Мораторий 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Мораторий 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Выплата дивидендов при моратории на банкротство
(КонсультантПлюс, 2025)...Податель жалобы [К. - ред.] отмечает, что судом... не было учтено следующее: мораторий, введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами"... распространял свое действие на принятие решений о выплате дивидендов по итогам 2021 финансового года, в то время как решением годового общего собрания акционеров ЗАО... была утверждена и распределена чистая прибыль Общества по итогам работы 2020 года. На период действия моратория законодательством Российской Федерации не были установлены ни приостановка, ни изменение порядка выплаты обществом дивидендов...
(КонсультантПлюс, 2025)...Податель жалобы [К. - ред.] отмечает, что судом... не было учтено следующее: мораторий, введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами"... распространял свое действие на принятие решений о выплате дивидендов по итогам 2021 финансового года, в то время как решением годового общего собрания акционеров ЗАО... была утверждена и распределена чистая прибыль Общества по итогам работы 2020 года. На период действия моратория законодательством Российской Федерации не были установлены ни приостановка, ни изменение порядка выплаты обществом дивидендов...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств и цифровых рублей на счетах цифрового рубля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило требование об уплате налогов, указав на пропуск налоговым органом срока на принудительное взыскание задолженности. Суд установил, что в отношении налогоплательщика была проведена проверка, акт был составлен в 2019 году, а решение было вынесено 23.01.2023. Данное решение было оспорено обществом в судебном порядке, однако суд отказал в признании его недействительным. На основании вынесенного судебного акта налоговый орган выставил обществу спорное требование от 23.05.2023 о необходимости уплаты задолженности. Отказывая в удовлетворении требований общества, суд указал, что увеличение сроков проведения налоговой проверки было обусловлено объективными причинами, а именно введением моратория на проведение проверок до 30.06.2020 включительно и, соответственно, невозможностью рассмотрения материалов проверки и принятия мер по взысканию задолженности по налогам. С учетом новой редакции ст. ст. 46, 47, 70 НК РФ (внесение изменений Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ) и фактического выставления требования инспекцией 23.05.2023 суд пришел к выводу, что предельный срок взыскания налогов не истек, в связи с чем у налогового органа имелись правовые основания для выставления требования.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило требование об уплате налогов, указав на пропуск налоговым органом срока на принудительное взыскание задолженности. Суд установил, что в отношении налогоплательщика была проведена проверка, акт был составлен в 2019 году, а решение было вынесено 23.01.2023. Данное решение было оспорено обществом в судебном порядке, однако суд отказал в признании его недействительным. На основании вынесенного судебного акта налоговый орган выставил обществу спорное требование от 23.05.2023 о необходимости уплаты задолженности. Отказывая в удовлетворении требований общества, суд указал, что увеличение сроков проведения налоговой проверки было обусловлено объективными причинами, а именно введением моратория на проведение проверок до 30.06.2020 включительно и, соответственно, невозможностью рассмотрения материалов проверки и принятия мер по взысканию задолженности по налогам. С учетом новой редакции ст. ст. 46, 47, 70 НК РФ (внесение изменений Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ) и фактического выставления требования инспекцией 23.05.2023 суд пришел к выводу, что предельный срок взыскания налогов не истек, в связи с чем у налогового органа имелись правовые основания для выставления требования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Обзор: "Мораторий на банкротство на практике: обзор интересных дел за апрель - сентябрь 2020 года"
(КонсультантПлюс, 2020)МОРАТОРИЙ НА БАНКРОТСТВО НА ПРАКТИКЕ:
(КонсультантПлюс, 2020)МОРАТОРИЙ НА БАНКРОТСТВО НА ПРАКТИКЕ:
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)1.5. Мораторий на приостановление операций по счетам до 30 июня 2020 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2025)1.5. Мораторий на приостановление операций по счетам до 30 июня 2020 г. (включительно)
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда в их совокупности следует, что в отношении включенных в перечень системообразующих организаций российской экономики с момента введения моратория, то есть с 6 апреля 2020 г., на 6 месяцев прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда в их совокупности следует, что в отношении включенных в перечень системообразующих организаций российской экономики с момента введения моратория, то есть с 6 апреля 2020 г., на 6 месяцев прекращается начисление неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория.
Статья: Мораторий на возбуждение дел о банкротстве и практика взыскания исполнительского сбора
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2023, N 7)Изначально мораторий на банкротство представлялся разовым, оперативным инструментом, необходимым для стабилизации экономики в 2020 году на фоне объявленной в мире пандемии. Эта повестка стала основанием для внесения Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ новой статьи в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" <6> - ст. 9.1 "Мораторий на возбуждение дел о банкротстве". Речь идет о мерах в отношении должника, выраженных, в частности, в приостановлении ряда действий на период моратория (запрет начисления неустоек и штрафных санкций, обращения взыскания на заложенное имущество; приостановление исполнительного производства; приостановление отдельных обязанностей должника и иных лиц). Стоит отметить, что мораторий 2020 года достиг своей цели, предотвратив масштабный экономический спад. Данное обстоятельство легло в основу повторного обращения к этому правовому средству в 2022 году в условиях усилившегося санкционного давления. Между тем переждать санкции, в отличие от пандемии, вряд ли возможно. Именно поэтому повторное введение моратория на банкротство должно было основываться на четких юридических конструкциях, с одной стороны, исключающих вариативность подходов к толкованию содержания нормативных положений, с другой стороны, обеспечивающих инвариантность подходов к реализации этих норм судами и уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти, в частности Федеральной службы судебных приставов РФ (ФССП России).
(Филиппова Д.Д.)
("Закон", 2023, N 7)Изначально мораторий на банкротство представлялся разовым, оперативным инструментом, необходимым для стабилизации экономики в 2020 году на фоне объявленной в мире пандемии. Эта повестка стала основанием для внесения Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ новой статьи в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" <6> - ст. 9.1 "Мораторий на возбуждение дел о банкротстве". Речь идет о мерах в отношении должника, выраженных, в частности, в приостановлении ряда действий на период моратория (запрет начисления неустоек и штрафных санкций, обращения взыскания на заложенное имущество; приостановление исполнительного производства; приостановление отдельных обязанностей должника и иных лиц). Стоит отметить, что мораторий 2020 года достиг своей цели, предотвратив масштабный экономический спад. Данное обстоятельство легло в основу повторного обращения к этому правовому средству в 2022 году в условиях усилившегося санкционного давления. Между тем переждать санкции, в отличие от пандемии, вряд ли возможно. Именно поэтому повторное введение моратория на банкротство должно было основываться на четких юридических конструкциях, с одной стороны, исключающих вариативность подходов к толкованию содержания нормативных положений, с другой стороны, обеспечивающих инвариантность подходов к реализации этих норм судами и уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти, в частности Федеральной службы судебных приставов РФ (ФССП России).
Статья: Налоговое преступление: правонарушение или злоупотребление?
(Попова О.С., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)2022 год стал рекордным по суммам доначислений (свыше 685,7 миллиарда рублей, средний показатель проверки - 75 миллионов рублей) и числу завершившихся выездных налоговых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее также - ИП) и физических лиц (их количество составило 10 191). Номинально общий показатель вырос на 25 процентов по сравнению с предыдущим годом, а среди организаций - на 29 процентов, почти до 9,4 тысячи. Количество налоговых проверок стало максимальным с 2018 года, при этом оно остается в разы меньше по сравнению с 2015 - 2017 годами. После допандемического 2019 года динамика была "смазана" действовавшим до середины 2020 года мораторием на вынесение решений о выездных налоговых проверках.
(Попова О.С., Ряховский Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 7)2022 год стал рекордным по суммам доначислений (свыше 685,7 миллиарда рублей, средний показатель проверки - 75 миллионов рублей) и числу завершившихся выездных налоговых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее также - ИП) и физических лиц (их количество составило 10 191). Номинально общий показатель вырос на 25 процентов по сравнению с предыдущим годом, а среди организаций - на 29 процентов, почти до 9,4 тысячи. Количество налоговых проверок стало максимальным с 2018 года, при этом оно остается в разы меньше по сравнению с 2015 - 2017 годами. После допандемического 2019 года динамика была "смазана" действовавшим до середины 2020 года мораторием на вынесение решений о выездных налоговых проверках.
Статья: Специальный правовой режим малого и среднего бизнеса в контексте поиска перспективных направлений поддержки иных сегментов отечественной экономики
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Поэтапная реализация реформы контрольно-надзорной деятельности обусловила введение на период с 2016 по 2020 г. моратория на осуществление плановых проверок субъектов МП, осуществляющих виды деятельности, в отношении которых не начал применяться риск-ориентированный подход, однако одновременно отмечался всплеск количества внеплановых и прокурорских проверок, а также административных расследований, проводимых в отношении субъектов малого бизнеса <41>, чем в значительной степени нивелировалось действие рассматриваемой льготы.
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Поэтапная реализация реформы контрольно-надзорной деятельности обусловила введение на период с 2016 по 2020 г. моратория на осуществление плановых проверок субъектов МП, осуществляющих виды деятельности, в отношении которых не начал применяться риск-ориентированный подход, однако одновременно отмечался всплеск количества внеплановых и прокурорских проверок, а также административных расследований, проводимых в отношении субъектов малого бизнеса <41>, чем в значительной степени нивелировалось действие рассматриваемой льготы.
Статья: Безбанкротное состояние
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 11)В России за последние годы дважды вводили мораторий на банкротство - в 2020 и 2022 годах. Это означает, что кредиторы временно утрачивают право в судебном порядке инициировать процедуру несостоятельности против категорий клиентов, попавших "под запрет". По прошествии времени можно подвести "промежуточные" итоги: какие последствия имели правительственные ограничения.
(Кац Е.)
("Банковское обозрение", 2023, N 11)В России за последние годы дважды вводили мораторий на банкротство - в 2020 и 2022 годах. Это означает, что кредиторы временно утрачивают право в судебном порядке инициировать процедуру несостоятельности против категорий клиентов, попавших "под запрет". По прошествии времени можно подвести "промежуточные" итоги: какие последствия имели правительственные ограничения.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Введение института налогового залога из пункта 2.1 статьи 73 Налогового кодекса Российской Федерации еще более усугубило положение конкурсных кредиторов, требования которых, не обеспеченные правом залога имущества должника, и без того удовлетворялись в незначительной степени в силу закредитованности как населения, так и большинства участников экономического оборота, следствием чего явилось участие кредитных организаций, требования которых, вытекающие из кредитных договоров, чаще всего обеспечены залогом имущества в большинстве дел о несостоятельности (банкротстве) как физических, так и юридических лиц. Согласно статистике Федресурса, доля удовлетворенных требований кредиторов 3-й и 4-й очередей, чьи требования не обеспечены залогом, составила 1,7% от объема включенных в реестр необеспеченных требований кредиторов. При этом этот показатель снизился на 0,6 процентных пункта, несмотря на то что в 2020 году действовал мораторий, и общий объем необеспеченных требований, включенных в 2021 году в 3-ю и 4-ю очереди, составил 4 064,1 миллиарда рублей, в то время как в 2020-м этот показатель составлял лишь 1 922,6 миллиарда рублей <196>.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Введение института налогового залога из пункта 2.1 статьи 73 Налогового кодекса Российской Федерации еще более усугубило положение конкурсных кредиторов, требования которых, не обеспеченные правом залога имущества должника, и без того удовлетворялись в незначительной степени в силу закредитованности как населения, так и большинства участников экономического оборота, следствием чего явилось участие кредитных организаций, требования которых, вытекающие из кредитных договоров, чаще всего обеспечены залогом имущества в большинстве дел о несостоятельности (банкротстве) как физических, так и юридических лиц. Согласно статистике Федресурса, доля удовлетворенных требований кредиторов 3-й и 4-й очередей, чьи требования не обеспечены залогом, составила 1,7% от объема включенных в реестр необеспеченных требований кредиторов. При этом этот показатель снизился на 0,6 процентных пункта, несмотря на то что в 2020 году действовал мораторий, и общий объем необеспеченных требований, включенных в 2021 году в 3-ю и 4-ю очереди, составил 4 064,1 миллиарда рублей, в то время как в 2020-м этот показатель составлял лишь 1 922,6 миллиарда рублей <196>.
Интервью: Кирилл Демин (СберБанк): Законодательство о моратории на банкротство нужно менять
("Банковское обозрение", 2023, N 12)- Чем похожи и чем различаются моратории 2020 и 2022 годов?
("Банковское обозрение", 2023, N 12)- Чем похожи и чем различаются моратории 2020 и 2022 годов?
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Единый закон, посвященный ИИ, в стране отсутствует. Целый ряд законопроектов, посвященных ИИ, остался на стадии внесения: Будущее ИИ, 2017 год (FUTURE of Artificial Intelligence Act of 2017) [1234], законопроект, регулирующий обработку данных в автоматизированных системах принятия решений, основанных на технологиях машинного обучения и ИИ (Algorithmic Accountability Act) [1235]; Закон "О моратории на распознавание лиц и биометрические технологии" от 2020 г. (Facial Recognition and Biometric Technology Moratorium Act of 2021) [1236].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Единый закон, посвященный ИИ, в стране отсутствует. Целый ряд законопроектов, посвященных ИИ, остался на стадии внесения: Будущее ИИ, 2017 год (FUTURE of Artificial Intelligence Act of 2017) [1234], законопроект, регулирующий обработку данных в автоматизированных системах принятия решений, основанных на технологиях машинного обучения и ИИ (Algorithmic Accountability Act) [1235]; Закон "О моратории на распознавание лиц и биометрические технологии" от 2020 г. (Facial Recognition and Biometric Technology Moratorium Act of 2021) [1236].
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В рамках правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) в период пандемии важную роль сыграли подзаконные нормативные правовые акты. Так, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 <73> устанавливался мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении некоторых должников, в том числе организаций из отраслей, наиболее пострадавших от введения ограничительных мер из-за пандемии COVID-19, системообразующих организаций, стратегических предприятий и акционерных обществ <74>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)В рамках правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) в период пандемии важную роль сыграли подзаконные нормативные правовые акты. Так, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 <73> устанавливался мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении некоторых должников, в том числе организаций из отраслей, наиболее пострадавших от введения ограничительных мер из-за пандемии COVID-19, системообразующих организаций, стратегических предприятий и акционерных обществ <74>.