Надзор за исполнением законов судебными приставами
Подборка наиболее важных документов по запросу Надзор за исполнением законов судебными приставами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прокурорский надзор за исполнением судебных актов Федеральной службой судебных приставов
(Хорев А.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)<4> Возняк И.М. К вопросу о предмете прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами, а также предложения по совершенствованию надзорной деятельности в связи с последними изменениями Федерального закона "Об исполнительном производстве" // Молодой ученый. 2020. N 46 (336). С. 200 - 202.
(Хорев А.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)<4> Возняк И.М. К вопросу о предмете прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами, а также предложения по совершенствованию надзорной деятельности в связи с последними изменениями Федерального закона "Об исполнительном производстве" // Молодой ученый. 2020. N 46 (336). С. 200 - 202.
Статья: Нарушение судебным приставом процедурного аспекта внесудебного банкротства
(Луценко С.И.)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 4)В Указаниях Генпрокуратуры России от 19.09.2022 N 521/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами" закреплены принципы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами. В частности, речь идет о качественном и всестороннем рассмотрении жалоб прокуратурой на действия судебных приставов, в особенности по обращениям социально уязвимых категорий населения.
(Луценко С.И.)
("Арбитражный управляющий", 2025, N 4)В Указаниях Генпрокуратуры России от 19.09.2022 N 521/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами" закреплены принципы прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами. В частности, речь идет о качественном и всестороннем рассмотрении жалоб прокуратурой на действия судебных приставов, в особенности по обращениям социально уязвимых категорий населения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"надзор за исполнением законов судебными приставами;
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"надзор за исполнением законов судебными приставами;
Указание Генпрокуратуры России от 19.09.2022 N 521/7
(ред. от 25.03.2024)
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 25.03.2024)
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами"ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Гражданский иск прокурора в сфере исполнения бюджетного законодательства о государственных (муниципальных) договорах (соглашениях), контрактах, в том числе в сфере государственного оборонного заказа: проблематика эффективности
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)Требование реального восстановления законности расширяется возможностями внутреннего взаимодействия прокуроров различной отраслевой и функциональной специализации путем обращения к сфере надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями.
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)Требование реального восстановления законности расширяется возможностями внутреннего взаимодействия прокуроров различной отраслевой и функциональной специализации путем обращения к сфере надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями.
Статья: Обеспечение прав должника на сохранение прожиточного минимума в исполнительном производстве (на основании практики прокурорского надзора)
(Гулягин А.Ю., Богданова Т.В.)
("Юрист", 2024, N 8)Генеральная прокуратура Российской Федерации ориентирует прокуроров на систематические проверки законодательства об исполнительном производстве. В ходе прокурорских проверок особое внимание в настоящее время уделяется исполнительным производствам о взыскании задолженности по заработной плате и алиментам, о предоставлении жилых помещений, лекарственных препаратов, технических средств реабилитации, а также исполнительным производствам, стороной которых являются инвалиды, пенсионеры, ветераны, несовершеннолетние, многодетные семьи, участники специальной военной операции, мобилизованные граждане и члены их семей (Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 19 сентября 2022 г. N 521/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами") <5>.
(Гулягин А.Ю., Богданова Т.В.)
("Юрист", 2024, N 8)Генеральная прокуратура Российской Федерации ориентирует прокуроров на систематические проверки законодательства об исполнительном производстве. В ходе прокурорских проверок особое внимание в настоящее время уделяется исполнительным производствам о взыскании задолженности по заработной плате и алиментам, о предоставлении жилых помещений, лекарственных препаратов, технических средств реабилитации, а также исполнительным производствам, стороной которых являются инвалиды, пенсионеры, ветераны, несовершеннолетние, многодетные семьи, участники специальной военной операции, мобилизованные граждане и члены их семей (Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 19 сентября 2022 г. N 521/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами") <5>.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере принудительного исполнения исполнительных документов неимущественного характера
(Сенотрусова Е.М., Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 6)Необходимо отметить, что помимо упоминания функции надзора за исполнением законов судебными приставами ни Закон о прокуратуре, ни Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержат норм, определяющих прокурора как лицо, обладающее иными полномочиями в исполнительном производстве, в то время как эта деятельность имеет значительную специфику, особенно если говорить об исполнении исполнительных документов неимущественного характера. Так, де-факто прокурор является взыскателем по исполнительным производствам, которые возбуждены в связи с необходимостью принудительного исполнения судебных актов, вынесенных по результатам рассмотрения судами исков, предъявленных прокурорами (например, о сносе незаконно возведенных строений, о понуждении к устранению нарушений экологического либо градостроительного законодательства).
(Сенотрусова Е.М., Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 6)Необходимо отметить, что помимо упоминания функции надзора за исполнением законов судебными приставами ни Закон о прокуратуре, ни Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержат норм, определяющих прокурора как лицо, обладающее иными полномочиями в исполнительном производстве, в то время как эта деятельность имеет значительную специфику, особенно если говорить об исполнении исполнительных документов неимущественного характера. Так, де-факто прокурор является взыскателем по исполнительным производствам, которые возбуждены в связи с необходимостью принудительного исполнения судебных актов, вынесенных по результатам рассмотрения судами исков, предъявленных прокурорами (например, о сносе незаконно возведенных строений, о понуждении к устранению нарушений экологического либо градостроительного законодательства).
Статья: О системе и иерархии функций прокуратуры в контексте конституционных новелл
(Винокуров А.Ю., Карпов Н.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Подчеркнем, что классический подход теории прокурорского надзора, которого мы придерживаемся, предусматривает деление этой функции на отрасли, которые также отождествляются с подфункциями, как это отмечено выше в цитате из университетского учебника. При этом теоретики разделения надзорной функции на отрасли отождествляли их с законодательно закрепленными направлениями прокурорского надзора <21>, что, собственно, имеет место и в настоящее время в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре с конкретизацией в упомянутом разд. III, в который, правда, в нарушение логики не включена глава о надзоре за исполнением законов судебными приставами, который авторы исследуемой работы так же, как и другие четыре отрасли, имеющие законодательно закрепленный предмет надзора, относят к функциям <22>. И этот аспект также нашел отражение в официальной позиции Университета прокуратуры РФ <23>.
(Винокуров А.Ю., Карпов Н.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Подчеркнем, что классический подход теории прокурорского надзора, которого мы придерживаемся, предусматривает деление этой функции на отрасли, которые также отождествляются с подфункциями, как это отмечено выше в цитате из университетского учебника. При этом теоретики разделения надзорной функции на отрасли отождествляли их с законодательно закрепленными направлениями прокурорского надзора <21>, что, собственно, имеет место и в настоящее время в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре с конкретизацией в упомянутом разд. III, в который, правда, в нарушение логики не включена глава о надзоре за исполнением законов судебными приставами, который авторы исследуемой работы так же, как и другие четыре отрасли, имеющие законодательно закрепленный предмет надзора, относят к функциям <22>. И этот аспект также нашел отражение в официальной позиции Университета прокуратуры РФ <23>.
Статья: Надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях по законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан
(Винокуров А.Ю.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 6)Как известно, Закон Республики Казахстан от 21.12.1995 N 2709 "О прокуратуре" среди основных направлений деятельности органов прокуратуры в п. 7 ст. 4 прямо называл надзор за законностью административного производства и с этой нормой корреспондировала гл. 8 ("Надзор за законностью административного производства"), закреплявшая цели указанной деятельности, полномочия прокурора по ее осуществлению и акты прокурорского реагирования. В действовавшем до 17 ноября 2022 г. Законе Республики Казахстан от 30.06.2017 N 81-VI "О прокуратуре" (далее - Закон о прокуратуре РК 2017 г.) среди основных направлений прокурорского надзора в п. 3 ст. 5 выделялся сдвоенный надзор за законностью исполнительного производства и производства по делам об административных правонарушениях. Допускаем, что у законодателя имелись весомые мотивы для подобной консолидации, вместе с тем в порядке сравнения отметим, что надзор за исполнением законов судебными приставами (хотя с учетом недавних изменений в законодательстве правильнее было бы говорить о надзоре за исполнением законов органами принудительного исполнения) для российских прокуроров с 1999 г. выступает в качестве самостоятельной отрасли.
(Винокуров А.Ю.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 6)Как известно, Закон Республики Казахстан от 21.12.1995 N 2709 "О прокуратуре" среди основных направлений деятельности органов прокуратуры в п. 7 ст. 4 прямо называл надзор за законностью административного производства и с этой нормой корреспондировала гл. 8 ("Надзор за законностью административного производства"), закреплявшая цели указанной деятельности, полномочия прокурора по ее осуществлению и акты прокурорского реагирования. В действовавшем до 17 ноября 2022 г. Законе Республики Казахстан от 30.06.2017 N 81-VI "О прокуратуре" (далее - Закон о прокуратуре РК 2017 г.) среди основных направлений прокурорского надзора в п. 3 ст. 5 выделялся сдвоенный надзор за законностью исполнительного производства и производства по делам об административных правонарушениях. Допускаем, что у законодателя имелись весомые мотивы для подобной консолидации, вместе с тем в порядке сравнения отметим, что надзор за исполнением законов судебными приставами (хотя с учетом недавних изменений в законодательстве правильнее было бы говорить о надзоре за исполнением законов органами принудительного исполнения) для российских прокуроров с 1999 г. выступает в качестве самостоятельной отрасли.
Статья: Поправки к Конституции Российской Федерации в контексте закрепления статусных положений о прокуратуре
(Винокуров А.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)Согласно разделу III Закона о прокуратуре прокуроры осуществляют прокурорский надзор. Именно он и считается функцией, которая, в свою очередь, в статье 1 этого же законодательного акта подразделяется на четыре-пять отраслей (отдельные авторы не воспринимают в качестве таковой надзор за исполнением законов судебными приставами), среди которых выделяются в том числе упоминаемые в новой части 1 статьи 129 Конституции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов <7> и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. То есть разработчики новеллы, исходя из системной взаимосвязи цитируемой нормы, выделили сразу две надзорные функции, логически оставив за рамками правового поля остальные отрасли прокурорского надзора, что, конечно же, неверно.
(Винокуров А.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)Согласно разделу III Закона о прокуратуре прокуроры осуществляют прокурорский надзор. Именно он и считается функцией, которая, в свою очередь, в статье 1 этого же законодательного акта подразделяется на четыре-пять отраслей (отдельные авторы не воспринимают в качестве таковой надзор за исполнением законов судебными приставами), среди которых выделяются в том числе упоминаемые в новой части 1 статьи 129 Конституции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов <7> и надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. То есть разработчики новеллы, исходя из системной взаимосвязи цитируемой нормы, выделили сразу две надзорные функции, логически оставив за рамками правового поля остальные отрасли прокурорского надзора, что, конечно же, неверно.
Статья: Правовые особенности доступа судебного пристава в помещение и некоторые процедурные аспекты исполнительного производства
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2023, N 10)В силу абз. 5 п. 2 ст. 1 названного Федерального закона в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами. Указанием Генеральной прокуратуры РФ от 19.09.2022 N 521/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами" <14> на нижестоящих прокуроров возложены обязанности мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве; на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2023, N 10)В силу абз. 5 п. 2 ст. 1 названного Федерального закона в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами. Указанием Генеральной прокуратуры РФ от 19.09.2022 N 521/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами" <14> на нижестоящих прокуроров возложены обязанности мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебными приставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве; на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам.
Статья: Производство по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции как научное понятие
(Щепалов С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)<42> См.: Гепп Ю.В. Участники исполнительного производства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 13; Карпеев О.В. О месте норм исполнительного производства в системе российского права // Юрист. 1999. N 12. С. 16 - 18; Воеводина Т.Г. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями при исполнении судебных постановлений по гражданским делам: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 12; Исаенкова О.В. Проблемы исполнительного права в гражданской юрисдикции / под ред. М.А. Викут. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2002. С. 3 и сл.
(Щепалов С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)<42> См.: Гепп Ю.В. Участники исполнительного производства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 13; Карпеев О.В. О месте норм исполнительного производства в системе российского права // Юрист. 1999. N 12. С. 16 - 18; Воеводина Т.Г. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями при исполнении судебных постановлений по гражданским делам: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 12; Исаенкова О.В. Проблемы исполнительного права в гражданской юрисдикции / под ред. М.А. Викут. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2002. С. 3 и сл.
Статья: Судебная неустойка как способ повышения эффективности исполнения судебных постановлений, принятых по требованиям прокурора
(Сенотрусова Е.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)<1> Указание Генерального прокурора РФ от 19.09.2022 N 521/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами".
(Сенотрусова Е.М.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)<1> Указание Генерального прокурора РФ от 19.09.2022 N 521/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами".
Статья: Актуальные вопросы обеспечения установленного порядка деятельности судов
(Потешкин А.С.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)<7> Пак В.А. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов: монография. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. С. 98.
(Потешкин А.С.)
("Вестник исполнительного производства", 2025, N 2)<7> Пак В.А. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов: монография. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. С. 98.