Муниципально-Правовые отношения
Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципально-Правовые отношения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип добросовестности в муниципальных правоотношениях
(Полякова Н.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10
(Полякова Н.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10
Статья: Градостроительные отношения как сфера муниципального регулирования
(Микулина Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)В статье в качестве предмета комплексного муниципально-правового регулирования рассмотрены градостроительные отношения в качестве сферы муниципально-правового регулирования. Проведен подробный анализ элементов градостроительной деятельности и дан авторский подход, в рамках которого предложено дифференцировать виды градостроительных отношений, в которых участвуют органы местного самоуправления, на четыре блока. На основе этого подхода выдвинута гипотеза о принадлежности муниципальному праву роли своеобразного нормативно организующего ядра в градостроительной сфере. Автор, проанализировав субъектный состав градостроительных отношений, выделил в качестве самостоятельного, первичного субъекта местное сообщество.
(Микулина Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)В статье в качестве предмета комплексного муниципально-правового регулирования рассмотрены градостроительные отношения в качестве сферы муниципально-правового регулирования. Проведен подробный анализ элементов градостроительной деятельности и дан авторский подход, в рамках которого предложено дифференцировать виды градостроительных отношений, в которых участвуют органы местного самоуправления, на четыре блока. На основе этого подхода выдвинута гипотеза о принадлежности муниципальному праву роли своеобразного нормативно организующего ядра в градостроительной сфере. Автор, проанализировав субъектный состав градостроительных отношений, выделил в качестве самостоятельного, первичного субъекта местное сообщество.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Статья: Роль судебной власти в разрешении публично-правовых споров: некоторые проблемы
(Комлев Е.Ю.)
("Российский судья", 2025, N 9)В статье анализируются некоторые проблемы, связанные с определением роли суда при разрешении споров, возникающих из публичных правоотношений. Рассматриваемые проблемы анализируются сквозь призму соотношения судебного активизма и принципа судебного самоограничения. Автор приходит к выводу, что суды не должны подменять собой органы публичной власти при принятии решения в случае обжалования актов и/или действий последних. В то же время в некоторых случаях активность суда при разрешении соответствующих дел должна возрастать. В частности, речь идет о муниципальных правоотношениях в контексте реализованной муниципальной реформы 2025 г., а также об избирательных правоотношениях, имеющих ряд особенностей.
(Комлев Е.Ю.)
("Российский судья", 2025, N 9)В статье анализируются некоторые проблемы, связанные с определением роли суда при разрешении споров, возникающих из публичных правоотношений. Рассматриваемые проблемы анализируются сквозь призму соотношения судебного активизма и принципа судебного самоограничения. Автор приходит к выводу, что суды не должны подменять собой органы публичной власти при принятии решения в случае обжалования актов и/или действий последних. В то же время в некоторых случаях активность суда при разрешении соответствующих дел должна возрастать. В частности, речь идет о муниципальных правоотношениях в контексте реализованной муниципальной реформы 2025 г., а также об избирательных правоотношениях, имеющих ряд особенностей.
Статья: Новое "окно возможностей" государства для участия в делах местного самоуправления
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)<21> См.: Кожевников О.А., Мещеряков А.Н. Участие высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в муниципальных правоотношениях // Правоприменение. 2020. Т. 4. N 3. С. 98.
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)<21> См.: Кожевников О.А., Мещеряков А.Н. Участие высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в муниципальных правоотношениях // Правоприменение. 2020. Т. 4. N 3. С. 98.
Статья: О перспективах применения принципа добросовестности в бюджетном праве
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<23> Полякова Н.Г. Принцип добросовестности в муниципальных правоотношениях // Конституционное и муниципальное право. 2024. N 10. С. 62 - 67.
(Кишев А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 3)<23> Полякова Н.Г. Принцип добросовестности в муниципальных правоотношениях // Конституционное и муниципальное право. 2024. N 10. С. 62 - 67.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Органы местного самоуправления на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ издают муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (ч. 6 ст. 4 Закона N 257-ФЗ), в частности о порядке содержания автомобильных дорог местного значения (ч. 2 ст. 17), о порядке их использования (ч. 2 ст. 27), ремонта (ч. 2 ст. 18), о правилах использования частных автомобильных дорог (ч. 3 ст. 27), о правах пользователей автомобильными дорогами (ч. 4 ст. 28), об ограничениях использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос (ч. 7 ст. 29). В этих актах содержатся обязательные требования, соблюдение которых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами является предметом муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Органы местного самоуправления на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ издают муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (ч. 6 ст. 4 Закона N 257-ФЗ), в частности о порядке содержания автомобильных дорог местного значения (ч. 2 ст. 17), о порядке их использования (ч. 2 ст. 27), ремонта (ч. 2 ст. 18), о правилах использования частных автомобильных дорог (ч. 3 ст. 27), о правах пользователей автомобильными дорогами (ч. 4 ст. 28), об ограничениях использования автомобильных дорог, их полос отвода и придорожных полос (ч. 7 ст. 29). В этих актах содержатся обязательные требования, соблюдение которых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами является предметом муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
Статья: Политическая и административная автономия муниципальных образований: подходы некоторых государств
(Комлев Е.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)<5> Безусловно, подходы отдельных штатов в части правового регулирования и определения правовой природы местной власти могут значительно различаться. В тех из них, где за основу взята Доктрина Кули, уместнее говорить о крайне широкой дискреции регионального законодателя в части регламентации муниципальных правоотношений; в свою очередь, подход штатов, где в качестве базового правила применяется Правило Диллона, децентрализация публичной власти в пользу местных органов значительно шире. В то же время такая децентрализация носит, безусловно, административный характер, хотя и некоторые признаки политической автономии (например, принятие собственных муниципальных хартий, имеющих сравнительно большую юридическую силу) здесь также присутствуют (подробнее см.: Шидловский А.В. Доктрина Кули и Правило Диллона: современные проблемы американского избирательного права // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. N 3. С. 107 - 123).
(Комлев Е.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)<5> Безусловно, подходы отдельных штатов в части правового регулирования и определения правовой природы местной власти могут значительно различаться. В тех из них, где за основу взята Доктрина Кули, уместнее говорить о крайне широкой дискреции регионального законодателя в части регламентации муниципальных правоотношений; в свою очередь, подход штатов, где в качестве базового правила применяется Правило Диллона, децентрализация публичной власти в пользу местных органов значительно шире. В то же время такая децентрализация носит, безусловно, административный характер, хотя и некоторые признаки политической автономии (например, принятие собственных муниципальных хартий, имеющих сравнительно большую юридическую силу) здесь также присутствуют (подробнее см.: Шидловский А.В. Доктрина Кули и Правило Диллона: современные проблемы американского избирательного права // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2018. N 3. С. 107 - 123).
Статья: Этапы и тенденции развития законодательства о местном самоуправлении в современной России с учетом муниципальной реформы 2025 года
(Комлев Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)Стоит отметить, что в период серьезной общественно-политической трансформации обеспечению гарантий местного самоуправления, как правило, не уделяется повышенного внимания. Особенно это касается федеративных и квазифедеративных государств, где на первый план выходят вопросы взаимоотношений центральных и региональных властей. Еще одним немаловажным фактором является то, что в муниципальных правоотношениях крайне важна историческая преемственность. Осуществление муниципальной власти нередко сопряжено с решением повседневных вопросов местного населения, в связи с чем масштабные общественно-политические трансформации в этих конкретных правоотношениях играют не столь значимую роль, как на общенациональном уровне.
(Комлев Е.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 10)Стоит отметить, что в период серьезной общественно-политической трансформации обеспечению гарантий местного самоуправления, как правило, не уделяется повышенного внимания. Особенно это касается федеративных и квазифедеративных государств, где на первый план выходят вопросы взаимоотношений центральных и региональных властей. Еще одним немаловажным фактором является то, что в муниципальных правоотношениях крайне важна историческая преемственность. Осуществление муниципальной власти нередко сопряжено с решением повседневных вопросов местного населения, в связи с чем масштабные общественно-политические трансформации в этих конкретных правоотношениях играют не столь значимую роль, как на общенациональном уровне.
Статья: Принцип участия граждан в бюджетном процессе
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Взаимодействие между гражданами и государственными структурами в бюджетном процессе представляет собой непрерывный процесс. Оно охватывает как участие в принятии ключевых решений о распределении и использовании бюджетных средств, так и последующий контроль за их использованием. Несмотря на то что граждане не имеют официального права принимать решения, у них есть возможность влиять на поведение соответствующих должностных лиц, обладающих необходимыми полномочиями. Р.М. Усманова отмечает: "Наиболее ярко уровень муниципально-правовых отношений проявляется в назначении и проведении публичных слушаний по проекту местного бюджета и отчета о его исполнении" <9>.
(Юлбердина Л.Р.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Взаимодействие между гражданами и государственными структурами в бюджетном процессе представляет собой непрерывный процесс. Оно охватывает как участие в принятии ключевых решений о распределении и использовании бюджетных средств, так и последующий контроль за их использованием. Несмотря на то что граждане не имеют официального права принимать решения, у них есть возможность влиять на поведение соответствующих должностных лиц, обладающих необходимыми полномочиями. Р.М. Усманова отмечает: "Наиболее ярко уровень муниципально-правовых отношений проявляется в назначении и проведении публичных слушаний по проекту местного бюджета и отчета о его исполнении" <9>.
Статья: Взаимодействие прокуратуры и органов местного самоуправления по вопросу удаления главы муниципального образования в отставку
(Комлев Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Активное участие прокурора в рассмотренных муниципальных правоотношениях отчасти объясняется дублированием положений о последствиях допущения главой муниципального образования антикоррупционных нарушений <10>. С одной стороны, нарушение законодательства о противодействии коррупции Законом N 131-ФЗ рассматривается в качестве одного из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку, и в этом смысле такие правоотношения логично квалифицировать как сугубо муниципальные. С другой стороны, с точки зрения законодательства о противодействии коррупции допущение главой муниципального образования соответствующих нарушений рассматривается в качестве антикоррупционного правонарушения и фактически безусловного основания для досрочного прекращения его полномочий. Например, ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закреплена императивная обязанность высшего должностного лица субъекта Федерации обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления или в суд с заявлением "о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания" <11>. Статьей 13.1 упомянутого Закона предусматривается увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия для лиц, замещающих муниципальные должности.
(Комлев Е.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Активное участие прокурора в рассмотренных муниципальных правоотношениях отчасти объясняется дублированием положений о последствиях допущения главой муниципального образования антикоррупционных нарушений <10>. С одной стороны, нарушение законодательства о противодействии коррупции Законом N 131-ФЗ рассматривается в качестве одного из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку, и в этом смысле такие правоотношения логично квалифицировать как сугубо муниципальные. С другой стороны, с точки зрения законодательства о противодействии коррупции допущение главой муниципального образования соответствующих нарушений рассматривается в качестве антикоррупционного правонарушения и фактически безусловного основания для досрочного прекращения его полномочий. Например, ч. 4.5 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" закреплена императивная обязанность высшего должностного лица субъекта Федерации обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления или в суд с заявлением "о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания" <11>. Статьей 13.1 упомянутого Закона предусматривается увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия для лиц, замещающих муниципальные должности.