Налог на профессиональный доход коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на профессиональный доход коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.12.2022 N 88-41090/2022 (УИД 30RS0009-01-2022-000555-19)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании излишне перечисленного пособия.
Обстоятельства: Истец ссылается на получение ответчиком пособия по безработице обманным путем.
Решение: Отказано.Суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу, что Б. обратился к истцу о признании безработным в период пандемии дистанционно. Электронная форма заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, введенная именно в связи с необходимостью реализации мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, не содержала информацию о необходимости предоставления заявителем сведений о его регистрации в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятый), что исключает недобросовестность истца во время подачи им заявления, и не является достаточным основанием для взыскания выплаченного ему пособия, а также не свидетельствует о наличии счетной ошибки. Надлежащих доказательств недобросовестности гражданина при подаче заявления о перерасчете пенсии с предоставлением вышеуказанных документов, как и того, что ответчик пытался получить пособие обманным путем, также не представлено доказательств того, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение за счет истца.
Категория спора: Социальные пособия.
Требования уполномоченного органа: О взыскании излишне перечисленного пособия.
Обстоятельства: Истец ссылается на получение ответчиком пособия по безработице обманным путем.
Решение: Отказано.Суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу, что Б. обратился к истцу о признании безработным в период пандемии дистанционно. Электронная форма заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, введенная именно в связи с необходимостью реализации мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, не содержала информацию о необходимости предоставления заявителем сведений о его регистрации в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятый), что исключает недобросовестность истца во время подачи им заявления, и не является достаточным основанием для взыскания выплаченного ему пособия, а также не свидетельствует о наличии счетной ошибки. Надлежащих доказательств недобросовестности гражданина при подаче заявления о перерасчете пенсии с предоставлением вышеуказанных документов, как и того, что ответчик пытался получить пособие обманным путем, также не представлено доказательств того, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение за счет истца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неформальная занятость: основные тренды и влияние пандемии COVID-19
(Сафонов А.Л., Песков С.О.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)Ключевые слова: занятость, рынок труда, неформальная занятость, самозанятость, "независимый работник", "самозанятый", налог на профессиональный доход, COVID-19.
(Сафонов А.Л., Песков С.О.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 1)Ключевые слова: занятость, рынок труда, неформальная занятость, самозанятость, "независимый работник", "самозанятый", налог на профессиональный доход, COVID-19.
Статья: Страховые взносы для плательщиков налога на профессиональный доход: перспективы правового регулирования
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Безусловно, подобная инициатива несет в себе определенные риски, например, несогласие самих самозанятых с лишением их возможности выбора производить или нет социальные взносы. В этой связи можно привести пример социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в 2021 г., по результатам которого 51% респондентов поддержали идею предоставления самозанятым свободы выбора относительно уплаты взносов в государственные социальные фонды <12>. Важно, что такой опрос проводился в первые годы существования НПД, и за период существования такого специального налогового режима изменились объективные обстоятельства (завершилась пандемия коронавируса, внедряются новые цифровые технологии, введение новых санкций и т.д.), которые могут сформировать у налогоплательщиков иную оценку степени их социальной защищенности.
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Безусловно, подобная инициатива несет в себе определенные риски, например, несогласие самих самозанятых с лишением их возможности выбора производить или нет социальные взносы. В этой связи можно привести пример социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в 2021 г., по результатам которого 51% респондентов поддержали идею предоставления самозанятым свободы выбора относительно уплаты взносов в государственные социальные фонды <12>. Важно, что такой опрос проводился в первые годы существования НПД, и за период существования такого специального налогового режима изменились объективные обстоятельства (завершилась пандемия коронавируса, внедряются новые цифровые технологии, введение новых санкций и т.д.), которые могут сформировать у налогоплательщиков иную оценку степени их социальной защищенности.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)Расширен перечень необлагаемых НДФЛ доходов медработников и иных лиц из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
(КонсультантПлюс, 2025)Расширен перечень необлагаемых НДФЛ доходов медработников и иных лиц из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
"Перечень поручений по итогам совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке"
(утв. Президентом РФ 15.05.2020 N Пр-818)г) возврат налогоплательщикам налога на профессиональный доход сумм указанного налога, уплаченных за налоговые периоды 2019 года;
(утв. Президентом РФ 15.05.2020 N Пр-818)г) возврат налогоплательщикам налога на профессиональный доход сумм указанного налога, уплаченных за налоговые периоды 2019 года;
Статья: Правовое положение инвесторов - физических лиц, участвующих в деятельности с использованием инвестиционных платформ
(Борлакова К.Д.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Действительно, различные отрасли законодательства в настоящее время имеют правовые лакуны в отношении правового положения самозанятого, в частности банковское антикризисное законодательство <20>, законодательство о защите конкуренции <21> и др. Безусловно, такая правовая неопределенность должна быть в кратчайшие сроки устранена, тем более что законодатель в последние годы корректирует законодательство в направлении поддержки данной категории физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Ради справедливости необходимо отметить, что постепенно такая фрагментарность регулирования начинает устраняться. Например, одними из последних изменений в ст. 19 Закона о защите конкуренции были внесены изменения <22>, в рамках которых государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены в целях поддержки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". В 2020 г. в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <23> (далее - Закон о развитии МСП) хотя и была внесена ст. 14.1 "Поддержка физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" <24>, тем не менее субъектами малого бизнеса самозанятые граждане так и не стали (ст. 3 и 4 Закона о развитии МСП).
(Борлакова К.Д.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)Действительно, различные отрасли законодательства в настоящее время имеют правовые лакуны в отношении правового положения самозанятого, в частности банковское антикризисное законодательство <20>, законодательство о защите конкуренции <21> и др. Безусловно, такая правовая неопределенность должна быть в кратчайшие сроки устранена, тем более что законодатель в последние годы корректирует законодательство в направлении поддержки данной категории физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Ради справедливости необходимо отметить, что постепенно такая фрагментарность регулирования начинает устраняться. Например, одними из последних изменений в ст. 19 Закона о защите конкуренции были внесены изменения <22>, в рамках которых государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены в целях поддержки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". В 2020 г. в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <23> (далее - Закон о развитии МСП) хотя и была внесена ст. 14.1 "Поддержка физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" <24>, тем не менее субъектами малого бизнеса самозанятые граждане так и не стали (ст. 3 и 4 Закона о развитии МСП).
Статья: О некоторых изменениях уголовно-правовой политики в сфере противодействия налоговым преступлениям
(Батюкова В.Е.)
("Современное право", 2024, N 12)В последние годы особую актуальность приобрела проблема противодействия налоговым преступлениям в связи с возникшими социально-экономическими трудностями. В частности, пандемия коронавируса, проведение специальной военной операции, уход иностранных компаний и инвестиций привели к серьезным финансовым проблемам государства и населения. Несмотря на активную поддержку малого бизнеса и появление специального налогового режима для самозанятых, большое количество граждан выбирает для себя путь неуплаты налогов и теневого бизнеса.
(Батюкова В.Е.)
("Современное право", 2024, N 12)В последние годы особую актуальность приобрела проблема противодействия налоговым преступлениям в связи с возникшими социально-экономическими трудностями. В частности, пандемия коронавируса, проведение специальной военной операции, уход иностранных компаний и инвестиций привели к серьезным финансовым проблемам государства и населения. Несмотря на активную поддержку малого бизнеса и появление специального налогового режима для самозанятых, большое количество граждан выбирает для себя путь неуплаты налогов и теневого бизнеса.
Статья: Самозанятые граждане: правовая квалификация деятельности и перспективы формирования специального режима
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 4)Таким образом, статус лица, имеющего основанную на законе возможность осуществлять предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и применять специальный налоговый режим, имеет специфику по отношению к схожим правовым категориям, в связи с чем назрела объективная необходимость введения в легальный оборот термина "самозанятый гражданин" и его унификации. Вместе с тем создание единого целостного режима регулирования деятельности самозанятых лиц остается вопросом будущего. Пока можно говорить лишь о тенденции его конструирования, которая просматривается в последних изменениях законодательства о занятости населения и о развитии малого и среднего предпринимательства, в соответствии с которыми государство признает за самозанятыми лицами - плательщиками налога НПД право на получение мер финансовой поддержки. Это позволяет прийти к выводу, что правовой режим регулирования деятельности самозанятых лиц прежде всего формируется в части прав и преференций таких лиц, а не их обязанностей и ответственности, с учетом тенденции сближения с режимом регулирования деятельности предпринимателей.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2021, N 4)Таким образом, статус лица, имеющего основанную на законе возможность осуществлять предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и применять специальный налоговый режим, имеет специфику по отношению к схожим правовым категориям, в связи с чем назрела объективная необходимость введения в легальный оборот термина "самозанятый гражданин" и его унификации. Вместе с тем создание единого целостного режима регулирования деятельности самозанятых лиц остается вопросом будущего. Пока можно говорить лишь о тенденции его конструирования, которая просматривается в последних изменениях законодательства о занятости населения и о развитии малого и среднего предпринимательства, в соответствии с которыми государство признает за самозанятыми лицами - плательщиками налога НПД право на получение мер финансовой поддержки. Это позволяет прийти к выводу, что правовой режим регулирования деятельности самозанятых лиц прежде всего формируется в части прав и преференций таких лиц, а не их обязанностей и ответственности, с учетом тенденции сближения с режимом регулирования деятельности предпринимателей.
Статья: Налоговый капитал: современное правовое регулирование и перспективы развития
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Термин "налоговый капитал" впервые появился в налоговом законодательстве Российской Федерации в виде меры финансовой поддержки плательщиков налога на профессиональный доход, именуемых самозанятыми. 11 мая 2020 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в ходе общероссийского совещания <4> предложил финансово поддержать самозанятых граждан в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. В результате этого установлена обязанность выплаты налогового капитала единообразно для всех самозанятых в размере одного минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), который в 2020 г. составил 12 130 рублей, с целью обеспечения возможности исполнения ими своей налоговой обязанности по уплате налога на профессиональный доход в июле 2020 г. без привлечения собственных средств и сохраняя свои доходы.
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Термин "налоговый капитал" впервые появился в налоговом законодательстве Российской Федерации в виде меры финансовой поддержки плательщиков налога на профессиональный доход, именуемых самозанятыми. 11 мая 2020 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин в ходе общероссийского совещания <4> предложил финансово поддержать самозанятых граждан в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19. В результате этого установлена обязанность выплаты налогового капитала единообразно для всех самозанятых в размере одного минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), который в 2020 г. составил 12 130 рублей, с целью обеспечения возможности исполнения ими своей налоговой обязанности по уплате налога на профессиональный доход в июле 2020 г. без привлечения собственных средств и сохраняя свои доходы.
Статья: Правовое регулирование налога на профессиональный доход в России
(Бозиев Р.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)В период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 государство предприняло целый ряд мер, направленных на поддержку хозяйствующих субъектов. Одной из таких мер стало введение дополнительного налогового бонуса в размере МРОТ (12 130 руб.), который применялся сверх первоначального налогового вычета. Дополнительный налоговый бонус могли использовать самозанятые - плательщики НПД <53> в отношении суммы налога, который подлежал уплате в период с 1 июля по 31 декабря 2020 г., а в случае неполного использования бонуса остаток вычета можно было применить для уменьшения суммы налога с 1 января 2021 г. <54>. Как было отмечено налоговым органом, сумму дополнительного налогового бонуса нельзя было перечислить на карту или использовать на иные нужды, кроме как на уплату НПД. Нельзя было погасить им и иные налоги, в том числе транспортный налог или налог на имущество <55>.
(Бозиев Р.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)В период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 государство предприняло целый ряд мер, направленных на поддержку хозяйствующих субъектов. Одной из таких мер стало введение дополнительного налогового бонуса в размере МРОТ (12 130 руб.), который применялся сверх первоначального налогового вычета. Дополнительный налоговый бонус могли использовать самозанятые - плательщики НПД <53> в отношении суммы налога, который подлежал уплате в период с 1 июля по 31 декабря 2020 г., а в случае неполного использования бонуса остаток вычета можно было применить для уменьшения суммы налога с 1 января 2021 г. <54>. Как было отмечено налоговым органом, сумму дополнительного налогового бонуса нельзя было перечислить на карту или использовать на иные нужды, кроме как на уплату НПД. Нельзя было погасить им и иные налоги, в том числе транспортный налог или налог на имущество <55>.
Статья: Банкротство граждан: актуальные проблемы правоприменения
(Степанян А.С.)
("Право и бизнес", 2021, N 1)<25> Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" // СПС "КонсультантПлюс".
(Степанян А.С.)
("Право и бизнес", 2021, N 1)<25> Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Правовые итоги - 2020
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)2020-й начался с того, что к четырем регионам - участникам эксперимента по введению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" присоединились еще 19 субъектов РФ. Однако уже тогда раздавались голоса некоторых экспертов и политиков о том, что новый налоговый режим для самозанятых надо внедрять повсеместно <25>.
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)2020-й начался с того, что к четырем регионам - участникам эксперимента по введению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" присоединились еще 19 субъектов РФ. Однако уже тогда раздавались голоса некоторых экспертов и политиков о том, что новый налоговый режим для самозанятых надо внедрять повсеместно <25>.
Готовое решение: Перенос сроков уплаты налогов и страховых взносов в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)В 2020 г. для некоторых организаций и ИП сроки сдвинулись еще больше. Сроки уплаты налогов и страховых взносов были продлены для организаций и ИП, которые относятся к малому и среднему бизнесу и заняты в отраслях, наиболее пострадавших от распространения коронавируса. Также их продлили для ряда некоммерческих организаций. Не перенесли сроки уплаты для налоговых агентов, а также сроки перечисления НДС и налога на профессиональный доход.
(КонсультантПлюс, 2025)В 2020 г. для некоторых организаций и ИП сроки сдвинулись еще больше. Сроки уплаты налогов и страховых взносов были продлены для организаций и ИП, которые относятся к малому и среднему бизнесу и заняты в отраслях, наиболее пострадавших от распространения коронавируса. Также их продлили для ряда некоммерческих организаций. Не перенесли сроки уплаты для налоговых агентов, а также сроки перечисления НДС и налога на профессиональный доход.
Статья: Налог на профессиональный доход: первые итоги двухлетнего эксперимента
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<15> Федеральный закон от 15 декабря 2019 г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" // СЗ РФ. 2019. N 50. Ст. 7201; Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" // СЗ РФ. 2020. N 14 (часть I). Ст. 2031; Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции". Ст. 21 // СЗ РФ. 2020. N 24. Ст. 3740.
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<15> Федеральный закон от 15 декабря 2019 г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" // СЗ РФ. 2019. N 50. Ст. 7201; Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" // СЗ РФ. 2020. N 14 (часть I). Ст. 2031; Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции". Ст. 21 // СЗ РФ. 2020. N 24. Ст. 3740.