Может ли госслужащий быть членом избирательной комиссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Может ли госслужащий быть членом избирательной комиссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Формирование единой системы публичной власти в России как вектор новой конституционности
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)А уже 14 июля 2022 года Президент РФ подписал Федеральный закон N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" <36>, называемый также Законом об иноагентах, который с 1 декабря 2022 года вступил в силу. Иноагенты - это лица, получившие иностранную поддержку или находящиеся под иностранным влиянием в других формах. Теперь для признания иноагентом обязательно фактическое иностранное финансирование. Деятельность иностранного агента должна быть связана с политикой, сбором сведений в области военной и военно-технической деятельности страны, распространением сообщений и материалов, рассчитанных на неограниченный круг лиц или участием в их создании. При этом определен перечень тех, кто не признается иноагентом. Это органы власти, государственные компании, религиозные организации, политические партии, объединения работодателей, торгово-промышленные палаты. Всех иноагентов заносят в один реестр. Кроме того, ведется также реестр лиц, аффилированных с иностранными агентами. На них, правда, не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов. Исключить из реестра могут за отсутствие соответствующей деятельности в течение года до подачи иностранным агентом заявления об исключении. Иностранные агенты не могут быть государственными служащими, членами избирательных комиссий (которых, к слову, уже выявила у себя ЦИК РФ <37>) и совещательных органов при органах власти, не могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, а также организовывать публичные мероприятия, проводить просветительскую деятельность с несовершеннолетними, не могут преподавать в государственных образовательных организациях, участвовать в госзакупках, получать государственную финансовую поддержку, применять упрощенную систему налогообложения.
(Аристов Е.В., Щепетильников В.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)А уже 14 июля 2022 года Президент РФ подписал Федеральный закон N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" <36>, называемый также Законом об иноагентах, который с 1 декабря 2022 года вступил в силу. Иноагенты - это лица, получившие иностранную поддержку или находящиеся под иностранным влиянием в других формах. Теперь для признания иноагентом обязательно фактическое иностранное финансирование. Деятельность иностранного агента должна быть связана с политикой, сбором сведений в области военной и военно-технической деятельности страны, распространением сообщений и материалов, рассчитанных на неограниченный круг лиц или участием в их создании. При этом определен перечень тех, кто не признается иноагентом. Это органы власти, государственные компании, религиозные организации, политические партии, объединения работодателей, торгово-промышленные палаты. Всех иноагентов заносят в один реестр. Кроме того, ведется также реестр лиц, аффилированных с иностранными агентами. На них, правда, не распространяются требования и ограничения, установленные для иностранных агентов. Исключить из реестра могут за отсутствие соответствующей деятельности в течение года до подачи иностранным агентом заявления об исключении. Иностранные агенты не могут быть государственными служащими, членами избирательных комиссий (которых, к слову, уже выявила у себя ЦИК РФ <37>) и совещательных органов при органах власти, не могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, а также организовывать публичные мероприятия, проводить просветительскую деятельность с несовершеннолетними, не могут преподавать в государственных образовательных организациях, участвовать в госзакупках, получать государственную финансовую поддержку, применять упрощенную систему налогообложения.
Ситуация: Как физическое лицо может быть признано иностранным агентом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Включение лица в реестр влечет наложение него ряда ограничений. Так, например, физическое лицо не может замещать должности в органах публичной власти, в том числе выборные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии и комиссии референдума. Кроме того, ему может быть отказано в допуске к государственной тайне. Также не допускаются распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента и реклама такого информационного ресурса (ч. 1, 2, 20 ст. 11 Закона N 255-ФЗ; ч. 1 ст. 22 Закона от 21.07.1993 N 5485-1; ч. 10.5 ст. 5, п. 12 ст. 7 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ; ч. 10 ст. 4 Закона от 27.12.1991 N 2124-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Включение лица в реестр влечет наложение него ряда ограничений. Так, например, физическое лицо не может замещать должности в органах публичной власти, в том числе выборные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии и комиссии референдума. Кроме того, ему может быть отказано в допуске к государственной тайне. Также не допускаются распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента и реклама такого информационного ресурса (ч. 1, 2, 20 ст. 11 Закона N 255-ФЗ; ч. 1 ст. 22 Закона от 21.07.1993 N 5485-1; ч. 10.5 ст. 5, п. 12 ст. 7 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ; ч. 10 ст. 4 Закона от 27.12.1991 N 2124-1).
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.07.2022 N 255-ФЗ
(ред. от 21.04.2025)
"О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Физическое лицо, включенное в реестр, не может замещать должности в органах публичной власти, в том числе выборные должности, должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума, представителем общественности в квалификационных коллегиях судей, а также входить в органы управления государственных корпораций.
(ред. от 21.04.2025)
"О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Физическое лицо, включенное в реестр, не может замещать должности в органах публичной власти, в том числе выборные должности, должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума, представителем общественности в квалификационных коллегиях судей, а также входить в органы управления государственных корпораций.
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы АО.
Допустимо ли устанавливать дополнительные требования к кандидатам в совет директоров АО
(КонсультантПлюс, 2025)Из содержания пункта 5 Положения о Совете директоров Общества следует, что членами Совета директоров Общества не могут быть: государственные служащие; члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, работающие в комиссии на постоянной (штатной) основе, члены иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, работающие в комиссии на постоянной (штатной) основе; военнослужащие и гражданский персонал федеральной службы безопасности; прокурорские работники, иные лица, указанные в федеральном законе (милиция, военнослужащие, члены правительства, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, судьи, мировые судьи и т.д.); лица, не имеющие высшего образования и опыта работы на руководящей должности в отрасли 10 (десять) лет или в Обществе 5 (пять) лет; лица, занимающие должности единоличного исполнительного органа, либо являющиеся членом совета директоров (наблюдательного совета) или членом коллегиального исполнительного органа (правления), либо обладающие более чем 5 процентами акций/долей в уставном капитале хозяйственных обществ или товариществ, осуществляющих деятельность, аналогичную деятельности Общества.
Допустимо ли устанавливать дополнительные требования к кандидатам в совет директоров АО
(КонсультантПлюс, 2025)Из содержания пункта 5 Положения о Совете директоров Общества следует, что членами Совета директоров Общества не могут быть: государственные служащие; члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также члены избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, работающие в комиссии на постоянной (штатной) основе, члены иной избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, работающие в комиссии на постоянной (штатной) основе; военнослужащие и гражданский персонал федеральной службы безопасности; прокурорские работники, иные лица, указанные в федеральном законе (милиция, военнослужащие, члены правительства, члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, судьи, мировые судьи и т.д.); лица, не имеющие высшего образования и опыта работы на руководящей должности в отрасли 10 (десять) лет или в Обществе 5 (пять) лет; лица, занимающие должности единоличного исполнительного органа, либо являющиеся членом совета директоров (наблюдательного совета) или членом коллегиального исполнительного органа (правления), либо обладающие более чем 5 процентами акций/долей в уставном капитале хозяйственных обществ или товариществ, осуществляющих деятельность, аналогичную деятельности Общества.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Так, в соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, "физическое лицо, включенное в реестр, не может быть назначено на должности в органах публичной власти, в том числе замещать должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума".
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Так, в соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием, "физическое лицо, включенное в реестр, не может быть назначено на должности в органах публичной власти, в том числе замещать должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума".