Накопительная часть пенсии 1967
Подборка наиболее важных документов по запросу Накопительная часть пенсии 1967 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)В 2001 г. Правительством РФ был принят новый Федеральный закон N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <3>, который действует и в настоящее время. Этот период можно охарактеризовать, как новый этап модернизации пенсионной системы РФ, который продолжился и в 2002 г., когда была окончательно внедрена многоуровневая система пенсионного капитала: пенсия граждан на законодательном уровне стала включать в себя базовый, страховой и накопительный компоненты. Кроме того, Законом N 167-ФЗ было регламентировано предоставление гражданам права самостоятельного распоряжения накопительной частью пенсии: выбор между государственным Пенсионным фондом и негосударственным фондом. Каждый гражданин сам решал, куда направить накопительную часть пенсии. Необходимо также отметить, что действующим законодательством регламентировано, что формирование пенсионных накоплений граждан 1967 г. рождения и моложе осуществляется за счет страховых взносов, которые отчисляются работодателями. В 2007 - 2008 гг. Пенсионный фонд осуществлял сопровождение следующих государственных программ: материнский капитал, а также софинансирование пенсионных накоплений граждан.
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)В 2001 г. Правительством РФ был принят новый Федеральный закон N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <3>, который действует и в настоящее время. Этот период можно охарактеризовать, как новый этап модернизации пенсионной системы РФ, который продолжился и в 2002 г., когда была окончательно внедрена многоуровневая система пенсионного капитала: пенсия граждан на законодательном уровне стала включать в себя базовый, страховой и накопительный компоненты. Кроме того, Законом N 167-ФЗ было регламентировано предоставление гражданам права самостоятельного распоряжения накопительной частью пенсии: выбор между государственным Пенсионным фондом и негосударственным фондом. Каждый гражданин сам решал, куда направить накопительную часть пенсии. Необходимо также отметить, что действующим законодательством регламентировано, что формирование пенсионных накоплений граждан 1967 г. рождения и моложе осуществляется за счет страховых взносов, которые отчисляются работодателями. В 2007 - 2008 гг. Пенсионный фонд осуществлял сопровождение следующих государственных программ: материнский капитал, а также софинансирование пенсионных накоплений граждан.
Статья: Какие секреты хранит пенсионная система? За что и как начисляют пенсию в ПФР и какие споры чаще решают суды?
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)Накопительная пенсия - это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 г. был сделан выбор в ее пользу.
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)Накопительная пенсия - это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и моложе в случае, если до конца 2015 г. был сделан выбор в ее пользу.
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"Для лиц 1967 года рождения и моложе, в отношении которых осуществляется формирование накопительной пенсии в Фонде, учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо, за исключением лиц, указанных в абзаце восьмом настоящего подпункта:
(ред. от 25.12.2023)
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования"Для лиц 1967 года рождения и моложе, в отношении которых осуществляется формирование накопительной пенсии в Фонде, учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо, за исключением лиц, указанных в абзаце восьмом настоящего подпункта:
Постановление Правительства РФ от 24.03.2023 N 471
(ред. от 20.11.2025)
"Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации""1. Настоящие Правила устанавливают порядок подачи заявления об отказе от финансирования накопительной пенсии за счет индивидуальной части тарифа страхового взноса застрахованными лицами 1967 года рождения и моложе, которые заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (при внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании) (далее соответственно - заявление об отказе, застрахованные лица).";
(ред. от 20.11.2025)
"Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации""1. Настоящие Правила устанавливают порядок подачи заявления об отказе от финансирования накопительной пенсии за счет индивидуальной части тарифа страхового взноса застрахованными лицами 1967 года рождения и моложе, которые заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании (при внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании) (далее соответственно - заявление об отказе, застрахованные лица).";
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2) вариантов пенсионного обеспечения - 0,0% или 6,0% на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. - на финансирование накопительной пенсии) для лиц 1967 года рождения и моложе.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2) вариантов пенсионного обеспечения - 0,0% или 6,0% на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. - на финансирование накопительной пенсии) для лиц 1967 года рождения и моложе.
Ситуация: Получают ли военные пенсионеры накопительную пенсию?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Но если, например, военный пенсионер - 1967 года рождения и моложе (или 1953 - 1966 года рождения - для мужчин и 1957 - 1966 года рождения - для женщин, за которых с 2002 по 2004 г. уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию во время работы в гражданских учреждениях) работал по трудовым договорам, то накопительную пенсию назначат при соблюдении условий, необходимых для назначения накопительной пенсии.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Но если, например, военный пенсионер - 1967 года рождения и моложе (или 1953 - 1966 года рождения - для мужчин и 1957 - 1966 года рождения - для женщин, за которых с 2002 по 2004 г. уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию во время работы в гражданских учреждениях) работал по трудовым договорам, то накопительную пенсию назначат при соблюдении условий, необходимых для назначения накопительной пенсии.
Статья: Пенсионные правоотношения: преемственность и развитие научных взглядов А.Д. Зайкина
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Этот признак пенсионных правоотношений перестал быть всеобъемлющим после пенсионной реформы 2001 г. и принятия Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". По этому Закону общий размер трудовой пенсии для застрахованных лиц моложе 1967 года рождения мог складываться из двух частей - страховой (СЧ) и накопительной (НЧ). Источником финансирования НЧ было 6% от страхового взноса на обязательное пенсионное страхование - 22% от фонда оплаты труда. Таким образом, на выплату СЧ поступало 16%, а остальная часть взноса в размере 6% учитывалась в специальной части индивидуального страхового счета (ИЛС) застрахованного лица в ПФР в целях финансирования накопительной части. Помимо 6% от обязательного страхового взноса, источниками финансирования НЧ могли являться: государственное софинансирование в размере 12 тыс. руб. в год <20>, материнский капитал <21>, добровольные взносы застрахованных лиц и их работодателей, а также доходы, полученные в результате инвестирования указанных средств.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Этот признак пенсионных правоотношений перестал быть всеобъемлющим после пенсионной реформы 2001 г. и принятия Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". По этому Закону общий размер трудовой пенсии для застрахованных лиц моложе 1967 года рождения мог складываться из двух частей - страховой (СЧ) и накопительной (НЧ). Источником финансирования НЧ было 6% от страхового взноса на обязательное пенсионное страхование - 22% от фонда оплаты труда. Таким образом, на выплату СЧ поступало 16%, а остальная часть взноса в размере 6% учитывалась в специальной части индивидуального страхового счета (ИЛС) застрахованного лица в ПФР в целях финансирования накопительной части. Помимо 6% от обязательного страхового взноса, источниками финансирования НЧ могли являться: государственное софинансирование в размере 12 тыс. руб. в год <20>, материнский капитал <21>, добровольные взносы застрахованных лиц и их работодателей, а также доходы, полученные в результате инвестирования указанных средств.
Статья: Условия и возможности Программы долгосрочных сбережений
("Официальный сайт Банка России", 2024)Вопрос: У кого есть средства пенсионных накоплений?
("Официальный сайт Банка России", 2024)Вопрос: У кого есть средства пенсионных накоплений?
Статья: Программа долгосрочных сбережений: современные факторы и ограничения развития
(Янова С.Ю., Стоноженко И.В.)
("Финансы", 2024, N 8)Государственная политика по поддержанию минимальных доходов населения повлияла на снижение доли граждан, находящихся за чертой бедности, с 10,8% в 2013 г. до 8,5% в 2023 г. [7]. В контексте рассматриваемого вопроса необходимо отметить, что для части населения, испытывающей недостаток средств, характерны так называемая страховая бедность [8] и несклонность рассматривать страховые (в т.ч. пенсионные) продукты как инструменты сохранения своего благосостояния при реализации социальных рисков. При этом существующая пассивность населения в отношении пенсионных программ, выраженная в адаптации к проводимым пенсионным изменениям и предпочтении перекладывать ответственность за свою экономическую безопасность на государство в случае реализации пенсионного риска, определяется и негативным опытом предыдущих реформ. Введенная в 2002 г. возможность капитализации части обязательных пенсионных взносов представляла интерес для населения и преследовала цель повышения уровня государственных пенсионных выплат с учетом индивидуального принципа накоплений. В систему вошли негосударственные пенсионные фонды в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), которые, при имеющемся пассивном выборе, смогли привлечь средства граждан. По итогам 2023 г. НПФ аккумулируют пенсионные накопления в объеме 3,3 трлн руб. против 2,4 трлн руб. в Социальном фонде России [9]. Однако дальнейшие изменения пенсионной системы фактически свели на нет возможности и привлекательность данного инструмента. Решая проблему выполнения принятых пенсионных обязательств в условиях дефицита бюджета Пенсионного фонда России, государство сначала вывело из обязательной накопительной системы граждан, родившихся до 1967 г., а с 2014 г. была введена так называемая заморозка пенсионных накоплений, ограничивающая возможность их прироста только инвестиционной доходностью. Застрахованным предоставили возможность единовременного получения сформированных пенсионных накоплений. Соответственно, среди лиц, застрахованных в НПФ по ОПС, превалирует доля граждан, получающих единовременную выплату накопительной пенсии, и продолжается отток клиентов из НПФ в Социальный фонд России. С 1 июля 2024 г. накопительную пенсию можно получить единовременно в случае, если ее расчетный размер составит менее 10% установленного в России прожиточного минимума пенсионера. Поскольку в 2024 г. он установлен в размере 13 290 руб., то при наличии на счете менее 350,9 тыс. руб. выплату можно получить единовременно; невысокий порог потенциально поможет несколько снизить число получающих пенсию единовременно.
(Янова С.Ю., Стоноженко И.В.)
("Финансы", 2024, N 8)Государственная политика по поддержанию минимальных доходов населения повлияла на снижение доли граждан, находящихся за чертой бедности, с 10,8% в 2013 г. до 8,5% в 2023 г. [7]. В контексте рассматриваемого вопроса необходимо отметить, что для части населения, испытывающей недостаток средств, характерны так называемая страховая бедность [8] и несклонность рассматривать страховые (в т.ч. пенсионные) продукты как инструменты сохранения своего благосостояния при реализации социальных рисков. При этом существующая пассивность населения в отношении пенсионных программ, выраженная в адаптации к проводимым пенсионным изменениям и предпочтении перекладывать ответственность за свою экономическую безопасность на государство в случае реализации пенсионного риска, определяется и негативным опытом предыдущих реформ. Введенная в 2002 г. возможность капитализации части обязательных пенсионных взносов представляла интерес для населения и преследовала цель повышения уровня государственных пенсионных выплат с учетом индивидуального принципа накоплений. В систему вошли негосударственные пенсионные фонды в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), которые, при имеющемся пассивном выборе, смогли привлечь средства граждан. По итогам 2023 г. НПФ аккумулируют пенсионные накопления в объеме 3,3 трлн руб. против 2,4 трлн руб. в Социальном фонде России [9]. Однако дальнейшие изменения пенсионной системы фактически свели на нет возможности и привлекательность данного инструмента. Решая проблему выполнения принятых пенсионных обязательств в условиях дефицита бюджета Пенсионного фонда России, государство сначала вывело из обязательной накопительной системы граждан, родившихся до 1967 г., а с 2014 г. была введена так называемая заморозка пенсионных накоплений, ограничивающая возможность их прироста только инвестиционной доходностью. Застрахованным предоставили возможность единовременного получения сформированных пенсионных накоплений. Соответственно, среди лиц, застрахованных в НПФ по ОПС, превалирует доля граждан, получающих единовременную выплату накопительной пенсии, и продолжается отток клиентов из НПФ в Социальный фонд России. С 1 июля 2024 г. накопительную пенсию можно получить единовременно в случае, если ее расчетный размер составит менее 10% установленного в России прожиточного минимума пенсионера. Поскольку в 2024 г. он установлен в размере 13 290 руб., то при наличии на счете менее 350,9 тыс. руб. выплату можно получить единовременно; невысокий порог потенциально поможет несколько снизить число получающих пенсию единовременно.