Наценка на товары первой необходимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Наценка на товары первой необходимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2024 N 01АП-4950/2024 по делу N А79-4351/2022
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: Требование удовлетворено в части.Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ИФНС России по г. Чебоксары должно былу определить налог, уплачиваемый ИП Егоровым О.Г. в связи с применением УСН, за 2018 год и НДФЛ за 2019 год расчетным путем по правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса. ИФНС России по г. Чебоксары не проанализировала деятельность ИП Егорова О.Г., не произвела достаточных проверочных мероприятий для сбора сведений, позволяющих достоверно определить его расходы. Отсутствие всех необходимых документов не исключает необходимость учета расходов ИП Егорова О.Г. в целях исчисления налога по правилам, установленным подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса. При этом, суд принял за основу расчет ИП Егорова О.Г., согласно которому им определен размер расходов, связанных с приобретением товаров для дальнейшей реализации, исходя из среднего размера торговой наценки.
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: Требование удовлетворено в части.Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ИФНС России по г. Чебоксары должно былу определить налог, уплачиваемый ИП Егоровым О.Г. в связи с применением УСН, за 2018 год и НДФЛ за 2019 год расчетным путем по правилам подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса. ИФНС России по г. Чебоксары не проанализировала деятельность ИП Егорова О.Г., не произвела достаточных проверочных мероприятий для сбора сведений, позволяющих достоверно определить его расходы. Отсутствие всех необходимых документов не исключает необходимость учета расходов ИП Егорова О.Г. в целях исчисления налога по правилам, установленным подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса. При этом, суд принял за основу расчет ИП Егорова О.Г., согласно которому им определен размер расходов, связанных с приобретением товаров для дальнейшей реализации, исходя из среднего размера торговой наценки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об отдельных вопросах государственного регулирования цен на товары в Херсонской области
(Кириенко Г.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)1) в продажу необходимо было ввести не менее 1 товара по каждой из 24 категорий продовольственных товаров согласно Перечню отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 <1>, с минимальной торговой наценкой, чтобы разница между закупочной и розничной ценами составляла не более 5%;
(Кириенко Г.С.)
("Конкурентное право", 2025, N 1)1) в продажу необходимо было ввести не менее 1 товара по каждой из 24 категорий продовольственных товаров согласно Перечню отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 <1>, с минимальной торговой наценкой, чтобы разница между закупочной и розничной ценами составляла не более 5%;
Статья: Защита и обеспечение устойчивости рубля: отдельные вопросы правового регулирования
(Саттарова Н.А., Бойко Н.Н.)
("Юрист", 2023, N 4)Сохранение ценовой стабильности - процесс длительный и постоянный. Во-первых, необходимо учитывать воздействие экономических законов, внешние и внутренние факторы, определяющие вектор поведения хозяйствующих субъектов, требующие оперативного реагирования и адаптации к стремительно изменяющимся экономическим условиям. Во-вторых, данный процесс должен обеспечиваться правовыми средствами, способствующими максимальному снижению инфляционных рисков. Например, необходимо учитывать социальный фактор и регулировать торговые наценки, сократить количество торговых посредников. Правовое регулирование указанного процесса возможно при наличии эффективного механизма, где не последнюю роль играют четкая организация и обратная связь. Так, для целей поддержания ценовой стабильности органам государственной власти необходимо ужесточить контроль за рыночным ценообразованием и при этом усилить ответственность нарушителей ценовой дисциплины.
(Саттарова Н.А., Бойко Н.Н.)
("Юрист", 2023, N 4)Сохранение ценовой стабильности - процесс длительный и постоянный. Во-первых, необходимо учитывать воздействие экономических законов, внешние и внутренние факторы, определяющие вектор поведения хозяйствующих субъектов, требующие оперативного реагирования и адаптации к стремительно изменяющимся экономическим условиям. Во-вторых, данный процесс должен обеспечиваться правовыми средствами, способствующими максимальному снижению инфляционных рисков. Например, необходимо учитывать социальный фактор и регулировать торговые наценки, сократить количество торговых посредников. Правовое регулирование указанного процесса возможно при наличии эффективного механизма, где не последнюю роль играют четкая организация и обратная связь. Так, для целей поддержания ценовой стабильности органам государственной власти необходимо ужесточить контроль за рыночным ценообразованием и при этом усилить ответственность нарушителей ценовой дисциплины.
Нормативные акты
"Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2026 год и период 2027 и 2028 годов"
(утв. Банком России)Дополнительно с марта 2025 года Правительство Российской Федерации приняло постановление о допустимости заключения органами государственной власти субъектов Российской Федерации временных соглашений о стабилизации цен с производителями продовольственных и непродовольственных товаров, а также с предприятиями розничной торговли. Помимо возможности установления предельно допустимых цен отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, данная мера стала охватывать торговые наценки розничных сетей.
(утв. Банком России)Дополнительно с марта 2025 года Правительство Российской Федерации приняло постановление о допустимости заключения органами государственной власти субъектов Российской Федерации временных соглашений о стабилизации цен с производителями продовольственных и непродовольственных товаров, а также с предприятиями розничной торговли. Помимо возможности установления предельно допустимых цен отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, данная мера стала охватывать торговые наценки розничных сетей.
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. В случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
(ред. от 31.07.2025)
"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. В случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья: Перспективы применения критерия de minimis в делах о картелях
(Литтих И.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)В первую очередь необходимо проанализировать, что такое картель с точки зрения действующего правопорядка. Картелем признается такое соглашение, которое (ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции) <5>:
(Литтих И.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)В первую очередь необходимо проанализировать, что такое картель с точки зрения действующего правопорядка. Картелем признается такое соглашение, которое (ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции) <5>:
Статья: Проблемы обеспечения баланса интересов торговых сетей и производителей товаров как равноправных участников гражданских правоотношений
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Гражданское право", 2021, N 6)<25> Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения" // СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 4103.
(Синицын С.А., Дьяконова М.О.)
("Гражданское право", 2021, N 6)<25> Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения" // СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 4103.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере ценообразования на социально значимые товары
(Иванова О.Н.)
("Законность", 2024, N 8)В Мурманской области объявлены предостережения двум хозяйствующим субъектам, реализующим продукты в отдаленных селах, о недопустимости нарушений законодательства о ценообразовании и защите конкуренции, а также просрочки завоза товаров первой необходимости в районы Крайнего Севера.
(Иванова О.Н.)
("Законность", 2024, N 8)В Мурманской области объявлены предостережения двум хозяйствующим субъектам, реализующим продукты в отдаленных селах, о недопустимости нарушений законодательства о ценообразовании и защите конкуренции, а также просрочки завоза товаров первой необходимости в районы Крайнего Севера.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Вместе с тем между названными налоговыми схемами существует принципиальное отличие. При дроблении бизнеса все участники осуществляют реальные товарные операции, применяя лишь льготный налоговый режим. При покупке товаров (работ, услуг) у номинальных посредников хозяйственная операция вообще не осуществляется, поскольку является мнимой. Номинальные посредники, уплачивая налоги с наценки за фиктивную операцию, делают это осознанно в качестве необходимого для совершения нарушения элемента.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Вместе с тем между названными налоговыми схемами существует принципиальное отличие. При дроблении бизнеса все участники осуществляют реальные товарные операции, применяя лишь льготный налоговый режим. При покупке товаров (работ, услуг) у номинальных посредников хозяйственная операция вообще не осуществляется, поскольку является мнимой. Номинальные посредники, уплачивая налоги с наценки за фиктивную операцию, делают это осознанно в качестве необходимого для совершения нарушения элемента.
Вопрос: Кто устанавливает цены на продукты питания?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Принятие нормативных правовых актов, которыми вводится государственное регулирование торговых надбавок к ценам на отдельные виды товаров (в том числе установление их предельных уровней), органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации, не относящихся к территориям районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не допускается.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)Принятие нормативных правовых актов, которыми вводится государственное регулирование торговых надбавок к ценам на отдельные виды товаров (в том числе установление их предельных уровней), органами исполнительной власти иных субъектов Российской Федерации, не относящихся к территориям районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не допускается.
Статья: Договор исламской рассрочки (мурабаха): понятие, существенные условия и сравнительно-правовой анализ
(Идрисов Х.В., Тазбаев А.С.)
("Закон", 2023, N 10)4. Размер наценки должен быть раскрыт отдельно от величины стоимости, и сумма, взимаемая с клиента, не может быть рассчитана как единая сумма. Данное положение обосновывается тем фактом, что сделка мурабаха согласно исламскому праву является продажей товара с объявленной наценкой. Поэтому необходимо указывать отдельно наценку к себестоимости, для того чтобы было получено обоюдное согласие.
(Идрисов Х.В., Тазбаев А.С.)
("Закон", 2023, N 10)4. Размер наценки должен быть раскрыт отдельно от величины стоимости, и сумма, взимаемая с клиента, не может быть рассчитана как единая сумма. Данное положение обосновывается тем фактом, что сделка мурабаха согласно исламскому праву является продажей товара с объявленной наценкой. Поэтому необходимо указывать отдельно наценку к себестоимости, для того чтобы было получено обоюдное согласие.
Статья: При наличии документов и установлении фактического исполнителя по сделке инспекция самостоятельно осуществляет "налоговую реконструкцию"
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Позиция судов первой, апелляционной и кассационной инстанций
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Позиция судов первой, апелляционной и кассационной инстанций
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В первоначальной редакции приведенной выше нормы п. 1 ст. 358 части первой ГК РФ говорилось о необходимости получения ломбардами лицензии на осуществление своей деятельности. Соответственно, деятельность ломбардов предусматривалась в качестве одного из видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, в ст. 17 ранее действовавшего Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <26>. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1014 было утверждено Положение о лицензировании деятельности ломбардов <27>.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В первоначальной редакции приведенной выше нормы п. 1 ст. 358 части первой ГК РФ говорилось о необходимости получения ломбардами лицензии на осуществление своей деятельности. Соответственно, деятельность ломбардов предусматривалась в качестве одного из видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, в ст. 17 ранее действовавшего Федерального закона от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <26>. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1014 было утверждено Положение о лицензировании деятельности ломбардов <27>.
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Так, у малых и средних сельхозпроизводителей существует серьезная проблема со сбытом своей продукции <15>. Высокая конкуренция и искусственные препоны со стороны крупных торговых сетей и перекупщиков не позволяют им реализовывать продукцию по справедливым ценам и напрямую потребителю. Особенно остро этот вопрос стоит для малых сельхозпроизводителей в южных регионах нашей страны. Существенную долю в производстве плодоовощной продукции там составляют частные хозяйства населения, а доступ на розничные рынки, особенно в других регионах, для них весьма затруднен, а тем более доступ к крупным розничным торговым сетям, где в качестве поставщиков такой продукции превалируют перекупщики <16>. В рамках решения данной проблемы предлагается организация еженедельных социальных рынков и ярмарок. Для реализации такой меры потребуются минимальные затраты и участие властей, в частности, от региональных властей необходимо выделение свободных площадок, а также организационная, а главное, информационная поддержка. При этом видится целесообразным закрепить график проведения таких мероприятий с целью повышения информированности и лояльности населения к ним. Кроме того, необходимо проработать вопрос допуска на такие площадки непосредственных производителей сельскохозяйственной и иной продукции народного потребления. В целом такая мера позволит обеспечить прямую встречу производителя и покупателя, что выгодно и первой, и второй стороне, поскольку позволяет исключить наценку различных посредников, а также повысить доходы сельских жителей и обеспечить экологически чистой, свежей и качественной продукцией пенсионеров и других льготников по разумной цене.
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Так, у малых и средних сельхозпроизводителей существует серьезная проблема со сбытом своей продукции <15>. Высокая конкуренция и искусственные препоны со стороны крупных торговых сетей и перекупщиков не позволяют им реализовывать продукцию по справедливым ценам и напрямую потребителю. Особенно остро этот вопрос стоит для малых сельхозпроизводителей в южных регионах нашей страны. Существенную долю в производстве плодоовощной продукции там составляют частные хозяйства населения, а доступ на розничные рынки, особенно в других регионах, для них весьма затруднен, а тем более доступ к крупным розничным торговым сетям, где в качестве поставщиков такой продукции превалируют перекупщики <16>. В рамках решения данной проблемы предлагается организация еженедельных социальных рынков и ярмарок. Для реализации такой меры потребуются минимальные затраты и участие властей, в частности, от региональных властей необходимо выделение свободных площадок, а также организационная, а главное, информационная поддержка. При этом видится целесообразным закрепить график проведения таких мероприятий с целью повышения информированности и лояльности населения к ним. Кроме того, необходимо проработать вопрос допуска на такие площадки непосредственных производителей сельскохозяйственной и иной продукции народного потребления. В целом такая мера позволит обеспечить прямую встречу производителя и покупателя, что выгодно и первой, и второй стороне, поскольку позволяет исключить наценку различных посредников, а также повысить доходы сельских жителей и обеспечить экологически чистой, свежей и качественной продукцией пенсионеров и других льготников по разумной цене.
Вопрос: Заявитель указывает на существенный рост цен на продовольственные товары, включая плодоовощную продукцию.
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Так, в настоящее время добровольные обязательства по ограничению наценок до 5% на отдельные позиции 4 групп товаров (хлеб и хлебобулочные изделия, молочная продукция, сахар-песок и "борщевой набор") соблюдают торговые сети "Пятерочка", "Перекресток", "Слата", "Красный Яр", "Покупочка", "ПокупАЛКО", "Га-га", "Виктория", "Ашан", "Атак" и "Магнит", а добровольные обязательства по ограничению до 10% собственных наценок на отдельные позиции внутри каждой категории остальных социально значимых продовольственных товаров первой необходимости соблюдают торговые сети "Пятерочка", "Перекресток", "Слата", "Красный Яр", "Покупочка", "ПокупАЛКО", "Га-га", "Виктория", "Бристоль", "Магнит", "Дикси".
("Официальный сайт ФАС России", 2023)Так, в настоящее время добровольные обязательства по ограничению наценок до 5% на отдельные позиции 4 групп товаров (хлеб и хлебобулочные изделия, молочная продукция, сахар-песок и "борщевой набор") соблюдают торговые сети "Пятерочка", "Перекресток", "Слата", "Красный Яр", "Покупочка", "ПокупАЛКО", "Га-га", "Виктория", "Ашан", "Атак" и "Магнит", а добровольные обязательства по ограничению до 10% собственных наценок на отдельные позиции внутри каждой категории остальных социально значимых продовольственных товаров первой необходимости соблюдают торговые сети "Пятерочка", "Перекресток", "Слата", "Красный Яр", "Покупочка", "ПокупАЛКО", "Га-га", "Виктория", "Бристоль", "Магнит", "Дикси".