Налогообложение глав кфх
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение глав кфх (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе" НК РФ"Из положений статьи 11 НК РФ главы крестьянских (фермерских) хозяйств в целях налогообложения относятся к индивидуальным предпринимателям."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.2 "Налогоплательщики" главы 26.1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил главе КФХ налоги по общей системе налогообложения, сделав вывод о несоблюдении им условия о доле доходов от сельскохозяйственной деятельности. Суд установил, что глава КФХ и федеральное казенное учреждение заключили государственные контракты на поставку сельскохозяйственной продукции и выполнение вспомогательных услуг (поставке семян, удобрений, выполнение работ по посадке, поливу, уборке). Налоговый орган полагал, что учреждение не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, в связи с чем нельзя отнести в доход налогоплательщика от сельскохозяйственной деятельности те доходы от реализации перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ услуг, которые оказаны учреждению. Суд установил, что доходы учреждения от животноводства и растениеводства превысили 79 процентов общего дохода, следовательно, учреждение в соответствии с положениями подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ являлось сельскохозяйственным производителем, а глава КФХ оказывал ему услуги, предусмотренные подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ. Суд отклонил довод налогового органа о том, что статус учреждения не позволяет признать его сельскохозяйственным производителем, поскольку нормы гл. 26.1 НК РФ, в частности подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, не содержат положений, предусматривающих, что условием отнесения лица к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей является применение его заказчиком, также подпадающим согласно приведенным выше нормативным условиям к категории "сельскохозяйственный товаропроизводитель", специального налогового режима в виде ЕСХН. Казенное учреждение, отвечающее критериям, содержащимся в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, может быть признано сельскохозяйственным товаропроизводителем для налоговых целей. В свою очередь, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим в виде ЕСХН и оказывающие услуги казенным учреждениям, отвечающим статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя, вправе в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) учитывать долю дохода от реализации казенным учреждениям перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ услуг в числе условий для применения ЕСХН. Поскольку с учетом доходов, полученных от оказания услуг учреждению, доля доходов главы КФХ от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и от оказания сельскохозяйственному производителю услуг, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, составила 91,93 процента, глава КФХ в силу подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем и правомерно уплачивал ЕСХН, налоги по общей системе налогообложения доначислены ему неправомерно.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил главе КФХ налоги по общей системе налогообложения, сделав вывод о несоблюдении им условия о доле доходов от сельскохозяйственной деятельности. Суд установил, что глава КФХ и федеральное казенное учреждение заключили государственные контракты на поставку сельскохозяйственной продукции и выполнение вспомогательных услуг (поставке семян, удобрений, выполнение работ по посадке, поливу, уборке). Налоговый орган полагал, что учреждение не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, в связи с чем нельзя отнести в доход налогоплательщика от сельскохозяйственной деятельности те доходы от реализации перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ услуг, которые оказаны учреждению. Суд установил, что доходы учреждения от животноводства и растениеводства превысили 79 процентов общего дохода, следовательно, учреждение в соответствии с положениями подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ являлось сельскохозяйственным производителем, а глава КФХ оказывал ему услуги, предусмотренные подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ. Суд отклонил довод налогового органа о том, что статус учреждения не позволяет признать его сельскохозяйственным производителем, поскольку нормы гл. 26.1 НК РФ, в частности подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, не содержат положений, предусматривающих, что условием отнесения лица к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей является применение его заказчиком, также подпадающим согласно приведенным выше нормативным условиям к категории "сельскохозяйственный товаропроизводитель", специального налогового режима в виде ЕСХН. Казенное учреждение, отвечающее критериям, содержащимся в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, может быть признано сельскохозяйственным товаропроизводителем для налоговых целей. В свою очередь, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим в виде ЕСХН и оказывающие услуги казенным учреждениям, отвечающим статусу сельскохозяйственного товаропроизводителя, вправе в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) учитывать долю дохода от реализации казенным учреждениям перечисленных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ услуг в числе условий для применения ЕСХН. Поскольку с учетом доходов, полученных от оказания услуг учреждению, доля доходов главы КФХ от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства и от оказания сельскохозяйственному производителю услуг, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ, составила 91,93 процента, глава КФХ в силу подп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем и правомерно уплачивал ЕСХН, налоги по общей системе налогообложения доначислены ему неправомерно.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Вправе ли новый глава КФХ применить вычеты НДС на основании счетов-фактур, выставленных поставщиками на имя прежнего главы КФХ, в налоговой декларации, представляемой за период деятельности умершего главы КФХ?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2023)Вопрос: Вправе ли новый глава КФХ применить вычеты НДС на основании счетов-фактур, выставленных поставщиками на имя прежнего главы КФХ, в налоговой декларации, представляемой за период деятельности умершего главы КФХ?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2023)Вопрос: Вправе ли новый глава КФХ применить вычеты НДС на основании счетов-фактур, выставленных поставщиками на имя прежнего главы КФХ, в налоговой декларации, представляемой за период деятельности умершего главы КФХ?
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)3. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам не позднее 25 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.
(ред. от 17.11.2025)3. Главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам не позднее 25 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Особую категорию субъектов налогового права, охватываемую понятием "физическое лицо", составляют в настоящее время индивидуальные предприниматели. Ими являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Налоговый кодекс РФ дает свое определение понятия "индивидуальный предприниматель", которое по своему значению несколько шире понятия, вытекающего из содержания действующего гражданского законодательства РФ. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Анализ действующего налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что налогообложение указанных лиц имеет свои особенности по сравнению с налогообложением физических лиц, не обладающих статусом предпринимателя. Например, ст. 227 НК РФ устанавливает особенности исчисления индивидуальными предпринимателями сумм налога на доходы.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Особую категорию субъектов налогового права, охватываемую понятием "физическое лицо", составляют в настоящее время индивидуальные предприниматели. Ими являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Налоговый кодекс РФ дает свое определение понятия "индивидуальный предприниматель", которое по своему значению несколько шире понятия, вытекающего из содержания действующего гражданского законодательства РФ. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Анализ действующего налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что налогообложение указанных лиц имеет свои особенности по сравнению с налогообложением физических лиц, не обладающих статусом предпринимателя. Например, ст. 227 НК РФ устанавливает особенности исчисления индивидуальными предпринимателями сумм налога на доходы.
Статья: Крестьянское (фермерское) хозяйство как специализированная организационно-правовая форма агробизнеса
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)<12> Некоторые авторы прямо приравнивают к государственной регистрации КФХ внесение в ЕГРИП сведений о главе КФХ - см.: Анищенко А.В. Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение. М., 2017. Вып. 3.
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)<12> Некоторые авторы прямо приравнивают к государственной регистрации КФХ внесение в ЕГРИП сведений о главе КФХ - см.: Анищенко А.В. Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение. М., 2017. Вып. 3.
Статья: Государственная поддержка племенного животноводства
(Шевякова П.М.)
("Современное право", 2025, N 6)К общим налоговым льготам можно отнести введение специального налогового режима в виде Единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), а также установление для отдельных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей налоговых льгот. Например, "в соответствии с п. 14 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2) доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств в течение пяти лет с года регистрации хозяйства не подлежат налогообложению. Кроме того, не подлежат налогообложению суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств в виде гранта и субсидии, предоставляемые им за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" [4, с. 42].
(Шевякова П.М.)
("Современное право", 2025, N 6)К общим налоговым льготам можно отнести введение специального налогового режима в виде Единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), а также установление для отдельных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей налоговых льгот. Например, "в соответствии с п. 14 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2) доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств в течение пяти лет с года регистрации хозяйства не подлежат налогообложению. Кроме того, не подлежат налогообложению суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств в виде гранта и субсидии, предоставляемые им за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" [4, с. 42].
Статья: Общее имущество крестьянского (фермерского) хозяйства - корпоративная собственность коллективного лица?
(Лаптев В.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 5)<7> См., например: Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М., 2010. С. 31; Габов А.В. Реорганизация крестьянского (фермерского) хозяйства - юридического лица // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 5. С. 79 - 95; Терентьев А.В. О некоторых вопросах управления в крестьянских (фермерских) хозяйствах, созданных в порядке ст. 86.1 ГК РФ // Гражданское право. 2020. N 6. С. 35 - 38; Давыдова О.В. О доходе главы КФХ // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2021. N 8. С. 20 - 26; Сенин Н.К. Выход члена КФХ из состава хозяйства // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве. 2022. N 1. С. 71 - 74; Ельникова Е.В. Крестьянское (фермерское) хозяйство в системе российских коммерческих корпораций: вопросы без ответов // Хозяйство и право. 2023. N 3. С. 27 - 42; Шапсугова М.Д. Крестьянское (фермерское) хозяйство как форма ведения индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства // Аграрное и земельное право. 2019. N 5 (173). С. 74 - 77.
(Лаптев В.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 5)<7> См., например: Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М., 2010. С. 31; Габов А.В. Реорганизация крестьянского (фермерского) хозяйства - юридического лица // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 5. С. 79 - 95; Терентьев А.В. О некоторых вопросах управления в крестьянских (фермерских) хозяйствах, созданных в порядке ст. 86.1 ГК РФ // Гражданское право. 2020. N 6. С. 35 - 38; Давыдова О.В. О доходе главы КФХ // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2021. N 8. С. 20 - 26; Сенин Н.К. Выход члена КФХ из состава хозяйства // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве. 2022. N 1. С. 71 - 74; Ельникова Е.В. Крестьянское (фермерское) хозяйство в системе российских коммерческих корпораций: вопросы без ответов // Хозяйство и право. 2023. N 3. С. 27 - 42; Шапсугова М.Д. Крестьянское (фермерское) хозяйство как форма ведения индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства // Аграрное и земельное право. 2019. N 5 (173). С. 74 - 77.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)(-) 2. По мнению ИФНС, глава крестьянского (фермерского) хозяйства неправомерно занизил налоговую базу по НДФЛ, исключив из нее доход от продажи земельных участков.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)(-) 2. По мнению ИФНС, глава крестьянского (фермерского) хозяйства неправомерно занизил налоговую базу по НДФЛ, исключив из нее доход от продажи земельных участков.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 27.01.2025 N 03-15-05/6742 <Страховые взносы в двойном размере: когда такое возможно?>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)В любом случае глава КФХ с точки зрения налогообложения считается индивидуальным предпринимателем (п. 2 ст. 11 НК РФ, Письмо ФНС России от 28.03.2025 N БС-4-11/3330@). Поэтому глава КФХ обязан платить страховые взносы, установленные Налоговым кодексом РФ (подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)В любом случае глава КФХ с точки зрения налогообложения считается индивидуальным предпринимателем (п. 2 ст. 11 НК РФ, Письмо ФНС России от 28.03.2025 N БС-4-11/3330@). Поэтому глава КФХ обязан платить страховые взносы, установленные Налоговым кодексом РФ (подп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ).