урегулировать данные отношения. В данном случае мы можем говорить и о принципах правах, и о возможности индивидуального правового регулирования, например, в процессе разрешения налогового спора судебные органы, "безусловно, должны руководствоваться принципами права при осуществлении своей деятельности" <2>.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)Поэтому, говоря об отсутствии какой-то конкретной нормы, позволяющей урегулировать налоговые правоотношения, нужно не забывать о многообразии форм права, позволяющих урегулировать данные отношения. В данном случае мы можем говорить и о принципах правах, и о возможности индивидуального правового регулирования, например, в процессе разрешения налогового спора судебные органы, "безусловно, должны руководствоваться принципами права при осуществлении своей деятельности" <2>.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 3. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 3. Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Приказ Минфина России от 17.07.2014 N 61н
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)3. Межрайонная инспекция по КН является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации крупнейшими налогоплательщиками регионального уровня, основным видом экономической деятельности которых является ________ (далее - крупнейшие налогоплательщики регионального уровня), а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
(ред. от 10.06.2024)
"Об утверждении Типовых положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы"
(вместе с "Типовым положением об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу", "Типовым положением об управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа)", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения", "Типовым положением о межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю", "Типовым положением о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по управлению долгом в границах федерального округа (субъектов Российской Федерации, не входящих в состав федерального округа)", "Типовым положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по контролю и надзору за налогоплательщиками в сфере бюджетного финансирования")
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2014 N 34539)3. Межрайонная инспекция по КН является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации крупнейшими налогоплательщиками регионального уровня, основным видом экономической деятельности которых является ________ (далее - крупнейшие налогоплательщики регионального уровня), а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Вопрос: Об исчислении для целей НДФЛ срока владения долей в нежилом помещении, полученной в 2020 г. на основании соглашения об определении (перераспределении) долей в праве собственности.
(Письмо ФНС России от 22.03.2023 N БС-19-11/79@)При этом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах бюджетной и налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.
(Письмо ФНС России от 22.03.2023 N БС-19-11/79@)При этом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах бюджетной и налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации.
Статья: Проблема неисполнения судебных решений о понуждении к изменению фирменного наименования юридического лица
(Кочкурова К.С.)
("Современное право", 2024, N 11)До наложения штрафа на ООО "ЁБИДОЁБИ" в 2024 году в практике был лишь один случай: в 2021 году суд удовлетворил требования налогового органа о понуждении к изменению фирменного наименования ООО "ИТАЛИЯ ФИНАНС" <5>. Решение ответчиком не исполнялось почти год. 28 марта 2023 г. суд, руководствуясь ст. 332 АПК РФ, по заявлению налогового органа установил судебный штраф в размере 50 тыс. рублей <6>. Но решение так и не было исполнено, а компания прекратила свою деятельность 29 июня 2023 г.
(Кочкурова К.С.)
("Современное право", 2024, N 11)До наложения штрафа на ООО "ЁБИДОЁБИ" в 2024 году в практике был лишь один случай: в 2021 году суд удовлетворил требования налогового органа о понуждении к изменению фирменного наименования ООО "ИТАЛИЯ ФИНАНС" <5>. Решение ответчиком не исполнялось почти год. 28 марта 2023 г. суд, руководствуясь ст. 332 АПК РФ, по заявлению налогового органа установил судебный штраф в размере 50 тыс. рублей <6>. Но решение так и не было исполнено, а компания прекратила свою деятельность 29 июня 2023 г.
Вопрос: Правомерен ли отказ заказчику в вычете НДС, если в отношении подрядчика выявлены признаки однодневки или технической компании, но к ответственности за налоговое правонарушение заказчик не был привлечен?
(Консультация эксперта, 2024)В свою очередь, налоговые органы, руководствуясь указанными положениями в их нормативном единстве с положением, предусматривающим право налоговых органов изменять юридическую квалификацию сделок, совершенных налогоплательщиком, его статус и характер деятельности, устанавливают ряд критериев оценки операций, отраженных налогоплательщиками в целях налогообложения (пп. 2 п. 3 ст. 45 НК РФ, п. 2 Письма):
(Консультация эксперта, 2024)В свою очередь, налоговые органы, руководствуясь указанными положениями в их нормативном единстве с положением, предусматривающим право налоговых органов изменять юридическую квалификацию сделок, совершенных налогоплательщиком, его статус и характер деятельности, устанавливают ряд критериев оценки операций, отраженных налогоплательщиками в целях налогообложения (пп. 2 п. 3 ст. 45 НК РФ, п. 2 Письма):
Вопрос: О представлении декларации по НДС, а также функциях операторов электронного документооборота.
(Письмо ФНС России от 25.04.2023 N ЕА-3-26/5723@)Операторы ЭДО, оказывающие услуги налогоплательщику, в том числе по предоставлению клиентского программного обеспечения собственной разработки, сертифицированных средств криптографической защиты информации, и осуществляющие передачу налоговой и бухгалтерской отчетности по ТКС от налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы в соответствии с требованиями Кодекса, реализуют свою деятельность на коммерческой основе и определяют стоимость оказываемых налогоплательщикам услуг самостоятельно. ФНС России не имеет полномочий по регулированию ценовой политики, устанавливаемой Операторами ЭДО.
(Письмо ФНС России от 25.04.2023 N ЕА-3-26/5723@)Операторы ЭДО, оказывающие услуги налогоплательщику, в том числе по предоставлению клиентского программного обеспечения собственной разработки, сертифицированных средств криптографической защиты информации, и осуществляющие передачу налоговой и бухгалтерской отчетности по ТКС от налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы в соответствии с требованиями Кодекса, реализуют свою деятельность на коммерческой основе и определяют стоимость оказываемых налогоплательщикам услуг самостоятельно. ФНС России не имеет полномочий по регулированию ценовой политики, устанавливаемой Операторами ЭДО.
Статья: Вопросы эффективности прокурорской деятельности по надзору за исполнением налогового законодательства
(Залужный А.Г., Аронин В.А.)
("Современное право", 2025, N 6)При этом, защищая интересы государства в публично-правовой сфере или права и свободы граждан, органы прокуратуры должны руководствоваться исключительно законодательством Российской Федерации и осуществлять свою деятельность в рамках установленных для них полномочий.
(Залужный А.Г., Аронин В.А.)
("Современное право", 2025, N 6)При этом, защищая интересы государства в публично-правовой сфере или права и свободы граждан, органы прокуратуры должны руководствоваться исключительно законодательством Российской Федерации и осуществлять свою деятельность в рамках установленных для них полномочий.
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Между тем налоговые органы вправе назначить выездную проверку компании независимо от финансово-экономических результатов ее деятельности.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Между тем налоговые органы вправе назначить выездную проверку компании независимо от финансово-экономических результатов ее деятельности.
Вопрос: О применении УСН адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты и иные формы адвокатских образований, при осуществлении предпринимательской деятельности, не связанной с адвокатской деятельностью.
(Письмо ФНС России от 16.07.2024 N СД-4-3/8052@)В связи с вышеизложенным ФНС России информирует, что по вопросу о возможности применения адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований, УСН в отношении видов предпринимательской деятельности, не являющейся адвокатской деятельностью, налоговые органы руководствуются позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации по указанному вопросу.
(Письмо ФНС России от 16.07.2024 N СД-4-3/8052@)В связи с вышеизложенным ФНС России информирует, что по вопросу о возможности применения адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований, УСН в отношении видов предпринимательской деятельности, не являющейся адвокатской деятельностью, налоговые органы руководствуются позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации по указанному вопросу.
Статья: Налоговые споры и проверки - чем приметен год?
(Васильева А.)
("Жилищное право", 2021, N 9; "Административное право", 2021, N 4)<1> Статья 54.1 введена в НК РФ Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу 19.08.2017. До ее появления на практике налоговые органы руководствовались правилами, закрепленными в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", позиции которого остаются применимыми.
(Васильева А.)
("Жилищное право", 2021, N 9; "Административное право", 2021, N 4)<1> Статья 54.1 введена в НК РФ Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившим в силу 19.08.2017. До ее появления на практике налоговые органы руководствовались правилами, закрепленными в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", позиции которого остаются применимыми.
"Субъективный фактор в частном праве: монография"
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)Анализ смежных правовых категорий, которые применяются в публичных и частноправовых отраслях, демонстрирует различный подход к формированию структурных элементов таких принципов, как добросовестность и разумность. Налоговое право, направленное на установление и неукоснительное исполнение понятной всем обязанности по уплате налогов, предъявляет к добросовестному субъекту значительно больший набор содержательных требований, чем гражданское право. Должная осмотрительность участника хозяйственной деятельности при ее оценке налоговыми органами или судами выходит за правовые рамки, установленные частным правом, и возлагает на сторону активные обязанности, связанные с проверкой контрагента, его статуса, целей и намерений. Возникает ситуация правовой двойственности, когда субъект вступает в договорные отношения, руководствуется требованиями гражданского законодательства, а в последующем при оценке обязательства налоговыми органами получает иную квалификацию своего поведения.
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)Анализ смежных правовых категорий, которые применяются в публичных и частноправовых отраслях, демонстрирует различный подход к формированию структурных элементов таких принципов, как добросовестность и разумность. Налоговое право, направленное на установление и неукоснительное исполнение понятной всем обязанности по уплате налогов, предъявляет к добросовестному субъекту значительно больший набор содержательных требований, чем гражданское право. Должная осмотрительность участника хозяйственной деятельности при ее оценке налоговыми органами или судами выходит за правовые рамки, установленные частным правом, и возлагает на сторону активные обязанности, связанные с проверкой контрагента, его статуса, целей и намерений. Возникает ситуация правовой двойственности, когда субъект вступает в договорные отношения, руководствуется требованиями гражданского законодательства, а в последующем при оценке обязательства налоговыми органами получает иную квалификацию своего поведения.
Типовая ситуация: Аттестация работников: как провести и оформить
(Издательство "Главная книга", 2025)В 2023 - 2026 гг. непосредственно активно участвовала в организации электронного документооборота с работниками, контрагентами и банками, разработке технического задания для автоматического учета заработной платы. Успешно проводила ежегодную сверку задолженности с контрагентами и налоговой инспекцией
(Издательство "Главная книга", 2025)В 2023 - 2026 гг. непосредственно активно участвовала в организации электронного документооборота с работниками, контрагентами и банками, разработке технического задания для автоматического учета заработной платы. Успешно проводила ежегодную сверку задолженности с контрагентами и налоговой инспекцией