Налоговые льготы кфх
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговые льготы кфх (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 358 "Объект налогообложения" главы 28 "Транспортный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик (КФХ) оспорил доначисление транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств, указав, что весь принадлежащий ему транспорт подлежит льготированию по транспортному налогу в полном объеме на основании подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, поскольку налогоплательщик занимается только сельскохозяйственным производством и все транспортные средства используются только для производства сельскохозяйственной продукции. Суд признал правомерным доначисление транспортного налога в отношении ряда принадлежащих налогоплательщику грузовых и легковых автомобилей, поскольку налогоплательщик не представил надлежащих доказательств использования автомобилей при сельскохозяйственных работах, а сама по себе регистрация транспортных средств сельхозпредприятием не означает наличие у него льготы по транспортному налогу на все транспортные средства, зарегистрированные за ним. Суд отметил, что для применения льготы автомобили должны не только принадлежать сельскохозяйственному товаропроизводителю, но и использоваться ими при сельскохозяйственных работах. В качестве доказательства использования транспортных средств в сельскохозяйственных работах налогоплательщик представил составленные КФХ и подписанные только главой КФХ: накладную на отпуск молочной продукции, акт передачи скота на откорм, акт ремонта сенокосного оборудования, акт вывоза навоза. Суд указал, что данные документы не подтверждают постоянное и планомерное использование транспортных средств в течение всего года при сельскохозяйственных работах, а лишь указывают на то, что в течение года каждое из транспортных средств использовалось в деятельности КФХ по одному дню. Кроме того, суд принял во внимание, что в течение года единственным источником поступления денежных средств на счет КФХ является один контрагент с назначением платежа "оплата за биологическую рекультивацию", от указанных в документах контрагентов денежные средства за ремонт и молочную продукцию налогоплательщику не поступали, услуги по откорму скота налогоплательщик не оплачивал. Представленные налогоплательщиком первичные документы (акт передачи скота, накладная на молочную продукцию) содержат значительное число недостатков, не зарегистрированы в государственных информационных системах. Также налогоплательщик не представил доказательств, что спорные транспортные средства используются, или могут быть использованы КФХ только в производстве сельскохозяйственной продукции, или специально приспособлены и переоборудованы только для ведения сельскохозяйственной деятельности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик (КФХ) оспорил доначисление транспортного налога в отношении принадлежащих ему транспортных средств, указав, что весь принадлежащий ему транспорт подлежит льготированию по транспортному налогу в полном объеме на основании подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, поскольку налогоплательщик занимается только сельскохозяйственным производством и все транспортные средства используются только для производства сельскохозяйственной продукции. Суд признал правомерным доначисление транспортного налога в отношении ряда принадлежащих налогоплательщику грузовых и легковых автомобилей, поскольку налогоплательщик не представил надлежащих доказательств использования автомобилей при сельскохозяйственных работах, а сама по себе регистрация транспортных средств сельхозпредприятием не означает наличие у него льготы по транспортному налогу на все транспортные средства, зарегистрированные за ним. Суд отметил, что для применения льготы автомобили должны не только принадлежать сельскохозяйственному товаропроизводителю, но и использоваться ими при сельскохозяйственных работах. В качестве доказательства использования транспортных средств в сельскохозяйственных работах налогоплательщик представил составленные КФХ и подписанные только главой КФХ: накладную на отпуск молочной продукции, акт передачи скота на откорм, акт ремонта сенокосного оборудования, акт вывоза навоза. Суд указал, что данные документы не подтверждают постоянное и планомерное использование транспортных средств в течение всего года при сельскохозяйственных работах, а лишь указывают на то, что в течение года каждое из транспортных средств использовалось в деятельности КФХ по одному дню. Кроме того, суд принял во внимание, что в течение года единственным источником поступления денежных средств на счет КФХ является один контрагент с назначением платежа "оплата за биологическую рекультивацию", от указанных в документах контрагентов денежные средства за ремонт и молочную продукцию налогоплательщику не поступали, услуги по откорму скота налогоплательщик не оплачивал. Представленные налогоплательщиком первичные документы (акт передачи скота, накладная на молочную продукцию) содержат значительное число недостатков, не зарегистрированы в государственных информационных системах. Также налогоплательщик не представил доказательств, что спорные транспортные средства используются, или могут быть использованы КФХ только в производстве сельскохозяйственной продукции, или специально приспособлены и переоборудованы только для ведения сельскохозяйственной деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение налоговых льгот КФХ - участником СЭЗ
(Сенин Н.К.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 3)"Бухгалтер Крыма", 2023, N 3
(Сенин Н.К.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 3)"Бухгалтер Крыма", 2023, N 3
Вопрос: Какие меры поддержки предусмотрены для начинающих фермеров?
(Консультация эксперта, 2025)льгота по налогообложению НДФЛ доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемых от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение 5 лет считая с года регистрации указанного хозяйства. Льгота применяется к доходам тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которых такая норма ранее не применялась (п. 14 ст. 217 НК РФ);
(Консультация эксперта, 2025)льгота по налогообложению НДФЛ доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемых от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение 5 лет считая с года регистрации указанного хозяйства. Льгота применяется к доходам тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которых такая норма ранее не применялась (п. 14 ст. 217 НК РФ);
Нормативные акты
Приказ Минсельхоза РФ от 20.01.2005 N 6
"Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах"Статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй НК РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" устанавливается, что с 2004 г. сельскохозяйственные товаропроизводители начинают формировать налоговую базу по налогу на прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции. На ближайшие два года сохраняется льгота по данному налогу. В дальнейшем она будет составлять для организаций, в том числе и крестьянских (фермерских) хозяйств: в 2006 - 2008 гг. - 6%; в 2009 - 2011 - 12%; 2012 - 2014 - 18%.
"Об утверждении методических рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах"Статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй НК РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" устанавливается, что с 2004 г. сельскохозяйственные товаропроизводители начинают формировать налоговую базу по налогу на прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции. На ближайшие два года сохраняется льгота по данному налогу. В дальнейшем она будет составлять для организаций, в том числе и крестьянских (фермерских) хозяйств: в 2006 - 2008 гг. - 6%; в 2009 - 2011 - 12%; 2012 - 2014 - 18%.
Указ Президента РФ от 27.07.1993 N 1139
"О некоторых мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов"подготовить для внесения в установленном порядке одновременно с проектом Закона Российской Федерации "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1994 год" в Верховный Совет Российской Федерации предложения по распространению налоговых льгот, предусмотренных для крестьянских (фермерских) хозяйств, на сельскохозяйственные кооперативы и межфермерские предприятия;
"О некоторых мерах по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов"подготовить для внесения в установленном порядке одновременно с проектом Закона Российской Федерации "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1994 год" в Верховный Совет Российской Федерации предложения по распространению налоговых льгот, предусмотренных для крестьянских (фермерских) хозяйств, на сельскохозяйственные кооперативы и межфермерские предприятия;
Вопрос: Об определении налогоплательщиков и исчислении налога на имущество физлиц в отношении недвижимости, принадлежащей на праве совместной собственности членам КФХ.
(Письмо ФНС России от 20.05.2024 N БС-4-21/5677@)Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо от 08.05.2024 об определении налогоплательщиков и условиях предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц (далее - налог) в случае, если имущество принадлежит на праве совместной собственности членам крестьянского (фермерского) хозяйства, и сообщает.
(Письмо ФНС России от 20.05.2024 N БС-4-21/5677@)Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо от 08.05.2024 об определении налогоплательщиков и условиях предоставления налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц (далее - налог) в случае, если имущество принадлежит на праве совместной собственности членам крестьянского (фермерского) хозяйства, и сообщает.
Вопрос: Об НДС при реализации входных билетов и абонементов в зоопарк ИП, применяющим УСН.
(Письмо Минфина России от 19.06.2025 N 03-07-07/60227)Таким образом, по мнению главы КФХ - индивидуального предпринимателя, сложившаяся правоприменительная практика, ограничивающая право индивидуального предпринимателя на применение вышеуказанной льготы, противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах, которое основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения и недопустимости установления налоговых льгот в зависимости от формы собственности и др.
(Письмо Минфина России от 19.06.2025 N 03-07-07/60227)Таким образом, по мнению главы КФХ - индивидуального предпринимателя, сложившаяся правоприменительная практика, ограничивающая право индивидуального предпринимателя на применение вышеуказанной льготы, противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах, которое основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения и недопустимости установления налоговых льгот в зависимости от формы собственности и др.
Статья: Государственная поддержка племенного животноводства
(Шевякова П.М.)
("Современное право", 2025, N 6)К общим налоговым льготам можно отнести введение специального налогового режима в виде Единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), а также установление для отдельных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей налоговых льгот. Например, "в соответствии с п. 14 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2) доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств в течение пяти лет с года регистрации хозяйства не подлежат налогообложению. Кроме того, не подлежат налогообложению суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств в виде гранта и субсидии, предоставляемые им за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" [4, с. 42].
(Шевякова П.М.)
("Современное право", 2025, N 6)К общим налоговым льготам можно отнести введение специального налогового режима в виде Единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), а также установление для отдельных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей налоговых льгот. Например, "в соответствии с п. 14 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2) доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств в течение пяти лет с года регистрации хозяйства не подлежат налогообложению. Кроме того, не подлежат налогообложению суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств в виде гранта и субсидии, предоставляемые им за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" [4, с. 42].
Вопрос: О лицах, которым предоставляется льгота по налогу на имущество организаций в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью.
(Письмо Минфина России от 21.03.2025 N 03-05-05-01/28077)На основании статьи 11 Налогового кодекса индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
(Письмо Минфина России от 21.03.2025 N 03-05-05-01/28077)На основании статьи 11 Налогового кодекса индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Статья: Понятие многодетной семьи и особенности правового статуса ее членов
(Матвеева Н.А.)
("Юрист", 2024, N 6)Справедливости ради стоит отметить, что и в Указе Президента РФ 1992 г. уделялось внимание вовлечению многодетных родителей в предпринимательство. Так, правительствам субъектов Российской Федерации было поручено "оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" <15>. Преемственность данных подзаконных актов говорит о требованиях общества к развитию бизнеса вообще и семейного в частности.
(Матвеева Н.А.)
("Юрист", 2024, N 6)Справедливости ради стоит отметить, что и в Указе Президента РФ 1992 г. уделялось внимание вовлечению многодетных родителей в предпринимательство. Так, правительствам субъектов Российской Федерации было поручено "оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" <15>. Преемственность данных подзаконных актов говорит о требованиях общества к развитию бизнеса вообще и семейного в частности.
Статья: Развитие системы юридических лиц в Гражданском кодексе РФ 1994 года
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)Что касается хозяйственных товариществ, то с момента своего восстановления Основами гражданского законодательства 1991 года они не получили в отечественном правопорядке сколько-нибудь существенного развития, что также отличает его от большинства зарубежных правовых систем. Дело в том, что европейские товарищества во многих случаях являются субъектами только торгового, но не гражданского права, тем самым не будучи полноценными субъектами имущественного оборота (англо-американские партнерства вообще не являются юридическими лицами), и потому не становятся субъектами налогообложения, что существенно компенсирует риск неограниченной личной имущественной ответственности их участников. Традиционное для российского права признание товариществ полноценными юридическими лицами лишает их указанной налоговой льготы, но одновременно и предпринимательского смысла. Эти же соображения заставляют сомневаться в целесообразности признания крестьянских (фермерских) хозяйств полноценными юридическими лицами (разновидностью хозяйственных товариществ), участники которых не только дважды подвергаются налогообложению, но и несут неограниченную субсидиарную ответственность по обязательствам своего хозяйства (абз. 2 п. 4 ст. 86.1 ГК РФ).
(Суханов Е.А.)
("Закон", 2025, N 1)Что касается хозяйственных товариществ, то с момента своего восстановления Основами гражданского законодательства 1991 года они не получили в отечественном правопорядке сколько-нибудь существенного развития, что также отличает его от большинства зарубежных правовых систем. Дело в том, что европейские товарищества во многих случаях являются субъектами только торгового, но не гражданского права, тем самым не будучи полноценными субъектами имущественного оборота (англо-американские партнерства вообще не являются юридическими лицами), и потому не становятся субъектами налогообложения, что существенно компенсирует риск неограниченной личной имущественной ответственности их участников. Традиционное для российского права признание товариществ полноценными юридическими лицами лишает их указанной налоговой льготы, но одновременно и предпринимательского смысла. Эти же соображения заставляют сомневаться в целесообразности признания крестьянских (фермерских) хозяйств полноценными юридическими лицами (разновидностью хозяйственных товариществ), участники которых не только дважды подвергаются налогообложению, но и несут неограниченную субсидиарную ответственность по обязательствам своего хозяйства (абз. 2 п. 4 ст. 86.1 ГК РФ).
Статья: Социальная функция современного аграрного права
(Абезин Д.А., Мохов А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 4)Нормы о льготах и дополнительных преимуществах для сельскохозяйственных товаропроизводителей регламентируют специальные формы осуществления такой экономической деятельности (например, сельскохозяйственная кооперация, возможность создания крестьянского (фермерского) хозяйства в различных формах и т.д.), предоставление специальных режимов использования природных ресурсов, льготное налогообложение. В части использования природных ресурсов стоит отметить Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629, в соответствии с которым проведение торгов по предоставлению земельного участка из публичной собственности в аренду не требуется, если на данном участке предполагается производство продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в контексте внешнеэкономических санкций (при условии запрета на изменение вида разрешенного использования и права на односторонний отказ арендодателя от договора).
(Абезин Д.А., Мохов А.Ю.)
("Современное право", 2024, N 4)Нормы о льготах и дополнительных преимуществах для сельскохозяйственных товаропроизводителей регламентируют специальные формы осуществления такой экономической деятельности (например, сельскохозяйственная кооперация, возможность создания крестьянского (фермерского) хозяйства в различных формах и т.д.), предоставление специальных режимов использования природных ресурсов, льготное налогообложение. В части использования природных ресурсов стоит отметить Постановление Правительства РФ от 09.04.2022 N 629, в соответствии с которым проведение торгов по предоставлению земельного участка из публичной собственности в аренду не требуется, если на данном участке предполагается производство продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в контексте внешнеэкономических санкций (при условии запрета на изменение вида разрешенного использования и права на односторонний отказ арендодателя от договора).