Мошенничество при кредите онлайн



Подборка наиболее важных документов по запросу Мошенничество при кредите онлайн (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 18.04.2024 по делу N 33-2916/2024 (УИД 42RS0033-01-2023-001922-85)
Категория спора: Кредит.
Требования заемщика: 1) О признании кредитного договора недействительным; 2) О взыскании денежных средств; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О взыскании штрафа.
Обстоятельства: Кредитные средства были предоставлены не истцу, а неустановленному лицу, действовавшему от его имени, в результате мошеннических действий.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Отказано; 4) Отказано.
Из имеющихся в материалах уголовного дела показаний потерпевшего К.С. следует, что 11.09.2020 в 14-57 час. ему на сотовый телефон абонентский номер "Билайн" +N поступил звонок с номера +N, звонившая представилась специалистом Сбербанка, выяснила, осуществлял ли он вход в систему "Сбербанк Онлайн", сообщила, что в его личный кабинет заходили мошенники, для дальнейшего разбирательства она перенаправила его к другому специалисту. Связь прервалась, но в 15-14 час. ему на телефон поступил звонок с другого номера +N, звонивший сообщил, что был осуществлен вход в его приложение ПАО Сбербанк и на него пытались оформить кредит, в настоящее время заявка на кредит активна и ему нужно самому оформить кредит, а дальше предоставить свои реквизиты для перечисления денежных средств, чтобы определить мошенников. В процессе разговора его просили войти в приложение "Сбербанк Онлайн", далее он следовал указаниям звонившего. В дальнейшем по телефону его уверили, что после поступления кредита он сразу же его погасит этими же деньгами. После психологического воздействия с переключением звонков от звонившего на иных специалистов, которые должны были установить двойную защиту, мошенники путем обмана убедили клиента К.С. в необходимости выполнения их указаний и передаче им ПИН-кодов, поступающих с номера N.
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 16.05.2024 по делу N 33-1077/2024 (УИД 75RS0010-01-2023-001033-42)
Категория спора: Кредит.
Требования заемщика: О признании кредитных договоров недействительными.
Обстоятельства: Банк в полном объеме исполнил свои обязательства по кредитным договорам, предоставил истцу кредитные денежные средства, которые были перечислены и находились на счете истца, истец пользовался денежными средствами, совершал операции с ними, при этом доказательств заключения оспариваемых кредитных договоров с пороком воли суду представлено не было.
Решение: Отказано.
Доводы истца, что действия по заявке на кредитный продукт, заключению договоров по оформлению кредитов через систему "Сбербанк Онлайн" путем использования логина, постоянного и одноразового паролей являющегося аналогом собственноручной подписи клиента, также вход в систему "Сбербанк Онлайн" им не подтверждались смс-паролем опровергаются сведениями из протокола проведения операций в автоматизированной системе "Сбербанк-Онлайн", скиншотов с телефона истца, его пояснениями в суде апелляционной инстанции, однако эти обстоятельства не свидетельствуют о том, что в отношении истца не были совершены мошеннические действия. Вместе с тем, денежные средства были похищены в "Хоум кредит энд Финанс Банк".
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Ситуация: Что делать гражданину, чтобы на его имя мошенники не взяли кредит (заем), и что предпринять, если это случилось?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)
Рассмотрим возможные действия гражданина на следующем примере оформления мошенниками договора потребительского кредита (займа) на его имя. Договор заключен путем введения в личном кабинете гражданина в онлайн-банке кодов из СМС, поступивших на его телефон. Такое оформление признается кредиторами достаточным для подтверждения действительности волеизъявления заемщика на получение кредита (займа). При этом мошенники обманным путем получают доступ к таким СМС (к телефону гражданина) (Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.08.2025 N 75-КГ25-1-К3, от 29.08.2023 N 9-КГ23-10-К1).
показать больше документов

Нормативные акты

"Основные направления повышения доступности финансовых услуг в Российской Федерации на период 2025 - 2027 годов"
(утв. Советом директоров Банка России 24.12.2024)
Еще одним направлением задачи повышения защищенности граждан от действий кибермошенников является повышение безопасности при предоставлении кредита (займа) онлайн, так как рост доступности финансовых услуг и переход на их дистанционное получение создает риски мошенничества при получении потребительских займов (кредитов) третьими лицами с использованием методов социальной инженерии. Совершенствование процедур идентификации и антифрод-процедур в микрофинансовых организациях также будет способствовать повышению защищенности граждан от мошеннических действий.
"Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2023 - 2025 годов"
(одобрены Советом директоров Банка России 22.05.2023)
- Повышение безопасности при предоставлении кредита (займа) онлайн. Рост доступности финансовых услуг и переход на дистанционные каналы их получения создают существенные риски развития практик мошенничества при получении потребительских займов (кредитов) третьими лицами с использованием методов социальной инженерии. Для снижения указанных рисков планируется реализовать механизм, предусматривающий право гражданина установить (снять) в своей кредитной истории запрет на заключение с ним договора потребительского займа (кредита) путем подачи в любую кредитную организацию или квалифицированное бюро кредитных историй соответствующего заявления.
показать больше документов