Налогообложение фермерских хозяйств
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение фермерских хозяйств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе" НК РФ"Из положений статьи 11 НК РФ главы крестьянских (фермерских) хозяйств в целях налогообложения относятся к индивидуальным предпринимателям."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 217 "Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, глава крестьянского (фермерского) хозяйства неправомерно занизил налоговую базу по НДФЛ, исключив из нее доход от продажи земельных участков.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, глава крестьянского (фермерского) хозяйства неправомерно занизил налоговую базу по НДФЛ, исключив из нее доход от продажи земельных участков.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Налогообложение сельхозпроизводителей
(КонсультантПлюс, 2025)4. Какие налоги и страховые взносы платят крестьянско-фермерские хозяйства
(КонсультантПлюс, 2025)4. Какие налоги и страховые взносы платят крестьянско-фермерские хозяйства
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ
(ред. от 24.07.2023)
"О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"Статья 10. В случае, если заявитель или члены его семьи получили доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, с применением упрощенной системы налогообложения (в случае, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы), заявитель или члены его семьи вправе представить документы (сведения) о доходах за вычетом расходов. В таком случае орган социальной защиты населения при расчете среднедушевого дохода использует документы (сведения), представленные заявителем или членами его семьи.
(ред. от 24.07.2023)
"О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"Статья 10. В случае, если заявитель или члены его семьи получили доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, с применением упрощенной системы налогообложения (в случае, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы), заявитель или члены его семьи вправе представить документы (сведения) о доходах за вычетом расходов. В таком случае орган социальной защиты населения при расчете среднедушевого дохода использует документы (сведения), представленные заявителем или членами его семьи.
Постановление Правительства РФ от 21.06.1996 N 723
(с изм. от 03.08.1996)
"О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе"10. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления упорядочить в пределах своей компетенции налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств, имея в виду отмену или сокращение размеров налогов в начальный период их деятельности.
(с изм. от 03.08.1996)
"О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе"10. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления упорядочить в пределах своей компетенции налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств, имея в виду отмену или сокращение размеров налогов в начальный период их деятельности.
Статья: Крестьянское (фермерское) хозяйство как специализированная организационно-правовая форма агробизнеса
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)<12> Некоторые авторы прямо приравнивают к государственной регистрации КФХ внесение в ЕГРИП сведений о главе КФХ - см.: Анищенко А.В. Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение. М., 2017. Вып. 3.
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)<12> Некоторые авторы прямо приравнивают к государственной регистрации КФХ внесение в ЕГРИП сведений о главе КФХ - см.: Анищенко А.В. Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение. М., 2017. Вып. 3.
Статья: Государственная заготовительная политика в СССР в годы Великой Отечественной войны (по материалам постановлений СНК СССР)
(Мотревич В.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 4)При анализе состояния сельского хозяйства освобожденных советских территорий вызывают удивление постановления СНК СССР об оказании неотложной помощи в восстановлении сельского хозяйства Прибалтийским республикам, поскольку валовая продукция сельского хозяйства за годы войны в них не только не уменьшилась, а даже увеличилась <58>. Это было вызвано, по-видимому, политическими причинами и подготовкой к проведению в Прибалтике коллективизации <59>. После освобождения территории этих республик от оккупации в них было восстановлено налогообложение крестьянских хозяйств. Так, Постановлением СНК СССР от 5 августа 1944 г. N 1048 было утверждено Постановление СНК Литовской ССР и ЦК КП(б) Литвы, вводящее в республике обязательные поставки сельхозпродукции <60>. В Постановлении указывалось на необходимость вручения крестьянским хозяйствам обязательств на поставку государству зерна, картофеля, мяса и молока не позднее 20 августа 1944 г. К обязательным поставкам зерна не привлекались хозяйства, имеющие в личном пользовании до 2 га земли, хозяйства военнослужащих Красной армии и партизан, если у них остались дети до семилетнего возраста при одном трудоспособном члене семьи, хозяйства нетрудоспособных родителей военнослужащих РККА при отсутствии трудоспособных членов семьи, а также хозяйства нетрудоспособных в силу преклонного возраста при отсутствии работавших в хозяйстве трудоспособных. Вскоре годовые планы обязательных поставок зерна крестьянскими хозяйствами из урожая 1944 г. были установлены для крестьянских хозяйств в Латвии и Эстонии.
(Мотревич В.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 4)При анализе состояния сельского хозяйства освобожденных советских территорий вызывают удивление постановления СНК СССР об оказании неотложной помощи в восстановлении сельского хозяйства Прибалтийским республикам, поскольку валовая продукция сельского хозяйства за годы войны в них не только не уменьшилась, а даже увеличилась <58>. Это было вызвано, по-видимому, политическими причинами и подготовкой к проведению в Прибалтике коллективизации <59>. После освобождения территории этих республик от оккупации в них было восстановлено налогообложение крестьянских хозяйств. Так, Постановлением СНК СССР от 5 августа 1944 г. N 1048 было утверждено Постановление СНК Литовской ССР и ЦК КП(б) Литвы, вводящее в республике обязательные поставки сельхозпродукции <60>. В Постановлении указывалось на необходимость вручения крестьянским хозяйствам обязательств на поставку государству зерна, картофеля, мяса и молока не позднее 20 августа 1944 г. К обязательным поставкам зерна не привлекались хозяйства, имеющие в личном пользовании до 2 га земли, хозяйства военнослужащих Красной армии и партизан, если у них остались дети до семилетнего возраста при одном трудоспособном члене семьи, хозяйства нетрудоспособных родителей военнослужащих РККА при отсутствии трудоспособных членов семьи, а также хозяйства нетрудоспособных в силу преклонного возраста при отсутствии работавших в хозяйстве трудоспособных. Вскоре годовые планы обязательных поставок зерна крестьянскими хозяйствами из урожая 1944 г. были установлены для крестьянских хозяйств в Латвии и Эстонии.
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Характерной особенностью налогового регулирования в Республике является закрепление в отдельной главе Кодекса специальных правил налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, белорусской нотариальной палаты и ее организационных структур, государственных органов, иных государственных организаций. В частности, денежные средства, получаемые бюджетными организациями (включая государственные органы) в виде международной технической и иностранной безвозмездной помощи, а также Министерством спорта и туризма Республики Беларусь от заявочных взносов иностранных участников международных спортивных мероприятий и остающиеся в соответствии с законодательством в их распоряжении, не облагаются налогами и сборами (пошлинами) (ст. 330 НК РБ).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)Характерной особенностью налогового регулирования в Республике является закрепление в отдельной главе Кодекса специальных правил налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, белорусской нотариальной палаты и ее организационных структур, государственных органов, иных государственных организаций. В частности, денежные средства, получаемые бюджетными организациями (включая государственные органы) в виде международной технической и иностранной безвозмездной помощи, а также Министерством спорта и туризма Республики Беларусь от заявочных взносов иностранных участников международных спортивных мероприятий и остающиеся в соответствии с законодательством в их распоряжении, не облагаются налогами и сборами (пошлинами) (ст. 330 НК РБ).
Статья: Повышение конкурентоспособности малых сельскохозяйственных предприятий посредством налогового регулирования
(Мелкова Е.В., Корытин А.В.)
("Финансы", 2024, N 10)Специальный налоговый режим, созданный исключительно для крестьянских и фермерских хозяйств, предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого налога, заменяющего собой индивидуальный подоходный налог с доходов от деятельности хозяйства, земельный налог и (или) плату за пользование земельными участками, налог на транспортные средства, налог на имущество, социальный налог, а также плату за негативное воздействие на окружающую среду. Объектом налогообложения выступает полученный крестьянским или фермерским хозяйством за предыдущий календарный год доход от реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов переработки сельскохозяйственной продукции собственного производства (за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизных товаров), а ставка единого налога составляет всего 0,5% <7>. Более того, в части деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим, крестьянские и фермерские хозяйства освобождены от уплаты НДС <8>. Среди стран дальнего зарубежья, являющихся крупными экспортерами сельскохозяйственной продукции, наиболее существенные меры специальной налоговой поддержки малых форм хозяйствования были выявлены нами во Франции.
(Мелкова Е.В., Корытин А.В.)
("Финансы", 2024, N 10)Специальный налоговый режим, созданный исключительно для крестьянских и фермерских хозяйств, предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого налога, заменяющего собой индивидуальный подоходный налог с доходов от деятельности хозяйства, земельный налог и (или) плату за пользование земельными участками, налог на транспортные средства, налог на имущество, социальный налог, а также плату за негативное воздействие на окружающую среду. Объектом налогообложения выступает полученный крестьянским или фермерским хозяйством за предыдущий календарный год доход от реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов переработки сельскохозяйственной продукции собственного производства (за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизных товаров), а ставка единого налога составляет всего 0,5% <7>. Более того, в части деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим, крестьянские и фермерские хозяйства освобождены от уплаты НДС <8>. Среди стран дальнего зарубежья, являющихся крупными экспортерами сельскохозяйственной продукции, наиболее существенные меры специальной налоговой поддержки малых форм хозяйствования были выявлены нами во Франции.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 27.01.2025 N 03-15-05/6742 <Страховые взносы в двойном размере: когда такое возможно?>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)Минфин России напомнил, как начислять страховые взносы, закрепленные в Налоговом кодексе РФ, предпринимателю в статусе главы крестьянского фермерского хозяйства (КФХ) и представлять ли ему расчет по страховым взносам.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)Минфин России напомнил, как начислять страховые взносы, закрепленные в Налоговом кодексе РФ, предпринимателю в статусе главы крестьянского фермерского хозяйства (КФХ) и представлять ли ему расчет по страховым взносам.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Особую категорию субъектов налогового права, охватываемую понятием "физическое лицо", составляют в настоящее время индивидуальные предприниматели. Ими являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Налоговый кодекс РФ дает свое определение понятия "индивидуальный предприниматель", которое по своему значению несколько шире понятия, вытекающего из содержания действующего гражданского законодательства РФ. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Анализ действующего налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что налогообложение указанных лиц имеет свои особенности по сравнению с налогообложением физических лиц, не обладающих статусом предпринимателя. Например, ст. 227 НК РФ устанавливает особенности исчисления индивидуальными предпринимателями сумм налога на доходы.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Особую категорию субъектов налогового права, охватываемую понятием "физическое лицо", составляют в настоящее время индивидуальные предприниматели. Ими являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Налоговый кодекс РФ дает свое определение понятия "индивидуальный предприниматель", которое по своему значению несколько шире понятия, вытекающего из содержания действующего гражданского законодательства РФ. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Анализ действующего налогового законодательства позволяет сделать вывод о том, что налогообложение указанных лиц имеет свои особенности по сравнению с налогообложением физических лиц, не обладающих статусом предпринимателя. Например, ст. 227 НК РФ устанавливает особенности исчисления индивидуальными предпринимателями сумм налога на доходы.
Статья: Голодные и неурожайные годы в СССР (1951 - 1953 гг.): неурожаи, голод, экспорт хлеба, миграция сельского населения
(Белхароев Х.У.)
("Миграционное право", 2023, N 3)В крестьянском хозяйстве налогами облагалось все, что приносит доход, включая плодовые деревья, которые росли на приусадебных участках, они пересчитывались поштучно. С целью уплаты налогов сельским жителям приходилось значительную часть урожая с личных подсобных хозяйств продавать перекупщикам или ехать в город продавать на рынке. Для продажи произведенной продукции на рынке крестьянам необходимо было иметь справку, в которой указывалось, что колхоз, в котором они работают, выполнил плановые поставки государству, сами по госпоставкам с приусадебного участка рассчитались по всем налогам.
(Белхароев Х.У.)
("Миграционное право", 2023, N 3)В крестьянском хозяйстве налогами облагалось все, что приносит доход, включая плодовые деревья, которые росли на приусадебных участках, они пересчитывались поштучно. С целью уплаты налогов сельским жителям приходилось значительную часть урожая с личных подсобных хозяйств продавать перекупщикам или ехать в город продавать на рынке. Для продажи произведенной продукции на рынке крестьянам необходимо было иметь справку, в которой указывалось, что колхоз, в котором они работают, выполнил плановые поставки государству, сами по госпоставкам с приусадебного участка рассчитались по всем налогам.
Статья: Государственная поддержка племенного животноводства
(Шевякова П.М.)
("Современное право", 2025, N 6)К общим налоговым льготам можно отнести введение специального налогового режима в виде Единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), а также установление для отдельных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей налоговых льгот. Например, "в соответствии с п. 14 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2) доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств в течение пяти лет с года регистрации хозяйства не подлежат налогообложению. Кроме того, не подлежат налогообложению суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств в виде гранта и субсидии, предоставляемые им за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" [4, с. 42].
(Шевякова П.М.)
("Современное право", 2025, N 6)К общим налоговым льготам можно отнести введение специального налогового режима в виде Единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), а также установление для отдельных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей налоговых льгот. Например, "в соответствии с п. 14 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2) доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств в течение пяти лет с года регистрации хозяйства не подлежат налогообложению. Кроме того, не подлежат налогообложению суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств в виде гранта и субсидии, предоставляемые им за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" [4, с. 42].