Налоговая инспекция орган исполнительной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая инспекция орган исполнительной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. По его мнению, решение Управления ФНС России по Кировской области о проведении налоговой проверки в отношении налогоплательщика, находящегося на территории Республики Татарстан, противоречит положениям п. 2 ст. 89 НК РФ, согласно которым налоговый контроль осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Также общество указывает, что им оспаривается распоряжение ФНС России от 03.04.2023 N 83@ "О внесении изменений в приложение к распоряжению Федеральной налоговой службы от 23.04.2021 N 96@" (далее - Распоряжение N 83@) в Верховном Суде Российской Федерации (дело N АКПИ24-595). Суд не нашел оснований для признания недействительным решения налогового органа, поскольку в результате внесенных Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в п. 2 ст. 89 НК РФ изменений решение о проведении выездной налоговой проверки вправе выносить также налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации. Распоряжением N 83@ Управление ФНС России по Кировской области уполномочено на проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) в том числе в Республике Татарстан, следовательно, оспариваемое решение Управления о проведении выездной налоговой проверки принято уполномоченным налоговым органом в порядке, установленном п. 2 ст. 89 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. По его мнению, решение Управления ФНС России по Кировской области о проведении налоговой проверки в отношении налогоплательщика, находящегося на территории Республики Татарстан, противоречит положениям п. 2 ст. 89 НК РФ, согласно которым налоговый контроль осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете. Также общество указывает, что им оспаривается распоряжение ФНС России от 03.04.2023 N 83@ "О внесении изменений в приложение к распоряжению Федеральной налоговой службы от 23.04.2021 N 96@" (далее - Распоряжение N 83@) в Верховном Суде Российской Федерации (дело N АКПИ24-595). Суд не нашел оснований для признания недействительным решения налогового органа, поскольку в результате внесенных Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ в п. 2 ст. 89 НК РФ изменений решение о проведении выездной налоговой проверки вправе выносить также налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации. Распоряжением N 83@ Управление ФНС России по Кировской области уполномочено на проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) в том числе в Республике Татарстан, следовательно, оспариваемое решение Управления о проведении выездной налоговой проверки принято уполномоченным налоговым органом в порядке, установленном п. 2 ст. 89 НК РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)<1> В Определениях КС РФ от 12 июля 2006 г. N 266-О, 267-О указано, что ранее выраженная правовая позиция о том, что произвольное и дискриминационное применение налоговых норм органами исполнительной власти является недопустимым, остается неизменной (см. Постановления КС РФ от 8 октября 1997 г. N 13-П, от 11 ноября 1997 г. N 16-П, от 28 марта 2000 г. N 5-П, от 20 февраля 2001 г. N 3-П). Приведенная правовая позиция является универсальной и распространяется на все формы налогового контроля. Ранее выраженная правовая позиция о том, что механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и одновременно надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения, остается неизменной (см. Постановление КС РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П).
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)<1> В Определениях КС РФ от 12 июля 2006 г. N 266-О, 267-О указано, что ранее выраженная правовая позиция о том, что произвольное и дискриминационное применение налоговых норм органами исполнительной власти является недопустимым, остается неизменной (см. Постановления КС РФ от 8 октября 1997 г. N 13-П, от 11 ноября 1997 г. N 16-П, от 28 марта 2000 г. N 5-П, от 20 февраля 2001 г. N 3-П). Приведенная правовая позиция является универсальной и распространяется на все формы налогового контроля. Ранее выраженная правовая позиция о том, что механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и одновременно надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения, остается неизменной (см. Постановление КС РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П).
Статья: Роль образовательной миграции в обеспечении экономики высококвалифицированными кадрами: теоретические и правовые аспекты
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2021, N 4)При трудоустройстве иностранных студентов в российские компании множество проблем появляется у работодателей - возникает необходимость направления уведомлений в адрес различных ведомств (МВД, налоговых органов, органов исполнительной власти в сфере занятости и образования), увеличивается количество отчетности в различные инстанции, возрастают организационные и временные издержки на ее оформление <25>.
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2021, N 4)При трудоустройстве иностранных студентов в российские компании множество проблем появляется у работодателей - возникает необходимость направления уведомлений в адрес различных ведомств (МВД, налоговых органов, органов исполнительной власти в сфере занятости и образования), увеличивается количество отчетности в различные инстанции, возрастают организационные и временные издержки на ее оформление <25>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы бухгалтерской отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Заголовочная часть бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой в налоговый орган, в том числе в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, в орган государственной статистики, другие органы исполнительной власти
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Заголовочная часть бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой в налоговый орган, в том числе в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, в орган государственной статистики, другие органы исполнительной власти
Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 2. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
(ред. от 28.12.2022)
"О налоговых органах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2023)Статья 2. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
Готовое решение: Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Заполните также заголовочную часть бухгалтерской отчетности на основе Приложений N N 1 или 2 в зависимости от того, представляете вы отчетность в налоговый орган, орган государственной статистики, другие органы исполнительной власти или нет.
(КонсультантПлюс, 2025)Заполните также заголовочную часть бухгалтерской отчетности на основе Приложений N N 1 или 2 в зависимости от того, представляете вы отчетность в налоговый орган, орган государственной статистики, другие органы исполнительной власти или нет.
Статья: Обнуление сроков для налоговой проверки - конституционно-правовое испытание
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Конституционный Суд РФ подчеркнул, что указанные требования в полной мере относятся к государственному контролю за исполнением конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции Российской Федерации), напомнив, что согласно конституционному принципу верховенства закона (ст. 4, ч. 2; ст. 15, ч. 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и вытекающему из него принципу основанности на законе деятельности органов исполнительной власти налоговые органы нуждаются в законодательной основе для своей деятельности. Именно связанностью налоговых органов законом обусловлено детальное регулирование соответствующих отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2003 года N 12-П).
(Султанов А.Р.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Конституционный Суд РФ подчеркнул, что указанные требования в полной мере относятся к государственному контролю за исполнением конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции Российской Федерации), напомнив, что согласно конституционному принципу верховенства закона (ст. 4, ч. 2; ст. 15, ч. 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и вытекающему из него принципу основанности на законе деятельности органов исполнительной власти налоговые органы нуждаются в законодательной основе для своей деятельности. Именно связанностью налоговых органов законом обусловлено детальное регулирование соответствующих отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2003 года N 12-П).
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Согласно новому пункту 9 ст. 391 НК РФ до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов РФ, определяется на основе нормативной цены земли, установленной для соответствующего налогового периода уполномоченными органами исполнительной власти данных субъектов РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Согласно новому пункту 9 ст. 391 НК РФ до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов РФ, определяется на основе нормативной цены земли, установленной для соответствующего налогового периода уполномоченными органами исполнительной власти данных субъектов РФ.
Интервью: Идея с приостановкой налоговых соглашений была придумана не нами
("Закон", 2023, N 11)- Вряд ли нужны кардинальные перемены, объявленная донастройка налоговой системы - вполне адекватная мера. Несмотря на все усилия по упрощению ведения бизнеса, законодателю и налоговым органам есть еще над чем поработать, чтобы налогоплательщики меньше внимания уделяли техническим аспектам налогообложения. В части налогообложения прибыли организаций вполне можно обсудить вопрос возврата к бухгалтерской прибыли как основе налоговой базы. Но и бизнес должен измениться. У нас так получилось, что налогоплательщик иногда вроде и средний или даже малый, но осуществляет сложнейшее структурирование своей деятельности. Раньше такого не было. Целое поколение налогоплательщиков выросло в условиях, когда можно было относительно спокойно создавать налоговые схемы. Вырос и консалтинговый бизнес, который обслуживал все эти ухищрения. Налоговикам пришлось в этих схемах разбираться, возникло огромное количество споров и судебной практики, досталось и правым, и виноватым. Многие до сих пор считают, что налогообложение - это игра в лотерею с государством, надо просто найти подходящих юристов, создать различные компании, выстроить схему и попытать счастья. Государство вынуждено с этим разбираться, что влечет нагрузку и на фискальную систему, и на суды. Ситуация меняется, но очень медленно и неравномерно. Иногда на глаза попадаются региональные налоговые споры, и как будто в машине времени покатался. Когда бизнес будет более открытым, тогда и реакция налоговиков будет другая, и толкование налоговых правил будет не таким формальным, как сейчас. Заметно, что растет уровень налоговой культуры. Хорошо, если бы ее кто-то целенаправленно формировал, хотя бы говорил о ней, но это вопрос уже к государству. Например, помнит же каждый: "Заплати налоги и спи спокойно". Всего один эпизод, а как въелось в память. Сейчас развивается тема клиентоцентричности (клиентоориентированности) в органах исполнительной власти, включая налоговые органы. Это хороший повод творчески и неформально подойти к вопросу развития одновременно и налоговой культуры.
("Закон", 2023, N 11)- Вряд ли нужны кардинальные перемены, объявленная донастройка налоговой системы - вполне адекватная мера. Несмотря на все усилия по упрощению ведения бизнеса, законодателю и налоговым органам есть еще над чем поработать, чтобы налогоплательщики меньше внимания уделяли техническим аспектам налогообложения. В части налогообложения прибыли организаций вполне можно обсудить вопрос возврата к бухгалтерской прибыли как основе налоговой базы. Но и бизнес должен измениться. У нас так получилось, что налогоплательщик иногда вроде и средний или даже малый, но осуществляет сложнейшее структурирование своей деятельности. Раньше такого не было. Целое поколение налогоплательщиков выросло в условиях, когда можно было относительно спокойно создавать налоговые схемы. Вырос и консалтинговый бизнес, который обслуживал все эти ухищрения. Налоговикам пришлось в этих схемах разбираться, возникло огромное количество споров и судебной практики, досталось и правым, и виноватым. Многие до сих пор считают, что налогообложение - это игра в лотерею с государством, надо просто найти подходящих юристов, создать различные компании, выстроить схему и попытать счастья. Государство вынуждено с этим разбираться, что влечет нагрузку и на фискальную систему, и на суды. Ситуация меняется, но очень медленно и неравномерно. Иногда на глаза попадаются региональные налоговые споры, и как будто в машине времени покатался. Когда бизнес будет более открытым, тогда и реакция налоговиков будет другая, и толкование налоговых правил будет не таким формальным, как сейчас. Заметно, что растет уровень налоговой культуры. Хорошо, если бы ее кто-то целенаправленно формировал, хотя бы говорил о ней, но это вопрос уже к государству. Например, помнит же каждый: "Заплати налоги и спи спокойно". Всего один эпизод, а как въелось в память. Сейчас развивается тема клиентоцентричности (клиентоориентированности) в органах исполнительной власти, включая налоговые органы. Это хороший повод творчески и неформально подойти к вопросу развития одновременно и налоговой культуры.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)а) органы публичного финансового контроля: Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований, Федеральное казначейство и органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, налоговые органы, таможенные органы, Федеральная служба по финансовому мониторингу, цифровой контролер;
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)а) органы публичного финансового контроля: Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований, Федеральное казначейство и органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, налоговые органы, таможенные органы, Федеральная служба по финансовому мониторингу, цифровой контролер;
Статья: Возбуждение дела о налоговом преступлении снова невозможно без инициативы налоговой службы
(Купцов И.А.)
("Закон", 2023, N 6)Важно подчеркнуть, что согласно ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ предустановленным значением обладают материалы налоговой проверки. По этой причине должен ставиться вопрос о предрешающем значении актов органа исполнительной власти (налогового органа), выступающих исключительным поводом для возбуждения уголовного дела. То есть речь идет о любых видах предсудимости, в том числе административных актов, а не лишь о преюдиции вступившего в законную силу решения суда, который рассмотрел жалобу налогоплательщика на решение налогового органа.
(Купцов И.А.)
("Закон", 2023, N 6)Важно подчеркнуть, что согласно ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ предустановленным значением обладают материалы налоговой проверки. По этой причине должен ставиться вопрос о предрешающем значении актов органа исполнительной власти (налогового органа), выступающих исключительным поводом для возбуждения уголовного дела. То есть речь идет о любых видах предсудимости, в том числе административных актов, а не лишь о преюдиции вступившего в законную силу решения суда, который рассмотрел жалобу налогоплательщика на решение налогового органа.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный абзац также введен Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 427-ФЗ (абзацы введены как 5-й, нумерация изменена Федеральным законом от 25 декабря 2023 г. N 647-ФЗ) и также изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ. В прежней редакции абзаца предусматривалось, что в случае отсутствия у резидента - физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории России, уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории России, представляются в налоговый орган, определенный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный абзац также введен Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 427-ФЗ (абзацы введены как 5-й, нумерация изменена Федеральным законом от 25 декабря 2023 г. N 647-ФЗ) и также изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ. В прежней редакции абзаца предусматривалось, что в случае отсутствия у резидента - физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории России, уведомления об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории России, представляются в налоговый орган, определенный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 20.03.2024 N 03-02-06/25065 <О предоставлении финансовым органам субъектов РФ полномочий по установлению оснований и условий для отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки по налогам, поступающим в бюджеты субъектов РФ>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 13)- налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 13)- налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;