Мрот равен прожиточному минимуму
Подборка наиболее важных документов по запросу Мрот равен прожиточному минимуму (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2024 N 13АП-14234/2024 по делу N А21-4345/2023
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя.
Решение: Удовлетворено, так как несение расходов подтверждено договором оказания юридических услуг и платежным поручением об их оплате.Более того, заявляя о недоказанности Обществом обоснованности и разумности понесенных расходов на оплату услуг представителя, Предпринимателем ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено каких-либо доказательств чрезмерности понесенных истцом издержек, в том числе сведений о ценах на соответствующие юридические услуги в Калининградской области, а также о соответствии/ несоответствии рыночному уровню заявленной Обществом к взысканию стоимости юридических услуг применительно к конкретному делу, в то время как установленный размер прожиточного минимума в Российской Федерации, равно как и размер минимального размера оплаты труда вопреки позиции подателя жалобы о чрезмерности размера судебных расходов не свидетельствует.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя.
Решение: Удовлетворено, так как несение расходов подтверждено договором оказания юридических услуг и платежным поручением об их оплате.Более того, заявляя о недоказанности Обществом обоснованности и разумности понесенных расходов на оплату услуг представителя, Предпринимателем ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено каких-либо доказательств чрезмерности понесенных истцом издержек, в том числе сведений о ценах на соответствующие юридические услуги в Калининградской области, а также о соответствии/ несоответствии рыночному уровню заявленной Обществом к взысканию стоимости юридических услуг применительно к конкретному делу, в то время как установленный размер прожиточного минимума в Российской Федерации, равно как и размер минимального размера оплаты труда вопреки позиции подателя жалобы о чрезмерности размера судебных расходов не свидетельствует.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: специальный налоговый режим как механизм легализации (часть 3)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В таких условиях миллионы налогоплательщиков уплачивают НДФЛ со ставкой в 13% с МРОТ, который еще не так давно был ниже прожиточного минимума и который по состоянию на 2021 г. минимум вдвое меньше вышеприведенных среднемесячных доходов самозанятых. Однако тот факт, что с уплатой НДФЛ реальный доход этой категории налогоплательщиков снижается до уровня бедности, не является основанием ни для освобождения их от уплаты налога, ни для установления более низкой его ставки. То, на что законодатели в вопросе с самозанятыми пошли с большой готовностью, даже не обсуждается применительно к лицам, получающим МРОТ, равный прожиточному минимуму лишь до уплаты НДФЛ. При этом налогообложение и законодательство не только не учитывает, а даже игнорирует факт наличия в РФ свойственной ей такой разновидности бедности, как "работающая бедность": численность "работающих бедных" колеблется в районе 12,1 млн человек, что составляет около 16,8% от общего числа занятых в экономике, - которая, в отличие от крайней нужды, имеет, по мнению специалистов, характер "недостаточной обеспеченности" <14>, что и говорит о фактической неспособности лица к уплате налога.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В таких условиях миллионы налогоплательщиков уплачивают НДФЛ со ставкой в 13% с МРОТ, который еще не так давно был ниже прожиточного минимума и который по состоянию на 2021 г. минимум вдвое меньше вышеприведенных среднемесячных доходов самозанятых. Однако тот факт, что с уплатой НДФЛ реальный доход этой категории налогоплательщиков снижается до уровня бедности, не является основанием ни для освобождения их от уплаты налога, ни для установления более низкой его ставки. То, на что законодатели в вопросе с самозанятыми пошли с большой готовностью, даже не обсуждается применительно к лицам, получающим МРОТ, равный прожиточному минимуму лишь до уплаты НДФЛ. При этом налогообложение и законодательство не только не учитывает, а даже игнорирует факт наличия в РФ свойственной ей такой разновидности бедности, как "работающая бедность": численность "работающих бедных" колеблется в районе 12,1 млн человек, что составляет около 16,8% от общего числа занятых в экономике, - которая, в отличие от крайней нужды, имеет, по мнению специалистов, характер "недостаточной обеспеченности" <14>, что и говорит о фактической неспособности лица к уплате налога.
Статья: Минимальный размер алиментов и алиментный фонд: история и современность
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)В соответствии с нормой ст. 162 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. <2> (далее - КЗАГС РСФСР 1918 г.) размер выдаваемого родителем содержания для ребенка определялся в зависимости от материального положения родителя, но не мог быть ниже половины прожиточного минимума, размер которого зависел от местности проживания ребенка. Иными словами, в 1918 - 1926 гг. минимальный размер алиментов составлял половину прожиточного минимума. В первые годы советской власти МРОТ был равен прожиточному минимуму, установленному для определенной местности РСФСР (ст. 58 Кодекса законов о труде 1918 г. <3> (далее - КЗоТ РСФСР 1918 г.)).
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)В соответствии с нормой ст. 162 Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. <2> (далее - КЗАГС РСФСР 1918 г.) размер выдаваемого родителем содержания для ребенка определялся в зависимости от материального положения родителя, но не мог быть ниже половины прожиточного минимума, размер которого зависел от местности проживания ребенка. Иными словами, в 1918 - 1926 гг. минимальный размер алиментов составлял половину прожиточного минимума. В первые годы советской власти МРОТ был равен прожиточному минимуму, установленному для определенной местности РСФСР (ст. 58 Кодекса законов о труде 1918 г. <3> (далее - КЗоТ РСФСР 1918 г.)).
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 15.02.2005 N 17-О
"По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР" устанавливал минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, на уровне прожиточного минимума (статья 17), Закон Российской Федерации от 6 февраля 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" - на уровне минимального размера оплаты труда (статья 3), в соответствии с Федеральным законом от 5 мая 1994 года "О порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" минимальный размер пенсии не должен был быть ниже минимального размера оплаты труда (статья 4), а в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" - не ниже размера, установленного федеральным законом (статья 4).
"По жалобе гражданки Енборисовой Прасковьи Федоровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР" устанавливал минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, на уровне прожиточного минимума (статья 17), Закон Российской Федерации от 6 февраля 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" - на уровне минимального размера оплаты труда (статья 3), в соответствии с Федеральным законом от 5 мая 1994 года "О порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" минимальный размер пенсии не должен был быть ниже минимального размера оплаты труда (статья 4), а в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" - не ниже размера, установленного федеральным законом (статья 4).
Статья: Снижение зарплаты: варианты и особенности
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 7)При назначении зарплаты сотрудникам нужно учитывать и региональные нормы. В соответствии с ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы, не распространяющийся на организации, финансируемые из федерального бюджета. То есть субъекты РФ могут установить свой МРОТ, который не может быть ниже федерального. Например, в 2023 году в Москве МРОТ составляет 24 801 рубль <2>, в Санкт-Петербурге - 23 500 рублей <3>, в Калининградской области - 17 000 рублей <4>, в Татарстане МРОТ для государственных и муниципальных учреждений республики равен федеральному (16 242 рубля), для всех остальных - 19 565 рублей <5>.
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 7)При назначении зарплаты сотрудникам нужно учитывать и региональные нормы. В соответствии с ч. 2 ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы, не распространяющийся на организации, финансируемые из федерального бюджета. То есть субъекты РФ могут установить свой МРОТ, который не может быть ниже федерального. Например, в 2023 году в Москве МРОТ составляет 24 801 рубль <2>, в Санкт-Петербурге - 23 500 рублей <3>, в Калининградской области - 17 000 рублей <4>, в Татарстане МРОТ для государственных и муниципальных учреждений республики равен федеральному (16 242 рубля), для всех остальных - 19 565 рублей <5>.
Статья: Модификация принципов трудового права в свете изменений Конституции Российской Федерации
(Мачульская Е.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)На 2021 - 2025 гг. устанавливается переходный период поэтапного доведения прожиточного минимума в субъектах РФ до указанных соотношений.
(Мачульская Е.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)На 2021 - 2025 гг. устанавливается переходный период поэтапного доведения прожиточного минимума в субъектах РФ до указанных соотношений.
Статья: О дифференциации минимального размера оплаты труда
(Молчанов Р.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Конституция действительно дает работодателю выбор: платить работнику вознаграждение, равное МРОТ, или оплатить его труд в более высоком размере. Но при этом Конституция говорит именно о заработной плате со всеми присущими ей свойствами, а не о некой фиксированной сумме, величина которой для всех равна. Конституция не содержит положений, предписывающих законодателю привязать величину МРОТ к величине прожиточного минимума или к любой другой величине. Конечно, Основной Закон обязывает законодателя установить величину МРОТ, но, на наш взгляд, не дает ему возможностей отказаться от применения по отношению к МРОТ тех общих правил, которыми определяется размер заработной платы.
(Молчанов Р.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)Конституция действительно дает работодателю выбор: платить работнику вознаграждение, равное МРОТ, или оплатить его труд в более высоком размере. Но при этом Конституция говорит именно о заработной плате со всеми присущими ей свойствами, а не о некой фиксированной сумме, величина которой для всех равна. Конституция не содержит положений, предписывающих законодателю привязать величину МРОТ к величине прожиточного минимума или к любой другой величине. Конечно, Основной Закон обязывает законодателя установить величину МРОТ, но, на наш взгляд, не дает ему возможностей отказаться от применения по отношению к МРОТ тех общих правил, которыми определяется размер заработной платы.
Статья: Конституционные основы социального государства в контексте конституционной реформы 2020 года
(Курданова М.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Другое важное направление - усиление защищенности трудовых прав граждан. Непосредственно в Конституции РФ появились новые гарантии трудовых и социальных прав, прямо развивающие положения ст. 7 Конституции РФ о социальном государстве. Так, новая редакция ст. 75 Конституции РФ возлагает на государство обязанность уважать труд граждан и обеспечивать защиту их прав. В этой связи устанавливается минимальный размер оплаты труда, эквивалентный величине прожиточного минимума. Важность этой гарантии трудно переоценить: в конституционной норме закреплены органическая связь и идентичность принципа оплачиваемого труда и соответствия уровня оплаты минимальному социальному стандарту жизни населения. В отличие от декларативного положения ст. 7 Конституции РФ об установлении минимального размера оплаты труда, ст. 75 требует от государства осуществления экономической политики, в условиях которой он может гарантировать трудоспособному населению возможность удовлетворения потребностей. Если обратить внимание на то, что социальные выплаты, апробированные в период подготовки проекта конституционных изменений, также привязаны к минимальному размеру оплаты труда, а сам он в целом соответствует реальным доходам граждан и ставкам оплаты труда в целом ряде областей профессиональной деятельности, можно заключить, что в этой части наполнение понятия социального государства конкретным содержанием уже состоялось.
(Курданова М.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Другое важное направление - усиление защищенности трудовых прав граждан. Непосредственно в Конституции РФ появились новые гарантии трудовых и социальных прав, прямо развивающие положения ст. 7 Конституции РФ о социальном государстве. Так, новая редакция ст. 75 Конституции РФ возлагает на государство обязанность уважать труд граждан и обеспечивать защиту их прав. В этой связи устанавливается минимальный размер оплаты труда, эквивалентный величине прожиточного минимума. Важность этой гарантии трудно переоценить: в конституционной норме закреплены органическая связь и идентичность принципа оплачиваемого труда и соответствия уровня оплаты минимальному социальному стандарту жизни населения. В отличие от декларативного положения ст. 7 Конституции РФ об установлении минимального размера оплаты труда, ст. 75 требует от государства осуществления экономической политики, в условиях которой он может гарантировать трудоспособному населению возможность удовлетворения потребностей. Если обратить внимание на то, что социальные выплаты, апробированные в период подготовки проекта конституционных изменений, также привязаны к минимальному размеру оплаты труда, а сам он в целом соответствует реальным доходам граждан и ставкам оплаты труда в целом ряде областей профессиональной деятельности, можно заключить, что в этой части наполнение понятия социального государства конкретным содержанием уже состоялось.
Статья: Конституционная доктрина социального государства в решениях Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации на примере защиты социальных прав
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)Провозглашая Россию социальным государством, Конституция закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 1, ч. 1; ст. 7; ст. 37, ч. 3). При этом поправками в Конституцию России 2020 г. было установлено, что Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (п. 5 ст. 75).
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)Провозглашая Россию социальным государством, Конституция закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 1, ч. 1; ст. 7; ст. 37, ч. 3). При этом поправками в Конституцию России 2020 г. было установлено, что Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (п. 5 ст. 75).
Готовое решение: Что такое зарплата
(КонсультантПлюс, 2025)МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ (ч. 5 ст. 75 Конституции РФ, ч. 1 ст. 133 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ (ч. 5 ст. 75 Конституции РФ, ч. 1 ст. 133 ТК РФ).
Последние изменения: Зарплата и МРОТ
(КонсультантПлюс, 2025)МРОТ равен 12 130 руб. МРОТ устанавливается в размере не ниже прожиточного минимума.
(КонсультантПлюс, 2025)МРОТ равен 12 130 руб. МРОТ устанавливается в размере не ниже прожиточного минимума.
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В частности, указанный стандарт применялся на первом этапе формирования российской пенсионной системы (в СССР пенсионная система была централизованной, союзные республики не располагали такими институтами). Сначала законодательство предусматривало, что минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, затем - на уровне МРОТ, а начиная с 1 января 1998 г. - не менее 80% прожиточного минимума пенсионера (с учетом компенсационной выплаты). С 1 января 2001 г. прожиточный минимум перестал применяться в пенсионном обеспечении, а минимальный размер пенсии не мог быть ниже размера, установленного федеральным законом. После вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно с 1 января 2002 г., был исключен из пенсионной системы и такой важный социальный норматив, как минимальный размер пенсии по старости.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В частности, указанный стандарт применялся на первом этапе формирования российской пенсионной системы (в СССР пенсионная система была централизованной, союзные республики не располагали такими институтами). Сначала законодательство предусматривало, что минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, затем - на уровне МРОТ, а начиная с 1 января 1998 г. - не менее 80% прожиточного минимума пенсионера (с учетом компенсационной выплаты). С 1 января 2001 г. прожиточный минимум перестал применяться в пенсионном обеспечении, а минимальный размер пенсии не мог быть ниже размера, установленного федеральным законом. После вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно с 1 января 2002 г., был исключен из пенсионной системы и такой важный социальный норматив, как минимальный размер пенсии по старости.
Статья: К вопросу о роли правовых норм по оплате труда в преодолении бедности населения России
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом, должен быть увеличен с учетом его экономической, социальной, регулирующей функции и реальной стоимости рабочей силы. МРОТ должен быть на порядок выше прожиточного минимума трудоспособного человека.
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом, должен быть увеличен с учетом его экономической, социальной, регулирующей функции и реальной стоимости рабочей силы. МРОТ должен быть на порядок выше прожиточного минимума трудоспособного человека.