Налоговые льготы организациям инвалидов
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговые льготы организациям инвалидов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 381 "Налоговые льготы" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению общества, ему полагается льгота по налогу на имущество, поскольку его учредителем является региональная общественная организация инвалидов (п. 3 ст. 381 НК РФ).
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению общества, ему полагается льгота по налогу на имущество, поскольку его учредителем является региональная общественная организация инвалидов (п. 3 ст. 381 НК РФ).
Важнейшая практика по ст. 381 НК РФЛьготу по налогу на имущество могут применять любые общественные организации инвалидов >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Налоговые льготы по налогу на имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)1.1.1. Льгота по имуществу, связанному с деятельностью общественных организаций инвалидов
(КонсультантПлюс, 2025)1.1.1. Льгота по имуществу, связанному с деятельностью общественных организаций инвалидов
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>4. Суд признал за региональной общественной организацией инвалидов право пользоваться льготой по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 3 статьи 381 НК РФ.
<Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации>4. Суд признал за региональной общественной организацией инвалидов право пользоваться льготой по налогу на имущество организаций, предусмотренной пунктом 3 статьи 381 НК РФ.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33
"О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость"Так, например, подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ устанавливает налоговую льготу в отношении столовых образовательных и медицинских организаций, подпункт 1 пункта 3 статьи 149 - в отношении религиозных организаций, подпункт 2 пункта 3 статьи 149 - в отношении общественных организаций инвалидов, подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ - в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.
"О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость"Так, например, подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ устанавливает налоговую льготу в отношении столовых образовательных и медицинских организаций, подпункт 1 пункта 3 статьи 149 - в отношении религиозных организаций, подпункт 2 пункта 3 статьи 149 - в отношении общественных организаций инвалидов, подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ - в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Может ли применять освобождение от НДС организация инвалидов, для которой получение дохода является приоритетной деятельностью по отношению к уставной
(КонсультантПлюс, 2025)Суд пришел к выводу о том, что направленность действий организации на получение необоснованной налоговой выгоды в виде льготы по НДС общественных организаций инвалидов доказана. Наличие у организации статуса общественной организации инвалидов и формальное соответствие заявителя условиям, предусмотренным пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, для применения налоговой льготы не могут использоваться преимущественно для получения необоснованной налоговой выгоды.
Может ли применять освобождение от НДС организация инвалидов, для которой получение дохода является приоритетной деятельностью по отношению к уставной
(КонсультантПлюс, 2025)Суд пришел к выводу о том, что направленность действий организации на получение необоснованной налоговой выгоды в виде льготы по НДС общественных организаций инвалидов доказана. Наличие у организации статуса общественной организации инвалидов и формальное соответствие заявителя условиям, предусмотренным пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, для применения налоговой льготы не могут использоваться преимущественно для получения необоснованной налоговой выгоды.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Налоговым органом было установлено, что удельный вес суммы расходов, направленных организацией на реализацию уставных целей, в общей сумме выручки, полученной от коммерческой деятельности за проверяемый период, составил лишь 0,93%, а сумма средств, направленных на уставную деятельность, - 5,2% суммы налоговой льготы по НДС. Суд согласился с тем, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически деятельность организации в проверяемый период носила коммерческий характер и не являлась уставной, финансирование деятельности по достижению уставных целей осуществлялось по остаточному принципу и в пределах сумм, не соразмерных суммам общих доходов организации инвалидов, при этом практически все расходы связаны с осуществлением ею предпринимательской деятельности. На этом основании суд пришел к выводу о том, что применение льготы, предусмотренной подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, в данном случае неправомерно.
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Налоговым органом было установлено, что удельный вес суммы расходов, направленных организацией на реализацию уставных целей, в общей сумме выручки, полученной от коммерческой деятельности за проверяемый период, составил лишь 0,93%, а сумма средств, направленных на уставную деятельность, - 5,2% суммы налоговой льготы по НДС. Суд согласился с тем, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически деятельность организации в проверяемый период носила коммерческий характер и не являлась уставной, финансирование деятельности по достижению уставных целей осуществлялось по остаточному принципу и в пределах сумм, не соразмерных суммам общих доходов организации инвалидов, при этом практически все расходы связаны с осуществлением ею предпринимательской деятельности. На этом основании суд пришел к выводу о том, что применение льготы, предусмотренной подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, в данном случае неправомерно.
Готовое решение: Льготируемое имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)По федеральным льготам от налога освобождена недвижимость, в частности (ст. 381 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)По федеральным льготам от налога освобождена недвижимость, в частности (ст. 381 НК РФ):
Статья: Система налоговых льгот по налогу на имущество организаций
(Семкина Т.И., Стешенко Ю.А., Сорокин А.В.)
("Финансы", 2023, N 9)- социальные (для общероссийских общественных организаций инвалидов в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности; для религиозных организаций в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности, и др.);
(Семкина Т.И., Стешенко Ю.А., Сорокин А.В.)
("Финансы", 2023, N 9)- социальные (для общероссийских общественных организаций инвалидов в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности; для религиозных организаций в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности, и др.);
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Налоговым органом было установлено, что удельный вес суммы расходов, направленных организацией на реализацию уставных целей, в общей сумме выручки, полученной от коммерческой деятельности за проверяемый период, составил лишь 0,93%, а сумма средств, направленных на уставную деятельность, - 5,2% от суммы налоговой льготы по НДС. Суд согласился, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически деятельность организации в проверяемый период носила коммерческий характер и не являлась уставной, финансирование деятельности по достижению уставных целей осуществлялось по остаточному принципу и в пределах сумм, несоразмерных суммам общих доходов организации инвалидов, при этом практически все расходы связаны с осуществлением ею предпринимательской деятельности. На этом основании суд пришел к выводу о том, что применение льготы, предусмотренной подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, в данном случае неправомерно.
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Налоговым органом было установлено, что удельный вес суммы расходов, направленных организацией на реализацию уставных целей, в общей сумме выручки, полученной от коммерческой деятельности за проверяемый период, составил лишь 0,93%, а сумма средств, направленных на уставную деятельность, - 5,2% от суммы налоговой льготы по НДС. Суд согласился, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что фактически деятельность организации в проверяемый период носила коммерческий характер и не являлась уставной, финансирование деятельности по достижению уставных целей осуществлялось по остаточному принципу и в пределах сумм, несоразмерных суммам общих доходов организации инвалидов, при этом практически все расходы связаны с осуществлением ею предпринимательской деятельности. На этом основании суд пришел к выводу о том, что применение льготы, предусмотренной подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ, в данном случае неправомерно.
Вопрос: О налогах, уплачиваемых организациями, использующими труд инвалидов, а также физлицами-инвалидами при осуществлении ремесленной деятельности (создании продукции ручной работы).
(Письмо ФНС России от 25.04.2024 N БС-16-11/136@)Поскольку запрос касается юридических лиц, использующих труд инвалидов, подпадающих под налоговые льготы и преференции, то в целях налогообложения такой категории юридических лиц полагаем целесообразным учитывать следующие положения НК РФ.
(Письмо ФНС России от 25.04.2024 N БС-16-11/136@)Поскольку запрос касается юридических лиц, использующих труд инвалидов, подпадающих под налоговые льготы и преференции, то в целях налогообложения такой категории юридических лиц полагаем целесообразным учитывать следующие положения НК РФ.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В тех случаях, когда некоммерческие организации оказывают платные правовые услуги, их деятельность является предпринимательской и подпадает под действие правовых норм, устанавливающих режим осуществления предпринимательской деятельности. В то же время условия деятельности некоммерческих организаций отличаются от условий деятельности юридических фирм, являющихся коммерческими организациями. Некоммерческие организации при определенных обстоятельствах могут пользоваться налоговыми льготами, оплачивать арендуемые под офис нежилые помещения по пониженным ставкам, получать иную помощь от региональных органов и муниципальных образований. Например, в силу ст. 333.37 НК РФ льготы по уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, предоставляются общественным организациям инвалидов.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В тех случаях, когда некоммерческие организации оказывают платные правовые услуги, их деятельность является предпринимательской и подпадает под действие правовых норм, устанавливающих режим осуществления предпринимательской деятельности. В то же время условия деятельности некоммерческих организаций отличаются от условий деятельности юридических фирм, являющихся коммерческими организациями. Некоммерческие организации при определенных обстоятельствах могут пользоваться налоговыми льготами, оплачивать арендуемые под офис нежилые помещения по пониженным ставкам, получать иную помощь от региональных органов и муниципальных образований. Например, в силу ст. 333.37 НК РФ льготы по уплате государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, предоставляются общественным организациям инвалидов.
Типовая ситуация: Что такое налоговые льготы (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Льготы по федеральным налогам и условия их применения установлены в НК РФ. Например, от НДС освобождена реализация товаров общественными организациями инвалидов (п. 14 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 N 33).
(Издательство "Главная книга", 2025)Льготы по федеральным налогам и условия их применения установлены в НК РФ. Например, от НДС освобождена реализация товаров общественными организациями инвалидов (п. 14 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 N 33).
Готовое решение: Как организации начисляют и уплачивают транспортный налог в Московской области
(КонсультантПлюс, 2025)освобождение от уплаты налога по всем ТС, кроме водных и воздушных. Льготу применяют (ст. ст. 7, 26.7 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ):
(КонсультантПлюс, 2025)освобождение от уплаты налога по всем ТС, кроме водных и воздушных. Льготу применяют (ст. ст. 7, 26.7 Закона Московской области от 24.11.2004 N 151/2004-ОЗ):
"Судебные расходы в гражданском судопроизводстве"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с пп. 1, 2 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции с учетом положений п. 3 ст. 333.36 НК РФ освобождаются общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков); истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы. Освобождаются ли указанные категории лиц от оплаты государственной пошлины, если они подают иски, вытекающие из их фактической предпринимательской деятельности, например связанной с кредитованием, выкупом долгов, иной предпринимательской деятельности по искам к физическим лицам? Сложно не согласиться с позицией судов о несоответствии цели установления такой льготы фактической предпринимательской деятельности таких истцов. Однако в данном случае неприемлемо судебное усмотрение. НК РФ и в других случаях предусматривает льготный режим налогообложения инвалидов, например пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождает от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализацию товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов. В ст. 218 НК РФ предусматриваются стандартные налоговые вычеты при определении налоговой базы налога на доходы физических лиц для инвалидов. Эти и другие нормы, а также принцип налогообложения (ст. 3 НК РФ) о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, не позволяют признать обоснованной позицию судов требующих оплаты госпошлины. Кассационные суды общей юрисдикции поддерживают позицию освобождения таких истцов от оплаты государственной пошлины <1>.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с пп. 1, 2 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции с учетом положений п. 3 ст. 333.36 НК РФ освобождаются общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков); истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы. Освобождаются ли указанные категории лиц от оплаты государственной пошлины, если они подают иски, вытекающие из их фактической предпринимательской деятельности, например связанной с кредитованием, выкупом долгов, иной предпринимательской деятельности по искам к физическим лицам? Сложно не согласиться с позицией судов о несоответствии цели установления такой льготы фактической предпринимательской деятельности таких истцов. Однако в данном случае неприемлемо судебное усмотрение. НК РФ и в других случаях предусматривает льготный режим налогообложения инвалидов, например пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождает от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализацию товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов. В ст. 218 НК РФ предусматриваются стандартные налоговые вычеты при определении налоговой базы налога на доходы физических лиц для инвалидов. Эти и другие нормы, а также принцип налогообложения (ст. 3 НК РФ) о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, не позволяют признать обоснованной позицию судов требующих оплаты госпошлины. Кассационные суды общей юрисдикции поддерживают позицию освобождения таких истцов от оплаты государственной пошлины <1>.