Надзор по УДО
Подборка наиболее важных документов по запросу Надзор по УДО (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 23.05.2024 по делу N 33а-1003/2024 (УИД 13RS0011-01-2024-000604-29)
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Решение: Удовлетворено.Доводы административного ответчика о том, что установление административного надзора лишает его возможности осуществления его прав, закрепленных статьями 79 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания), основаны на неверном толковании норм материального права и не свидетельствуют об ошибочности выводов суда, в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Решение: Удовлетворено.Доводы административного ответчика о том, что установление административного надзора лишает его возможности осуществления его прав, закрепленных статьями 79 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания), основаны на неверном толковании норм материального права и не свидетельствуют об ошибочности выводов суда, в связи с чем отклоняются судебной коллегией.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2022 N 88а-34636/2022 по делу N 2а-437/2022 (УИД 71RS0004-01-2022-000842-47)
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Обстоятельства: Ответчик, освобожденный из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.
Решение: Удовлетворено в части.В кассационной жалобе заявитель указывает на необоснованное обращение с административным иском об установлении в отношении него административного надзора спустя продолжительный период времени со дня его условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы. Вместе с тем указанные заявителем в жалобе обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии оснований для установления в отношении него административного надзора и не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Категория спора: Административный надзор.
Требования МВД: Об установлении административного надзора.
Обстоятельства: Ответчик, освобожденный из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.
Решение: Удовлетворено в части.В кассационной жалобе заявитель указывает на необоснованное обращение с административным иском об установлении в отношении него административного надзора спустя продолжительный период времени со дня его условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы. Вместе с тем указанные заявителем в жалобе обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии оснований для установления в отношении него административного надзора и не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовно-правовые основы оперативно-разыскного контроля органов внутренних дел за лицами, склонными к совершению преступлений
(Бабушкин А.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)На различных площадках нами неоднократно озвучивалось, что действующие законодательные нормы об административном надзоре, условном осуждении и условно-досрочном освобождении, а также о правовых последствиях судимости могли бы эффективнее использоваться в целях профилактики преступлений при наличии должного оперативно-разыскного обеспечения <6>.
(Бабушкин А.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)На различных площадках нами неоднократно озвучивалось, что действующие законодательные нормы об административном надзоре, условном осуждении и условно-досрочном освобождении, а также о правовых последствиях судимости могли бы эффективнее использоваться в целях профилактики преступлений при наличии должного оперативно-разыскного обеспечения <6>.
Статья: Административный надзор как средство профилактики: проблемы правоприменения и дальнейшее развитие
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Помимо этого, действующим федеральным законодательством на исправительные учреждения не возложена обязанность по уведомлению органов внутренних дел об осужденных к лишению свободы, подпадающих под административный надзор и освобождающихся досрочно (условно-досрочно; по замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; вследствие тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания), тогда как механизм уведомления органа внутренних дел в подобных случаях об окончании срока наказания у осужденных к ограничению свободы уголовно-исполнительной инспекцией установлен в ч. 1.1 ст. 54 УИК.
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Помимо этого, действующим федеральным законодательством на исправительные учреждения не возложена обязанность по уведомлению органов внутренних дел об осужденных к лишению свободы, подпадающих под административный надзор и освобождающихся досрочно (условно-досрочно; по замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; вследствие тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания), тогда как механизм уведомления органа внутренних дел в подобных случаях об окончании срока наказания у осужденных к ограничению свободы уголовно-исполнительной инспекцией установлен в ч. 1.1 ст. 54 УИК.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Если лицо, в отношении которого установлен административный надзор в период его нахождения в исправительном учреждении, освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания.
(ред. от 22.12.2022)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Если лицо, в отношении которого установлен административный надзор в период его нахождения в исправительном учреждении, освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания.
"Обзор судебной практики условно-досрочного освобождения от отбывания наказания"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)В частности, в 2013 году суды апелляционной, кассационной и надзорной (в порядке главы 48 УПК РФ) инстанций отменили:
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014)В частности, в 2013 году суды апелляционной, кассационной и надзорной (в порядке главы 48 УПК РФ) инстанций отменили:
Статья: Воспитание современного человека и профилактика правонарушений
(Дорошков В.В.)
("Мировой судья", 2024, N 11)Тем самым, учитывая только значимость интересов несовершеннолетних потерпевших от половых преступлений, законодатель фактически проигнорировал интересы других потерпевших от преступлений, затрагивающих не столько публичный, сколько частный интерес физических лиц, совершенно не интересуясь даже их мнением по данному вопросу. Хотя даже при условно-досрочном освобождении от наказания в соответствии с положениями п. 2.1 ст. 399 УПК РФ потерпевший может участвовать в рассмотрении вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного. В результате может случиться так, что те же серийные убийцы, в том числе несовершеннолетних детей, при отсутствии соответствующего надзора за ними вскоре могут оказаться на свободе, вернувшись к себе домой, и угрожать родителям жертв преступлений. В связи с этим возникает справедливый вопрос о соответствии подобных способов воспитания и исправления лиц, совершивших преступления, назначению уголовного судопроизводства, а также об эффективной профилактике правонарушений.
(Дорошков В.В.)
("Мировой судья", 2024, N 11)Тем самым, учитывая только значимость интересов несовершеннолетних потерпевших от половых преступлений, законодатель фактически проигнорировал интересы других потерпевших от преступлений, затрагивающих не столько публичный, сколько частный интерес физических лиц, совершенно не интересуясь даже их мнением по данному вопросу. Хотя даже при условно-досрочном освобождении от наказания в соответствии с положениями п. 2.1 ст. 399 УПК РФ потерпевший может участвовать в рассмотрении вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного. В результате может случиться так, что те же серийные убийцы, в том числе несовершеннолетних детей, при отсутствии соответствующего надзора за ними вскоре могут оказаться на свободе, вернувшись к себе домой, и угрожать родителям жертв преступлений. В связи с этим возникает справедливый вопрос о соответствии подобных способов воспитания и исправления лиц, совершивших преступления, назначению уголовного судопроизводства, а также об эффективной профилактике правонарушений.
Статья: К вопросу о производстве об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в уголовном процессе России
(Горюнова А.Е.)
("Российский судья", 2023, N 8)Кроме того, в названной работе В.И. Качаловым <7> предлагается концепция совершенствования действующего порядка рассмотрения вопросов по условно-досрочному освобождению от отбывания наказания. В частности, предложенная процедура предусматривает участие представителей общественности в форме наблюдательных комиссий, образующихся в регионах, с передачей им ряда полномочий суда. В общем виде предлагается установить порядок, согласно которому ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания необходимо будет подать прокурору, в полномочия которого входит осуществление надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание. По поступлении ходатайства прокурор как лицо, обладающее специальными познаниями в области права и профессиональной деятельности в сфере уголовного судопроизводства, обязан представить заключение о наличии или отсутствии оснований для условно-досрочного освобождения от отбывания наказания осужденным. При положительной оценке названных оснований заключение подлежит передаче вместе с рассматриваемыми материалами для исследования в заседании общественно-наблюдательной комиссией, которая принимает итоговое решение об удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания либо об отказе в его удовлетворении. При таких обстоятельствах судебной инстанции надлежит лишь в случае обжалования принятого решения рассмотреть жалобу в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ. Важно отметить, что предлагаемая концепция производства не предполагает в полной мере отказа от участия суда при производстве об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, напротив, поддерживая уменьшение объемов нагрузки на суды, способствует реализации функций судебного контроля как гарантии соблюдения принципов законности при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора и досрочным освобождением от отбывания наказания.
(Горюнова А.Е.)
("Российский судья", 2023, N 8)Кроме того, в названной работе В.И. Качаловым <7> предлагается концепция совершенствования действующего порядка рассмотрения вопросов по условно-досрочному освобождению от отбывания наказания. В частности, предложенная процедура предусматривает участие представителей общественности в форме наблюдательных комиссий, образующихся в регионах, с передачей им ряда полномочий суда. В общем виде предлагается установить порядок, согласно которому ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания необходимо будет подать прокурору, в полномочия которого входит осуществление надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание. По поступлении ходатайства прокурор как лицо, обладающее специальными познаниями в области права и профессиональной деятельности в сфере уголовного судопроизводства, обязан представить заключение о наличии или отсутствии оснований для условно-досрочного освобождения от отбывания наказания осужденным. При положительной оценке названных оснований заключение подлежит передаче вместе с рассматриваемыми материалами для исследования в заседании общественно-наблюдательной комиссией, которая принимает итоговое решение об удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания либо об отказе в его удовлетворении. При таких обстоятельствах судебной инстанции надлежит лишь в случае обжалования принятого решения рассмотреть жалобу в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ. Важно отметить, что предлагаемая концепция производства не предполагает в полной мере отказа от участия суда при производстве об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, напротив, поддерживая уменьшение объемов нагрузки на суды, способствует реализации функций судебного контроля как гарантии соблюдения принципов законности при разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора и досрочным освобождением от отбывания наказания.
Статья: Прокурорская деятельность по профилактике правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы
(Карабанова Е.Н., Чобанян А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Осужденный, отбывающий лишение свободы, должен четко понимать, что с учетом его поведения к нему могут быть применены такие весомые поощрительные меры, как условно-досрочное освобождение от отбывания наказания или замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Кроме того, уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены специальные меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы, за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях: благодарность; награждение подарком; денежная премия; разрешение на получение дополнительной посылки или передачи; предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания; разрешение дополнительно расходовать деньги в размере до 1 500 руб. на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах; досрочное снятие ранее наложенного взыскания. К осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, может применяться мера поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней.
(Карабанова Е.Н., Чобанян А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Осужденный, отбывающий лишение свободы, должен четко понимать, что с учетом его поведения к нему могут быть применены такие весомые поощрительные меры, как условно-досрочное освобождение от отбывания наказания или замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Кроме того, уголовно-исполнительным законодательством предусмотрены специальные меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы, за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях: благодарность; награждение подарком; денежная премия; разрешение на получение дополнительной посылки или передачи; предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания; разрешение дополнительно расходовать деньги в размере до 1 500 руб. на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах; досрочное снятие ранее наложенного взыскания. К осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, может применяться мера поощрения в виде разрешения на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней.
Статья: Применение института помилования в уголовном праве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, осужденный должен обратиться к Президенту РФ с ходатайством в письменной форме через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, где оно регистрируется и направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной системы с уведомлением под расписку об этом осужденного. К ходатайству прилагаются: копии приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров), извещение о вступлении приговора суда в законную силу, справка о состоянии здоровья осужденного, сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются), анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении, сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация, справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию (п. п. 5 - 8 Положения).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, осужденный должен обратиться к Президенту РФ с ходатайством в письменной форме через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, где оно регистрируется и направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной системы с уведомлением под расписку об этом осужденного. К ходатайству прилагаются: копии приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров), извещение о вступлении приговора суда в законную силу, справка о состоянии здоровья осужденного, сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются), анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении, сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация, справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или помилования либо о применении условно-досрочного освобождения от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию (п. п. 5 - 8 Положения).
Статья: Прокурорский надзор за исполнением законов в местах лишения свободы: вопросы совершенствования нормативно-правового регулирования
(Чобанян А.Г.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)Основания освобождения осужденных от отбывания наказания перечислены в ст. 172 УИК РФ: а) отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда; б) отмена приговора суда с прекращением дела производством; в) условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; г) замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; д) помилование или амнистия; е) тяжелая болезнь или инвалидность; ж) иные основания, предусмотренные законом.
(Чобанян А.Г.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 5)Основания освобождения осужденных от отбывания наказания перечислены в ст. 172 УИК РФ: а) отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда; б) отмена приговора суда с прекращением дела производством; в) условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; г) замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; д) помилование или амнистия; е) тяжелая болезнь или инвалидность; ж) иные основания, предусмотренные законом.
Статья: Особенности реализации цифровой трансформации в уголовно-исполнительной системе на современном этапе ее развития
(Ковалев О.Г., Багнычев М.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)В части вопросов контроля за осужденными, отбывающими наказание без изоляции от общества, условно-досрочно освободившимися, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в отношении которых избран административный надзор, данный комплекс возможно реализовать во взаимодействии ФСИН и МВД, в основу которого будет включен программный комплекс "безопасный город". Тем самым мы предупредим нарушения, совершаемые осужденными и лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительной инспекции <7>.
(Ковалев О.Г., Багнычев М.Ю.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2023, N 4)В части вопросов контроля за осужденными, отбывающими наказание без изоляции от общества, условно-досрочно освободившимися, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в отношении которых избран административный надзор, данный комплекс возможно реализовать во взаимодействии ФСИН и МВД, в основу которого будет включен программный комплекс "безопасный город". Тем самым мы предупредим нарушения, совершаемые осужденными и лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительной инспекции <7>.
Статья: Криминологическая характеристика личности преступника, совершившего побег из-под надзора
(Карпов А.А., Рябых С.Б., Щербаков А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 3)Проведенный криминологический анализ личности осужденного позволяет более детально рассуждать о результатах его исправления и, следовательно, предоставить осужденному возможность условно-досрочного освобождения или замены наказания на более мягкое <1>.
(Карпов А.А., Рябых С.Б., Щербаков А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 3)Проведенный криминологический анализ личности осужденного позволяет более детально рассуждать о результатах его исправления и, следовательно, предоставить осужденному возможность условно-досрочного освобождения или замены наказания на более мягкое <1>.
Статья: К вопросу о совершенствовании некоторых правил и ограничений административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Дугенец А.С., Самойлова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Отметим некоторые аспекты законодательной практики зарубежных стран, которая нам представляется наиболее логичной и взвешенной. Например, согласно Уголовному кодексу Венгрии, протекционный надзор применяется судом при условно-досрочном освобождении от наказания в виде лишения свободы на неотбытый срок наказания, который должен быть не менее одного года; при условном осуждении, условной отсрочке исполнения наказания к лишению свободы на период от одного года до трех лет, если это уголовный проступок, и от одного года до пяти лет, если это преступление; при условном освобождении от уголовной ответственности на период испытательного срока <5>.
(Дугенец А.С., Самойлова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)Отметим некоторые аспекты законодательной практики зарубежных стран, которая нам представляется наиболее логичной и взвешенной. Например, согласно Уголовному кодексу Венгрии, протекционный надзор применяется судом при условно-досрочном освобождении от наказания в виде лишения свободы на неотбытый срок наказания, который должен быть не менее одного года; при условном осуждении, условной отсрочке исполнения наказания к лишению свободы на период от одного года до трех лет, если это уголовный проступок, и от одного года до пяти лет, если это преступление; при условном освобождении от уголовной ответственности на период испытательного срока <5>.
Статья: Опыт исполнения пожизненного лишения свободы в Великобритании и перспективы его использования в уголовно-исполнительном законодательстве и деятельности исправительных учреждений России
(Чорный В.Н., Сенатова Е.В., Павлова Л.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 1)Также комиссия по УДО должна принять во внимание рекомендацию сотрудника, осуществляющего надзор, на предмет того, может ли данное лицо оставаться на свободе <5>.
(Чорный В.Н., Сенатова Е.В., Павлова Л.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 1)Также комиссия по УДО должна принять во внимание рекомендацию сотрудника, осуществляющего надзор, на предмет того, может ли данное лицо оставаться на свободе <5>.
Статья: Становление института условно-досрочного освобождения от наказания (сравнительно-правовое исследование)
(Голованова Н.А., Кубанцев С.П.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 2)Несмотря на существенные различия в законодательной регламентации освобождения лиц от дальнейшего отбывания наказания, цели остаются схожими: сокращение рецидивной преступности; повышение качества надзора над условно-досрочно освобожденными из группы высокого риска; исключение возможности УДО в отношении осужденных из группы "высокого риска", к которым относятся (но не ограничиваются ими) лица, совершившие преступления на сексуальной почве и другие тяжкие преступления, участники банд и некоторые др.
(Голованова Н.А., Кубанцев С.П.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 2)Несмотря на существенные различия в законодательной регламентации освобождения лиц от дальнейшего отбывания наказания, цели остаются схожими: сокращение рецидивной преступности; повышение качества надзора над условно-досрочно освобожденными из группы высокого риска; исключение возможности УДО в отношении осужденных из группы "высокого риска", к которым относятся (но не ограничиваются ими) лица, совершившие преступления на сексуальной почве и другие тяжкие преступления, участники банд и некоторые др.