Мрот 2017 по регионам
Подборка наиболее важных документов по запросу Мрот 2017 по регионам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, возникающие в период действия трудового договора: Работник (прокурор) требует установить зарплату не ниже МРОТ
(КонсультантПлюс, 2025)Работник (прокурор) считает, что заработная плата Работника не достигает минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного в регионе.
(КонсультантПлюс, 2025)Работник (прокурор) считает, что заработная плата Работника не достигает минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного в регионе.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Согласно справкам по форме N 2-НДФЛ размер заработной платы сотрудников составил от 7 820 рублей до 9 775 рублей. При этом минимальный размер оплаты труда, установленный в регионе за 2017 год, составлял 9 700 рублей, за 2018 год - 11 163 рубля, за 2019 год - 12 972 рубля.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Согласно справкам по форме N 2-НДФЛ размер заработной платы сотрудников составил от 7 820 рублей до 9 775 рублей. При этом минимальный размер оплаты труда, установленный в регионе за 2017 год, составлял 9 700 рублей, за 2018 год - 11 163 рубля, за 2019 год - 12 972 рубля.
Путеводитель по кадровым вопросам. Районные коэффициенты и надбавки за работу на Крайнем Севере и в других местностяхДа, начисляется. Это следует, в частности, из Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П. В нем указано, что в состав МРОТ (МРОТ в субъекте РФ) не входят районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.
Нормативные акты
Справочная информация: "Размеры минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В состав МРОТ и минимальной заработной платы в субъекте РФ не включаются районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П).
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В состав МРОТ и минимальной заработной платы в субъекте РФ не включаются районные коэффициенты и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П).
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2018 год"32. В Определении от 27 февраля 2018 года N 252-О-Р Конституционный Суд обратился к отдельным положениям своего Постановления от 7 декабря 2017 года N 38-П, выявившего конституционно-правовой смысл ряда положений Трудового кодекса Российской Федерации, как не предполагающих включение в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Статья: К вопросу о роли правовых норм по оплате труда в преодолении бедности населения России
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)Хочется уделить внимание и проблеме, появившейся с принятием Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" <13>, который наряду с повышением МРОТ исключил из статьи 129 Трудового кодекса определение понятия "минимальная заработная плата" и признал утратившей силу часть 4 ст. 133, устанавливавшую, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже МРОТ. Многие работодатели восприняли такие изменения законодательства как правовую возможность включить в структуру МРОТ компенсационные выплаты и тем самым облегчить себе задачу выполнения законодательно установленного обязательства по выплате заработной платы не ниже МРОТ. К большому сожалению, отдельные суды общей юрисдикции при рассмотрении исков граждан, касающихся размера МРОТ, также стали руководствоваться правилом о возможности изменения структуры МРОТ. Нестабильность в правоприменительной и судебной практике по этому вопросу сохранялась несколько лет несмотря на то, что Конституционный Суд Российской Федерации <14> отметил, что правовая природа МРОТ и его основное назначение в механизме правового регулирования трудовых отношений после принятия Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ остались прежними. Только в 2017 году Конституционный Суд Российской Федерации <15> поставил точку в этих спорах, убедительно обосновав, что соответствующие правовые положения Трудового кодекса не предполагают включения в состав МРОТ (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Конституционный Суд постановил, что федеральный законодатель правомочен при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда, в том числе на основе выраженных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки (оклада) первого разряда не ниже величины МРОТ, установленного федеральным законом.
(Бондарева Э.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 3)Хочется уделить внимание и проблеме, появившейся с принятием Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" <13>, который наряду с повышением МРОТ исключил из статьи 129 Трудового кодекса определение понятия "минимальная заработная плата" и признал утратившей силу часть 4 ст. 133, устанавливавшую, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже МРОТ. Многие работодатели восприняли такие изменения законодательства как правовую возможность включить в структуру МРОТ компенсационные выплаты и тем самым облегчить себе задачу выполнения законодательно установленного обязательства по выплате заработной платы не ниже МРОТ. К большому сожалению, отдельные суды общей юрисдикции при рассмотрении исков граждан, касающихся размера МРОТ, также стали руководствоваться правилом о возможности изменения структуры МРОТ. Нестабильность в правоприменительной и судебной практике по этому вопросу сохранялась несколько лет несмотря на то, что Конституционный Суд Российской Федерации <14> отметил, что правовая природа МРОТ и его основное назначение в механизме правового регулирования трудовых отношений после принятия Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ остались прежними. Только в 2017 году Конституционный Суд Российской Федерации <15> поставил точку в этих спорах, убедительно обосновав, что соответствующие правовые положения Трудового кодекса не предполагают включения в состав МРОТ (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Конституционный Суд постановил, что федеральный законодатель правомочен при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда, в том числе на основе выраженных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки (оклада) первого разряда не ниже величины МРОТ, установленного федеральным законом.
Готовое решение: Как устанавливается оплата труда преподавателей
(КонсультантПлюс, 2025)размер заработной платы должен быть не ниже МРОТ или размера минимальной зарплаты в субъекте РФ (при работе на полной ставке), а вот максимальный размер зарплаты не ограничен (ч. 3 ст. 133, ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)размер заработной платы должен быть не ниже МРОТ или размера минимальной зарплаты в субъекте РФ (при работе на полной ставке), а вот максимальный размер зарплаты не ограничен (ч. 3 ст. 133, ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ);
Статья: Гарантии и компенсации при работе с особыми климатическими условиями
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2021, N 8)При разработке системы оплаты труда работодатель должен учитывать следующее. Если зарплата работника северной организации установлена в размере МРОТ, то коэффициент и надбавка начисляются на него (см. Определения ВС от 30.08.2013 N 93-КГПР13-2, от 17.05.2013 N 73-КГ13-1, от 07.10.2011 N 3-В11-31, от 29.07.2011 N 56-В11-10). Аналогичная позиция впоследствии была высказана также в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П.
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2021, N 8)При разработке системы оплаты труда работодатель должен учитывать следующее. Если зарплата работника северной организации установлена в размере МРОТ, то коэффициент и надбавка начисляются на него (см. Определения ВС от 30.08.2013 N 93-КГПР13-2, от 17.05.2013 N 73-КГ13-1, от 07.10.2011 N 3-В11-31, от 29.07.2011 N 56-В11-10). Аналогичная позиция впоследствии была высказана также в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П.
Готовое решение: Как установить должностной оклад работнику
(КонсультантПлюс, 2025)При сопоставлении зарплаты работника с МРОТ (минимальной зарплатой в субъекте РФ) не учитываются районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в других местностях с особыми климатическими условиями (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П).
(КонсультантПлюс, 2025)При сопоставлении зарплаты работника с МРОТ (минимальной зарплатой в субъекте РФ) не учитываются районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в других местностях с особыми климатическими условиями (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П).
Вопрос: Нужно ли осуществлять доплату до МРОТ в случае выплаты премии, если оклад работника ниже МРОТ?
(Консультация эксперта, 2025)В состав МРОТ (минимальной заработной платы в субъекте РФ) не включаются также районные коэффициенты и процентные надбавки в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П).
(Консультация эксперта, 2025)В состав МРОТ (минимальной заработной платы в субъекте РФ) не включаются также районные коэффициенты и процентные надбавки в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П).
Готовое решение: Как установить должностной оклад работнику учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)При сопоставлении зарплаты работника с МРОТ (минимальной зарплатой в субъекте РФ) не учитываются районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в других местностях с особыми климатическими условиями (если такие коэффициенты и надбавки установлены) (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П).
(КонсультантПлюс, 2025)При сопоставлении зарплаты работника с МРОТ (минимальной зарплатой в субъекте РФ) не учитываются районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в других местностях с особыми климатическими условиями (если такие коэффициенты и надбавки установлены) (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П).
Статья: Использование позиций судебной практики в регулировании трудовых отношений на локальном уровне
(Филиппов В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)<9> Так, в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 февраля 2014 г.) сказано, что заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего на нее должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 7 декабря 2017 г. N 38-П, однако, указал, что это правило должно также распространяться на минимальную заработную плату (МЗП), установленную в соответствующем регионе. Тем самым Конституционный Суд РФ пересмотрел выработанное Верховным Судом РФ прецедентное правоположение.
(Филиппов В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)<9> Так, в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 февраля 2014 г.) сказано, что заработная плата должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда (МРОТ), после чего на нее должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 7 декабря 2017 г. N 38-П, однако, указал, что это правило должно также распространяться на минимальную заработную плату (МЗП), установленную в соответствующем регионе. Тем самым Конституционный Суд РФ пересмотрел выработанное Верховным Судом РФ прецедентное правоположение.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)- в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте РФ должна в соответствующих случаях применяться вместо величины МРОТ, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных ТК РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 38-П).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)- в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте РФ должна в соответствующих случаях применяться вместо величины МРОТ, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных ТК РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 38-П).