Налоговые органы исполнительная власть
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговые органы исполнительная власть (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. По его мнению, решение Управления ФНС России по Кировской области о проведении налоговой проверки в отношении налогоплательщика, находящегося на территории Республики Татарстан, противоречит положениям п. 2 ст. 89 НК РФ, согласно которым налоговый контроль осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Также общество указывает, что им оспаривается распоряжение ФНС России от 03.04.2023 N 83@ "О внесении изменений в приложение к распоряжению Федеральной налоговой службы от 23.04.2021 N 96@" (далее - Распоряжение N 83@) в Верховном Суде Российской Федерации (дело N АКПИ24-595). Суд не нашел оснований для признания недействительным решения налогового органа, поскольку в результате внесенных Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в п. 2 ст. 89 НК РФ изменений решение о проведении выездной налоговой проверки вправе выносить также налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации. Распоряжением N 83@ Управление ФНС России по Кировской области уполномочено на проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) в том числе в Республике Татарстан, следовательно, оспариваемое решение Управления о проведении выездной налоговой проверки принято уполномоченным налоговым органом в порядке, установленном п. 2 ст. 89 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. По его мнению, решение Управления ФНС России по Кировской области о проведении налоговой проверки в отношении налогоплательщика, находящегося на территории Республики Татарстан, противоречит положениям п. 2 ст. 89 НК РФ, согласно которым налоговый контроль осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Также общество указывает, что им оспаривается распоряжение ФНС России от 03.04.2023 N 83@ "О внесении изменений в приложение к распоряжению Федеральной налоговой службы от 23.04.2021 N 96@" (далее - Распоряжение N 83@) в Верховном Суде Российской Федерации (дело N АКПИ24-595). Суд не нашел оснований для признания недействительным решения налогового органа, поскольку в результате внесенных Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в п. 2 ст. 89 НК РФ изменений решение о проведении выездной налоговой проверки вправе выносить также налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации. Распоряжением N 83@ Управление ФНС России по Кировской области уполномочено на проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) в том числе в Республике Татарстан, следовательно, оспариваемое решение Управления о проведении выездной налоговой проверки принято уполномоченным налоговым органом в порядке, установленном п. 2 ст. 89 НК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой статус органов исполнительной власти, обеспечивающих налоговую безопасность государства
(Маслов К.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)"Административное право и процесс", 2023, N 9
(Маслов К.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)"Административное право и процесс", 2023, N 9
Нормативные акты
Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 2. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 2. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
Статья: Отдельные аспекты использования искусственного интеллекта в контрольно-надзорной деятельности таможенных органов
(Кожуханов Н.М.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 2)Вопрос организации и административно-правового регулирования контроля и надзора в России занимает особое место ввиду того, что данный вид деятельности на государственном и муниципальном уровнях является системообразующим для органов, его реализующих. Обилие нормативных актов, регулирующих рассматриваемую сферу, изобилующих бланкетными нормами, выделение множества частных вариантов организации государственного и муниципального контроля и надзора вносят деструктивное начало в правореализационный механизм и не способствуют выработке системного представления о построении общегосударственной системы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации (РФ). Например, как в случае с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (ред. от 05.12.2022), законодатель дает определение контроля и надзора исходя из целей и специфики предмета регулирования указанного нормативного правового акта, из поля зрения которого выпадает целый пласт деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) - таможенный, налоговый, валютный контроль и многое другое.
(Кожуханов Н.М.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 2)Вопрос организации и административно-правового регулирования контроля и надзора в России занимает особое место ввиду того, что данный вид деятельности на государственном и муниципальном уровнях является системообразующим для органов, его реализующих. Обилие нормативных актов, регулирующих рассматриваемую сферу, изобилующих бланкетными нормами, выделение множества частных вариантов организации государственного и муниципального контроля и надзора вносят деструктивное начало в правореализационный механизм и не способствуют выработке системного представления о построении общегосударственной системы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации (РФ). Например, как в случае с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (ред. от 05.12.2022), законодатель дает определение контроля и надзора исходя из целей и специфики предмета регулирования указанного нормативного правового акта, из поля зрения которого выпадает целый пласт деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) - таможенный, налоговый, валютный контроль и многое другое.
Готовое решение: Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Заполните также заголовочную часть бухгалтерской отчетности на основе Приложений N N 1 или 2 в зависимости от того, представляете вы отчетность в налоговый орган, орган государственной статистики, другие органы исполнительной власти или нет.
(КонсультантПлюс, 2025)Заполните также заголовочную часть бухгалтерской отчетности на основе Приложений N N 1 или 2 в зависимости от того, представляете вы отчетность в налоговый орган, орган государственной статистики, другие органы исполнительной власти или нет.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)<1> В Определениях КС РФ от 12 июля 2006 г. N 266-О, 267-О указано, что ранее выраженная правовая позиция о том, что произвольное и дискриминационное применение налоговых норм органами исполнительной власти является недопустимым, остается неизменной (см. Постановления КС РФ от 8 октября 1997 г. N 13-П, от 11 ноября 1997 г. N 16-П, от 28 марта 2000 г. N 5-П, от 20 февраля 2001 г. N 3-П). Приведенная правовая позиция является универсальной и распространяется на все формы налогового контроля. Ранее выраженная правовая позиция о том, что механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и одновременно надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения, остается неизменной (см. Постановление КС РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П).
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)<1> В Определениях КС РФ от 12 июля 2006 г. N 266-О, 267-О указано, что ранее выраженная правовая позиция о том, что произвольное и дискриминационное применение налоговых норм органами исполнительной власти является недопустимым, остается неизменной (см. Постановления КС РФ от 8 октября 1997 г. N 13-П, от 11 ноября 1997 г. N 16-П, от 28 марта 2000 г. N 5-П, от 20 февраля 2001 г. N 3-П). Приведенная правовая позиция является универсальной и распространяется на все формы налогового контроля. Ранее выраженная правовая позиция о том, что механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и одновременно надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения, остается неизменной (см. Постановление КС РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П).
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Таким образом, имевшая место ранее тенденция законодательного расширения предварительного судебного контроля за взысканием органами исполнительной власти налоговых задолженностей, которая набирала обороты в течение всего XX в., в настоящее время утрачивает свою актуальность, что может быть признано обоснованным исключительно в случае сохранения равноценных гарантий налогоплательщикам - физическим лицам. В числе таких гарантий: простые и удобные способы выражения несогласия гражданина с выставленной задолженностью; невозможность или приостановление взыскания в случае поступления возражений налогоплательщика (в налоговый орган, принявший решение, вышестоящий налоговый орган) или предъявления заявления в суд; надлежащее и своевременное уведомление гражданина о выставленной задолженности; возможность беспрепятственного восстановления срока подачи возражений в случае его пропуска по уважительным причинам; возложение бремени доказывания законности и обоснованности исчисления и выставления налоговой задолженности на налоговый орган. Не касаясь не раз поднимавшегося в процессуальной доктрине вопроса о том, осуществляется ли правосудие в рамках приказного производства, следует отметить, что при создании вышеуказанных гарантий, которые должны в обязательном порядке обеспечиваться налоговыми органами, и при сохранении возможности обратиться в течение определенного срока в суд до того, как задолженность будет принудительно взыскана, осуществление взыскания налоговых задолженностей судом в порядке приказного производства едва ли будет иметь какие-либо преимущества по сравнению с проектируемым внесудебным порядком.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Таким образом, имевшая место ранее тенденция законодательного расширения предварительного судебного контроля за взысканием органами исполнительной власти налоговых задолженностей, которая набирала обороты в течение всего XX в., в настоящее время утрачивает свою актуальность, что может быть признано обоснованным исключительно в случае сохранения равноценных гарантий налогоплательщикам - физическим лицам. В числе таких гарантий: простые и удобные способы выражения несогласия гражданина с выставленной задолженностью; невозможность или приостановление взыскания в случае поступления возражений налогоплательщика (в налоговый орган, принявший решение, вышестоящий налоговый орган) или предъявления заявления в суд; надлежащее и своевременное уведомление гражданина о выставленной задолженности; возможность беспрепятственного восстановления срока подачи возражений в случае его пропуска по уважительным причинам; возложение бремени доказывания законности и обоснованности исчисления и выставления налоговой задолженности на налоговый орган. Не касаясь не раз поднимавшегося в процессуальной доктрине вопроса о том, осуществляется ли правосудие в рамках приказного производства, следует отметить, что при создании вышеуказанных гарантий, которые должны в обязательном порядке обеспечиваться налоговыми органами, и при сохранении возможности обратиться в течение определенного срока в суд до того, как задолженность будет принудительно взыскана, осуществление взыскания налоговых задолженностей судом в порядке приказного производства едва ли будет иметь какие-либо преимущества по сравнению с проектируемым внесудебным порядком.
Статья: Обнуление сроков для налоговой проверки - конституционно-правовое испытание
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Конституционный Суд РФ подчеркнул, что указанные требования в полной мере относятся к государственному контролю за исполнением конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции Российской Федерации), напомнив, что согласно конституционному принципу верховенства закона (ст. 4, ч. 2; ст. 15, ч. 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и вытекающему из него принципу основанности на законе деятельности органов исполнительной власти налоговые органы нуждаются в законодательной основе для своей деятельности. Именно связанностью налоговых органов законом обусловлено детальное регулирование соответствующих отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2003 года N 12-П).
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Конституционный Суд РФ подчеркнул, что указанные требования в полной мере относятся к государственному контролю за исполнением конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции Российской Федерации), напомнив, что согласно конституционному принципу верховенства закона (ст. 4, ч. 2; ст. 15, ч. 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и вытекающему из него принципу основанности на законе деятельности органов исполнительной власти налоговые органы нуждаются в законодательной основе для своей деятельности. Именно связанностью налоговых органов законом обусловлено детальное регулирование соответствующих отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2003 года N 12-П).
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Согласно новому пункту 9 ст. 391 НК РФ до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов РФ, определяется на основе нормативной цены земли, установленной для соответствующего налогового периода уполномоченными органами исполнительной власти данных субъектов РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Согласно новому пункту 9 ст. 391 НК РФ до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов РФ, определяется на основе нормативной цены земли, установленной для соответствующего налогового периода уполномоченными органами исполнительной власти данных субъектов РФ.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)3. К федеральным органам исполнительной власти, которые уполномочены осуществлять функции государственного контроля и надзора, относятся федеральные службы. Именно они, как следует из анализа нормативных положений п. 4 Указа Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", уполномочены на реализацию функций "по контролю и надзору в установленной сфере деятельности". К примеру, ФНС России согласно Положению о Федеральной налоговой службе "является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов" <1>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)3. К федеральным органам исполнительной власти, которые уполномочены осуществлять функции государственного контроля и надзора, относятся федеральные службы. Именно они, как следует из анализа нормативных положений п. 4 Указа Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", уполномочены на реализацию функций "по контролю и надзору в установленной сфере деятельности". К примеру, ФНС России согласно Положению о Федеральной налоговой службе "является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов" <1>.