Мошенничество при кредите онлайн
Подборка наиболее важных документов по запросу Мошенничество при кредите онлайн (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 18.04.2024 по делу N 33-2916/2024 (УИД 42RS0033-01-2023-001922-85)
Категория спора: Кредит.
Требования заемщика: 1) О признании кредитного договора недействительным; 2) О взыскании денежных средств; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О взыскании штрафа.
Обстоятельства: Кредитные средства были предоставлены не истцу, а неустановленному лицу, действовавшему от его имени, в результате мошеннических действий.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано; 4) Отказано.Из имеющихся в материалах уголовного дела показаний потерпевшего К.С. следует, что 11.09.2020 в 14-57 час. ему на сотовый телефон абонентский номер "Билайн" +N поступил звонок с номера +N, звонившая представилась специалистом Сбербанка, выяснила, осуществлял ли он вход в систему "Сбербанк Онлайн", сообщила, что в его личный кабинет заходили мошенники, для дальнейшего разбирательства она перенаправила его к другому специалисту. Связь прервалась, но в 15-14 час. ему на телефон поступил звонок с другого номера +N, звонивший сообщил, что был осуществлен вход в его приложение ПАО Сбербанк и на него пытались оформить кредит, в настоящее время заявка на кредит активна и ему нужно самому оформить кредит, а дальше предоставить свои реквизиты для перечисления денежных средств, чтобы определить мошенников. В процессе разговора его просили войти в приложение "Сбербанк Онлайн", далее он следовал указаниям звонившего. В дальнейшем по телефону его уверили, что после поступления кредита он сразу же его погасит этими же деньгами. После психологического воздействия с переключением звонков от звонившего на иных специалистов, которые должны были установить двойную защиту, мошенники путем обмана убедили клиента К.С. в необходимости выполнения их указаний и передаче им ПИН-кодов, поступающих с номера N.
Категория спора: Кредит.
Требования заемщика: 1) О признании кредитного договора недействительным; 2) О взыскании денежных средств; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О взыскании штрафа.
Обстоятельства: Кредитные средства были предоставлены не истцу, а неустановленному лицу, действовавшему от его имени, в результате мошеннических действий.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано; 4) Отказано.Из имеющихся в материалах уголовного дела показаний потерпевшего К.С. следует, что 11.09.2020 в 14-57 час. ему на сотовый телефон абонентский номер "Билайн" +N поступил звонок с номера +N, звонившая представилась специалистом Сбербанка, выяснила, осуществлял ли он вход в систему "Сбербанк Онлайн", сообщила, что в его личный кабинет заходили мошенники, для дальнейшего разбирательства она перенаправила его к другому специалисту. Связь прервалась, но в 15-14 час. ему на телефон поступил звонок с другого номера +N, звонивший сообщил, что был осуществлен вход в его приложение ПАО Сбербанк и на него пытались оформить кредит, в настоящее время заявка на кредит активна и ему нужно самому оформить кредит, а дальше предоставить свои реквизиты для перечисления денежных средств, чтобы определить мошенников. В процессе разговора его просили войти в приложение "Сбербанк Онлайн", далее он следовал указаниям звонившего. В дальнейшем по телефону его уверили, что после поступления кредита он сразу же его погасит этими же деньгами. После психологического воздействия с переключением звонков от звонившего на иных специалистов, которые должны были установить двойную защиту, мошенники путем обмана убедили клиента К.С. в необходимости выполнения их указаний и передаче им ПИН-кодов, поступающих с номера N.
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 16.05.2024 по делу N 33-1077/2024 (УИД 75RS0010-01-2023-001033-42)
Категория спора: Кредит.
Требования заемщика: О признании кредитных договоров недействительными.
Обстоятельства: Банк в полном объеме исполнил свои обязательства по кредитным договорам, предоставил истцу кредитные денежные средства, которые были перечислены и находились на счете истца, истец пользовался денежными средствами, совершал операции с ними, при этом доказательств заключения оспариваемых кредитных договоров с пороком воли суду представлено не было.
Решение: Отказано.Доводы истца, что действия по заявке на кредитный продукт, заключению договоров по оформлению кредитов через систему "Сбербанк Онлайн" путем использования логина, постоянного и одноразового паролей являющегося аналогом собственноручной подписи клиента, также вход в систему "Сбербанк Онлайн" им не подтверждались смс-паролем опровергаются сведениями из протокола проведения операций в автоматизированной системе "Сбербанк-Онлайн", скиншотов с телефона истца, его пояснениями в суде апелляционной инстанции, однако эти обстоятельства не свидетельствуют о том, что в отношении истца не были совершены мошеннические действия. Вместе с тем, денежные средства были похищены в "Хоум кредит энд Финанс Банк".
Категория спора: Кредит.
Требования заемщика: О признании кредитных договоров недействительными.
Обстоятельства: Банк в полном объеме исполнил свои обязательства по кредитным договорам, предоставил истцу кредитные денежные средства, которые были перечислены и находились на счете истца, истец пользовался денежными средствами, совершал операции с ними, при этом доказательств заключения оспариваемых кредитных договоров с пороком воли суду представлено не было.
Решение: Отказано.Доводы истца, что действия по заявке на кредитный продукт, заключению договоров по оформлению кредитов через систему "Сбербанк Онлайн" путем использования логина, постоянного и одноразового паролей являющегося аналогом собственноручной подписи клиента, также вход в систему "Сбербанк Онлайн" им не подтверждались смс-паролем опровергаются сведениями из протокола проведения операций в автоматизированной системе "Сбербанк-Онлайн", скиншотов с телефона истца, его пояснениями в суде апелляционной инстанции, однако эти обстоятельства не свидетельствуют о том, что в отношении истца не были совершены мошеннические действия. Вместе с тем, денежные средства были похищены в "Хоум кредит энд Финанс Банк".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О регулировании отношений по заключению договоров о выдаче потребительских кредитов (займов), в том числе онлайн, и мерах по предотвращению совершения мошеннических действий в части их получения.
(Письмо Минфина России от 18.04.2024 N 05-06-11/36267)Вопрос: О регулировании отношений по заключению договоров о выдаче потребительских кредитов (займов), в том числе онлайн, и мерах по предотвращению совершения мошеннических действий в части их получения.
(Письмо Минфина России от 18.04.2024 N 05-06-11/36267)Вопрос: О регулировании отношений по заключению договоров о выдаче потребительских кредитов (займов), в том числе онлайн, и мерах по предотвращению совершения мошеннических действий в части их получения.
Ситуация: Что делать гражданину, чтобы на его имя мошенники не взяли кредит (заем), и что предпринять, если это случилось?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рассмотрим возможные действия гражданина на следующем примере оформления мошенниками договора потребительского кредита (займа) на его имя. Договор заключен путем введения в личном кабинете гражданина в онлайн-банке кодов из СМС, поступивших на его телефон. Такое оформление признается кредиторами достаточным для подтверждения действительности волеизъявления заемщика на получение кредита (займа). При этом мошенники обманным путем получают доступ к таким СМС (к телефону гражданина) (Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.08.2025 N 75-КГ25-1-К3, от 29.08.2023 N 9-КГ23-10-К1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рассмотрим возможные действия гражданина на следующем примере оформления мошенниками договора потребительского кредита (займа) на его имя. Договор заключен путем введения в личном кабинете гражданина в онлайн-банке кодов из СМС, поступивших на его телефон. Такое оформление признается кредиторами достаточным для подтверждения действительности волеизъявления заемщика на получение кредита (займа). При этом мошенники обманным путем получают доступ к таким СМС (к телефону гражданина) (Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.08.2025 N 75-КГ25-1-К3, от 29.08.2023 N 9-КГ23-10-К1).
Нормативные акты
"Основные направления повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2025 - 2027 годов"
(утв. Советом директоров Банка России 24.12.2024)Еще одним направлением задачи повышения защищенности граждан от действий кибермошенников является повышение безопасности при предоставлении кредита (займа) онлайн, так как рост доступности финансовых услуг и переход на их дистанционное получение создает риски мошенничества при получении потребительских займов (кредитов) третьими лицами с использованием методов социальной инженерии. Совершенствование процедур идентификации и антифрод-процедур в микрофинансовых организациях также будет способствовать повышению защищенности граждан от мошеннических действий.
(утв. Советом директоров Банка России 24.12.2024)Еще одним направлением задачи повышения защищенности граждан от действий кибермошенников является повышение безопасности при предоставлении кредита (займа) онлайн, так как рост доступности финансовых услуг и переход на их дистанционное получение создает риски мошенничества при получении потребительских займов (кредитов) третьими лицами с использованием методов социальной инженерии. Совершенствование процедур идентификации и антифрод-процедур в микрофинансовых организациях также будет способствовать повышению защищенности граждан от мошеннических действий.
"Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2023 - 2025 годов"
(одобрены Советом директоров Банка России 22.05.2023)- Повышение безопасности при предоставлении кредита (займа) онлайн. Рост доступности финансовых услуг и переход на дистанционные каналы их получения создают существенные риски развития практик мошенничества при получении потребительских займов (кредитов) третьими лицами с использованием методов социальной инженерии. Для снижения указанных рисков планируется реализовать механизм, предусматривающий право гражданина установить (снять) в своей кредитной истории запрет на заключение с ним договора потребительского займа (кредита) путем подачи в любую кредитную организацию или квалифицированное бюро кредитных историй соответствующего заявления.
(одобрены Советом директоров Банка России 22.05.2023)- Повышение безопасности при предоставлении кредита (займа) онлайн. Рост доступности финансовых услуг и переход на дистанционные каналы их получения создают существенные риски развития практик мошенничества при получении потребительских займов (кредитов) третьими лицами с использованием методов социальной инженерии. Для снижения указанных рисков планируется реализовать механизм, предусматривающий право гражданина установить (снять) в своей кредитной истории запрет на заключение с ним договора потребительского займа (кредита) путем подачи в любую кредитную организацию или квалифицированное бюро кредитных историй соответствующего заявления.
Статья: Киберпреступления, связанные с электронными картами, и банковское мошенничество
(Ашмика Агравал)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 1)В этой статье автор рассмотрит распространенные случаи мошенничества в онлайн-банкинге и новые виды мошенничества. Кроме того, будут описаны различные типы карт, их важность, использование, технологии, вопросы безопасности, меры защиты, правила, стандарты и правовые вопросы, связанные с их использованием. Также автор предлагает некоторые рекомендации по сокращению случаев мошенничества в банковском секторе в будущем.
(Ашмика Агравал)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 1)В этой статье автор рассмотрит распространенные случаи мошенничества в онлайн-банкинге и новые виды мошенничества. Кроме того, будут описаны различные типы карт, их важность, использование, технологии, вопросы безопасности, меры защиты, правила, стандарты и правовые вопросы, связанные с их использованием. Также автор предлагает некоторые рекомендации по сокращению случаев мошенничества в банковском секторе в будущем.
Статья: Микрокредиты: обзор судов за 2020 год
(Демидова И.)
("Административное право", 2021, N 1)Однако нередки случаи, когда посторонние люди от имени гражданина заключают договор с микрозаймовой организацией, тем более что большинство договоров займов заключается без присутствия человека, онлайн, в Интернете.
(Демидова И.)
("Административное право", 2021, N 1)Однако нередки случаи, когда посторонние люди от имени гражданина заключают договор с микрозаймовой организацией, тем более что большинство договоров займов заключается без присутствия человека, онлайн, в Интернете.
Статья: Правовое содержание мошенничества в сфере потребительского кредитования
(Пятов М.Л., Ковалев В.В., Татаренко Т.Г.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 2; 2025, N 1)На квалификацию подписанных потерпевшим гражданином документов кредитного договора как результата совершенного обманувшими его мошенниками преступления не должно влиять и отсутствие нарушения законодательства в действиях работников банка. Добросовестные и законопослушные работники банка, оформляющие в таких случаях документы кредитного договора и выдающие потерпевшему (или переводящие на счет потерпевшего) денежные средства, также становятся жертвами мошеннического обмана. Убеждая потерпевшего явиться в банк и оформить документы кредитного договора или сделать это дистанционно в онлайн-режиме, мошенники внушают ему якобы в интересах следствия, служб безопасности и т.п. никак не выдавать себя перед сотрудниками банка. Поэтому обманутый мошенниками гражданин, наоборот, старается вести себя в банке так, чтобы не вызвать ни малейших сомнений в подлинности своих намерений получить кредит.
(Пятов М.Л., Ковалев В.В., Татаренко Т.Г.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 2; 2025, N 1)На квалификацию подписанных потерпевшим гражданином документов кредитного договора как результата совершенного обманувшими его мошенниками преступления не должно влиять и отсутствие нарушения законодательства в действиях работников банка. Добросовестные и законопослушные работники банка, оформляющие в таких случаях документы кредитного договора и выдающие потерпевшему (или переводящие на счет потерпевшего) денежные средства, также становятся жертвами мошеннического обмана. Убеждая потерпевшего явиться в банк и оформить документы кредитного договора или сделать это дистанционно в онлайн-режиме, мошенники внушают ему якобы в интересах следствия, служб безопасности и т.п. никак не выдавать себя перед сотрудниками банка. Поэтому обманутый мошенниками гражданин, наоборот, старается вести себя в банке так, чтобы не вызвать ни малейших сомнений в подлинности своих намерений получить кредит.
Статья: Квалификация хищения путем дистанционного оформления кредита от чужого имени
(Архипов А.В.)
("Уголовное право", 2023, N 3)Статья посвящена проблеме квалификации хищений, совершаемых путем дистанционного оформления и получения кредита с помощью соответствующих мобильных приложений (Сбербанк-Онлайн, Телебанк и др.). Обсуждаются вопросы о том, кто является потерпевшим от таких хищений и по какой статье УК РФ надлежит квалифицировать действия лиц, их совершивших. Обосновывается вывод о том, что потерпевшим от таких хищений надлежит признавать банк, а квалифицировать действия виновного в зависимости от обстоятельств дела либо как "классическое" мошенничество, либо как кражу с банковского счета в зависимости от того, вводится виновным в заблуждение сотрудник банка или же при оформлении маскирующего мошенничество кредита поданная через личный кабинет заявка обрабатывается специальной компьютерной программой в автоматическом режиме и никакие дополнительные сведения и документы банком не запрашиваются.
(Архипов А.В.)
("Уголовное право", 2023, N 3)Статья посвящена проблеме квалификации хищений, совершаемых путем дистанционного оформления и получения кредита с помощью соответствующих мобильных приложений (Сбербанк-Онлайн, Телебанк и др.). Обсуждаются вопросы о том, кто является потерпевшим от таких хищений и по какой статье УК РФ надлежит квалифицировать действия лиц, их совершивших. Обосновывается вывод о том, что потерпевшим от таких хищений надлежит признавать банк, а квалифицировать действия виновного в зависимости от обстоятельств дела либо как "классическое" мошенничество, либо как кражу с банковского счета в зависимости от того, вводится виновным в заблуждение сотрудник банка или же при оформлении маскирующего мошенничество кредита поданная через личный кабинет заявка обрабатывается специальной компьютерной программой в автоматическом режиме и никакие дополнительные сведения и документы банком не запрашиваются.
Статья: ИБ и закон
(Ференец В.)
("Банковское обозрение", 2024, N 3)- ускорить взаимодействие между банками, ведь нередко мошенники убеждают жертву оформить кредит в другом банке, который еще не в курсе того, для чего на самом деле оформляется кредит;
(Ференец В.)
("Банковское обозрение", 2024, N 3)- ускорить взаимодействие между банками, ведь нередко мошенники убеждают жертву оформить кредит в другом банке, который еще не в курсе того, для чего на самом деле оформляется кредит;
Статья: Успешная схема мошенников по отъему жилья без нашего участия
(Тарасенко И.М.)
("Жилищное право", 2025, N 3)Он позволит защитить вас от мошенников, которые могут завладеть вашими паспортными данными или даже оригиналом паспорта и других документов. Такие случаи, по данным экспертов Роскачества, становятся все более частыми: мошенники используют утерянные или украденные паспорта и смартфоны, а также копии документов и паспортные данные из слитых баз. Больше других от таких схем страдают пожилые люди, которые сами сообщают свои данные злоумышленникам по телефону и в соцсетях или переходят по фишинговым ссылкам в сообщениях. Мошенники научились подделывать сканы документов и даже фото и видео с паспортом в руках, которое требуют некоторые банки и МФО при оформлении кредита онлайн. Иногда в таких схемах участвуют сами сотрудники банков, которые вступают в сговор с преступниками, а оспорить выдачу кредита бывает очень сложно.
(Тарасенко И.М.)
("Жилищное право", 2025, N 3)Он позволит защитить вас от мошенников, которые могут завладеть вашими паспортными данными или даже оригиналом паспорта и других документов. Такие случаи, по данным экспертов Роскачества, становятся все более частыми: мошенники используют утерянные или украденные паспорта и смартфоны, а также копии документов и паспортные данные из слитых баз. Больше других от таких схем страдают пожилые люди, которые сами сообщают свои данные злоумышленникам по телефону и в соцсетях или переходят по фишинговым ссылкам в сообщениях. Мошенники научились подделывать сканы документов и даже фото и видео с паспортом в руках, которое требуют некоторые банки и МФО при оформлении кредита онлайн. Иногда в таких схемах участвуют сами сотрудники банков, которые вступают в сговор с преступниками, а оспорить выдачу кредита бывает очень сложно.
Статья: "Самозапрет" и "период охлаждения" - новые понятия в кредитовании
(Рубанова М.П.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)Спецификой механизма самозапрета является возможность наложения запрета лишь на те виды кредитования, на которые, как установлено Центробанком, в 2024 г. приходится наибольший объем хищений денежных средств, а именно - на операции, связанные с использованием систем дистанционного банковского обслуживания <6>. Таким образом, граждане ограничивают для себя возможность получения кредитов в онлайн-формате, что сохраняет для них возможность получения кредита в тех случаях, когда они посетят банк, представляя документ, удостоверяющий личность. Это совпадает с позиционированием Банком России самозапрета (самоограничения) в дистанционном заключении договоров кредитования как нового инструмента самозащиты от кредитного мошенничества <7>, поскольку позволяет ограничить злоумышленников, которые используют методы социальной инженерии и вредоносные программы для несанкционированного доступа к денежным средствам на счетах физических лиц, в возможности распоряжаться данными финансовыми ресурсами без уведомления владельцев мобильного устройства о совершении операций по переводу денежных средств.
(Рубанова М.П.)
("Предпринимательское право", 2025, N 3)Спецификой механизма самозапрета является возможность наложения запрета лишь на те виды кредитования, на которые, как установлено Центробанком, в 2024 г. приходится наибольший объем хищений денежных средств, а именно - на операции, связанные с использованием систем дистанционного банковского обслуживания <6>. Таким образом, граждане ограничивают для себя возможность получения кредитов в онлайн-формате, что сохраняет для них возможность получения кредита в тех случаях, когда они посетят банк, представляя документ, удостоверяющий личность. Это совпадает с позиционированием Банком России самозапрета (самоограничения) в дистанционном заключении договоров кредитования как нового инструмента самозащиты от кредитного мошенничества <7>, поскольку позволяет ограничить злоумышленников, которые используют методы социальной инженерии и вредоносные программы для несанкционированного доступа к денежным средствам на счетах физических лиц, в возможности распоряжаться данными финансовыми ресурсами без уведомления владельцев мобильного устройства о совершении операций по переводу денежных средств.
Информация: Противодействие кредитному мошенничеству: инициативы Банка России
("Официальный сайт Банка России", 2024)Инициатива предусматривает, что банки будут проверять заявку на кредит на наличие признаков мошеннических действий. Если банк заподозрит, что человек оформляет кредит под воздействием злоумышленников, он должен будет предупредить об этом заемщика.
("Официальный сайт Банка России", 2024)Инициатива предусматривает, что банки будут проверять заявку на кредит на наличие признаков мошеннических действий. Если банк заподозрит, что человек оформляет кредит под воздействием злоумышленников, он должен будет предупредить об этом заемщика.
Статья: Исполнение обязательства ненадлежащему лицу
(Петрановский И.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, NN 4, 5)Однако мы не можем принять критерий, установленный в п. "г", поскольку опять же, как и в ранее рассмотренном деле, Суд не только устанавливает схоластическое "согласовать условия индивидуально", но и идет вопреки тому, что при онлайн-банкинге единственным вариантом согласования индивидуальных условий является проставление отметок напротив конкретного условия. В типичной ситуации клиенту, действительно желающему взять кредит, должно быть достаточно ознакомиться с условиями и проставить отметки. Иное, как это следует из позиции ВС РФ, по существу, приводит банки к единственному оставшемуся варианту согласования кредитных условий - лично. Совершение таких операций лично явно не отвечает потребностям оборота.
(Петрановский И.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, NN 4, 5)Однако мы не можем принять критерий, установленный в п. "г", поскольку опять же, как и в ранее рассмотренном деле, Суд не только устанавливает схоластическое "согласовать условия индивидуально", но и идет вопреки тому, что при онлайн-банкинге единственным вариантом согласования индивидуальных условий является проставление отметок напротив конкретного условия. В типичной ситуации клиенту, действительно желающему взять кредит, должно быть достаточно ознакомиться с условиями и проставить отметки. Иное, как это следует из позиции ВС РФ, по существу, приводит банки к единственному оставшемуся варианту согласования кредитных условий - лично. Совершение таких операций лично явно не отвечает потребностям оборота.
Статья: Онлайн-кредитование гражданина: правосудие при возможном пороке воли потребителя финансовых услуг (часть I - о разработке методологии судебного правоприменения)
(Сачков А.Н.)
("Мировой судья", 2025, N 10)Мониторинг правоприменительной практики показывает, что кредитные договоры могут заключаться: 1) дистанционным способом в отсутствие волеизъявления лица с использованием простой электронной подписи, созданной от имени заемщика на основе персональных данных и переданных преступникам под психологическим воздействием кодов из СМС-сообщений; 2) с личным присутствием потерпевших, когда последние по указанию преступников под воздействием обмана оформляют кредиты и займы под залог недвижимости или продают жилье, а полученные денежные средства переводят на указанные мошенниками счета.
(Сачков А.Н.)
("Мировой судья", 2025, N 10)Мониторинг правоприменительной практики показывает, что кредитные договоры могут заключаться: 1) дистанционным способом в отсутствие волеизъявления лица с использованием простой электронной подписи, созданной от имени заемщика на основе персональных данных и переданных преступникам под психологическим воздействием кодов из СМС-сообщений; 2) с личным присутствием потерпевших, когда последние по указанию преступников под воздействием обмана оформляют кредиты и займы под залог недвижимости или продают жилье, а полученные денежные средства переводят на указанные мошенниками счета.