Налоговая политика РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая политика РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"
(разработаны Минфином России)МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(разработаны Минфином России)МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(разработаны Минфином России)МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Дробление бизнеса: понятие, признаки, доказательства и доказывание
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Об этом свидетельствуют, в частности, Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 г. (плановые 2011 - 2012 гг.), в которых Минфином России было подчеркнуто, что применение специальных налоговых режимов должно стать возможным исключительно представителями малого предпринимательства <51>. Это же следует из ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Об этом свидетельствуют, в частности, Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 г. (плановые 2011 - 2012 гг.), в которых Минфином России было подчеркнуто, что применение специальных налоговых режимов должно стать возможным исключительно представителями малого предпринимательства <51>. Это же следует из ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Готовое решение: Какие обстоятельства исключают налоговую ответственность
(КонсультантПлюс, 2025)- директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России и его заместителей;
(КонсультантПлюс, 2025)- директора Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России и его заместителей;
Статья: Слово живое и мертвое: вещь движимая и недвижимая. Об использовании терминов частного права в налоговом законодательстве
(Гальперин М.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)Посмеем предположить, что оба великих мыслителя наверняка сошлись бы в том, что тяжело признать недвижимостью турбину электростанции. Фуллер - поскольку законодательные изменения, освобождающие от налогообложения любое движимое имущество, последовательно вносились в НК РФ начиная с 2012 года как раз во исполнение поручения Президента РФ об исключении из налогообложения машин и оборудования для создания стимулов их обновления. Аналогичная формулировка содержится в п. 1.1.3 Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденных Правительством РФ: "В целях создания стимулов для обновления основных фондов и снижения нагрузки на налогоплательщиков внесены изменения в перечень объектов налогообложения налогом на имущество организаций, предусматривающие исключение из объекта налогообложения движимого имущества (машины, оборудование). Таким образом, при осуществлении модернизации производства снизятся затраты налогоплательщиков, связанные с инвестициями в новое оборудование" <21>.
(Гальперин М.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)Посмеем предположить, что оба великих мыслителя наверняка сошлись бы в том, что тяжело признать недвижимостью турбину электростанции. Фуллер - поскольку законодательные изменения, освобождающие от налогообложения любое движимое имущество, последовательно вносились в НК РФ начиная с 2012 года как раз во исполнение поручения Президента РФ об исключении из налогообложения машин и оборудования для создания стимулов их обновления. Аналогичная формулировка содержится в п. 1.1.3 Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденных Правительством РФ: "В целях создания стимулов для обновления основных фондов и снижения нагрузки на налогоплательщиков внесены изменения в перечень объектов налогообложения налогом на имущество организаций, предусматривающие исключение из объекта налогообложения движимого имущества (машины, оборудование). Таким образом, при осуществлении модернизации производства снизятся затраты налогоплательщиков, связанные с инвестициями в новое оборудование" <21>.
Статья: Понятие и классификация форм правового обеспечения налоговой безопасности государства
(Пономарева К.А., Маслов К.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)8. Шогенов А.А. Направления реализации эффективной налоговой политики РФ / А.А. Шогенов, Э.Г. Шурдумова // Проблемы современной экономики. 2015. N 27. С. 56 - 61.
(Пономарева К.А., Маслов К.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 1)8. Шогенов А.А. Направления реализации эффективной налоговой политики РФ / А.А. Шогенов, Э.Г. Шурдумова // Проблемы современной экономики. 2015. N 27. С. 56 - 61.
Статья: Единый налоговый счет: новый этап цифровизации в системе налогового администрирования в Российской Федерации
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)<8> Гришина Т.А. Налоговая политика России и деятельность ФНС // Коммерсантъ. 2020. 9 сентября.
(Васильева Е.Г.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 2)<8> Гришина Т.А. Налоговая политика России и деятельность ФНС // Коммерсантъ. 2020. 9 сентября.
Статья: Российская налоговая юрисдикция для физических лиц: конкурентоспособность и перспективы
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)<7> Магомадов Ш.А., Кадыров Х.М.Ш. Сравнительный анализ налоговых систем и налоговой политики России и США // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. N 4-3. С. 67 - 69.
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 3)<7> Магомадов Ш.А., Кадыров Х.М.Ш. Сравнительный анализ налоговых систем и налоговой политики России и США // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. N 4-3. С. 67 - 69.
Статья: Возможности и риски в сфере оптимизации налогов на недвижимость в России
(Желнин Д.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Тенденции развития налоговой политики в России
(Желнин Д.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Тенденции развития налоговой политики в России
Статья: О новейших изменениях по вопросам трансфертного ценообразования
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2023, N 12)<2> См.: Берберов А.Б., Волков М.С. О многосторонних налоговых соглашениях: первый компонент ОЭСР и налоговая политика России // Закон. 2022. N 11. С. 48 - 57; Милоголов Н.С., Берберов А.Б. Проблема двойного экономического налогообложения распределенной прибыли и сценарии реформ в России // Финансы: теория и практика. 2022. Т. 26. N 5. С. 207 - 219.
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2023, N 12)<2> См.: Берберов А.Б., Волков М.С. О многосторонних налоговых соглашениях: первый компонент ОЭСР и налоговая политика России // Закон. 2022. N 11. С. 48 - 57; Милоголов Н.С., Берберов А.Б. Проблема двойного экономического налогообложения распределенной прибыли и сценарии реформ в России // Финансы: теория и практика. 2022. Т. 26. N 5. С. 207 - 219.
Статья: Налоговый мониторинг в контексте правоприменительной практики
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Напомним, что изначально налоговый мониторинг вводился для улучшения практики взаимодействия государства с крупнейшими налогоплательщиками, налоги которых, как известно, играют бюджетообразующую роль, но уже в 2021 году <8> пороги доступа, установленные с помощью показателей уплаченных в федеральный бюджет налогов, полученных доходов и располагаемых активов, были снижены в три раза. В 2024 году они были снижены повторно (на 1/5 прежней величины). Результатом поэтапной корректировки минимальных порогов стало существенное расширение границ налогового мониторинга, нынешний периметр которого существенно отличается от первоначального: если в течение 2015 - 2020 годов для входа в мониторинг сумма федеральных налогов должна была составлять не менее 300 млн руб., доходы - не менее 3 млрд руб., стоимость активов - не менее 3 млрд руб. за год, предшествующий подаче заявления о проведении налогового мониторинга, то теперь достаточно платить в федеральный бюджет хотя бы 80 млн руб. налогов, получать доходы не менее 800 млн руб. в год и иметь активы общей стоимостью от 800 млн руб. <9>. С точки зрения целей развития налогового администрирования важно то, что уже после первой корректировки минимальных порогов налоговый мониторинг стал доступен среднему бизнесу, годовая выручка которого согласно классификации Правительства РФ находится в пределах 2 млрд руб. <10>. И судя по всему, это не финал изменений, поскольку дальнейшее распространение налогового мониторинга на средний бизнес утверждено в качестве системной меры налоговой политики РФ на ближайшие годы <11>, которая, несомненно, будет проводиться с учетом накопленного опыта применения альтернативной формы налогового контроля.
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Напомним, что изначально налоговый мониторинг вводился для улучшения практики взаимодействия государства с крупнейшими налогоплательщиками, налоги которых, как известно, играют бюджетообразующую роль, но уже в 2021 году <8> пороги доступа, установленные с помощью показателей уплаченных в федеральный бюджет налогов, полученных доходов и располагаемых активов, были снижены в три раза. В 2024 году они были снижены повторно (на 1/5 прежней величины). Результатом поэтапной корректировки минимальных порогов стало существенное расширение границ налогового мониторинга, нынешний периметр которого существенно отличается от первоначального: если в течение 2015 - 2020 годов для входа в мониторинг сумма федеральных налогов должна была составлять не менее 300 млн руб., доходы - не менее 3 млрд руб., стоимость активов - не менее 3 млрд руб. за год, предшествующий подаче заявления о проведении налогового мониторинга, то теперь достаточно платить в федеральный бюджет хотя бы 80 млн руб. налогов, получать доходы не менее 800 млн руб. в год и иметь активы общей стоимостью от 800 млн руб. <9>. С точки зрения целей развития налогового администрирования важно то, что уже после первой корректировки минимальных порогов налоговый мониторинг стал доступен среднему бизнесу, годовая выручка которого согласно классификации Правительства РФ находится в пределах 2 млрд руб. <10>. И судя по всему, это не финал изменений, поскольку дальнейшее распространение налогового мониторинга на средний бизнес утверждено в качестве системной меры налоговой политики РФ на ближайшие годы <11>, которая, несомненно, будет проводиться с учетом накопленного опыта применения альтернативной формы налогового контроля.
Статья: Особенности применения налога на сверхприбыль для крупных компаний в Российской Федерации
(Зверева Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Полагаю, если в долгосрочной перспективе целью налоговой политики Российской Федерации является развитие отрасли, то облагать ее налогом на сверхприбыль не стоит. Анализ фискальной нагрузки нефтегазового сектора показывает, что в этом секторе взимаются такие налоги, как НДПИ, налог на прибыль, налог на дополнительный доход, акцизы, таможенные платежи. Кроме того, на ближайшие (2023 - 2025) годы запланированы увеличение ставки экспортной пошлины и акциза на природный газ, для экспортеров сжиженного природного газа - применение повышенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций. Если же налог на сверхприбыль рассматривать как чрезвычайный налог, то приоритет фискальной функции налога над регулирующей делает оправданным введение налога. При установлении "налогов чрезвычайного характера" можно не устанавливать все обязательные элементы налогообложения, поэтому налог на сверхприбыль не содержит такого основного элемента налога, как налоговый период, и вместо периодичности уплаты предусматривает не присущую налогу однократность взимания.
(Зверева Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Полагаю, если в долгосрочной перспективе целью налоговой политики Российской Федерации является развитие отрасли, то облагать ее налогом на сверхприбыль не стоит. Анализ фискальной нагрузки нефтегазового сектора показывает, что в этом секторе взимаются такие налоги, как НДПИ, налог на прибыль, налог на дополнительный доход, акцизы, таможенные платежи. Кроме того, на ближайшие (2023 - 2025) годы запланированы увеличение ставки экспортной пошлины и акциза на природный газ, для экспортеров сжиженного природного газа - применение повышенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций. Если же налог на сверхприбыль рассматривать как чрезвычайный налог, то приоритет фискальной функции налога над регулирующей делает оправданным введение налога. При установлении "налогов чрезвычайного характера" можно не устанавливать все обязательные элементы налогообложения, поэтому налог на сверхприбыль не содержит такого основного элемента налога, как налоговый период, и вместо периодичности уплаты предусматривает не присущую налогу однократность взимания.