Налоговые льготы для судей
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговые льготы для судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О применении льготы по транспортному налогу: общий и частные случаи
(Карпова Е.В.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)Таким образом (подчеркнули судьи), организация не вправе применять налоговую льготу.
(Карпова Е.В.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)Таким образом (подчеркнули судьи), организация не вправе применять налоговую льготу.
Статья: Соотношение экономического основания налога и смежных явлений
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2024, N 2)Следует отметить, что "примирить", казалось бы, взаимоисключающие друг друга вертикальную и горизонтальную справедливости призваны обоснованно установленные налоговые льготы. Не случайно в особом мнении к Постановлению Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 года N 9-П судья М.В. Баглай отметил, что справедливые льготы отдельным гражданам исправляют этические пороки формального равенства между всеми гражданами.
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2024, N 2)Следует отметить, что "примирить", казалось бы, взаимоисключающие друг друга вертикальную и горизонтальную справедливости призваны обоснованно установленные налоговые льготы. Не случайно в особом мнении к Постановлению Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 года N 9-П судья М.В. Баглай отметил, что справедливые льготы отдельным гражданам исправляют этические пороки формального равенства между всеми гражданами.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 14.01.2000 N 5-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гарамиты Валерия Ивановича на нарушение его конституционных прав подпунктом "в" пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"Между тем в инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 июня 1995 года N 35 по применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (в редакции от 27 марта 1997 года) - вопреки положениям статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации о допустимости ограничений прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и лишь в установленных Конституцией Российской Федерации целях - было закреплено правило, согласно которому уменьшение совокупного дохода, являющегося объектом налогообложения, не производится при приобретении физическими лицами в собственность жилых домов, квартир, дач или садовых домиков на основании заключенных договоров мены (подпункт "в" пункта 14). Применяя именно это правило, налоговая инспекция и суды в противоречие требованиям статьи 120 Конституции Российской Федерации о том, что судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, отказывали В.И. Гарамите в предоставлении налоговой льготы. Верховный Суд Российской Федерации, проверив по заявлению В.И. Гарамиты законность подпункта "в" пункта 14 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации, признал его противоречащим подпункту "в" пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" и в силу этого недействительным, защитив тем самым нарушенное право заявителя.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гарамиты Валерия Ивановича на нарушение его конституционных прав подпунктом "в" пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц"Между тем в инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29 июня 1995 года N 35 по применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (в редакции от 27 марта 1997 года) - вопреки положениям статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации о допустимости ограничений прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и лишь в установленных Конституцией Российской Федерации целях - было закреплено правило, согласно которому уменьшение совокупного дохода, являющегося объектом налогообложения, не производится при приобретении физическими лицами в собственность жилых домов, квартир, дач или садовых домиков на основании заключенных договоров мены (подпункт "в" пункта 14). Применяя именно это правило, налоговая инспекция и суды в противоречие требованиям статьи 120 Конституции Российской Федерации о том, что судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, отказывали В.И. Гарамите в предоставлении налоговой льготы. Верховный Суд Российской Федерации, проверив по заявлению В.И. Гарамиты законность подпункта "в" пункта 14 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации, признал его противоречащим подпункту "в" пункта 6 статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" и в силу этого недействительным, защитив тем самым нарушенное право заявителя.
Постановление Конституционного Суда РФ от 19.02.2018 N 9-П
"По делу о проверке конституционности части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", пункта 5 статьи 15 и пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с запросом Промышленного районного суда города Смоленска"3. Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", закрепляя в развитие конституционных положений гарантии обеспечения независимости судей, относит к их числу право судьи на отставку. Названный Закон отставкой судьи признает почетный уход или почетное удаление судьи с должности, при котором за лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Кроме того, судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены в связи с невозможностью их осуществления по состоянию здоровья или по иным причинам, а также при наличии объективных обстоятельств, препятствующих продолжению судейской деятельности, например, достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи (подпункты 1, 2, 4, 9 и 11 пункта 1 статьи 14, пункты 1 и 2 статьи 15); судье, пребывающему в отставке, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предоставляются иные гарантии и льготы (пункты 1 и 3 - 5 статьи 15, абзацы второй - четвертый пункта 1, пункты 4 и 5 статьи 19, абзац второй пункта 2 и пункт 4 статьи 20).
"По делу о проверке конституционности части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", пункта 5 статьи 15 и пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с запросом Промышленного районного суда города Смоленска"3. Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", закрепляя в развитие конституционных положений гарантии обеспечения независимости судей, относит к их числу право судьи на отставку. Названный Закон отставкой судьи признает почетный уход или почетное удаление судьи с должности, при котором за лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Кроме того, судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены в связи с невозможностью их осуществления по состоянию здоровья или по иным причинам, а также при наличии объективных обстоятельств, препятствующих продолжению судейской деятельности, например, достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи (подпункты 1, 2, 4, 9 и 11 пункта 1 статьи 14, пункты 1 и 2 статьи 15); судье, пребывающему в отставке, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предоставляются иные гарантии и льготы (пункты 1 и 3 - 5 статьи 15, абзацы второй - четвертый пункта 1, пункты 4 и 5 статьи 19, абзац второй пункта 2 и пункт 4 статьи 20).
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Московского округа от 14.03.2024 по делу N А40-150032/2023 <Суд отнес пункты выдачи заказов к торговым площадям>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)Компания претендовала на льготу по налогу на имущество, но Госинспекция по недвижимости подложила ей свинью, включив в торговую площадь принадлежащего компании здания пункты выдачи заказов. Данные помещения занимали арендаторы - маркетплейсы. Судьи первых инстанций с инспекторами согласились, и АС Московского округа в Постановлении от 14.03.2024 N Ф05-4067/2024 "младших" коллег поддержал. Работа вышеупомянутых пунктов подпадает под определение торговой деятельности, в том числе с учетом распространения на нее действия законодательства о защите прав потребителей.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)Компания претендовала на льготу по налогу на имущество, но Госинспекция по недвижимости подложила ей свинью, включив в торговую площадь принадлежащего компании здания пункты выдачи заказов. Данные помещения занимали арендаторы - маркетплейсы. Судьи первых инстанций с инспекторами согласились, и АС Московского округа в Постановлении от 14.03.2024 N Ф05-4067/2024 "младших" коллег поддержал. Работа вышеупомянутых пунктов подпадает под определение торговой деятельности, в том числе с учетом распространения на нее действия законодательства о защите прав потребителей.
"Правовая адгезия, или Реабилитация по-французски: о значимости компромисса в урегулировании несостоятельности"
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)1. Налогово-фискальные. Существо таких способов сводится к прощению части долга государством или муниципалитетом, отсрочке по долгу, рассрочке долга <2> и т.д. Такая помощь, как правило, дополнительно ограничительно регулируется нормами налогового и антимонопольного права. Для получения существенных налоговых льгот необходимо предоставить экономическое обоснование, связанное с тем, что налоговое бремя per se может повлечь несостоятельность, перед предоставлением помощи проводится аудит состоятельности налоговыми службами. Информация, полученная в результате проверки, в дальнейшем может быть использована судьей в качестве доказательства при оценке досудебного поведения должника и квалификации вида несостоятельности.
(Ионцев М.А.)
("Статут", 2023)1. Налогово-фискальные. Существо таких способов сводится к прощению части долга государством или муниципалитетом, отсрочке по долгу, рассрочке долга <2> и т.д. Такая помощь, как правило, дополнительно ограничительно регулируется нормами налогового и антимонопольного права. Для получения существенных налоговых льгот необходимо предоставить экономическое обоснование, связанное с тем, что налоговое бремя per se может повлечь несостоятельность, перед предоставлением помощи проводится аудит состоятельности налоговыми службами. Информация, полученная в результате проверки, в дальнейшем может быть использована судьей в качестве доказательства при оценке досудебного поведения должника и квалификации вида несостоятельности.
Статья: Перерасчет налога в случае ошибочного применения налоговой льготы
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)Таким образом, учитывая, что ранее административным ответчиком налог на имущество в отношении объекта недвижимости не уплачивался, налоговый орган произвел перерасчет налога на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы в отношении указанного объекта недвижимости без применения налоговой льготы и выставил его к уплате правомерно.
(Тишин А.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 1)Таким образом, учитывая, что ранее административным ответчиком налог на имущество в отношении объекта недвижимости не уплачивался, налоговый орган произвел перерасчет налога на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы в отношении указанного объекта недвижимости без применения налоговой льготы и выставил его к уплате правомерно.
Статья: Участие населения в отправлении правосудия способно кардинально изменить правосознание российских граждан
(Малина М.А.)
("Российский судья", 2022, N 2)При всей сложности указанных вопросов заметим, что они отнюдь не выглядят нерешаемыми. В конце концов установление дополнительных выплат присяжным за длительность процесса, введение льготных режимов налогообложения для работодателей, чьи сотрудники являются присяжными, сокращение сроков рассмотрения дела путем более оптимального перераспределения нагрузки судей и другие меры материально-организационного характера вполне могли бы улучшить ситуацию.
(Малина М.А.)
("Российский судья", 2022, N 2)При всей сложности указанных вопросов заметим, что они отнюдь не выглядят нерешаемыми. В конце концов установление дополнительных выплат присяжным за длительность процесса, введение льготных режимов налогообложения для работодателей, чьи сотрудники являются присяжными, сокращение сроков рассмотрения дела путем более оптимального перераспределения нагрузки судей и другие меры материально-организационного характера вполне могли бы улучшить ситуацию.
Вопрос: Об освобождении ветеранов боевых действий от уплаты госпошлины в случае обращения в суд.
(Письмо Минфина России от 12.07.2024 N 03-05-06-03/65488)Департамент налоговой политики на обращение по вопросу применения льготы при уплате государственной пошлины для ветеранов боевых действий в случае обращения в суд сообщает, что согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах.
(Письмо Минфина России от 12.07.2024 N 03-05-06-03/65488)Департамент налоговой политики на обращение по вопросу применения льготы при уплате государственной пошлины для ветеранов боевых действий в случае обращения в суд сообщает, что согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за август - сентябрь 2021 г.
(Щекин Д.М., Кушнир А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 11)Соответствует Конституции РФ отказ одному из супругов, владеющих двумя объектами недвижимости на праве совместной собственности, в получении льготы по налогу на имущество физических лиц в отношении каждого из указанных объектов.
(Щекин Д.М., Кушнир А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 11)Соответствует Конституции РФ отказ одному из супругов, владеющих двумя объектами недвижимости на праве совместной собственности, в получении льготы по налогу на имущество физических лиц в отношении каждого из указанных объектов.
Статья: Слово живое и мертвое: вещь движимая и недвижимая. Об использовании терминов частного права в налоговом законодательстве
(Гальперин М.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)Для решения лингвистической задачи с налогообложением оборудования пригодятся еще несколько правил толкования из книги судьи Скалиа: Mischief Rule (правило исправления) и Surplusage Canon (правило излишка). Первая доктрина предполагает, что закон должен толковаться исходя из того, какую конкретно проблему он решает (изъян в регулировании исправляет) и какое он для этого использует правовое средство (например, предоставление налоговой льготы для обновления машин и оборудования). Второе правило, также известное под латинским названием verba cum effectu sunt accipienda, гласит, что каждое слово и каждое положение в законе имеет собственный смысл, не может быть проигнорировано и признано не имеющим юридических последствий (здесь вспомним про то, что в словосочетании "недвижимое имущество" второе слово не менее важно, чем первое, о чем мы сказали выше). В качестве примера нарушения этого принципа судья Скалиа приводит судебное решение <22>, в силу которого нью-йоркские врачи общей практики, принимавшие пациентов у себя на дому, лишились законодательной льготы, запрещающей арендодателям индексировать арендную плату за владение жилыми помещениями, за исключением жилых помещений, используемых исключительно в профессиональных и иных нежилых целях. Врачи справедливо полагали, что в арендуемых квартирах они не только работают, но и живут, т.е. к ним льгота применяется. Но суды после 13 лет разбирательств в итоге сделали вид, что слово "исключительно" в законе не имеет собственного значения, встав на сторону арендодателей, требовавших повышения платы.
(Гальперин М.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)Для решения лингвистической задачи с налогообложением оборудования пригодятся еще несколько правил толкования из книги судьи Скалиа: Mischief Rule (правило исправления) и Surplusage Canon (правило излишка). Первая доктрина предполагает, что закон должен толковаться исходя из того, какую конкретно проблему он решает (изъян в регулировании исправляет) и какое он для этого использует правовое средство (например, предоставление налоговой льготы для обновления машин и оборудования). Второе правило, также известное под латинским названием verba cum effectu sunt accipienda, гласит, что каждое слово и каждое положение в законе имеет собственный смысл, не может быть проигнорировано и признано не имеющим юридических последствий (здесь вспомним про то, что в словосочетании "недвижимое имущество" второе слово не менее важно, чем первое, о чем мы сказали выше). В качестве примера нарушения этого принципа судья Скалиа приводит судебное решение <22>, в силу которого нью-йоркские врачи общей практики, принимавшие пациентов у себя на дому, лишились законодательной льготы, запрещающей арендодателям индексировать арендную плату за владение жилыми помещениями, за исключением жилых помещений, используемых исключительно в профессиональных и иных нежилых целях. Врачи справедливо полагали, что в арендуемых квартирах они не только работают, но и живут, т.е. к ним льгота применяется. Но суды после 13 лет разбирательств в итоге сделали вид, что слово "исключительно" в законе не имеет собственного значения, встав на сторону арендодателей, требовавших повышения платы.
Статья: Трансформация законодательства о налогах и сборах в условиях применения антикризисных мер: теоретико-правовые проблемы
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)8. Липатова И.В. К вопросу о налоговых льготах и преференциях как о налоговых расходах бюджета / И.В. Липатова // Научный альманах. 2016. N 7-1 (21). С. 111 - 115.
(Назаренко Б.А.)
("Финансовое право", 2023, N 1)8. Липатова И.В. К вопросу о налоговых льготах и преференциях как о налоговых расходах бюджета / И.В. Липатова // Научный альманах. 2016. N 7-1 (21). С. 111 - 115.
Статья: Формирование основ административного права Московского государства (вторая половина XIV - XV век)
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)В течение всего XV в. жалованные грамоты князей составляли правовую основу публичного управления на территории Северо-Восточной Руси и в отличие от договорных грамот, регулировавших межкняжеские отношения, выступали непосредственными источниками административного права для всего населения формирующегося Московского государства. В отечественной литературе по истории русского права XIX в. была раскрыта правовая природа жалованных грамот. Так, в частности, Н.П. Загоскин писал, что "под названием жалованных грамот разумеются акты государственной власти, предоставляющие известные льготы и привилегии церквам, монастырям, различным корпорациям и частным лицам", к числу которых относились: освобождение от платежей дани, налогов, от отправления различного рода денежных или натуральных повинностей в пользу государства; предоставление в пользование или в собственность недвижимого имущества; предоставление права на производство тех или иных промыслов; предоставление прав, которые по существу своему составляют достояние государственной власти, например права суда <6>. М.Ф. Владимирский-Буданов в зависимости от предмета княжеского пожалования выделил три вида жалованных грамот: 1) жалованные грамоты в тесном смысле слова, т.е. дарственные акты на имущество от государства частным лицам; 2) льготные грамоты (иммунитеты), т.е. содержащие в себе освобождение грамотчика от общих тягостей суда и дани; в них получивший пожалование освобождается от суда местных властей (с подчинением суду князя), а лица, живущие в его имении, или вполне подчиняются суду своего землевладельца, или только частью; 3) охранительные (заповедные) грамоты, предусматривающие право на защиту от посягательств на имущество, от незаконных действий местных властей <7>. В советской историко-правовой науке все жалованные грамоты систематизировались следующим образом: 1) грамоты, закрепляющие переход в собственность феодалов недвижимого имущества; 2) грамоты, фиксирующие иммунитет феодального землевладения: а) грамоты, закрепляющие податной иммунитет: тарханные, предоставлявшие бессрочное освобождение от основных государственных налогов; льготные, освобождавшие от основных прямых налогов на определенный срок; тарханно-оброчные, предоставлявшие освобождение от основных налогов при условии уплаты иммунистом оброка в казну сюзерена, выдавшего грамоту; обельные, содержавшие освобождение от второстепенных налогов; б) грамоты, закрепляющие судебный иммунитет, т.е. определенные изъятия из общих правил подсудности и суда; в) грамоты, охраняющие феодальную вотчину и ее население от различных притязаний и насилия со стороны агентов сюзерена или посторонних лиц (заповедные, или бережительные, грамоты); 3) грамоты, предоставляющие феодалам права на организацию промыслов, ведение торговли и сбор таможенных пошлин. В числе охранных (заповедных) грамот выделялись следующие: 1) грамоты на свободу от постоев княжеских гонцов и других административных и хозяйственных агентов и от обязанности предоставлять им кормы, подводы, проводников; 2) грамоты, запрещающие незваным людям приезд на пиры и братчины; 3) заповедные грамоты на леса, находящиеся во владении вотчинников; 4) заповедные грамоты на дороги, ведущие к селам и деревням духовных и светских феодалов; 5) грамоты, ставящие феодальные владения под охрану специально назначенных приставов <8>. В работах современных российских исследователей также дается определенная оценка жалованным грамотам XIV - XV вв. Так, в одном из учебников по истории государства и права отмечается, что жалованные грамоты выступали наиболее типичной и распространенной формой княжеского правотворчества рассматриваемого исторического периода и представляли собой акты местного, локального характера, призванные организовать на новых принципах связи между государственной властью и землевладельцами. В зависимости от содержания пожалования авторы учебника выделяют: льготные грамоты, которые предусматривали изъятия из общего порядка суда и управления в пользу получателей грамот; несудимые грамоты, оформлявшие освобождение от подсудности определенным судьям; обельные (тарханные), предоставлявшие право сбора податей с населения <9>. И.А. Исаев и С.А. Салтыкова квалифицируют жалованные грамоты в качестве частных актов, содержавших пожалование московским князем отдельных привилегий или льгот частным лицам - физическим (например, боярам) и юридическим (например, монастырям), и подразделяют данные грамоты на следующие виды: 1) вотчинные, предоставлявшие земельные угодья частным лицам; 2) льготные (иммунитетные), освобождавшие от общих налогов (обельные грамоты) или освобождавшие от суда местных властей с установлением подсудности лишь княжескому суду (несудимые грамоты); 3) тарханные, полностью освобождавшие и от налогов, и от подсудности местным властям; 4) охранительные (заповедные), выдававшиеся лицам, находившимся под особой княжеской защитой, и указывавшие на последствия, которые повлечет за собой нарушение защищаемых прав данных лиц <10>. Известный советский и российский историк Ю.Г. Алексеев усматривал юридическую сущность жалованных грамот в том, что "они определяли статус каждого конкретного владения и его жителей и их взаимоотношения с внешним миром, но, как правило, только в самых общих чертах, декларируя изъятие данного владения из общего порядка суда, управления и фиска, т.е. из ведения местных представителей великокняжеской администрации - наместников, волостелей и их людей", и отмечал, что "по жалованным грамотам отношения между этой администрацией и населением вотчины носили, так сказать, "нулевой", негативный характер" <11>.
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)В течение всего XV в. жалованные грамоты князей составляли правовую основу публичного управления на территории Северо-Восточной Руси и в отличие от договорных грамот, регулировавших межкняжеские отношения, выступали непосредственными источниками административного права для всего населения формирующегося Московского государства. В отечественной литературе по истории русского права XIX в. была раскрыта правовая природа жалованных грамот. Так, в частности, Н.П. Загоскин писал, что "под названием жалованных грамот разумеются акты государственной власти, предоставляющие известные льготы и привилегии церквам, монастырям, различным корпорациям и частным лицам", к числу которых относились: освобождение от платежей дани, налогов, от отправления различного рода денежных или натуральных повинностей в пользу государства; предоставление в пользование или в собственность недвижимого имущества; предоставление права на производство тех или иных промыслов; предоставление прав, которые по существу своему составляют достояние государственной власти, например права суда <6>. М.Ф. Владимирский-Буданов в зависимости от предмета княжеского пожалования выделил три вида жалованных грамот: 1) жалованные грамоты в тесном смысле слова, т.е. дарственные акты на имущество от государства частным лицам; 2) льготные грамоты (иммунитеты), т.е. содержащие в себе освобождение грамотчика от общих тягостей суда и дани; в них получивший пожалование освобождается от суда местных властей (с подчинением суду князя), а лица, живущие в его имении, или вполне подчиняются суду своего землевладельца, или только частью; 3) охранительные (заповедные) грамоты, предусматривающие право на защиту от посягательств на имущество, от незаконных действий местных властей <7>. В советской историко-правовой науке все жалованные грамоты систематизировались следующим образом: 1) грамоты, закрепляющие переход в собственность феодалов недвижимого имущества; 2) грамоты, фиксирующие иммунитет феодального землевладения: а) грамоты, закрепляющие податной иммунитет: тарханные, предоставлявшие бессрочное освобождение от основных государственных налогов; льготные, освобождавшие от основных прямых налогов на определенный срок; тарханно-оброчные, предоставлявшие освобождение от основных налогов при условии уплаты иммунистом оброка в казну сюзерена, выдавшего грамоту; обельные, содержавшие освобождение от второстепенных налогов; б) грамоты, закрепляющие судебный иммунитет, т.е. определенные изъятия из общих правил подсудности и суда; в) грамоты, охраняющие феодальную вотчину и ее население от различных притязаний и насилия со стороны агентов сюзерена или посторонних лиц (заповедные, или бережительные, грамоты); 3) грамоты, предоставляющие феодалам права на организацию промыслов, ведение торговли и сбор таможенных пошлин. В числе охранных (заповедных) грамот выделялись следующие: 1) грамоты на свободу от постоев княжеских гонцов и других административных и хозяйственных агентов и от обязанности предоставлять им кормы, подводы, проводников; 2) грамоты, запрещающие незваным людям приезд на пиры и братчины; 3) заповедные грамоты на леса, находящиеся во владении вотчинников; 4) заповедные грамоты на дороги, ведущие к селам и деревням духовных и светских феодалов; 5) грамоты, ставящие феодальные владения под охрану специально назначенных приставов <8>. В работах современных российских исследователей также дается определенная оценка жалованным грамотам XIV - XV вв. Так, в одном из учебников по истории государства и права отмечается, что жалованные грамоты выступали наиболее типичной и распространенной формой княжеского правотворчества рассматриваемого исторического периода и представляли собой акты местного, локального характера, призванные организовать на новых принципах связи между государственной властью и землевладельцами. В зависимости от содержания пожалования авторы учебника выделяют: льготные грамоты, которые предусматривали изъятия из общего порядка суда и управления в пользу получателей грамот; несудимые грамоты, оформлявшие освобождение от подсудности определенным судьям; обельные (тарханные), предоставлявшие право сбора податей с населения <9>. И.А. Исаев и С.А. Салтыкова квалифицируют жалованные грамоты в качестве частных актов, содержавших пожалование московским князем отдельных привилегий или льгот частным лицам - физическим (например, боярам) и юридическим (например, монастырям), и подразделяют данные грамоты на следующие виды: 1) вотчинные, предоставлявшие земельные угодья частным лицам; 2) льготные (иммунитетные), освобождавшие от общих налогов (обельные грамоты) или освобождавшие от суда местных властей с установлением подсудности лишь княжескому суду (несудимые грамоты); 3) тарханные, полностью освобождавшие и от налогов, и от подсудности местным властям; 4) охранительные (заповедные), выдававшиеся лицам, находившимся под особой княжеской защитой, и указывавшие на последствия, которые повлечет за собой нарушение защищаемых прав данных лиц <10>. Известный советский и российский историк Ю.Г. Алексеев усматривал юридическую сущность жалованных грамот в том, что "они определяли статус каждого конкретного владения и его жителей и их взаимоотношения с внешним миром, но, как правило, только в самых общих чертах, декларируя изъятие данного владения из общего порядка суда, управления и фиска, т.е. из ведения местных представителей великокняжеской администрации - наместников, волостелей и их людей", и отмечал, что "по жалованным грамотам отношения между этой администрацией и населением вотчины носили, так сказать, "нулевой", негативный характер" <11>.
Статья: Выбрал объект налогообложения - поменять его не сможешь
(Палько Е.А.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 6)Согласно п. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ.
(Палько Е.А.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 6)Согласно п. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ.