Наличие СРО у субподрядчика
Подборка наиболее важных документов по запросу Наличие СРО у субподрядчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 N 20АП-3017/2023 по делу N А09-5302/2022
Требование: О признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылка общества на то, что ООО "Техстрой" является реальным субподрядчиком, что, по его мнению, подтверждается заключенными госконтрактами, наличием СРО и транспортных средств в лизинге, судом обоснованно отклонена, так как заключение одного государственного контракта с единственным поставщиком без проведения конкурсной процедуры, уплата НДФЛ, а также наличие СРО, при отсутствии уплаты членских взносов, свидетельствуют о создании видимости реальной финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, а в лизинге были исключительно легковые транспортные средства, что не подтверждают реальность взаимоотношений ООО "Технострой" с обществом и выполнение спорных обязательств, как и не опровергают выводы и доказательства налогового органа.
Требование: О признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Ссылка общества на то, что ООО "Техстрой" является реальным субподрядчиком, что, по его мнению, подтверждается заключенными госконтрактами, наличием СРО и транспортных средств в лизинге, судом обоснованно отклонена, так как заключение одного государственного контракта с единственным поставщиком без проведения конкурсной процедуры, уплата НДФЛ, а также наличие СРО, при отсутствии уплаты членских взносов, свидетельствуют о создании видимости реальной финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, а в лизинге были исключительно легковые транспортные средства, что не подтверждают реальность взаимоотношений ООО "Технострой" с обществом и выполнение спорных обязательств, как и не опровергают выводы и доказательства налогового органа.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2025 N 20АП-2566/2025 по делу N А62-5290/2023
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по уплате недоимки по НДС, налога на прибыль организаций.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Суд апелляционной инстанции также не соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заявитель и привлеченные субподрядные организации являются (являлись на момент заключения договоров) членами СРО, вследствие чего могли самостоятельно выполнить спорные работы, поскольку факт наличия у спорных контрагентов свидетельств о членстве в СРО, не свидетельствует о наличии у них необходимых для выполнения работ ресурсов и не подтверждает деловую репутацию организаций на момент вступления в хозяйственные отношения с налогоплательщиком, данные документы лишь предоставляют допуск к определенным видам работ, но не подтверждают фактическое выполнение этих работ.
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по уплате недоимки по НДС, налога на прибыль организаций.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Суд апелляционной инстанции также не соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заявитель и привлеченные субподрядные организации являются (являлись на момент заключения договоров) членами СРО, вследствие чего могли самостоятельно выполнить спорные работы, поскольку факт наличия у спорных контрагентов свидетельств о членстве в СРО, не свидетельствует о наличии у них необходимых для выполнения работ ресурсов и не подтверждает деловую репутацию организаций на момент вступления в хозяйственные отношения с налогоплательщиком, данные документы лишь предоставляют допуск к определенным видам работ, но не подтверждают фактическое выполнение этих работ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные вопросы установления требований к участникам закупок о наличии лицензии и проверки соответствия таким требованиям
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 9)3. Предмет закупки - работы в сфере строительства (строительство, реконструкция или капитальный ремонт), при этом часть выполняемых работ по контракту связана с пожарной безопасностью. В данном случае большинство органов контроля склоняется к тому, что заказчик должен потребовать от участника закупки наличия членства СРО, а уж лицензия МЧС должна быть у субподрядчика на выполнение соответствующей части работ. Требовать ее предоставления в составе заявки недопустимо.
(Евсташенков А.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 9)3. Предмет закупки - работы в сфере строительства (строительство, реконструкция или капитальный ремонт), при этом часть выполняемых работ по контракту связана с пожарной безопасностью. В данном случае большинство органов контроля склоняется к тому, что заказчик должен потребовать от участника закупки наличия членства СРО, а уж лицензия МЧС должна быть у субподрядчика на выполнение соответствующей части работ. Требовать ее предоставления в составе заявки недопустимо.
Статья: Незаключенность и недействительность договора: проблемы правоприменения
(Чеговадзе Л.А., Дерюгина Т.В.)
("Цивилист", 2022, N 3)Суд выяснил, что на выполнение работ субподрядчику требовалось свидетельство СРО с допуском на особо опасный объект, но субподрядчиком представлено поддельное свидетельство. Суд решил, что "без наличия допуска СРО юридическое лицо не вправе производить работы по договору строительного подряда", требования подрядчика удовлетворены, сделка признана недействительной. Суд применил нормы п. 1 ст. 10, ст. 179, п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ и взыскал заявленные подрядчиком суммы. Нормы договорного права суд не применил.
(Чеговадзе Л.А., Дерюгина Т.В.)
("Цивилист", 2022, N 3)Суд выяснил, что на выполнение работ субподрядчику требовалось свидетельство СРО с допуском на особо опасный объект, но субподрядчиком представлено поддельное свидетельство. Суд решил, что "без наличия допуска СРО юридическое лицо не вправе производить работы по договору строительного подряда", требования подрядчика удовлетворены, сделка признана недействительной. Суд применил нормы п. 1 ст. 10, ст. 179, п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ и взыскал заявленные подрядчиком суммы. Нормы договорного права суд не применил.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)В подтверждение недобросовестности поведения общества при заключении договора подряда компания указывала, что общество представило недостоверные сведения об имеющихся у него трудовых ресурсах, свидетельствах о допуске к работам, оказывающим влияние на объекты капитального строительства, чем создало видимость своей благонадежности как контрагента, без его согласия привлекло субподрядчика к выполнению работ. Истец также указывал, что общество без его согласия привлекло субподрядчика, ответчик не соответствовал минимальным требованиям для получения свидетельства саморегулируемой организации для работы на опасных производственных объектах.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)В подтверждение недобросовестности поведения общества при заключении договора подряда компания указывала, что общество представило недостоверные сведения об имеющихся у него трудовых ресурсах, свидетельствах о допуске к работам, оказывающим влияние на объекты капитального строительства, чем создало видимость своей благонадежности как контрагента, без его согласия привлекло субподрядчика к выполнению работ. Истец также указывал, что общество без его согласия привлекло субподрядчика, ответчик не соответствовал минимальным требованиям для получения свидетельства саморегулируемой организации для работы на опасных производственных объектах.
Решение ФАС России от 25.12.2024 N 223ФЗ-459/24
Нарушение: ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.Кроме того, учитывая, что подрядчиком может быть привлечен субподрядчик для выполнения работ по предмету закупки, требование о наличии у участника закупки членства одновременно в трех СРО является избыточным, поскольку отсутствие у участника Закупки членства одновременно в трех СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам планируемых закупочных процедур.
Нарушение: ч. 1 ст. 2 Закона о закупках.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.Кроме того, учитывая, что подрядчиком может быть привлечен субподрядчик для выполнения работ по предмету закупки, требование о наличии у участника закупки членства одновременно в трех СРО является избыточным, поскольку отсутствие у участника Закупки членства одновременно в трех СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам планируемых закупочных процедур.
Статья: Административная практика
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 4)В случае если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные лицензии, свидетельства или СРО, заказчик вправе установить требование о наличии лицензии, свидетельства или СРО у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии всех указанных документов у участника закупки, поскольку установление такого требования в документации о закупке приведет к ограничению количества участников закупки. В данном случае к выполнению указанных работ исполнитель вправе привлечь субподрядчиков.
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 4)В случае если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные лицензии, свидетельства или СРО, заказчик вправе установить требование о наличии лицензии, свидетельства или СРО у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии всех указанных документов у участника закупки, поскольку установление такого требования в документации о закупке приведет к ограничению количества участников закупки. В данном случае к выполнению указанных работ исполнитель вправе привлечь субподрядчиков.
Статья: Стандарты осмотрительного поведения при заключении сделок
(Цыганков В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Так, например, если заключается договор на выполнение строительных работ капитального характера, подрядчик должен являться членом одного из строительных СРО, располагать профильными основными средствами (машины, механизмы, оборудование и пр.), находящимися в собственности или взятыми в аренду. Штат должен быть укомплектован специалистами, обладающими соответствующими компетенциями в области строительства. Аналогичными ресурсами должны обладать и субподрядные организации в случае их привлечения подрядчиком для выполнения работ (части работ).
(Цыганков В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Так, например, если заключается договор на выполнение строительных работ капитального характера, подрядчик должен являться членом одного из строительных СРО, располагать профильными основными средствами (машины, механизмы, оборудование и пр.), находящимися в собственности или взятыми в аренду. Штат должен быть укомплектован специалистами, обладающими соответствующими компетенциями в области строительства. Аналогичными ресурсами должны обладать и субподрядные организации в случае их привлечения подрядчиком для выполнения работ (части работ).
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Вместе с тем выполнение проектно-изыскательских работ и выполнение подрядных работ по строительству объекта относятся к разным рынкам, выполнение которых осуществляется лицами, обладающими соответствующей специальной правоспособностью (членством в СРО) по каждому из видов работ.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Вместе с тем выполнение проектно-изыскательских работ и выполнение подрядных работ по строительству объекта относятся к разным рынкам, выполнение которых осуществляется лицами, обладающими соответствующей специальной правоспособностью (членством в СРО) по каждому из видов работ.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме того, учитывая, что участником закупки для выполнения работ по договору может быть привлечена субподрядная организация, в связи с чем требование о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования необходимо предъявлять к лицу, осуществляющему соответствующие виды работ, требующие наличия разрешительных документов, на этапе исполнения договора.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Кроме того, учитывая, что участником закупки для выполнения работ по договору может быть привлечена субподрядная организация, в связи с чем требование о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования необходимо предъявлять к лицу, осуществляющему соответствующие виды работ, требующие наличия разрешительных документов, на этапе исполнения договора.
"Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Дополнительно необходимо отметить, что при осуществлении закупки на основании частей 55 - 63 статьи 112 Закона о контрактной системе целесообразно устанавливать требование к участникам закупки о наличии членства в СРО, осуществляющих строительство.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Дополнительно необходимо отметить, что при осуществлении закупки на основании частей 55 - 63 статьи 112 Закона о контрактной системе целесообразно устанавливать требование к участникам закупки о наличии членства в СРО, осуществляющих строительство.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно Письму ФАС России от 02.08.2019 No ДФ/67066/19 "О требовании членства в СРО по контракту на разработку проектной документации и выполнение инженерных изысканий", в случае, если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные лицензии, свидетельства или СРО, заказчик вправе установить требование о наличии лицензии, свидетельства или СРО у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии всех указанных документов у участника закупки, поскольку установление такого требования в документации о закупке приведет к ограничению количества участников закупки. ФАС России обращает внимание, что к выполнению указанных работ исполнитель вправе привлечь субподрядчиков. Предметом закупки могут являться работы по разработке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, по результатам которых будет разработана проектная документация. При этом установление в документации о закупке требований к участникам закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и членства в СРО в области инженерных изысканий может привести к ограничению количества участников закупки. Таким образом, по мнению ФАС России, в случае, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и в том числе выполнению инженерных изысканий, целесообразно устанавливать требования к участнику закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно Письму ФАС России от 02.08.2019 No ДФ/67066/19 "О требовании членства в СРО по контракту на разработку проектной документации и выполнение инженерных изысканий", в случае, если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные лицензии, свидетельства или СРО, заказчик вправе установить требование о наличии лицензии, свидетельства или СРО у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии всех указанных документов у участника закупки, поскольку установление такого требования в документации о закупке приведет к ограничению количества участников закупки. ФАС России обращает внимание, что к выполнению указанных работ исполнитель вправе привлечь субподрядчиков. Предметом закупки могут являться работы по разработке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, по результатам которых будет разработана проектная документация. При этом установление в документации о закупке требований к участникам закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и членства в СРО в области инженерных изысканий может привести к ограничению количества участников закупки. Таким образом, по мнению ФАС России, в случае, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и в том числе выполнению инженерных изысканий, целесообразно устанавливать требования к участнику закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (июнь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. При установлении требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации необходимо устанавливать требование к фонду возмещения вреда; объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций должен быть установлен конкретно.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. При установлении требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации необходимо устанавливать требование к фонду возмещения вреда; объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций должен быть установлен конкретно.
Готовое решение: Какие требования предъявляют к участникам закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)если закупаете работы по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, выполнению работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства, устанавливайте требование о наличии взносов в соответствующей СРО в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда по ч. 10 - 13 ст. 55.16 ГрК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)если закупаете работы по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, выполнению работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства, устанавливайте требование о наличии взносов в соответствующей СРО в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда по ч. 10 - 13 ст. 55.16 ГрК РФ.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, подрядчик к выполнению указанных работ вправе привлечь субподрядчиков, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе в части наличия членства в СРО на осуществляемые виды деятельности, если такие требования установлены законодательством Российской Федерации. При таких условиях требование о наличии у участника закупки членства одновременно в двух СРО является избыточным, поскольку отсутствие у участника закупки членства одновременно в двух СРО... не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам планируемых закупочных процедур.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, подрядчик к выполнению указанных работ вправе привлечь субподрядчиков, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе в части наличия членства в СРО на осуществляемые виды деятельности, если такие требования установлены законодательством Российской Федерации. При таких условиях требование о наличии у участника закупки членства одновременно в двух СРО является избыточным, поскольку отсутствие у участника закупки членства одновременно в двух СРО... не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам планируемых закупочных процедур.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли при закупке по Закону N 44-ФЗ требовать от участников иметь лицензию МЧС России, если предусмотренные ею работы объединены со строительными работами
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства. В случае если в один лот с работами по строительству включены иные работы, для выполнения которых требуется соответствующая лицензия, они могут проводиться иными лицами (субподрядчиками), которые обладают данной лицензией. Следовательно, установление требования о том, что эти работы должны выполняться непосредственно лицом, осуществляющим строительство, а также о наличии у него указанной заказчиком лицензии нарушает положения ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Можно ли при закупке по Закону N 44-ФЗ требовать от участников иметь лицензию МЧС России, если предусмотренные ею работы объединены со строительными работами
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства. В случае если в один лот с работами по строительству включены иные работы, для выполнения которых требуется соответствующая лицензия, они могут проводиться иными лицами (субподрядчиками), которые обладают данной лицензией. Следовательно, установление требования о том, что эти работы должны выполняться непосредственно лицом, осуществляющим строительство, а также о наличии у него указанной заказчиком лицензии нарушает положения ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.