Начисление пени за просрочку платежа
Подборка наиболее важных документов по запросу Начисление пени за просрочку платежа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 330 ГК РФ "Понятие неустойки"2.7.1.3. Пени за просрочку платежа по векселю начисляются на основании национального вексельного законодательства, что не противоречит международному договору (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как взыскать договорную и законную неустойку
(КонсультантПлюс, 2025)1.1.2. Как рассчитать договорную неустойку в виде пеней
(КонсультантПлюс, 2025)1.1.2. Как рассчитать договорную неустойку в виде пеней
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
(ред. от 04.11.2025)14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Статья: Как исправить ошибки в уведомлении об исчисленных налогах?
(Максимова А.С.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 5)Вначале отметим, что сейчас Налоговый кодекс не предусматривает штрафы за ошибки в реквизитах уведомления. Штраф по ст. 122 и 123 НК РФ за недостоверные данные в уведомлении не предусмотрен. В то же время из-за ошибки ИФНС не получит верные сведения о начислениях. В связи с этим положительное сальдо по ЕНС не будет зачтено в счет погашения задолженности. Данное обстоятельство также может повлечь начисление пеней за просрочку налоговых платежей.
(Максимова А.С.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 5)Вначале отметим, что сейчас Налоговый кодекс не предусматривает штрафы за ошибки в реквизитах уведомления. Штраф по ст. 122 и 123 НК РФ за недостоверные данные в уведомлении не предусмотрен. В то же время из-за ошибки ИФНС не получит верные сведения о начислениях. В связи с этим положительное сальдо по ЕНС не будет зачтено в счет погашения задолженности. Данное обстоятельство также может повлечь начисление пеней за просрочку налоговых платежей.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)4 - 5. В частях 4 и 5 комментируемой статьи определен порядок начисления пени за несвоевременную или неполную уплату страховых взносов.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)4 - 5. В частях 4 и 5 комментируемой статьи определен порядок начисления пени за несвоевременную или неполную уплату страховых взносов.
Статья: Синдицированный кредит как обязательство: истоки и особенности правового регулирования
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Предпринимательское право", 2023, N 3)Начисление процентов (пени) при просрочке платежа по английскому праву регулируются 1998 г. Закон о просрочке платежа по коммерческим долгам (процентах) (Late Payment of Commercial Debts (Interest) Act) <17>. В частности, данный Закон регламентирует сроки начисления процентов и расчет процентной ставки.
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Предпринимательское право", 2023, N 3)Начисление процентов (пени) при просрочке платежа по английскому праву регулируются 1998 г. Закон о просрочке платежа по коммерческим долгам (процентах) (Late Payment of Commercial Debts (Interest) Act) <17>. В частности, данный Закон регламентирует сроки начисления процентов и расчет процентной ставки.
Вопрос: О начислении ИП пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов.
(Письмо Минфина России от 12.04.2024 N 03-02-08/34011)Вопрос: О начислении ИП пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов.
(Письмо Минфина России от 12.04.2024 N 03-02-08/34011)Вопрос: О начислении ИП пени за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов.
Статья: Первый опыт применения единого налогового счета для бизнеса в России
(Громов В.В.)
("Финансы", 2023, N 7)В Финляндии переход к практической реализации рассматриваемой формы учета налогов начался гораздо раньше, чем в России. С 01.01.2010 все финские компании получили налоговый счет, предназначенный для снижения издержек взаимодействия с налоговой администрацией за счет информационно-коммуникационных технологий, задействованных в уплате налогов, для повышения прозрачности и прослеживаемости налоговых платежей и сокращения на этой основе как технических ошибок, так и общего числа банковских операций благодаря механизму зачета остатка средств в счет других налоговых обязательств (т.е. мотивация была точно такая же, как в России) <17>. Кроме того, должно было повыситься качество обслуживания налогоплательщиков, в том числе благодаря быстрому решению возможных проблем ввиду оперативного наблюдения за состоянием расчетов с бюджетом. Но уже в самом начале использования новой системы обнаружилось, что программное обеспечение не справляется с теми функциями, которые на нее были возложены. В частности, опрошенные представители налогоплательщиков отмечали случаи, когда ЕНС не работал в режиме реального времени и с задержками фиксировал в налоговом аккаунте поступающие суммы по платежным поручениям, направленным в банк <18>. Отсюда возникали риски начисления пени за формальную просрочку платежа, уплаченного на самом деле в установленный срок. Подача декларации после пополнения счета могла привести к такому же результату. Как следствие, необходимость корректировок на основании претензии налогоплательщика лишь увеличивала административную нагрузку. Подобные ситуации усложнялись тем, что было трудно связаться с работником налоговой администрации, который бы отвечал за стабильность сервиса при возникновении проблемы. Сопутствующим недостатком называлось неудачное время для перехода на новую систему уплаты налогов, поскольку с завершением календарного года административная нагрузка возрастает и оказывается гораздо выше, чем, например, в середине года, в связи с необходимостью формирования налоговой отчетности и при отсутствии времени для изучения обновленных алгоритмов, особенно в сроки, которые были ужесточены в процессе обновления правил. На этом фоне высказывалось мнение, что налоговый счет делает налоговый учет "грязным" (из-за того, что все налоги смешиваются на одном счете и непонятно, какими будут списания), не обеспечивает должной степени детализации платежей и вообще работает совершенно произвольно в интересах налогового органа, отчего усиливается негативное отношение к налоговой системе в целом. В то же время, когда был задан вопрос сотруднику налоговой администрации о выгодах налогового счета, ответ был дан в том смысле, что эти выгоды можно получить, если использовать счет правильно, зная, как он работает. При этом было выражено согласие с преобладающими оценками бизнеса о том, что вначале данный механизм работал плохо. По сведениям финской налоговой администрации, налогоплательщики избегали того, чтобы заранее перечислять свои средства на единый налоговый счет, что не оправдывало связанных с ним ожиданий об авансовом пополнении для уплаты будущих налогов. К числу основных причин низкой эффективности сервиса был отнесен единовременный переход к новой системе, не сопровождавшийся переходным этапом в виде тестирования функций, в ходе которого налоговая администрация получила бы возможность организовать обратную связь с налогоплательщиками, а те, в свою очередь, - апробировать и внедрить в свои учетные системы обновленные алгоритмы, своевременно обнаружив все их изъяны без рисков ущерба для финансового положения компаний.
(Громов В.В.)
("Финансы", 2023, N 7)В Финляндии переход к практической реализации рассматриваемой формы учета налогов начался гораздо раньше, чем в России. С 01.01.2010 все финские компании получили налоговый счет, предназначенный для снижения издержек взаимодействия с налоговой администрацией за счет информационно-коммуникационных технологий, задействованных в уплате налогов, для повышения прозрачности и прослеживаемости налоговых платежей и сокращения на этой основе как технических ошибок, так и общего числа банковских операций благодаря механизму зачета остатка средств в счет других налоговых обязательств (т.е. мотивация была точно такая же, как в России) <17>. Кроме того, должно было повыситься качество обслуживания налогоплательщиков, в том числе благодаря быстрому решению возможных проблем ввиду оперативного наблюдения за состоянием расчетов с бюджетом. Но уже в самом начале использования новой системы обнаружилось, что программное обеспечение не справляется с теми функциями, которые на нее были возложены. В частности, опрошенные представители налогоплательщиков отмечали случаи, когда ЕНС не работал в режиме реального времени и с задержками фиксировал в налоговом аккаунте поступающие суммы по платежным поручениям, направленным в банк <18>. Отсюда возникали риски начисления пени за формальную просрочку платежа, уплаченного на самом деле в установленный срок. Подача декларации после пополнения счета могла привести к такому же результату. Как следствие, необходимость корректировок на основании претензии налогоплательщика лишь увеличивала административную нагрузку. Подобные ситуации усложнялись тем, что было трудно связаться с работником налоговой администрации, который бы отвечал за стабильность сервиса при возникновении проблемы. Сопутствующим недостатком называлось неудачное время для перехода на новую систему уплаты налогов, поскольку с завершением календарного года административная нагрузка возрастает и оказывается гораздо выше, чем, например, в середине года, в связи с необходимостью формирования налоговой отчетности и при отсутствии времени для изучения обновленных алгоритмов, особенно в сроки, которые были ужесточены в процессе обновления правил. На этом фоне высказывалось мнение, что налоговый счет делает налоговый учет "грязным" (из-за того, что все налоги смешиваются на одном счете и непонятно, какими будут списания), не обеспечивает должной степени детализации платежей и вообще работает совершенно произвольно в интересах налогового органа, отчего усиливается негативное отношение к налоговой системе в целом. В то же время, когда был задан вопрос сотруднику налоговой администрации о выгодах налогового счета, ответ был дан в том смысле, что эти выгоды можно получить, если использовать счет правильно, зная, как он работает. При этом было выражено согласие с преобладающими оценками бизнеса о том, что вначале данный механизм работал плохо. По сведениям финской налоговой администрации, налогоплательщики избегали того, чтобы заранее перечислять свои средства на единый налоговый счет, что не оправдывало связанных с ним ожиданий об авансовом пополнении для уплаты будущих налогов. К числу основных причин низкой эффективности сервиса был отнесен единовременный переход к новой системе, не сопровождавшийся переходным этапом в виде тестирования функций, в ходе которого налоговая администрация получила бы возможность организовать обратную связь с налогоплательщиками, а те, в свою очередь, - апробировать и внедрить в свои учетные системы обновленные алгоритмы, своевременно обнаружив все их изъяны без рисков ущерба для финансового положения компаний.
Готовое решение: Как в учете учреждения отражать пени за просрочку платежа по договору, неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как отражать в учете учреждения начисление и уплату пеней за просрочку платежа по договору, неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как отражать в учете учреждения начисление и уплату пеней за просрочку платежа по договору, неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Статья 57 НК РФ закрепляет, что изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Такой порядок установлен отдельной главой НК РФ - гл. 9, предусматривающей случаи изменения срока исполнения налоговой обязанности в различных правовых формах (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит). Иногда фактический перенос срока уплаты налога может произойти по причине ненадлежащего исполнения уполномоченным государственным органом своей обязанности по исчислению налога. Так, согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. По общему же правилу любая уплата налога и (или) сбора с нарушением срока уплаты влечет начисление пени в порядке ст. 75 НК РФ (однако случай, обозначенный в п. 4 ст. 57, однозначно исключает начисление пени, так как срок уплаты налога в указанных специфических обстоятельствах не может считаться для соответствующего налогоплательщика наступившим).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Статья 57 НК РФ закрепляет, что изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Такой порядок установлен отдельной главой НК РФ - гл. 9, предусматривающей случаи изменения срока исполнения налоговой обязанности в различных правовых формах (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит). Иногда фактический перенос срока уплаты налога может произойти по причине ненадлежащего исполнения уполномоченным государственным органом своей обязанности по исчислению налога. Так, согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. По общему же правилу любая уплата налога и (или) сбора с нарушением срока уплаты влечет начисление пени в порядке ст. 75 НК РФ (однако случай, обозначенный в п. 4 ст. 57, однозначно исключает начисление пени, так как срок уплаты налога в указанных специфических обстоятельствах не может считаться для соответствующего налогоплательщика наступившим).
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и единоличный исполнительный орган общества с ограниченной ответственностью9.8. Вывод из судебной практики: С директора, действия которого повлекли привлечение общества к административной, налоговой ответственности и (или) начислению пени за несвоевременную уплату налогов, могут быть взысканы убытки в размере примененных санкций и (или) пени.