Муниципальная собственность на водные объекты
Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальная собственность на водные объекты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 6 "Водные объекты общего пользования" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Из положений частей 1, 2, 6 и 8 статьи 6 ВК РФ следует, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено этим Кодексом."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Недействительность договора аренды земельного участка (под водным объектом и лесного)
(КонсультантПлюс, 2025)"...Ничтожным является договор аренды, заключенный органом муниципального образования в отношении земельного участка водного фонда, в границах которого находятся водные объекты, отнесенные к федеральной собственности..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Ничтожным является договор аренды, заключенный органом муниципального образования в отношении земельного участка водного фонда, в границах которого находятся водные объекты, отнесенные к федеральной собственности..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Кроме того, в данном случае необходимо учитывать положения ст. 6 ВК РФ (см. комментарий) о том, что находящиеся в государственной или муниципальной собственности поверхностные водные объекты состоят в общем пользовании, при котором каждый гражданин вправе их бесплатно использовать для личных и бытовых нужд (если иное не предусмотрено законодательством). Такого рода использование включает в себя в том числе забор воды для питья, стирки, поения скота, полива огорода и т.д.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Кроме того, в данном случае необходимо учитывать положения ст. 6 ВК РФ (см. комментарий) о том, что находящиеся в государственной или муниципальной собственности поверхностные водные объекты состоят в общем пользовании, при котором каждый гражданин вправе их бесплатно использовать для личных и бытовых нужд (если иное не предусмотрено законодательством). Такого рода использование включает в себя в том числе забор воды для питья, стирки, поения скота, полива огорода и т.д.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)3. Водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, если иное не предусмотрено законом. Граждане имеют право свободного доступа к таким водным объектам и могут бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)3. Водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, если иное не предусмотрено законом. Граждане имеют право свободного доступа к таким водным объектам и могут бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законом.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 25.1. Предоставление земельных участков и водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и необходимых для осуществления пользования недрами
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 25.1. Предоставление земельных участков и водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и необходимых для осуществления пользования недрами
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(ред. от 31.07.2025)1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Статья: Особенности правового режима использования и застройки земельных участков в зонах затопления и подтопления
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)По нашему мнению, полномочия по осуществлению мероприятий по инженерной защите территорий и объектов от негативного воздействия вод в силу ч. 4 ст. 67.1 ВК РФ распределяются между уполномоченными на выдачу разрешений на строительство исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с компетенцией каждого из таких органов согласно нормам градостроительного законодательства (ч. 4 - 6 ст. 51 ГрК РФ). При этом положения водного законодательства (ст. 24 - 27 ВК РФ) об осуществлении полномочий по выполнению мероприятий по инженерной защите территорий и объектов от негативного воздействия вод, предполагающие разграничение зон ответственности в зависимости от уровня публичной собственности на водный объект, не применяются. Это означает, что ответственными органами в данной сфере выступают органы местного самоуправления (в отношении водных объектов в муниципальной собственности) или органы государственной власти субъектов РФ (в отношении региональных водных объектов или в отношении федеральных водных объектов в части переданных полномочий) <19>. Следовательно, объекты инженерной защиты общего назначения могут приобретать статус объектов регионального или местного значения, а их возведение обеспечивается за счет средств соответствующего бюджета <20>.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)По нашему мнению, полномочия по осуществлению мероприятий по инженерной защите территорий и объектов от негативного воздействия вод в силу ч. 4 ст. 67.1 ВК РФ распределяются между уполномоченными на выдачу разрешений на строительство исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с компетенцией каждого из таких органов согласно нормам градостроительного законодательства (ч. 4 - 6 ст. 51 ГрК РФ). При этом положения водного законодательства (ст. 24 - 27 ВК РФ) об осуществлении полномочий по выполнению мероприятий по инженерной защите территорий и объектов от негативного воздействия вод, предполагающие разграничение зон ответственности в зависимости от уровня публичной собственности на водный объект, не применяются. Это означает, что ответственными органами в данной сфере выступают органы местного самоуправления (в отношении водных объектов в муниципальной собственности) или органы государственной власти субъектов РФ (в отношении региональных водных объектов или в отношении федеральных водных объектов в части переданных полномочий) <19>. Следовательно, объекты инженерной защиты общего назначения могут приобретать статус объектов регионального или местного значения, а их возведение обеспечивается за счет средств соответствующего бюджета <20>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В соответствии со ст. 7.1 ВК РФ (введена Федеральным законом от 01.05.2022 N 122-ФЗ) водохозяйственными мероприятиями являются мероприятия по изучению, использованию, охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, осуществляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий или лицами, которые в соответствии с ВК РФ используют водные объекты и (или) на которых ВК РФ возложена обязанность по осуществлению таких мероприятий.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В соответствии со ст. 7.1 ВК РФ (введена Федеральным законом от 01.05.2022 N 122-ФЗ) водохозяйственными мероприятиями являются мероприятия по изучению, использованию, охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, осуществляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий или лицами, которые в соответствии с ВК РФ используют водные объекты и (или) на которых ВК РФ возложена обязанность по осуществлению таких мероприятий.
Статья: Пользование водным объектом и НДС
(Давыдова О.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Согласно договорам водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, приобретается, в частности, в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (п. 1 ч. 2 ст. 11 ВК РФ).
(Давыдова О.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Согласно договорам водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, приобретается, в частности, в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (п. 1 ч. 2 ст. 11 ВК РФ).
Статья: Понятие "поверхностный водный объект": от закона к судебной практике
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)При выявлении расхождений в сведениях о спорном водном объекте и результатах экспертизы природных характеристик с учетом обстоятельств дела приоритетными признаются доказательства последних. Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 3 августа 2023 г. по делу N 88-14129/2023 <21> было отказано в удовлетворении иска прокурора о признании права частной собственности на земельный участок в границах береговой линии и береговой полосы водного объекта отсутствующим, так как существование водного объекта не было доказано. В судебном решении заключение эксперта о факте прекращения функционирования ранее действовавшего родника было признано достаточным и обоснованным, несмотря на то, что в суд были представлены данные электронной карты Росреестра с отображением на ней водного объекта, источника (родника), русла. Как указано в экспертном заключении, "в роднике и траншее, а также верхнем водном горизонте вода отсутствует. В роднике и ручье, также в верхнем водном горизонте - воды нет. Водный объект (ручей) перестал функционировать по причине расположения двух асфальтированных дорог, которые перекрывают весь водный горизонт, а также из-за искусственного перемещения ручья населением. Ручей представляет собой дренажную канаву вдоль дороги". Нельзя не обратить внимание, что данный пример из судебной практики поднимает ряд сопутствующих вопросов: почему разрушение водного объекта, находящегося в федеральной собственности, оказалось вне внимания уполномоченных органов публичной власти и на каком основании земельный участок на таком водном объекте оказался в частной собственности при наличии данных о водном объекте в данных Росреестра и с учетом ограничения оборотоспособности земельных участков, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
(Краснова И.О.)
("Экологическое право", 2025, N 3)При выявлении расхождений в сведениях о спорном водном объекте и результатах экспертизы природных характеристик с учетом обстоятельств дела приоритетными признаются доказательства последних. Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 3 августа 2023 г. по делу N 88-14129/2023 <21> было отказано в удовлетворении иска прокурора о признании права частной собственности на земельный участок в границах береговой линии и береговой полосы водного объекта отсутствующим, так как существование водного объекта не было доказано. В судебном решении заключение эксперта о факте прекращения функционирования ранее действовавшего родника было признано достаточным и обоснованным, несмотря на то, что в суд были представлены данные электронной карты Росреестра с отображением на ней водного объекта, источника (родника), русла. Как указано в экспертном заключении, "в роднике и траншее, а также верхнем водном горизонте вода отсутствует. В роднике и ручье, также в верхнем водном горизонте - воды нет. Водный объект (ручей) перестал функционировать по причине расположения двух асфальтированных дорог, которые перекрывают весь водный горизонт, а также из-за искусственного перемещения ручья населением. Ручей представляет собой дренажную канаву вдоль дороги". Нельзя не обратить внимание, что данный пример из судебной практики поднимает ряд сопутствующих вопросов: почему разрушение водного объекта, находящегося в федеральной собственности, оказалось вне внимания уполномоченных органов публичной власти и на каком основании земельный участок на таком водном объекте оказался в частной собственности при наличии данных о водном объекте в данных Росреестра и с учетом ограничения оборотоспособности земельных участков, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Статья: Роль прокуратуры в защите экономического суверенитета Российской Федерации
(Милосердов Н.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Во-вторых, прокуратура, осуществляя функцию прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экономики, играет ключевую роль в предотвращении нарушений законодательства, регулирующего экономические отношения в различных сферах, в том числе вопросы, связанные с использованием и распоряжением государственным имуществом, которое является фундаментом экономического развития Российской Федерации. Более того, такие имущественные объекты, как защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают безопасность населения в чрезвычайных ситуациях; береговые полосы водных объектов, находящиеся в собственности государства или муниципальных образований, дают возможность гражданам беспрепятственно получать доступ к соответствующему водному объекту.
(Милосердов Н.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Во-вторых, прокуратура, осуществляя функцию прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экономики, играет ключевую роль в предотвращении нарушений законодательства, регулирующего экономические отношения в различных сферах, в том числе вопросы, связанные с использованием и распоряжением государственным имуществом, которое является фундаментом экономического развития Российской Федерации. Более того, такие имущественные объекты, как защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают безопасность населения в чрезвычайных ситуациях; береговые полосы водных объектов, находящиеся в собственности государства или муниципальных образований, дают возможность гражданам беспрепятственно получать доступ к соответствующему водному объекту.
Статья: К вопросу о правовом режиме дна водного объекта
(Ульянов А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 9)В настоящее время водное законодательство Российской Федерации не допускает свободного распоряжения поверхностными водными объектами, относящимися к государственной и муниципальной собственности, поскольку в отношении этих объектов действуют правила предоставления прав пользования. Это ограничение оборота распространяется на дно, составляющее часть водного объекта, права на которую не должны вступать в конфликт с правами на водный объект в целом.
(Ульянов А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 9)В настоящее время водное законодательство Российской Федерации не допускает свободного распоряжения поверхностными водными объектами, относящимися к государственной и муниципальной собственности, поскольку в отношении этих объектов действуют правила предоставления прав пользования. Это ограничение оборота распространяется на дно, составляющее часть водного объекта, права на которую не должны вступать в конфликт с правами на водный объект в целом.