Может ли ооо быть учредителем ано
Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли ооо быть учредителем ано (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2024 N 11АП-4361/2024 по делу N А55-29302/2023
Требование: Об обязании произвести регистрацию исключения из ЕГРЮЛ сведений о единственном учредителе.
Решение: Требование удовлетворено в части.По смыслу искового заявления, данное обстоятельство нарушает, по мнению истца, права истца. Из приведенных истцом доводов усматривается, что исключение записи из ЕГРЮЛ - сведений об АНО "Финансовая кладовая" как единственном учредителе ООО "Сызранская топливная компания", по мнению истца, позволит ООО "Сызранская топливная компания" получить данную долю в свое управление и воспрепятствует оформлению доли на Уткина С.П., владение которым доли в ООО "Сызранская Топливная Компания" истец усматривает не допустимым.
Требование: Об обязании произвести регистрацию исключения из ЕГРЮЛ сведений о единственном учредителе.
Решение: Требование удовлетворено в части.По смыслу искового заявления, данное обстоятельство нарушает, по мнению истца, права истца. Из приведенных истцом доводов усматривается, что исключение записи из ЕГРЮЛ - сведений об АНО "Финансовая кладовая" как единственном учредителе ООО "Сызранская топливная компания", по мнению истца, позволит ООО "Сызранская топливная компания" получить данную долю в свое управление и воспрепятствует оформлению доли на Уткина С.П., владение которым доли в ООО "Сызранская Топливная Компания" истец усматривает не допустимым.
Апелляционное определение Тюменского областного суда от 08.11.2023 по делу N 33-6003/2023 (УИД 72RS0013-01-2023-000749-34)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании отношений трудовыми; 2) Об обязании заключить трудовой договор; 3) О взыскании задолженности по заработной плате; 4) Об обязании произвести отчисления в фонды, налоговый орган; 5) О взыскании компенсации за задержку заработной платы; 6) О взыскании компенсации морального вреда; 7) Об обязании внести в трудовую книжку запись о работе в организации.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что осуществлял трудовую деятельность у ответчика в должности юрисконсульта и пиар-менеджера по совместительству, трудовой договор был подписан с его стороны, однако второй экземпляр, подписанный ответчиком, ему возвращен не был.
Решение: Отказано.Судебная коллегия полагает, что представленные истцом доказательства не свидетельствуют о возникновении между сторонами трудовых правоотношений, в том числе в порядке ч. 3 ст. 16 Трудового кодекса РФ, о выполнении истцом обязанностей работника, предусмотренных ст. 21 Трудового кодекса РФ, о соблюдении им правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, режима рабочего времени. Также истцом не представлены ни доверенность, выданная ему обществом, ни какая-либо переписка по поручению ему заданий, что опровергает доводы истца об исполнении им трудовых обязанностей в интересах ответчика и в соответствии с режимом рабочего времени. Оказание истцом разовой услуги по организации в проведение судебной экспертизы не подтверждает возникновение между сторонами трудовых отношений, свидетельствует о взаимном сотрудничестве ответчика и подконтрольной истцу ООО "Эксперты" (где директором и учредителем является жена истца Б.М.) Более того учредителем АНО "МЭЦ "Бюро Экспертов" был сын истца Б.Д., в дальнейшем при смене руководства возник корпоративный спор между конкурирующими обществами за оказание услуг по проведению экспертиз. Свидетели на которых сослался суд первой инстанции являются сотрудниками полиции, знают о работе истца с его слов, кроме того заблуждаются относительно ООО "Эксперты" и АНО "МЭЦ "Бюро Экспертов", поскольку данные общества проводят судебные экспертизы, ранее были подконтрольны истцу.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании отношений трудовыми; 2) Об обязании заключить трудовой договор; 3) О взыскании задолженности по заработной плате; 4) Об обязании произвести отчисления в фонды, налоговый орган; 5) О взыскании компенсации за задержку заработной платы; 6) О взыскании компенсации морального вреда; 7) Об обязании внести в трудовую книжку запись о работе в организации.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что осуществлял трудовую деятельность у ответчика в должности юрисконсульта и пиар-менеджера по совместительству, трудовой договор был подписан с его стороны, однако второй экземпляр, подписанный ответчиком, ему возвращен не был.
Решение: Отказано.Судебная коллегия полагает, что представленные истцом доказательства не свидетельствуют о возникновении между сторонами трудовых правоотношений, в том числе в порядке ч. 3 ст. 16 Трудового кодекса РФ, о выполнении истцом обязанностей работника, предусмотренных ст. 21 Трудового кодекса РФ, о соблюдении им правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, режима рабочего времени. Также истцом не представлены ни доверенность, выданная ему обществом, ни какая-либо переписка по поручению ему заданий, что опровергает доводы истца об исполнении им трудовых обязанностей в интересах ответчика и в соответствии с режимом рабочего времени. Оказание истцом разовой услуги по организации в проведение судебной экспертизы не подтверждает возникновение между сторонами трудовых отношений, свидетельствует о взаимном сотрудничестве ответчика и подконтрольной истцу ООО "Эксперты" (где директором и учредителем является жена истца Б.М.) Более того учредителем АНО "МЭЦ "Бюро Экспертов" был сын истца Б.Д., в дальнейшем при смене руководства возник корпоративный спор между конкурирующими обществами за оказание услуг по проведению экспертиз. Свидетели на которых сослался суд первой инстанции являются сотрудниками полиции, знают о работе истца с его слов, кроме того заблуждаются относительно ООО "Эксперты" и АНО "МЭЦ "Бюро Экспертов", поскольку данные общества проводят судебные экспертизы, ранее были подконтрольны истцу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как создать автономную некоммерческую организацию
(КонсультантПлюс, 2025)Однако АНО не сама занимается предпринимательской деятельностью, а создает для этого АО или ООО либо участвует в них (п. п. 4, 5 ст. 50, п. 4 ст. 66, п. 5 ст. 123.24 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона об ООО).
(КонсультантПлюс, 2025)Однако АНО не сама занимается предпринимательской деятельностью, а создает для этого АО или ООО либо участвует в них (п. п. 4, 5 ст. 50, п. 4 ст. 66, п. 5 ст. 123.24 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Закона об ООО).
Статья: "Свой среди чужих, чужой среди своих": АНО как "некоммерческое общество с ограниченной ответственностью"
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2025, N 1)Автор рассматривает автономную некоммерческую организацию (АНО) как организационно-правовую форму юридического лица, хотя формально и отнесенную ГК РФ к классу некоммерческих унитарных организаций, но обладающую всеми необходимыми признаками некоммерческой корпорации. Для повышения эффективности деятельности АНО, обеспечения стабильности гражданского оборота и реализации принципа справедливости целесообразно внести в закон диспозитивную норму о пропорциональном соотношении объема управленческих прав учредителей АНО с размерами внесенных ими имущественных взносов, а также законодательно урегулировать оборот данных прав ("долей участия"), завершив тем самым трансформацию АНО в "некоммерческое общество с ограниченной ответственностью". Впредь до корректировки ГК РФ и Закона об НКО при отсутствии специальных норм закона, определяющих содержание прав и обязанностей учредителя АНО, к отношениям между учредителями и АНО следует применять нормы ст. 65.2 ГК РФ о правах и обязанностях участников корпорации по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).
(Цепов Г.В.)
("Закон", 2025, N 1)Автор рассматривает автономную некоммерческую организацию (АНО) как организационно-правовую форму юридического лица, хотя формально и отнесенную ГК РФ к классу некоммерческих унитарных организаций, но обладающую всеми необходимыми признаками некоммерческой корпорации. Для повышения эффективности деятельности АНО, обеспечения стабильности гражданского оборота и реализации принципа справедливости целесообразно внести в закон диспозитивную норму о пропорциональном соотношении объема управленческих прав учредителей АНО с размерами внесенных ими имущественных взносов, а также законодательно урегулировать оборот данных прав ("долей участия"), завершив тем самым трансформацию АНО в "некоммерческое общество с ограниченной ответственностью". Впредь до корректировки ГК РФ и Закона об НКО при отсутствии специальных норм закона, определяющих содержание прав и обязанностей учредителя АНО, к отношениям между учредителями и АНО следует применять нормы ст. 65.2 ГК РФ о правах и обязанностях участников корпорации по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ).
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@
(ред. от 25.07.2025)
"Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59872)43. Листы А, Б, В, Г, Д формы заявления заполняются в отношении учредителя хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, единственного учредителя акционерного общества, учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения, государственной корпорации, публично-правовой компании, общественной организации, общественного движения, ассоциации (союза), нотариальной палаты, адвокатской палаты, адвокатского образования, являющегося юридическим лицом, казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, общественно полезного фонда, личного фонда, автономной некоммерческой организации, религиозной организации.
(ред. от 25.07.2025)
"Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2020 N 59872)43. Листы А, Б, В, Г, Д формы заявления заполняются в отношении учредителя хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, единственного учредителя акционерного общества, учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения, государственной корпорации, публично-правовой компании, общественной организации, общественного движения, ассоциации (союза), нотариальной палаты, адвокатской палаты, адвокатского образования, являющегося юридическим лицом, казачьего общества, внесенного в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, общественно полезного фонда, личного фонда, автономной некоммерческой организации, религиозной организации.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.11.2014 N 30-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 18 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", пункта 2 части 3 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в связи с жалобой открытого акционерного общества "Сбербанк России"В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
"По делу о проверке конституционности положений статьи 18 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", пункта 2 части 3 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в связи с жалобой открытого акционерного общества "Сбербанк России"В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
Статья: Цифровая экосистема как способ ведения предпринимательской деятельности: юридический взгляд
(Бурова А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)<17> Например, "Авито" и Wildberries относятся к экосистемам в ранее упомянутых отчетах Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара и АНО "Цифровая экономика".
(Бурова А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)<17> Например, "Авито" и Wildberries относятся к экосистемам в ранее упомянутых отчетах Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара и АНО "Цифровая экономика".
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- нарушение истцом запрета, предусмотренного ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (например: "истец, являясь соучредителем и руководителем ООО "***", не указал сведения о своей предпринимательской деятельности, об участии в управлении коммерческой организацией и об имуществе - владении долей в уставном капитале общества. В дальнейшем истец также не отразил указанные сведения в соответствующих справках... не предпринимал в течение двух лет действий по выходу из органов управления коммерческой организации до ликвидации ООО "***" налоговыми органами" <18>). Так, "прокуратурой было установлено, что истец согласно выписке из ЕГРЮЛ являлся одним из учредителей автономной некоммерческой организации (АНО) "***" и входил в состав высшего органа управления АНО - Правления. Таким образом, будучи государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, истец длительное время напрямую нарушал вышеназванный запрет, предусмотренный ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". Сведения об этом своему работодателю истец не сообщал, что не отрицал в судебном заседании. Даже если его деятельность в АНО была безвозмездной, он должен был сообщить о таковой своему нанимателю, чего не сделал. Довод истца о том, что в *** областной Думе не был утвержден порядок подобного рода сообщений, не принимается судом во внимание. В силу ст. 10 ГК РФ добросовестность и разумность действий участников гражданских правоотношений предполагается. Особый статус государственного гражданского служащего предполагает соблюдение им всех ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законом, в том порядке, как это прописано в законе" <19>. На основании того, что истец "является учредителем фонда, в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014, 2015, 2016 гг. в подразд. 5.1 "Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах" разд. 5 "Сведения о ценных бумагах" и не указал свое участие в благотворительном фонде, суд приходит к выводу, что совершенный истцом проступок является коррупционным правонарушением, ответственность за которое наступает вне зависимости от степени его тяжести или причиненного ущерба <20>;
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)- нарушение истцом запрета, предусмотренного ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (например: "истец, являясь соучредителем и руководителем ООО "***", не указал сведения о своей предпринимательской деятельности, об участии в управлении коммерческой организацией и об имуществе - владении долей в уставном капитале общества. В дальнейшем истец также не отразил указанные сведения в соответствующих справках... не предпринимал в течение двух лет действий по выходу из органов управления коммерческой организации до ликвидации ООО "***" налоговыми органами" <18>). Так, "прокуратурой было установлено, что истец согласно выписке из ЕГРЮЛ являлся одним из учредителей автономной некоммерческой организации (АНО) "***" и входил в состав высшего органа управления АНО - Правления. Таким образом, будучи государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, истец длительное время напрямую нарушал вышеназванный запрет, предусмотренный ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ". Сведения об этом своему работодателю истец не сообщал, что не отрицал в судебном заседании. Даже если его деятельность в АНО была безвозмездной, он должен был сообщить о таковой своему нанимателю, чего не сделал. Довод истца о том, что в *** областной Думе не был утвержден порядок подобного рода сообщений, не принимается судом во внимание. В силу ст. 10 ГК РФ добросовестность и разумность действий участников гражданских правоотношений предполагается. Особый статус государственного гражданского служащего предполагает соблюдение им всех ограничений и запретов, предусмотренных федеральным законом, в том порядке, как это прописано в законе" <19>. На основании того, что истец "является учредителем фонда, в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014, 2015, 2016 гг. в подразд. 5.1 "Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах" разд. 5 "Сведения о ценных бумагах" и не указал свое участие в благотворительном фонде, суд приходит к выводу, что совершенный истцом проступок является коррупционным правонарушением, ответственность за которое наступает вне зависимости от степени его тяжести или причиненного ущерба <20>;
Готовое решение: Как заполнить заявление о госрегистрации юрлица при создании по форме N Р11001
(КонсультантПлюс, 2025)Листы А, Б, В, Г, Д формы заявления необходимо заполнить в отношении учредителя хозяйственного товарищества, ООО, единственного учредителя АО, учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения, госкорпорации, публично-правовой компании, общественной организации, общественного движения, ассоциации (союза), нотариальной или адвокатской палаты, адвокатского образования, являющегося юрлицом, казачьего общества, внесенного в госреестр казачьих обществ в РФ, общины коренных малочисленных народов РФ, общественно полезного или личного фонда, автономной некоммерческой организации, религиозной организации (п. 43 Требований к документам при регистрации юрлиц).
(КонсультантПлюс, 2025)Листы А, Б, В, Г, Д формы заявления необходимо заполнить в отношении учредителя хозяйственного товарищества, ООО, единственного учредителя АО, учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения, госкорпорации, публично-правовой компании, общественной организации, общественного движения, ассоциации (союза), нотариальной или адвокатской палаты, адвокатского образования, являющегося юрлицом, казачьего общества, внесенного в госреестр казачьих обществ в РФ, общины коренных малочисленных народов РФ, общественно полезного или личного фонда, автономной некоммерческой организации, религиозной организации (п. 43 Требований к документам при регистрации юрлиц).
Готовое решение: Как заполнить заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице по форме N Р13014
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: листы В, Г, Д, Е, Ж заполняются в отношении участника хозяйственного товарищества, ООО, хозяйственного партнерства, единственного акционера АО, участника (члена) крестьянского (фермерского) хозяйства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, учредителя государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения, госкорпорации, публично-правовой компании, общественной организации, общественного движения, ассоциации (союза), нотариальной палаты, адвокатской палаты, адвокатского образования, являющегося юрлицом, казачьего общества, внесенного в госреестр казачьих обществ в РФ, общины коренных малочисленных народов РФ, общественно полезного фонда, личного фонда, автономной некоммерческой организации, религиозной организации (п. 93 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: листы В, Г, Д, Е, Ж заполняются в отношении участника хозяйственного товарищества, ООО, хозяйственного партнерства, единственного акционера АО, участника (члена) крестьянского (фермерского) хозяйства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, учредителя государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения, госкорпорации, публично-правовой компании, общественной организации, общественного движения, ассоциации (союза), нотариальной палаты, адвокатской палаты, адвокатского образования, являющегося юрлицом, казачьего общества, внесенного в госреестр казачьих обществ в РФ, общины коренных малочисленных народов РФ, общественно полезного фонда, личного фонда, автономной некоммерческой организации, религиозной организации (п. 93 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган).
Статья: К вопросу о смене учредителя некоммерческой организации и формировании достоверной и необходимой информации в Едином государственном реестре юридических лиц
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)2. Приведенное правило ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ, как и ст. 15 Закона о НКО стали в настоящее время непригодными для некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций в связи с тем, что налоговые органы со ссылкой на п. 43 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@ <14> (зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2020, регистрационный номер 59872), отмечают, что сведения об учредителях юридического лица представляются в отношении учредителя хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, единственного учредителя акционерного общества, учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения (см.: письмо ФНС России от 25 января 2021 г. N КВ-19-14/26@) <15>. Таким образом, в отношении всех остальных некоммерческих организаций указанные сведения не вносятся в ЕГРЮЛ. Внести изменения и зафиксировать смену учредителя в ЕГРЮЛ возможно только в отношении указанных жилищного накопительного кооператива и учреждения (частного, благотворительного и общественного) (по сути, выведенных из-под действия Закона о НКО (кроме частного учреждения), не проходящих специальный порядок государственной регистрации), либо в отношении тех некоммерческих организаций, которые были созданы в период, когда еще вносились данные об учредителях в ЕГРЮЛ. Также ФНС России в своем письме от 24 марта 2023 г. N КВ-3-14/4142@ указала, что сведения об учредителях (членах) организаций, не указанных в п. 43 названных выше Требований, в регистрационном деле юридического лица не содержатся и не могут быть предоставлены <16>. Здесь закономерно возникает вопрос: если выход участника более не оформляется через его волеизъявления и подачу заявления в регистрирующий орган, то почему тогда законодатель не определил иной момент выхода из состава учредителей (членов) некоммерческих организаций помимо внесения записи в ЕГРЮЛ?
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)2. Приведенное правило ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ, как и ст. 15 Закона о НКО стали в настоящее время непригодными для некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций в связи с тем, что налоговые органы со ссылкой на п. 43 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 31 августа 2020 г. N ЕД-7-14/617@ <14> (зарегистрирован в Минюсте России 15.09.2020, регистрационный номер 59872), отмечают, что сведения об учредителях юридического лица представляются в отношении учредителя хозяйственного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, единственного учредителя акционерного общества, учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного кооператива, жилищного накопительного кооператива, государственного или муниципального унитарного предприятия, учреждения (см.: письмо ФНС России от 25 января 2021 г. N КВ-19-14/26@) <15>. Таким образом, в отношении всех остальных некоммерческих организаций указанные сведения не вносятся в ЕГРЮЛ. Внести изменения и зафиксировать смену учредителя в ЕГРЮЛ возможно только в отношении указанных жилищного накопительного кооператива и учреждения (частного, благотворительного и общественного) (по сути, выведенных из-под действия Закона о НКО (кроме частного учреждения), не проходящих специальный порядок государственной регистрации), либо в отношении тех некоммерческих организаций, которые были созданы в период, когда еще вносились данные об учредителях в ЕГРЮЛ. Также ФНС России в своем письме от 24 марта 2023 г. N КВ-3-14/4142@ указала, что сведения об учредителях (членах) организаций, не указанных в п. 43 названных выше Требований, в регистрационном деле юридического лица не содержатся и не могут быть предоставлены <16>. Здесь закономерно возникает вопрос: если выход участника более не оформляется через его волеизъявления и подачу заявления в регистрирующий орган, то почему тогда законодатель не определил иной момент выхода из состава учредителей (членов) некоммерческих организаций помимо внесения записи в ЕГРЮЛ?