Налогообложение драгоценных металлов
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение драгоценных металлов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 340 "Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, налогоплательщик производил добычу золотоокисленной руды с содержанием в ней золота и серебра. Для целей налогообложения добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, их оценка в силу п. 5 ст. 340 НК РФ производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде цен реализации химически чистого металла без учета НДС, уменьшенных на расходы по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, налогоплательщик производил добычу золотоокисленной руды с содержанием в ней золота и серебра. Для целей налогообложения добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, их оценка в силу п. 5 ст. 340 НК РФ производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде цен реализации химически чистого металла без учета НДС, уменьшенных на расходы по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 340 "Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ"Позиция общества, являющаяся, по мнению заявителя, основанием для неприменения пункта 5 статьи 340 НК РФ, связанная с разницей между реализацией химически чистого (аффинированного) драгоценного металла и золотосеребряной руды, невозможностью самостоятельной организации дальнейшей переработки руды и экономической нерентабельностью и ошибочным отождествлением реализации добытой руды с реализацией химически чистого драгоценного металла, апелляционным судом признается ошибочной, поскольку для целей налогообложения НДПИ условия финансово-хозяйственных договоров не изменяют объект налогообложения при добыче драгоценных металлов и не влияют на порядок исчисления налога. Особый порядок учета операций с драгоценными металлами на всех стадиях добычи и переработки влечет за собой особый порядок налогообложения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2024 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Изменено налогообложение реализации драгметаллов
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 1)Изменено налогообложение реализации драгметаллов
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
(ред. от 04.11.2025)Глава 15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Приказ ФАС России от 17.07.2025 N 558/25
"Об утверждении Порядка определения средних за налоговый период цен драгоценных металлов на мировом рынке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2025 N 82987)Зарегистрировано в Минюсте России 21 июля 2025 г. N 82987
"Об утверждении Порядка определения средних за налоговый период цен драгоценных металлов на мировом рынке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2025 N 82987)Зарегистрировано в Минюсте России 21 июля 2025 г. N 82987
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, если решением о выпуске цифровых прав, включающих одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право на драгоценные металлы в слитках, предусмотрено, что выпуск и выкуп банком таких цифровых прав осуществляются в отношении физических лиц, то суммы оплаты, частичной оплаты, получаемые банком в связи с выпуском данных цифровых прав, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются, поскольку операции по реализации банком драгоценных металлов физическим лицам освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании вышеуказанного подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, если решением о выпуске цифровых прав, включающих одновременно цифровой финансовый актив и утилитарное цифровое право на драгоценные металлы в слитках, предусмотрено, что выпуск и выкуп банком таких цифровых прав осуществляются в отношении физических лиц, то суммы оплаты, частичной оплаты, получаемые банком в связи с выпуском данных цифровых прав, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются, поскольку операции по реализации банком драгоценных металлов физическим лицам освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании вышеуказанного подпункта 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)2.5.3. Уточнен порядок исчисления налога по полупродуктам,
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)2.5.3. Уточнен порядок исчисления налога по полупродуктам,
Статья: Применение вычета НДС ставится в зависимость от фактического ведения облагаемой НДС деятельности
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Совокупность положений налогового законодательства и законодательства в сфере драгоценных металлов позволяет сделать вывод, что особенности их добычи и драгоценность качественных характеристик обязывают к особому порядку учета таких металлов - и на стадии добычи, и на стадии их реализации, и при налогообложении. Руда, добытая из коренных месторождений, и продукты ее переработки - это минеральное сырье. При этом продуктом переработки минерального сырья являются в том числе концентраты, шлиховое золото и серебро. Пунктом 12 Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419) предусмотрено обязательное условие установления цен мирового рынка на аффинированные драгоценные металлы при продаже минерального сырья, содержащего драгоценные металлы. Общество ошибочно полагает, что принятое им решение о реализации золота и серебра в виде золотосодержащей руды (без фактического извлечения драгоценных металлов) изменяет вид добытого полезного ископаемого для целей налогообложения. Условия финансово-хозяйственных договоров не изменяют объект налогообложения при добыче драгоценных металлов и не влияют на порядок исчисления налога. Регулирование в сфере оборота драгоценных металлов направлено на нивелирование недобросовестных действий налогоплательщиков, а также на защиту интересов государства, чтобы препятствовать созданию механизма безосновательного "перемещения" минерального сырья между контрагентами, с целью минимизации налогового бремени. В нарушение требований закона заявителем в декларациях по НДПИ неверно определена стоимость добытых золота и серебра при определении стоимости добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ, не применены положения п. 5 ст. 340 НК РФ.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Совокупность положений налогового законодательства и законодательства в сфере драгоценных металлов позволяет сделать вывод, что особенности их добычи и драгоценность качественных характеристик обязывают к особому порядку учета таких металлов - и на стадии добычи, и на стадии их реализации, и при налогообложении. Руда, добытая из коренных месторождений, и продукты ее переработки - это минеральное сырье. При этом продуктом переработки минерального сырья являются в том числе концентраты, шлиховое золото и серебро. Пунктом 12 Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 N 1419) предусмотрено обязательное условие установления цен мирового рынка на аффинированные драгоценные металлы при продаже минерального сырья, содержащего драгоценные металлы. Общество ошибочно полагает, что принятое им решение о реализации золота и серебра в виде золотосодержащей руды (без фактического извлечения драгоценных металлов) изменяет вид добытого полезного ископаемого для целей налогообложения. Условия финансово-хозяйственных договоров не изменяют объект налогообложения при добыче драгоценных металлов и не влияют на порядок исчисления налога. Регулирование в сфере оборота драгоценных металлов направлено на нивелирование недобросовестных действий налогоплательщиков, а также на защиту интересов государства, чтобы препятствовать созданию механизма безосновательного "перемещения" минерального сырья между контрагентами, с целью минимизации налогового бремени. В нарушение требований закона заявителем в декларациях по НДПИ неверно определена стоимость добытых золота и серебра при определении стоимости добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ, не применены положения п. 5 ст. 340 НК РФ.
Статья: Применение административной ответственности за правонарушения в сфере финансов
(Кожушко С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Во-вторых, финансы как объект правовой защиты нормами административного права подлежат охране в гл. 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если объединить их с иными, но такими смежными объектами административно-правовой охраны, как налоги и сборы, страхование, рынок ценных бумаг, добыча, производство, использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней. Выделение налогов и сборов в гл. 15 КоАП РФ, наряду с финансами, противоречит доктринальным толкованиям понятий "финансовые отношения" и "финансы", которые охватывают положения не только бюджетного, но и налогового законодательства. Таким образом, указание в предмете правового регулирования гл. 15 КоАП РФ на налоги и сборы является излишним, так как финансы их поглощают (при соотношении общего и частного).
(Кожушко С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Во-вторых, финансы как объект правовой защиты нормами административного права подлежат охране в гл. 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если объединить их с иными, но такими смежными объектами административно-правовой охраны, как налоги и сборы, страхование, рынок ценных бумаг, добыча, производство, использование и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней. Выделение налогов и сборов в гл. 15 КоАП РФ, наряду с финансами, противоречит доктринальным толкованиям понятий "финансовые отношения" и "финансы", которые охватывают положения не только бюджетного, но и налогового законодательства. Таким образом, указание в предмете правового регулирования гл. 15 КоАП РФ на налоги и сборы является излишним, так как финансы их поглощают (при соотношении общего и частного).
Готовое решение: Какую ответственность и иные негативные последствия несет налоговый агент за неуплату и несвоевременное перечисление НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый орган может взыскать задолженность со счетов в драгоценных металлах, если денежных средств на счетах налогового агента окажется недостаточно.
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый орган может взыскать задолженность со счетов в драгоценных металлах, если денежных средств на счетах налогового агента окажется недостаточно.
Вопрос: О признании НФО в целях налога на прибыль доходов (расходов) от переоценки стоимости драгоценных металлов и требований (обязательств), выраженных в драгоценных металлах.
(Письмо Минфина России от 13.11.2025 N 03-03-05/109802)Вопрос: О признании НФО в целях налога на прибыль доходов (расходов) от переоценки стоимости драгоценных металлов и требований (обязательств), выраженных в драгоценных металлах.
(Письмо Минфина России от 13.11.2025 N 03-03-05/109802)Вопрос: О признании НФО в целях налога на прибыль доходов (расходов) от переоценки стоимости драгоценных металлов и требований (обязательств), выраженных в драгоценных металлах.
Вопрос: Об НДС и налоге на прибыль при реализации банку драгоценных металлов в слитках, произведенных сторонней организацией на давальческой основе.
(Письмо Минфина России от 13.01.2025 N 03-07-05/912)Вопрос: Об НДС и налоге на прибыль при реализации банку драгоценных металлов в слитках, произведенных сторонней организацией на давальческой основе.
(Письмо Минфина России от 13.01.2025 N 03-07-05/912)Вопрос: Об НДС и налоге на прибыль при реализации банку драгоценных металлов в слитках, произведенных сторонней организацией на давальческой основе.
Вопрос: О признании в целях налога на прибыль доходов (расходов) от переоценки стоимости драгоценных металлов и требований (обязательств), выраженных в драгоценных металлах.
(Письмо Минфина России от 22.05.2025 N 03-03-06/1/50816)Вопрос: О признании в целях налога на прибыль доходов (расходов) от переоценки стоимости драгоценных металлов и требований (обязательств), выраженных в драгоценных металлах.
(Письмо Минфина России от 22.05.2025 N 03-03-06/1/50816)Вопрос: О признании в целях налога на прибыль доходов (расходов) от переоценки стоимости драгоценных металлов и требований (обязательств), выраженных в драгоценных металлах.
Готовое решение: В каких случаях организация признается налоговым агентом по НДС
(КонсультантПлюс, 2025)при приобретении у физлиц или банков цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, если указанные цифровые права удостоверяют право на получение названных в пп. 6.2 п. 1 ст. 164 НК РФ драгоценных металлов (кроме серебра) в слитках. Исключение - банки: они налоговыми агентами при осуществлении данных операций не являются (п. 5.3 ст. 161 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)при приобретении у физлиц или банков цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, если указанные цифровые права удостоверяют право на получение названных в пп. 6.2 п. 1 ст. 164 НК РФ драгоценных металлов (кроме серебра) в слитках. Исключение - банки: они налоговыми агентами при осуществлении данных операций не являются (п. 5.3 ст. 161 НК РФ);