Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера"Проект с ограничениями на применение налоговых льгот участниками ТОР, ОЭЗ, СЭЗ прошел первое чтение (20.10.2025)
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.
(ред. от 17.11.2025)Для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2025, N 15)Предполагается с 2026 г. ввести ограничения по льготам, предоставляемым новым резидентам территорий опережающего развития (ТОР) и особых экономических зон (ОЭЗ). Предельный объем льгот будет зависеть от объема инвестиций в ОС и НИОКР, а условием использования льгот станет выполнение инвестиционных обязательств по соглашению и своевременное представление бухгалтерской отчетности. Для этого в НК добавят новую ст. 56.1 об особенностях применения пониженных ставок налогов и страховых взносов и других налоговых льгот резидентами ТОР, свободного порта Владивосток, Арктической зоны РФ, ОЭЗ в Магаданской области, ОЭЗ в Калининградской области и других.
("Главная книга", 2025, N 15)Предполагается с 2026 г. ввести ограничения по льготам, предоставляемым новым резидентам территорий опережающего развития (ТОР) и особых экономических зон (ОЭЗ). Предельный объем льгот будет зависеть от объема инвестиций в ОС и НИОКР, а условием использования льгот станет выполнение инвестиционных обязательств по соглашению и своевременное представление бухгалтерской отчетности. Для этого в НК добавят новую ст. 56.1 об особенностях применения пониженных ставок налогов и страховых взносов и других налоговых льгот резидентами ТОР, свободного порта Владивосток, Арктической зоны РФ, ОЭЗ в Магаданской области, ОЭЗ в Калининградской области и других.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- обязательства органов государственной власти субъекта РФ по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны;
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)- обязательства органов государственной власти субъекта РФ по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны;
Статья: Налоговое обязательство из неосновательного обогащения налогоплательщика
(Красюков А.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)Например, налогоплательщик в связи с определенными обстоятельствами, предусмотренными законом, приобретает право не платить в конкретном налоговом периоде определенный налог полностью или частично на основании налоговой льготы (например, получение статуса резидента особой экономической зоны). Данные правоотношения непосредственно связаны с основным налоговым обязательством, в их основе всегда находится акт, наделяющий налогоплательщика соответствующим статусом. Если впоследствии правовые основания применения такой льготы будут преодолены в связи с неисполнением налогоплательщиком принятых на себя инвестиционных обязательств (например, не построил завод), то у налогоплательщика также возникает не недоимка, а неосновательное налоговое обогащение.
(Красюков А.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)Например, налогоплательщик в связи с определенными обстоятельствами, предусмотренными законом, приобретает право не платить в конкретном налоговом периоде определенный налог полностью или частично на основании налоговой льготы (например, получение статуса резидента особой экономической зоны). Данные правоотношения непосредственно связаны с основным налоговым обязательством, в их основе всегда находится акт, наделяющий налогоплательщика соответствующим статусом. Если впоследствии правовые основания применения такой льготы будут преодолены в связи с неисполнением налогоплательщиком принятых на себя инвестиционных обязательств (например, не построил завод), то у налогоплательщика также возникает не недоимка, а неосновательное налоговое обогащение.
Статья: Триумфальное возвращение особых экономических зон: развитие экономики или пустые надежды?
(Самойлова В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Если говорить в общем, то все налоговые льготы для резидентов ОЭЗ заключаются в пониженных ставках по налогу на прибыль, нулевых ставках по имущественным налогам на определенный срок, как правило, первые пять или десять лет с момента регистрации имущественного права. Но здесь существует ряд условий. Имущество должно использоваться резидентом для ведения своей деятельности, находиться и использоваться на особой территории. Льготы по транспортному налогу предоставляются субъектом, на территории которого находится ОЭЗ, и начинают действовать с момента регистрации транспортного средства. От уплаты налога на землю резиденты, как правило, освобождаются на определенный период, первые пять или десять лет с момента возникновения прав собственности на землю. К сожалению, в российском налоговом законодательстве отсутствует единый налоговый режим для резидентов ОЭЗ, что усложняет процедуру взимания налогов с резидентов ОЭЗ различных типов, а также не способствует привлечению в них новых инвесторов.
(Самойлова В.В.)
("Финансовое право", 2021, N 12)Если говорить в общем, то все налоговые льготы для резидентов ОЭЗ заключаются в пониженных ставках по налогу на прибыль, нулевых ставках по имущественным налогам на определенный срок, как правило, первые пять или десять лет с момента регистрации имущественного права. Но здесь существует ряд условий. Имущество должно использоваться резидентом для ведения своей деятельности, находиться и использоваться на особой территории. Льготы по транспортному налогу предоставляются субъектом, на территории которого находится ОЭЗ, и начинают действовать с момента регистрации транспортного средства. От уплаты налога на землю резиденты, как правило, освобождаются на определенный период, первые пять или десять лет с момента возникновения прав собственности на землю. К сожалению, в российском налоговом законодательстве отсутствует единый налоговый режим для резидентов ОЭЗ, что усложняет процедуру взимания налогов с резидентов ОЭЗ различных типов, а также не способствует привлечению в них новых инвесторов.
Статья: Оценка действующих налоговых режимов на преференциальных территориях
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Основная цель создания ОЭЗ - стимулирование инвестиционной активности в наиболее значимых для государства направлениях, а среди уникальных преимуществ ОЭЗ, таких как минимальные административные барьеры, преференции на выкуп или аренду земельных участков, помощь и поддержка в реализации инвестиционных проектов со стороны управляющих компаний, наиболее значимыми являются налоговые льготы. Основная часть налоговых льгот для резидентов ОЭЗ устанавливается Налоговым кодексом РФ (НК РФ), однако, помимо федеральных льгот, регионы и муниципалитеты могут предусматривать для резидентов ОЭЗ дополнительные льготы в пределах своих полномочий. В частности, региональными нормами определяются сроки применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, может быть продлен период освобождения от налога на имущество организаций и земельного налога, установлены льготы по транспортному налогу.
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 3)Основная цель создания ОЭЗ - стимулирование инвестиционной активности в наиболее значимых для государства направлениях, а среди уникальных преимуществ ОЭЗ, таких как минимальные административные барьеры, преференции на выкуп или аренду земельных участков, помощь и поддержка в реализации инвестиционных проектов со стороны управляющих компаний, наиболее значимыми являются налоговые льготы. Основная часть налоговых льгот для резидентов ОЭЗ устанавливается Налоговым кодексом РФ (НК РФ), однако, помимо федеральных льгот, регионы и муниципалитеты могут предусматривать для резидентов ОЭЗ дополнительные льготы в пределах своих полномочий. В частности, региональными нормами определяются сроки применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, может быть продлен период освобождения от налога на имущество организаций и земельного налога, установлены льготы по транспортному налогу.