Налоговая добросовестность
Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая добросовестность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики: Руководитель организации (ИП, иное лицо) привлекается к ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)деяние совершено с прямым умыслом, в том числе отсутствуют исключающие вину обстоятельства, учтена презумпция добросовестности налогового агента (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 48)
(КонсультантПлюс, 2025)деяние совершено с прямым умыслом, в том числе отсутствуют исключающие вину обстоятельства, учтена презумпция добросовестности налогового агента (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 26.11.2019 N 48)
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС и пени, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком предусмотренной подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ льготы по НДС, поскольку оказываемые обществом транспортные услуги, связанные с предоставлением автомашин скорой помощи, не являются медицинскими. Суд признал доначисление НДС правомерным, однако указал на неправомерность начисления пеней. Суд отметил, что налоговый орган по месту учета налогоплательщика в 2016 году в ответ на обращение налогоплательщика сообщил о возможности освобождения от НДС оказываемых налогоплательщиком услуг, связанных с предоставлением машин. С учетом писем Минфина России от 27.06.2013 N 03-07-07/24502 и ФНС России от 06.07.2005 N 03-1-03/1170/13 суд сделал вывод, что налоговый орган ошибочно трактовал правовые нормы, допустив противоречие с имеющейся ведомственной правовой позицией. Поскольку налогоплательщик выполнял данные ему разъяснения налогового органа, суд признал неправомерным начисление пеней, так как оно обусловлено незаконными действиями самого налогового органа, несовместимо с принципами (требованиями) добросовестности налогового администрирования, поддержания доверия к закону и действиям государства.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС и пени, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком предусмотренной подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ льготы по НДС, поскольку оказываемые обществом транспортные услуги, связанные с предоставлением автомашин скорой помощи, не являются медицинскими. Суд признал доначисление НДС правомерным, однако указал на неправомерность начисления пеней. Суд отметил, что налоговый орган по месту учета налогоплательщика в 2016 году в ответ на обращение налогоплательщика сообщил о возможности освобождения от НДС оказываемых налогоплательщиком услуг, связанных с предоставлением машин. С учетом писем Минфина России от 27.06.2013 N 03-07-07/24502 и ФНС России от 06.07.2005 N 03-1-03/1170/13 суд сделал вывод, что налоговый орган ошибочно трактовал правовые нормы, допустив противоречие с имеющейся ведомственной правовой позицией. Поскольку налогоплательщик выполнял данные ему разъяснения налогового органа, суд признал неправомерным начисление пеней, так как оно обусловлено незаконными действиями самого налогового органа, несовместимо с принципами (требованиями) добросовестности налогового администрирования, поддержания доверия к закону и действиям государства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Генезис принципа добросовестности в налоговом праве
(Кукушкин Д.С.)
("Финансовое право", 2022, N 8)"Финансовое право", 2022, N 8
(Кукушкин Д.С.)
("Финансовое право", 2022, N 8)"Финансовое право", 2022, N 8
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)В силу принципа добросовестности налогового администрирования при возникновении вопроса о переносе накопленного убытка прошлых лет налоговый орган в ходе проведения налоговой проверки и рассмотрения ее результатов обязан предоставить налогоплательщику реальную возможность подтвердить соблюдение требований п. 4 ст. 283 НК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)В силу принципа добросовестности налогового администрирования при возникновении вопроса о переносе накопленного убытка прошлых лет налоговый орган в ходе проведения налоговой проверки и рассмотрения ее результатов обязан предоставить налогоплательщику реальную возможность подтвердить соблюдение требований п. 4 ст. 283 НК РФ.
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)На основании пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Принимая во внимание, что судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой (при уплате налогов в большем размере) не может являться основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, если соответствующая налоговая экономия получена в связи с осуществлением реальной хозяйственной деятельности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)На основании пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Принимая во внимание, что судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой (при уплате налогов в большем размере) не может являться основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, если соответствующая налоговая экономия получена в связи с осуществлением реальной хозяйственной деятельности.
Статья: Безденежный возврат аванса при расторжении договора: учет и вычет авансового НДС у продавца
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2025, N 9)Дожидаться возврата всей суммы заемных средств для вычета не нужно. Но ИФНС при проверке наверняка обратит внимание, возвращается ли заем, платятся ли проценты по графику платежей. Это будет свидетельствовать о реальности сделки, о наличии у сторон деловой цели и об их налоговой добросовестности <8>.
(Гусев К.В.)
("Главная книга", 2025, N 9)Дожидаться возврата всей суммы заемных средств для вычета не нужно. Но ИФНС при проверке наверняка обратит внимание, возвращается ли заем, платятся ли проценты по графику платежей. Это будет свидетельствовать о реальности сделки, о наличии у сторон деловой цели и об их налоговой добросовестности <8>.
Статья: Теоретические и практические аспекты управления налоговыми рисками при осуществлении налогового контроля
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 8)При этом стоит отметить, что либерализация контрольно-надзорной деятельности, которую осуществляют налоговые органы, ориентирована на применение риск-ориентированного подхода <2> при оценке предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, что позволяет включить налогоплательщиков в определенные группы риска, с последующим формированием выводов относительно их налоговой добросовестности. Вместе с тем абстрактный и субъективный характер таких критериев является основанием для возникновения споров в налоговой сфере, что предусматривает оспаривание актов налоговых органов, действий и/или бездействия сотрудников налоговых органов. При этом, как отмечается Счетной палатой Российской Федерации, подобный подход снижает результативность и эффективность проведения выездных налоговых проверок ввиду сроков формирования доказательной базы налоговыми органами <3> при осуществлении контрольных мероприятий, инициированных на основании оценки имеющихся критериев недобросовестной деятельности налогоплательщика.
(Головченко О.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 8)При этом стоит отметить, что либерализация контрольно-надзорной деятельности, которую осуществляют налоговые органы, ориентирована на применение риск-ориентированного подхода <2> при оценке предпринимательской активности хозяйствующих субъектов, что позволяет включить налогоплательщиков в определенные группы риска, с последующим формированием выводов относительно их налоговой добросовестности. Вместе с тем абстрактный и субъективный характер таких критериев является основанием для возникновения споров в налоговой сфере, что предусматривает оспаривание актов налоговых органов, действий и/или бездействия сотрудников налоговых органов. При этом, как отмечается Счетной палатой Российской Федерации, подобный подход снижает результативность и эффективность проведения выездных налоговых проверок ввиду сроков формирования доказательной базы налоговыми органами <3> при осуществлении контрольных мероприятий, инициированных на основании оценки имеющихся критериев недобросовестной деятельности налогоплательщика.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Еще одним требованием, предъявляемым сегодня налоговым органом к затратам на оплату услуг адвоката, служит налоговая добросовестность адвоката. Так, в Соглашении от 30 июля 2018 г. N 01-01-06/08-321 / N 7-8-01/20571 Минфин и ФНС России договорились, что Минфин России будет направлять в ФНС информацию обо всех судебных актах, предусматривающих взыскание судебных издержек на оплату услуг адвоката за счет средств проигравшего госоргана. Это позволит налоговым органам оперативно провести налоговую проверку услугодателя на предмет полноты налогообложения его выручки, компенсированной клиенту за счет средств федерального бюджета. О результатах такой проверки ФНС должна будет отчитаться перед Минфином России.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Еще одним требованием, предъявляемым сегодня налоговым органом к затратам на оплату услуг адвоката, служит налоговая добросовестность адвоката. Так, в Соглашении от 30 июля 2018 г. N 01-01-06/08-321 / N 7-8-01/20571 Минфин и ФНС России договорились, что Минфин России будет направлять в ФНС информацию обо всех судебных актах, предусматривающих взыскание судебных издержек на оплату услуг адвоката за счет средств проигравшего госоргана. Это позволит налоговым органам оперативно провести налоговую проверку услугодателя на предмет полноты налогообложения его выручки, компенсированной клиенту за счет средств федерального бюджета. О результатах такой проверки ФНС должна будет отчитаться перед Минфином России.
Готовое решение: Как рассчитать и заплатить пени по земельному налогу (до 31 декабря 2022 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Вывод о том, что исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН не является основанием для доначисления налогоплательщику сумм пеней по налогу (в случае добросовестности его действий), приведен также в Письме ФНС России от 27.05.2022 N БС-4-21/6551 в отношении налога на имущество организаций.
(КонсультантПлюс, 2022)Вывод о том, что исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН не является основанием для доначисления налогоплательщику сумм пеней по налогу (в случае добросовестности его действий), приведен также в Письме ФНС России от 27.05.2022 N БС-4-21/6551 в отношении налога на имущество организаций.
Вопрос: О предложении по установлению критерия добросовестности контрагента-продавца и доначислении налогов, если налогоплательщик знал (должен был знать) о недобросовестном поведении контрагента.
(Письмо Минфина России от 27.04.2023 N 03-02-06/39284)Вопрос: О предложении по установлению критерия добросовестности контрагента-продавца и доначислении налогов, если налогоплательщик знал (должен был знать) о недобросовестном поведении контрагента.
(Письмо Минфина России от 27.04.2023 N 03-02-06/39284)Вопрос: О предложении по установлению критерия добросовестности контрагента-продавца и доначислении налогов, если налогоплательщик знал (должен был знать) о недобросовестном поведении контрагента.