Надзор за мфо
Подборка наиболее важных документов по запросу Надзор за мфо (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О применении к МФО мер надзорного реагирования за нарушение требований в части отказа гражданину в заключении договора кредита (займа) при принятии мер по обеспечению его явки по повестке военкомата.
(Письмо Банка России от 01.12.2023 N 59-8-2/69495)Вопрос: У микрофинансовых организаций возникают вопросы относительно исполнения кредиторами требований Федерального закона от 14.04.2023 N 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 127-ФЗ) в части отказа гражданину в заключении кредитного договора, договора займа в случае принятия в отношении него в соответствии с п. 5 ст. 7.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решения о принятии временных мер, направленных на обеспечение явки гражданина по повестке военного комиссариата.
(Письмо Банка России от 01.12.2023 N 59-8-2/69495)Вопрос: У микрофинансовых организаций возникают вопросы относительно исполнения кредиторами требований Федерального закона от 14.04.2023 N 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 127-ФЗ) в части отказа гражданину в заключении кредитного договора, договора займа в случае принятия в отношении него в соответствии с п. 5 ст. 7.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" решения о принятии временных мер, направленных на обеспечение явки гражданина по повестке военного комиссариата.
Статья: Банки под контролем ФССП: что изменится во внесудебном взыскании долгов
(Сафронова Е.)
("Банковское кредитование", 2023, N 3)Законопроект N 190070-8 <1> предусматривает распространение федерального контроля (надзора) ФССП на деятельность кредитных и микрофинансовых организаций по взысканию просроченной задолженности во внесудебном порядке. Какие новые обязанности появятся у банков как поднадзорных организаций, какими будут формы контроля и как принятие законопроекта повлияет на рынок в целом?
(Сафронова Е.)
("Банковское кредитование", 2023, N 3)Законопроект N 190070-8 <1> предусматривает распространение федерального контроля (надзора) ФССП на деятельность кредитных и микрофинансовых организаций по взысканию просроченной задолженности во внесудебном порядке. Какие новые обязанности появятся у банков как поднадзорных организаций, какими будут формы контроля и как принятие законопроекта повлияет на рынок в целом?
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)Глава 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
(ред. от 31.07.2025)
"О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)Глава 4. РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 23.92. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью профессиональных коллекторских организаций, кредитных и микрофинансовых организаций, включенных в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц
(ред. от 04.11.2025)Статья 23.92. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью профессиональных коллекторских организаций, кредитных и микрофинансовых организаций, включенных в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, с 01.10.2019 (дата вступления в силу указанной статьи в действующей редакции) предоставлять гражданам займы, обеспеченные ипотекой, могут только профессиональные кредиторы, находящиеся под надзором Банка России - банки, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, уполномоченные "ДОМ.РФ" организации.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, с 01.10.2019 (дата вступления в силу указанной статьи в действующей редакции) предоставлять гражданам займы, обеспеченные ипотекой, могут только профессиональные кредиторы, находящиеся под надзором Банка России - банки, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, уполномоченные "ДОМ.РФ" организации.
Статья: Реализуемы ли в жизни принципы производства по делам об административных правонарушениях в области рынка ценных бумаг?
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<6> Например, Приказ ФССП России от 6 мая 2024 г. N 427 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью профессиональных коллекторских организаций, кредитных и микрофинансовых организаций, включенных в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, в части осуществления ими действий, направленных на возврат просроченной задолженности, а также в части нарушения требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и проводить административное расследование"; Приказ Минфина России от 19 марта 2024 г. N 26н "Об утверждении перечня должностных лиц Министерства финансов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов"; Приказ ФАС России от 19 марта 2024 г. N 180/24 "Об утверждении перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении" // СПС "КонсультантПлюс".
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<6> Например, Приказ ФССП России от 6 мая 2024 г. N 427 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью профессиональных коллекторских организаций, кредитных и микрофинансовых организаций, включенных в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, в части осуществления ими действий, направленных на возврат просроченной задолженности, а также в части нарушения требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и проводить административное расследование"; Приказ Минфина России от 19 марта 2024 г. N 26н "Об утверждении перечня должностных лиц Министерства финансов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов"; Приказ ФАС России от 19 марта 2024 г. N 180/24 "Об утверждении перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Надзор за исполнением законов некредитными финансовыми организациями
(Хусяйнова С.Г., Кузнецов М.Н.)
("Законность", 2023, N 8)Выступая в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Генеральный прокурор РФ отметил, что крайне важным для населения вопросом остается состояние законности на финансовом рынке. Практика прокурорского надзора подтверждает практически повсеместное использование организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность, незаконных схем для привлечения денежных средств населения, включение в договоры очевидно несправедливых для граждан условий. Так, по требованиям прокуроров ограничен доступ к более 3,5 тыс. сайтов, содержащих сведения о них <2>.
(Хусяйнова С.Г., Кузнецов М.Н.)
("Законность", 2023, N 8)Выступая в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Генеральный прокурор РФ отметил, что крайне важным для населения вопросом остается состояние законности на финансовом рынке. Практика прокурорского надзора подтверждает практически повсеместное использование организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность, незаконных схем для привлечения денежных средств населения, включение в договоры очевидно несправедливых для граждан условий. Так, по требованиям прокуроров ограничен доступ к более 3,5 тыс. сайтов, содержащих сведения о них <2>.
Информация: Перспективные направления развития рынка микрофинансовых организаций на 2025 - 2027 годы
("Официальный сайт Банка России", 2024)Окончательное закрепление риск-ориентированного подхода к надзору за МФО произошло с утверждением 29 декабря 2017 г. Стандарта надзорной деятельности, регламентирующего осуществление надзорных процедур в зависимости от размера, значимости и уровня риска МФО.
("Официальный сайт Банка России", 2024)Окончательное закрепление риск-ориентированного подхода к надзору за МФО произошло с утверждением 29 декабря 2017 г. Стандарта надзорной деятельности, регламентирующего осуществление надзорных процедур в зависимости от размера, значимости и уровня риска МФО.
Статья: Правоохранительная и правозащитная деятельность частных детективов и адвокатов по защите прав граждан в сфере получения услуг в микрофинансовых организациях
(Свистунов С.В.)
("Современное право", 2024, N 5)2. Аракчаа Ч.А. Оценка рискового статуса микрофинансовой организации для целей государственного надзора за деятельностью субъектов рынка микрофинансирования / Ч.А. Аракчаа // Новая экономика, бизнес и общество: сб. мат-лов Апрельской научно-практической конференции молодых ученых. Владивосток, 18 - 25 апреля 2019 г. / отв. ред. М.В. Холоша. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. С. 669 - 677.
(Свистунов С.В.)
("Современное право", 2024, N 5)2. Аракчаа Ч.А. Оценка рискового статуса микрофинансовой организации для целей государственного надзора за деятельностью субъектов рынка микрофинансирования / Ч.А. Аракчаа // Новая экономика, бизнес и общество: сб. мат-лов Апрельской научно-практической конференции молодых ученых. Владивосток, 18 - 25 апреля 2019 г. / отв. ред. М.В. Холоша. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. С. 669 - 677.