Муниципальная пенсия
Подборка наиболее важных документов по запросу Муниципальная пенсия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1112 "Наследство" ГК РФ"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в том числе приняв во внимание имеющее преюдициальное значение для настоящего спора (статья 69 АПК РФ) решение Вяземского районного суда Хабаровского края от 22.06.2023 по делу N 2-238/2023, суды обеих инстанций установили, что денежные средства в сумме 68 235 руб. 04 коп. поступили на банковский счет Швецова А.П., открытый в ПАО "Сбербанк России", в качестве муниципальной пенсии за выслугу лет за период с 01.11.2020 по 28.02.2021 после его смерти. При этом спорные денежные средства принадлежали администрации и ошибочно перечислены на счет умершего Швецова А.П., учитывая невозможность отнесения суммы 68 235,04 руб. в состав наследства по смыслу статьи 1112 ГК РФ ввиду того, что на день смерти указанная сумма Швецову А.П. не принадлежала."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 24. Пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"Статья 24. Пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)4. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)4. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для муниципальных служащих?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В части особенностей пенсионного обеспечения муниципального служащего см., например, ситуацию "Каков порядок пенсионного обеспечения муниципальных служащих?".
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В части особенностей пенсионного обеспечения муниципального служащего см., например, ситуацию "Каков порядок пенсионного обеспечения муниципальных служащих?".
Статья: Служба в органах публичной власти: вопросы правового регулирования
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Подтверждением взаимосвязи двух видов службы является и установление соотносимых условий оплаты труда, социальных гарантий, условий пенсионного обеспечения гражданских и муниципальных служащих.
(Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Подтверждением взаимосвязи двух видов службы является и установление соотносимых условий оплаты труда, социальных гарантий, условий пенсионного обеспечения гражданских и муниципальных служащих.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Государственные пенсии остались только у военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, государственных гражданских и муниципальных служащих, а также у отдельных категорий граждан, определенных законом. Для данных лиц подход к их пенсионному обеспечению остался прежним: размер пенсии поставлен в зависимость от стажа (выслуги лет) и величины денежного довольствия (должностного оклада).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Государственные пенсии остались только у военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, государственных гражданских и муниципальных служащих, а также у отдельных категорий граждан, определенных законом. Для данных лиц подход к их пенсионному обеспечению остался прежним: размер пенсии поставлен в зависимость от стажа (выслуги лет) и величины денежного довольствия (должностного оклада).
Ситуация: Каким категориям граждан полагаются ежемесячные доплаты к пенсии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Доплата к пенсиям отдельным категориям государственных и муниципальных служащих
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Доплата к пенсиям отдельным категориям государственных и муниципальных служащих
Статья: Пенсионные правоотношения: преемственность и развитие научных взглядов А.Д. Зайкина
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)И в современный период, несмотря на радикальную реформу системы финансирования пенсионного обеспечения в 90-х гг. XX в. и введение обязательных пенсионных взносов, пенсионные правоотношения сохраняют алиментарную природу как с экономической, так и с правовой точек зрения, поскольку соответствуют всем перечисленным выше признакам. Во-первых, размеры страховых пенсий имеют не прямую, а лишь весьма косвенную (через индивидуальный коэффициент) связь с величиной обязательных пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, хотя сам факт уплаты взносов и наличие страхового стажа определенной продолжительности являются необходимыми условиями для назначения страховой пенсии. Во-вторых, размеры пенсий государственных служащих исчисляются в процентах от их денежного содержания и финансируются непосредственно из федерального, регионального или муниципального бюджетов, а социальные пенсии назначаются в твердой сумме, установленной в Законе, за счет бюджетов различных уровней.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)И в современный период, несмотря на радикальную реформу системы финансирования пенсионного обеспечения в 90-х гг. XX в. и введение обязательных пенсионных взносов, пенсионные правоотношения сохраняют алиментарную природу как с экономической, так и с правовой точек зрения, поскольку соответствуют всем перечисленным выше признакам. Во-первых, размеры страховых пенсий имеют не прямую, а лишь весьма косвенную (через индивидуальный коэффициент) связь с величиной обязательных пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, хотя сам факт уплаты взносов и наличие страхового стажа определенной продолжительности являются необходимыми условиями для назначения страховой пенсии. Во-вторых, размеры пенсий государственных служащих исчисляются в процентах от их денежного содержания и финансируются непосредственно из федерального, регионального или муниципального бюджетов, а социальные пенсии назначаются в твердой сумме, установленной в Законе, за счет бюджетов различных уровней.
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)(4) Возмещение предусмотренного настоящей статьей ущерба производится в той мере, в которой причиненный управомоченному лицу вред превышает гарантированные ему в силу закона или иных правовых актов компенсации, пособия или пенсию, выплачиваемые государством, муниципальным образованием или иным публичным субъектом в связи с причинением вреда здоровью. Государство или иной публичный субъект не вправе требовать от страховщика возмещения ущерба, предусмотренного первым предложением настоящей статьи, кроме случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14 настоящего Закона.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)(4) Возмещение предусмотренного настоящей статьей ущерба производится в той мере, в которой причиненный управомоченному лицу вред превышает гарантированные ему в силу закона или иных правовых актов компенсации, пособия или пенсию, выплачиваемые государством, муниципальным образованием или иным публичным субъектом в связи с причинением вреда здоровью. Государство или иной публичный субъект не вправе требовать от страховщика возмещения ущерба, предусмотренного первым предложением настоящей статьи, кроме случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14 настоящего Закона.
Статья: Некоторые вопросы совершенствования законодательства субъектов РФ по вопросам муниципальной службы
(Кожевников О.А., Чуклин А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)Выявить, какой из указанных подходов в большей степени соответствует духу и букве федерального законодательства, непросто, но для этого следует в первую очередь понять отдельные аспекты юридического значения такого соотношения, прежде всего в части пенсионных гарантий. Согласно ст. 24 Закона N 25-ФЗ в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта РФ.
(Кожевников О.А., Чуклин А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)Выявить, какой из указанных подходов в большей степени соответствует духу и букве федерального законодательства, непросто, но для этого следует в первую очередь понять отдельные аспекты юридического значения такого соотношения, прежде всего в части пенсионных гарантий. Согласно ст. 24 Закона N 25-ФЗ в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта РФ.
Готовое решение: Какие расходы отражаются по подстатье 261 "Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения" КОСГУ
(КонсультантПлюс, 2025)ежемесячные доплаты к государственным и муниципальным пенсиям;
(КонсультантПлюс, 2025)ежемесячные доплаты к государственным и муниципальным пенсиям;
Статья: Условия и возможности Программы долгосрочных сбережений
("Официальный сайт Банка России", 2024)Ответ: Получить информацию о своих пенсионных накоплениях, в том числе о действующем страховщике по обязательному пенсионному страхованию (Социальный фонд России (СФР) или негосударственный пенсионный фонд) возможно при личном обращении в СФР или запросив выписку о состоянии индивидуального лицевого счета на едином портале государственных и муниципальных услуг (портал "Госуслуги", "Услуги > Пенсии, пособия > Предоставление зарегистрированному лицу сведений о состоянии индивидуального лицевого счета в ПФР").
("Официальный сайт Банка России", 2024)Ответ: Получить информацию о своих пенсионных накоплениях, в том числе о действующем страховщике по обязательному пенсионному страхованию (Социальный фонд России (СФР) или негосударственный пенсионный фонд) возможно при личном обращении в СФР или запросив выписку о состоянии индивидуального лицевого счета на едином портале государственных и муниципальных услуг (портал "Госуслуги", "Услуги > Пенсии, пособия > Предоставление зарегистрированному лицу сведений о состоянии индивидуального лицевого счета в ПФР").
Статья: Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан в системе социально-обеспечительного законодательства
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Заслуживает особого внимания и мера социальной поддержки в виде доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <55>, предоставляемой гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области и замещавшим выборные должности глав муниципальных районов Омской области, а также замещавшим на постоянной основе должности председателей (заместителей председателей) представительных органов муниципальных районов Омской области (далее - граждане, замещавшие выборные должности) два срока и более либо не менее 8 лет, полномочия которых по соответствующей должности прекратились не ранее 19 декабря 2004 г. (ст. 33.2 Кодекса о социальной защите). Не вдаваясь в особенности пенсионной доплаты для данной категории граждан, отметим, что в соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления также находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в рамках которого издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции Российской Федерации). Исходя из этого ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 20 марта 2025 г. N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" <56> (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) предусмотрено, что лицам, замещавшим муниципальные должности в течение срока, предусмотренного уставом муниципального образования, к страховой пенсии по старости (инвалидности) может быть установлено дополнительное пенсионное обеспечение в случаях, на условиях и в порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с установлением дополнительного пенсионного обеспечения, осуществляется за счет средств местного бюджета <57>. Аналогичное правило предусмотрено и в отношении лиц, замещавших государственные должности субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 5 Федерального закона N 414-ФЗ).
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Заслуживает особого внимания и мера социальной поддержки в виде доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" <55>, предоставляемой гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области и замещавшим выборные должности глав муниципальных районов Омской области, а также замещавшим на постоянной основе должности председателей (заместителей председателей) представительных органов муниципальных районов Омской области (далее - граждане, замещавшие выборные должности) два срока и более либо не менее 8 лет, полномочия которых по соответствующей должности прекратились не ранее 19 декабря 2004 г. (ст. 33.2 Кодекса о социальной защите). Не вдаваясь в особенности пенсионной доплаты для данной категории граждан, отметим, что в соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления также находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в рамках которого издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции Российской Федерации). Исходя из этого ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 20 марта 2025 г. N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" <56> (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) предусмотрено, что лицам, замещавшим муниципальные должности в течение срока, предусмотренного уставом муниципального образования, к страховой пенсии по старости (инвалидности) может быть установлено дополнительное пенсионное обеспечение в случаях, на условиях и в порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с установлением дополнительного пенсионного обеспечения, осуществляется за счет средств местного бюджета <57>. Аналогичное правило предусмотрено и в отношении лиц, замещавших государственные должности субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 5 Федерального закона N 414-ФЗ).