Налог на имущество иностранных организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Налог на имущество иностранных организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 79 "Возврат денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Иностранная компания оспорила в суде отказ налогового органа в возврате переплаты по налогу на имущество организаций. Суд установил, что в период с 2009 по 2019 год компания владела на праве собственности недвижимым имуществом, расположенным на территории РФ. В 2010 году компания излишне уплатила налог на имущество организаций. Налоговая инспекция засчитывала переплату, которая числилась на лицевом счете компании, в счет текущих платежей по налогу на имущество. Налоговый орган неоднократно уведомлял компанию о наличии переплаты. Суд пришел к выводу, что компания была осведомлена о наличии переплаты, поскольку она не совершала других платежей для уплаты налога на имущество. В частности, компания самостоятельно производила исчисление и уплату налога и отражала исчисленные суммы в налоговых декларациях, по которым возникла переплата, она обладала сведениями о возникновении переплаты по истечении трехмесячного срока со дня завершения камеральных проверок представленных ею деклараций за 2010 год. Поскольку компания обратилась с заявлением о зачете (возврате) переплаты по налогу на имущество лишь в 2022 году, суд пришел к выводу о пропуске срока, установленного ст. 79 НК РФ, и признал законным отказ налогового органа в возврате переплаты.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Иностранная компания оспорила в суде отказ налогового органа в возврате переплаты по налогу на имущество организаций. Суд установил, что в период с 2009 по 2019 год компания владела на праве собственности недвижимым имуществом, расположенным на территории РФ. В 2010 году компания излишне уплатила налог на имущество организаций. Налоговая инспекция засчитывала переплату, которая числилась на лицевом счете компании, в счет текущих платежей по налогу на имущество. Налоговый орган неоднократно уведомлял компанию о наличии переплаты. Суд пришел к выводу, что компания была осведомлена о наличии переплаты, поскольку она не совершала других платежей для уплаты налога на имущество. В частности, компания самостоятельно производила исчисление и уплату налога и отражала исчисленные суммы в налоговых декларациях, по которым возникла переплата, она обладала сведениями о возникновении переплаты по истечении трехмесячного срока со дня завершения камеральных проверок представленных ею деклараций за 2010 год. Поскольку компания обратилась с заявлением о зачете (возврате) переплаты по налогу на имущество лишь в 2022 году, суд пришел к выводу о пропуске срока, установленного ст. 79 НК РФ, и признал законным отказ налогового органа в возврате переплаты.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 310 "Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу как налоговому агенту налог на прибыль организаций, сделав вывод о неправомерном применении при расчете налога с дивидендов пониженной ставки 5 процентов, предусмотренной Конвенцией между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики от 26.11.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество". Общество обжаловало решение налогового органа в части начисления налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации. Суд установил, что для применения пониженной ставки налога на прибыль организаций необходимо одновременное выполнение двух условий: фактический получатель дивидендов подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с режимом общего права, предусмотренным французским законодательством, и освобождается от уплаты налога из расчета полученных дивидендов. При этом компетентный орган Французской Республики уточнил, что режим общего права не применяется к случаям косвенного участия материнской компании в дочерней компании. Учитывая разъяснения компетентного органа Французской Республики, суд принял во внимание, что общество не представило доказательств прямого участия получателя дивидендов. Суд расценил справку о налоговом резидентстве иностранной компании как доказательство, которое не может свидетельствовать об обложении получателя дивидендов по общему праву. Суд поддержал вывод налогового органа о несоблюдении условий для применения пониженной ставки.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу как налоговому агенту налог на прибыль организаций, сделав вывод о неправомерном применении при расчете налога с дивидендов пониженной ставки 5 процентов, предусмотренной Конвенцией между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики от 26.11.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество". Общество обжаловало решение налогового органа в части начисления налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации. Суд установил, что для применения пониженной ставки налога на прибыль организаций необходимо одновременное выполнение двух условий: фактический получатель дивидендов подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с режимом общего права, предусмотренным французским законодательством, и освобождается от уплаты налога из расчета полученных дивидендов. При этом компетентный орган Французской Республики уточнил, что режим общего права не применяется к случаям косвенного участия материнской компании в дочерней компании. Учитывая разъяснения компетентного органа Французской Республики, суд принял во внимание, что общество не представило доказательств прямого участия получателя дивидендов. Суд расценил справку о налоговом резидентстве иностранной компании как доказательство, которое не может свидетельствовать об обложении получателя дивидендов по общему праву. Суд поддержал вывод налогового органа о несоблюдении условий для применения пониженной ставки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Плательщики налога на имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)2. В каких случаях иностранная организация уплачивает налог на имущество
(КонсультантПлюс, 2025)2. В каких случаях иностранная организация уплачивает налог на имущество
Вопрос: Как определяется налоговая база по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций?
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2024)"Официальный сайт ФНС России https://www.nalog.gov.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2024
("Официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2024)"Официальный сайт ФНС России https://www.nalog.gov.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2024
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)В целях настоящей главы иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета;
(ред. от 17.11.2025)В целях настоящей главы иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета;
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)3.2. Иностранные организации (за исключением иностранных лиц, состоящих на учете в налоговом органе только по основанию, предусмотренному пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), а также иностранные структуры без образования юридического лица помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны ежегодно не позднее 28 марта сообщать в налоговый орган по месту их постановки на учет сведения об участниках такой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих) по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления указанных сведений, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)3.2. Иностранные организации (за исключением иностранных лиц, состоящих на учете в налоговом органе только по основанию, предусмотренному пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), а также иностранные структуры без образования юридического лица помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны ежегодно не позднее 28 марта сообщать в налоговый орган по месту их постановки на учет сведения об участниках такой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих) по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году представления указанных сведений, включая раскрытие порядка косвенного участия (при его наличии) физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) превышает 5 процентов.
Готовое решение: Налогообложение филиалов, выделенных и не выделенных на отдельный баланс
(КонсультантПлюс, 2025)По налогу на прибыль и налогу на имущество организаций порядок налогообложения зависит от того, возникает ли у иностранной организации постоянное представительство в РФ или нет (п. 1 ст. 246, ст. ст. 306, 307, п. п. 1, 2 ст. 373, п. 1 ст. 374, п. п. 5, 6 ст. 383 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По налогу на прибыль и налогу на имущество организаций порядок налогообложения зависит от того, возникает ли у иностранной организации постоянное представительство в РФ или нет (п. 1 ст. 246, ст. ст. 306, 307, п. п. 1, 2 ст. 373, п. 1 ст. 374, п. п. 5, 6 ст. 383 НК РФ).
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налогоплательщиками рассматриваемого налога признаются организации (российские и иностранные), имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ. Имущество иностранной организации может подлежать налогообложению в России, если речь идет о недвижимом имуществе, территориально находящемся в России. Таким образом, необходима экономическая связь облагаемого имущества с юрисдикцией государства, иначе иностранная организация не может рассматриваться в качестве налогоплательщика по отношению к российской бюджетной системе. Кроме того, НК РФ предусматривает случаи, когда организации в принципе не признаются налогоплательщиками налога на имущество организаций. К таким организациям относятся (напомним, аналогичные положения есть и в главах о других налогах): конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации Организационного комитета "Россия-2018", производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, определенные Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также в период по 31 декабря 2021 года включительно Российский футбольный союз, локальная организационная структура, коммерческие партнеры UEFA, поставщики товаров (работ, услуг) UEFA и вещатели UEFA, определенные указанным Федеральным законом, в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налогоплательщиками рассматриваемого налога признаются организации (российские и иностранные), имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ. Имущество иностранной организации может подлежать налогообложению в России, если речь идет о недвижимом имуществе, территориально находящемся в России. Таким образом, необходима экономическая связь облагаемого имущества с юрисдикцией государства, иначе иностранная организация не может рассматриваться в качестве налогоплательщика по отношению к российской бюджетной системе. Кроме того, НК РФ предусматривает случаи, когда организации в принципе не признаются налогоплательщиками налога на имущество организаций. К таким организациям относятся (напомним, аналогичные положения есть и в главах о других налогах): конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации Организационного комитета "Россия-2018", производители медиаинформации FIFA, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, определенные Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также в период по 31 декабря 2021 года включительно Российский футбольный союз, локальная организационная структура, коммерческие партнеры UEFA, поставщики товаров (работ, услуг) UEFA и вещатели UEFA, определенные указанным Федеральным законом, в отношении имущества, используемого ими только в целях осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Вопрос: Об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении имущества иностранного юридического лица после редомициляции.
(Письмо Минфина России от 30.09.2024 N 03-05-05-01/94158)Вопрос: Об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении имущества иностранного юридического лица после редомициляции.
(Письмо Минфина России от 30.09.2024 N 03-05-05-01/94158)Вопрос: Об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении имущества иностранного юридического лица после редомициляции.
Готовое решение: Как определить налоговую базу по налогу на имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как иностранной организации определять базу по налогу на имущество
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как иностранной организации определять базу по налогу на имущество
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль безвозмездно полученного имущества организацией, являющейся дочерней организацией иностранной организации, и результатов его переоценки.
(Письмо Минфина России от 11.09.2023 N 03-03-06/1/86534)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль безвозмездно полученного имущества организацией, являющейся дочерней организацией иностранной организации, и результатов его переоценки.
(Письмо Минфина России от 11.09.2023 N 03-03-06/1/86534)Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль безвозмездно полученного имущества организацией, являющейся дочерней организацией иностранной организации, и результатов его переоценки.
Готовое решение: Как облагаются налогом на прибыль доходы иностранных организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Облагается ли налогом на прибыль безвозмездное получение имущества иностранной организацией от российской организации
(КонсультантПлюс, 2025)Облагается ли налогом на прибыль безвозмездное получение имущества иностранной организацией от российской организации
Статья: Имущество и доходы с него у россиян за рубежом - споры по налогам с доходов - избежание двойного налогообложения
(Тихонова Н.)
("Жилищное право", 2021, N 7)В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты на основании того, что правительством Кыргызской Республики в целях привлечения инвестиций был введен мораторий на налог на имущество иностранных организаций и этот налог не подлежал уплате и на территории Российской Федерации.
(Тихонова Н.)
("Жилищное право", 2021, N 7)В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты на основании того, что правительством Кыргызской Республики в целях привлечения инвестиций был введен мораторий на налог на имущество иностранных организаций и этот налог не подлежал уплате и на территории Российской Федерации.
Готовое решение: Как организациям и ИП уведомить налоговый орган об исчисленных суммах налогов и взносов, перечисляемых посредством ЕНП
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомление об исчисленном налоге на имущество организаций за истекший налоговый период российские организации подают только в части налога на недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости. Иностранные организации такой документ не представляют. Такой вывод можно сделать исходя из п. 27 Порядка заполнения декларации по налогу на имущество организаций, Информации ФНС России, Писем ФНС России от 17.10.2023 N БС-4-21/13243@, от 01.03.2023 N БС-4-21/2346. Последнее Письмо было направлено до внесения изменений в п. 3 ст. 386 НК РФ. Полагаем, по-прежнему применимы разъяснения о подаче уведомления об исчисленном налоге по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости, в случае, когда у налогоплательщика есть объекты недвижимости, облагаемые по среднегодовой стоимости, и объекты, облагаемые по кадастровой стоимости;
(КонсультантПлюс, 2025)Уведомление об исчисленном налоге на имущество организаций за истекший налоговый период российские организации подают только в части налога на недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости. Иностранные организации такой документ не представляют. Такой вывод можно сделать исходя из п. 27 Порядка заполнения декларации по налогу на имущество организаций, Информации ФНС России, Писем ФНС России от 17.10.2023 N БС-4-21/13243@, от 01.03.2023 N БС-4-21/2346. Последнее Письмо было направлено до внесения изменений в п. 3 ст. 386 НК РФ. Полагаем, по-прежнему применимы разъяснения о подаче уведомления об исчисленном налоге по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости, в случае, когда у налогоплательщика есть объекты недвижимости, облагаемые по среднегодовой стоимости, и объекты, облагаемые по кадастровой стоимости;
Статья: Пространственная характеристика объектов налогообложения: в поисках пределов
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2023, NN 3, 4)Что касается налога на прибыль организаций, предполагается, что концептуально пространственные характеристики объекта обложения должны быть аналогичными с рассмотренными выше по НДФЛ. Вместе с тем уже первое приближение к ст. 309 НК РФ выявляет существенные расхождения в подходах. Во-первых, вся предпринимательская деятельность нерезидентов (иностранных организаций) в России, приводящая к образованию юридической конструкции "постоянное представительство" (permanent establishment), влечет применение фикции, согласно которой любой доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, или доходы от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации, образуют доход от источников в России, помимо иных доходов от источника, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ. Во-вторых, несмотря на то, что можно выделить аналогичный набор факторов связи с государственной территорией, кроме правила о государственном флаге, характеристики отдельных видов доходов не совпадают, например доходы от реализации акций (долей) в подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ, доходы от международных перевозок (подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ), штрафы и пени (подп. 9 п. 1 ст. 309 НК РФ), иные аналогичные доходы (подп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ), в ст. 309 НК РФ отсутствуют страховые выплаты, доходы от использования трубопроводов, ЛЭП, иных средств связи. В-третьих, введено одностороннее освобождение от налогообложения - доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подп. 5 и 6 п. 1 ст. 309 НК РФ, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат (п. 2 ст. 309 НК РФ). Ввиду большого объема правоприменительной практики по ст. 309 НК РФ, проблемы территориальной характеристики объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций будут рассмотрены отдельно.
(Савицкий А.И.)
("Налоги" (журнал), 2023, NN 3, 4)Что касается налога на прибыль организаций, предполагается, что концептуально пространственные характеристики объекта обложения должны быть аналогичными с рассмотренными выше по НДФЛ. Вместе с тем уже первое приближение к ст. 309 НК РФ выявляет существенные расхождения в подходах. Во-первых, вся предпринимательская деятельность нерезидентов (иностранных организаций) в России, приводящая к образованию юридической конструкции "постоянное представительство" (permanent establishment), влечет применение фикции, согласно которой любой доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, или доходы от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации, образуют доход от источников в России, помимо иных доходов от источника, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ. Во-вторых, несмотря на то, что можно выделить аналогичный набор факторов связи с государственной территорией, кроме правила о государственном флаге, характеристики отдельных видов доходов не совпадают, например доходы от реализации акций (долей) в подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ, доходы от международных перевозок (подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ), штрафы и пени (подп. 9 п. 1 ст. 309 НК РФ), иные аналогичные доходы (подп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ), в ст. 309 НК РФ отсутствуют страховые выплаты, доходы от использования трубопроводов, ЛЭП, иных средств связи. В-третьих, введено одностороннее освобождение от налогообложения - доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подп. 5 и 6 п. 1 ст. 309 НК РФ, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат (п. 2 ст. 309 НК РФ). Ввиду большого объема правоприменительной практики по ст. 309 НК РФ, проблемы территориальной характеристики объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций будут рассмотрены отдельно.
Готовое решение: Как рассчитать и уплатить налог на имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Налог на имущество российских и иностранных организаций распределяется по разным кодам ОКТМО. При этом платежные поручения будут заполнены одинаково, код по ОКТМО (поле 105) в них будет "0". Разными будут коды по ОКТМО в уведомлениях об исчисленных суммах налогов.
(КонсультантПлюс, 2025)Налог на имущество российских и иностранных организаций распределяется по разным кодам ОКТМО. При этом платежные поручения будут заполнены одинаково, код по ОКТМО (поле 105) в них будет "0". Разными будут коды по ОКТМО в уведомлениях об исчисленных суммах налогов.