Национальный проект сельское хозяйство
Подборка наиболее важных документов по запросу Национальный проект сельское хозяйство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Зарубежные и отечественные подходы к решению проблемы занятости инвалидов на современном рынке труда
(Сафонов А.Л., Фадин Н.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Что касается национальных проектов, то их следует отнести к стратегическим инициативам и программам федерального уровня, выдвигаемым Президентом и Правительством РФ для решения социально-экономических задач и поддержания различных отраслей экономики России. Развитие социального обеспечения в рамках национальных проектов страны, как правило, осуществляется путем дополнительного финансирования из государственного бюджета таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, цифровая экономика, сельское хозяйство и др. Ожидаемыми экономическими эффектами от осуществления национальных проектов могут быть улучшение качества жизни населения, стимулирование экономического роста, повышение конкурентоспособности отраслей и другие важнейшие для страны показатели.
(Сафонов А.Л., Фадин Н.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 2)Что касается национальных проектов, то их следует отнести к стратегическим инициативам и программам федерального уровня, выдвигаемым Президентом и Правительством РФ для решения социально-экономических задач и поддержания различных отраслей экономики России. Развитие социального обеспечения в рамках национальных проектов страны, как правило, осуществляется путем дополнительного финансирования из государственного бюджета таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, цифровая экономика, сельское хозяйство и др. Ожидаемыми экономическими эффектами от осуществления национальных проектов могут быть улучшение качества жизни населения, стимулирование экономического роста, повышение конкурентоспособности отраслей и другие важнейшие для страны показатели.
Статья: Национальная экономика и факторы, определяющие развитие преступности
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Уже много лет подряд лидерами среди инвесторов, участвующих в финансировании национальных проектов, являются Германия (2020 г. - 26, 2019 - 36), которая участвует в финансировании сельского хозяйства России; Китай (15 против 22) - в основном финансирует российские проекты высокотехнологичного сектора: электронику, программное обеспечение и IT-услуги, а также США (15 против 20) - вкладывает деньги в развитие агропромышленного комплекса, и надо признать, что это направление национальной экономики является крайне привлекательным и для других зарубежных инвесторов. Поэтому надо подчеркнуть, что перспективы иностранных инвестиций в российскую экономику, как показывают официальные данные, обнадеживающие. В январе - марте 2021 г. прямые иностранные инвестиции в национальную экономику составили 4,7 млрд долл. (2020 г. - 4,1 млрд долл.).
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Уже много лет подряд лидерами среди инвесторов, участвующих в финансировании национальных проектов, являются Германия (2020 г. - 26, 2019 - 36), которая участвует в финансировании сельского хозяйства России; Китай (15 против 22) - в основном финансирует российские проекты высокотехнологичного сектора: электронику, программное обеспечение и IT-услуги, а также США (15 против 20) - вкладывает деньги в развитие агропромышленного комплекса, и надо признать, что это направление национальной экономики является крайне привлекательным и для других зарубежных инвесторов. Поэтому надо подчеркнуть, что перспективы иностранных инвестиций в российскую экономику, как показывают официальные данные, обнадеживающие. В январе - марте 2021 г. прямые иностранные инвестиции в национальную экономику составили 4,7 млрд долл. (2020 г. - 4,1 млрд долл.).
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Приказ Минфина России от 10.06.2025 N 70н
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)В состав национального проекта "Технологическое обеспечение продовольственной безопасности" входят: федеральный проект "Ветеринарные препараты", федеральный проект "Производство критически важных ферментных препаратов, пищевых и кормовых добавок, технологических вспомогательных средств", федеральный проект "Создание условий для развития научных разработок в селекции и генетике", федеральный проект "Кадры в агропромышленном комплексе", федеральный проект "Техническая и технологическая независимость сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности".
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2025 N 82955)В состав национального проекта "Технологическое обеспечение продовольственной безопасности" входят: федеральный проект "Ветеринарные препараты", федеральный проект "Производство критически важных ферментных препаратов, пищевых и кормовых добавок, технологических вспомогательных средств", федеральный проект "Создание условий для развития научных разработок в селекции и генетике", федеральный проект "Кадры в агропромышленном комплексе", федеральный проект "Техническая и технологическая независимость сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности".
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)8. Меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также иные направления обеспечения реализации целей и принципов комментируемого Закона представляют собой комплекс гарантийных, имущественных, информационных, консультационных, образовательных мер, охватывающий все отрасли экономики, с особым акцентом на сферы инноваций и промышленного производства, социального предпринимательства, ремесленничества, внешнеэкономической деятельности и сельского хозяйства, реализующиеся на всех уровнях власти в России: федеральном, региональном и местном.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)8. Меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также иные направления обеспечения реализации целей и принципов комментируемого Закона представляют собой комплекс гарантийных, имущественных, информационных, консультационных, образовательных мер, охватывающий все отрасли экономики, с особым акцентом на сферы инноваций и промышленного производства, социального предпринимательства, ремесленничества, внешнеэкономической деятельности и сельского хозяйства, реализующиеся на всех уровнях власти в России: федеральном, региональном и местном.
Статья: Сельскохозяйственная кооперация в странах Азии: цифровая трансформация правового регулирования и стратегического планирования в условиях глобальных вызовов
(Воронина Н.П.)
("Юрист", 2022, N 9)Цифровизация сельского хозяйства в азиатских странах предусматривается в документах стратегического планирования. Например, в Казахстане действуют Стратегия "Казахстан-2050", Государственная программа "Цифровой Казахстан", Национальный проект по развитию АПК Республики Казахстан на 2021 - 2025 гг., программа Е-АПК <11>. Документы стратегического планирования содержат цель, задачи, инструменты цифровизации АПК. Например, цель цифровизации АПК Казахстана - повышение производительности и эффективности через внедрение цифровых технологий и вовлечение бизнеса в развитие ИТ-технологий. Внедрение цифровых технологий планируется в рамках двух основных задач: цифровизации системы государственного регулирования и технологического перевооружения сферы производства. Направления цифровизации государственного регулирования АПК: доступность финансирования для субъектов АПК, обеспечиваемая за счет автоматизации процессов получения кредита и лизинга, субсидирования, внедрения аграрных расписок и онлайн-страхования; доступность рынков сбыта и развитие экспорта; развитие системы регистрации сельхозтехники, ее залога и прослеживаемости; создание геопортала с использованием космического мониторинга лесных и водных ресурсов, животного мира, охотничьего и рыбного хозяйства <12>.
(Воронина Н.П.)
("Юрист", 2022, N 9)Цифровизация сельского хозяйства в азиатских странах предусматривается в документах стратегического планирования. Например, в Казахстане действуют Стратегия "Казахстан-2050", Государственная программа "Цифровой Казахстан", Национальный проект по развитию АПК Республики Казахстан на 2021 - 2025 гг., программа Е-АПК <11>. Документы стратегического планирования содержат цель, задачи, инструменты цифровизации АПК. Например, цель цифровизации АПК Казахстана - повышение производительности и эффективности через внедрение цифровых технологий и вовлечение бизнеса в развитие ИТ-технологий. Внедрение цифровых технологий планируется в рамках двух основных задач: цифровизации системы государственного регулирования и технологического перевооружения сферы производства. Направления цифровизации государственного регулирования АПК: доступность финансирования для субъектов АПК, обеспечиваемая за счет автоматизации процессов получения кредита и лизинга, субсидирования, внедрения аграрных расписок и онлайн-страхования; доступность рынков сбыта и развитие экспорта; развитие системы регистрации сельхозтехники, ее залога и прослеживаемости; создание геопортала с использованием космического мониторинга лесных и водных ресурсов, животного мира, охотничьего и рыбного хозяйства <12>.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<1> Порядок участия предприятий в Национальном проекте "Производительность труда" определен в Паспорте национального проекта "Производительность труда", которым установлены базовый и специальный порядки такого участия. В базовом порядке одними из основных критериев участия в Национальном проекте являются: выручка предприятия составляет от 400 млн руб. за предыдущий год (без НДС); предприятие занято в базовых несырьевых отраслях экономики Российской Федерации (в рамках, определенных ОКВЭД) - обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспортировка и хранение, строительство, торговля. Согласно специальному порядку участие предприятия в национальном проекте возможно только по представлению Минэкономразвития России на основании ходатайства об этом субъекта Российской Федерации // URL: https://economy.gov.ru/material/file/48e4b997bf7fcdf029f198ee23b77ae0/NP_Proizvoditelnost_truda.pdf.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)<1> Порядок участия предприятий в Национальном проекте "Производительность труда" определен в Паспорте национального проекта "Производительность труда", которым установлены базовый и специальный порядки такого участия. В базовом порядке одними из основных критериев участия в Национальном проекте являются: выручка предприятия составляет от 400 млн руб. за предыдущий год (без НДС); предприятие занято в базовых несырьевых отраслях экономики Российской Федерации (в рамках, определенных ОКВЭД) - обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспортировка и хранение, строительство, торговля. Согласно специальному порядку участие предприятия в национальном проекте возможно только по представлению Минэкономразвития России на основании ходатайства об этом субъекта Российской Федерации // URL: https://economy.gov.ru/material/file/48e4b997bf7fcdf029f198ee23b77ae0/NP_Proizvoditelnost_truda.pdf.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Право на вычет по основным средствам имеют организации - участники национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости", которые ведут деятельность по ОКВЭД 2:
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Право на вычет по основным средствам имеют организации - участники национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости", которые ведут деятельность по ОКВЭД 2:
Статья: Правовое регулирование использования технологий искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе
(Демченко М.В., Бердникова А.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 9)<8> Паспорт национального проекта Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 N 7) // СПС "Гарант".
(Демченко М.В., Бердникова А.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 9)<8> Паспорт национального проекта Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 N 7) // СПС "Гарант".
Статья: Правовые вопросы внедрения перспективных технологий межотраслевого назначения в условиях экономики данных
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Доступ к сети Интернет в последние годы стал необходимой составляющей современной жизни. Этому способствуют причины как объективного, так и субъективного характера. В их числе удобство, польза, эргономические особенности многочисленных технических устройств, которые используются в различных сферах промышленности, сельском хозяйстве, а также в быту. В 2024 году Указом Президента РФ Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (Стратегия 2030) <1> в рамках Федерального проекта "Искусственный интеллект" включена в национальный проект по формированию экономики данных на период до 2030 года <2>. Тем самым подчеркивается значимость рассматриваемых технологий и внимание к фундаментальным и прикладным проектам со стороны государства. Ранее в российском законодательстве получило свое закрепление понятие сквозных технологий, которые в более широком смысле могут быть описаны как технологические направления, под которыми понимаются "перспективные технологии межотраслевого назначения, обеспечивающие создание инновационных продуктов и сервисов и оказывающие существенное влияние на развитие экономики, радикально меняя существующие рынки и (или) способствуя формированию новых рынков. Сквозные технологии определяют перспективный облик экономики и отдельных отраслей в течение ближайших 10 - 15 лет" <3>. Среди наиболее популярных для применения в различных сферах экономики сегодня оказались такие сквозные технологии, как генеративный искусственный интеллект, интернет вещей, технологии дополненной и виртуальной реальности. Так, искусственный интеллект все чаще применяется для создания контента. На фоне расширяющихся сфер применения искусственного интеллекта для генерации контента в юридической сфере остается нерешенным вопрос о природе прав, возникающих в отношении такого контента. В связи с имеющейся практикой развивается дискуссия о необходимости поиска баланса интересов владельцев платформ генеративного искусственного интеллекта, пользователей и третьих лиц в процессе такой интерпретации и создания мультимодальных данных на выходе. Правовой режим создания и коммерциализации результатов применения генеративного искусственного интеллекта обсуждается юристами очень широко, однако единого решения пока не предложено. В то же время генерация контента зачастую тесно связана с работой с данными, полученными и обработанными с помощью технологии интернета вещей. Кроме того, контент подлежит генерации в определенном смысле и при использовании технологий дополненной и виртуальной реальности.
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Доступ к сети Интернет в последние годы стал необходимой составляющей современной жизни. Этому способствуют причины как объективного, так и субъективного характера. В их числе удобство, польза, эргономические особенности многочисленных технических устройств, которые используются в различных сферах промышленности, сельском хозяйстве, а также в быту. В 2024 году Указом Президента РФ Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (Стратегия 2030) <1> в рамках Федерального проекта "Искусственный интеллект" включена в национальный проект по формированию экономики данных на период до 2030 года <2>. Тем самым подчеркивается значимость рассматриваемых технологий и внимание к фундаментальным и прикладным проектам со стороны государства. Ранее в российском законодательстве получило свое закрепление понятие сквозных технологий, которые в более широком смысле могут быть описаны как технологические направления, под которыми понимаются "перспективные технологии межотраслевого назначения, обеспечивающие создание инновационных продуктов и сервисов и оказывающие существенное влияние на развитие экономики, радикально меняя существующие рынки и (или) способствуя формированию новых рынков. Сквозные технологии определяют перспективный облик экономики и отдельных отраслей в течение ближайших 10 - 15 лет" <3>. Среди наиболее популярных для применения в различных сферах экономики сегодня оказались такие сквозные технологии, как генеративный искусственный интеллект, интернет вещей, технологии дополненной и виртуальной реальности. Так, искусственный интеллект все чаще применяется для создания контента. На фоне расширяющихся сфер применения искусственного интеллекта для генерации контента в юридической сфере остается нерешенным вопрос о природе прав, возникающих в отношении такого контента. В связи с имеющейся практикой развивается дискуссия о необходимости поиска баланса интересов владельцев платформ генеративного искусственного интеллекта, пользователей и третьих лиц в процессе такой интерпретации и создания мультимодальных данных на выходе. Правовой режим создания и коммерциализации результатов применения генеративного искусственного интеллекта обсуждается юристами очень широко, однако единого решения пока не предложено. В то же время генерация контента зачастую тесно связана с работой с данными, полученными и обработанными с помощью технологии интернета вещей. Кроме того, контент подлежит генерации в определенном смысле и при использовании технологий дополненной и виртуальной реальности.
Статья: Проблемы правового обеспечения реализации мер по вовлечению в оборот заброшенных сельхозугодий и невостребованных земельных долей
(Липски С.А., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)В 2006 году в стране началась реализации четырех приоритетных национальных проектов, в том числе "Развитие АПК". При этом повышение привлекательности аграрного сектора для инвестиций привело к тому, что прежнее отношение к заброшенным сельхозугодьям изменилось - экономическая "необоснованность" массовой кампании по изъятию заброшенных земель (и передачи их более эффективным собственникам или арендаторам) сменилась на востребованность этих земель в развивающемся сельскохозяйственном производстве. В условиях роста отечественного АПК (предусмотренного последовательно реализуемыми государственными программами развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 и 2013 - 2025 годы) иметь в ГК РФ и ЗК РФ малореализуемые на практике нормы стало недопустимым. Также необходимость реальных мер по возврату в оборот заброшенных земель вытекала из Доктрины продовольственной безопасности (утверждена в 2010 году, а в 2020 году утверждена ее новая редакция <4>), поэтому в начале минувшего десятилетия Государственной Думой Федерального Собрания и Правительством Российской Федерации был реализован ряд мер <5>.
(Липски С.А., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)В 2006 году в стране началась реализации четырех приоритетных национальных проектов, в том числе "Развитие АПК". При этом повышение привлекательности аграрного сектора для инвестиций привело к тому, что прежнее отношение к заброшенным сельхозугодьям изменилось - экономическая "необоснованность" массовой кампании по изъятию заброшенных земель (и передачи их более эффективным собственникам или арендаторам) сменилась на востребованность этих земель в развивающемся сельскохозяйственном производстве. В условиях роста отечественного АПК (предусмотренного последовательно реализуемыми государственными программами развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 и 2013 - 2025 годы) иметь в ГК РФ и ЗК РФ малореализуемые на практике нормы стало недопустимым. Также необходимость реальных мер по возврату в оборот заброшенных земель вытекала из Доктрины продовольственной безопасности (утверждена в 2010 году, а в 2020 году утверждена ее новая редакция <4>), поэтому в начале минувшего десятилетия Государственной Думой Федерального Собрания и Правительством Российской Федерации был реализован ряд мер <5>.
Статья: О роли жизненного цикла в механизме правового регулирования предпринимательской деятельности
(Рубцова Н.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 3)По отношению к предпринимательской деятельности жизненный цикл можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле жизненный цикл включает всю деятельность хозяйствующего субъекта. Так, в Национальном проекте "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16) предусматриваются "меры поддержки предпринимателя на каждом этапе жизненного цикла развития бизнеса: от появления идеи начать бизнес, далее - регистрации и помощи в получении доступного финансирования, имущественной поддержки, до реализации проектов в отдельных отраслях (туризм, сельское хозяйство) и расширения бизнеса с выходом на экспорт" <5>. Поскольку деятельность субъекта предпринимательства связана непосредственно с осуществлением предпринимательской деятельности, жизненный цикл характеризует динамику предпринимательской деятельности и тождественен термину "жизненный цикл юридического лица", который все активнее вводится в научный оборот. Например, О.Н. Лебединец определяет жизненный цикл юридического лица в контексте парадигмы цикличности от создания до ликвидации юридического лица <6>. Такое же понимание можно предложить и к определению цикличности предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, связывая динамику осуществления его деятельности, начиная с момента создания и заканчивая прекращением деятельности <7>. Особое значение характеристика жизненного цикла организации получила в теории менеджмента. Американский экономист Адилез рассматривает организацию через категорию жизненного цикла и характеризует ее как динамическую структуру, активно развивающуюся под влиянием факторов внутренней и внешней среды <8>. В.С. Белых выделяет три стадии жизненного цикла создания субъектов предпринимательской деятельности: разработка проекта учредительных документов и их последующее утверждение, реализация решения об учреждении организации и, наконец, действия по регистрации хозяйствующего субъекта <9>.
(Рубцова Н.В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 3)По отношению к предпринимательской деятельности жизненный цикл можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле жизненный цикл включает всю деятельность хозяйствующего субъекта. Так, в Национальном проекте "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16) предусматриваются "меры поддержки предпринимателя на каждом этапе жизненного цикла развития бизнеса: от появления идеи начать бизнес, далее - регистрации и помощи в получении доступного финансирования, имущественной поддержки, до реализации проектов в отдельных отраслях (туризм, сельское хозяйство) и расширения бизнеса с выходом на экспорт" <5>. Поскольку деятельность субъекта предпринимательства связана непосредственно с осуществлением предпринимательской деятельности, жизненный цикл характеризует динамику предпринимательской деятельности и тождественен термину "жизненный цикл юридического лица", который все активнее вводится в научный оборот. Например, О.Н. Лебединец определяет жизненный цикл юридического лица в контексте парадигмы цикличности от создания до ликвидации юридического лица <6>. Такое же понимание можно предложить и к определению цикличности предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, связывая динамику осуществления его деятельности, начиная с момента создания и заканчивая прекращением деятельности <7>. Особое значение характеристика жизненного цикла организации получила в теории менеджмента. Американский экономист Адилез рассматривает организацию через категорию жизненного цикла и характеризует ее как динамическую структуру, активно развивающуюся под влиянием факторов внутренней и внешней среды <8>. В.С. Белых выделяет три стадии жизненного цикла создания субъектов предпринимательской деятельности: разработка проекта учредительных документов и их последующее утверждение, реализация решения об учреждении организации и, наконец, действия по регистрации хозяйствующего субъекта <9>.
Статья: Регулирование вопросов производительности труда в трудовом законодательстве
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)Несмотря на то что темпы роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики составляют не менее 5% ежегодно, Правительство Российской Федерации в среднесрочной перспективе считает необходимыми совершенствование трудового законодательства, создание новых достойно оплачиваемых рабочих мест, реализацию профессионального потенциала работников. Без сомнения, достижение цели повышения производительности труда выйдет на новый этап (в рамках национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика" продолжится адресная работа с работодателями, федеральный, отраслевые <10> и региональные центры компетенций будут внедрять практики бережливого производства в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, ЖКХ, строительной и транспортной сферах, туризме <11>).
(Благодир А.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 2)Несмотря на то что темпы роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики составляют не менее 5% ежегодно, Правительство Российской Федерации в среднесрочной перспективе считает необходимыми совершенствование трудового законодательства, создание новых достойно оплачиваемых рабочих мест, реализацию профессионального потенциала работников. Без сомнения, достижение цели повышения производительности труда выйдет на новый этап (в рамках национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика" продолжится адресная работа с работодателями, федеральный, отраслевые <10> и региональные центры компетенций будут внедрять практики бережливого производства в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, ЖКХ, строительной и транспортной сферах, туризме <11>).
Статья: Бережливое производство и стандарты управления документами
(Железнякова Ю.Е.)
("Делопроизводство", 2023, N 4)На региональном уровне заметные успехи наблюдаются в ряде регионов России, в том числе в Республике Татарстан <4>, где Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 06.02.2012 N 85 была утверждена долгосрочная целевая программа "Реализация методики "Бережливое производство" в Республике Татарстан на 2012 - 2013 годы". В развитие проекта внедрения лин-технологий тогда включилось более 160 предприятий и организаций различных отраслей экономики республики: машиностроения, легкой промышленности, нефтехимии, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и связи, ЖКХ, здравоохранения. В июле 2023 года в Казани открылся V Федеральный форум "Производительность 360" - главная в России площадка для обмена опытом в сфере бережливого производства и тиражирования лучших практик повышения производительности труда. В этом году центральной темой пленарного заседания форума стала перспектива трансформации нацпроекта "Производительность труда" в логике внедрения принципов бережливого производства в приоритетных отраслях российской экономики.
(Железнякова Ю.Е.)
("Делопроизводство", 2023, N 4)На региональном уровне заметные успехи наблюдаются в ряде регионов России, в том числе в Республике Татарстан <4>, где Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 06.02.2012 N 85 была утверждена долгосрочная целевая программа "Реализация методики "Бережливое производство" в Республике Татарстан на 2012 - 2013 годы". В развитие проекта внедрения лин-технологий тогда включилось более 160 предприятий и организаций различных отраслей экономики республики: машиностроения, легкой промышленности, нефтехимии, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и связи, ЖКХ, здравоохранения. В июле 2023 года в Казани открылся V Федеральный форум "Производительность 360" - главная в России площадка для обмена опытом в сфере бережливого производства и тиражирования лучших практик повышения производительности труда. В этом году центральной темой пленарного заседания форума стала перспектива трансформации нацпроекта "Производительность труда" в логике внедрения принципов бережливого производства в приоритетных отраслях российской экономики.