Мобильный избиратель
Подборка наиболее важных документов по запросу Мобильный избиратель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровые технологии как средство реализации избирательных прав граждан Российской Федерации
(Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Статья представляет собой обзор цифровых ресурсов, применяемых в ходе избирательных кампаний, с выделением их положительных и отрицательных сторон, подкрепленный примерами из практики. Рассматривается электронная демократия как логичное последствие укоренения информационных технологий в жизни общества. Анализируются дистанционное электронное голосование как субсидиарный способ реализации активного избирательного права в Российской Федерации; "Мобильный избиратель" как отвечающая требованиям времени альтернатива открепительным удостоверениям; цифровые сервисы, предоставляемые посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг", а также возможности искусственного интеллекта в рамках выборов. Указывается на содействие цифровых ресурсов реализации не только активного, но и пассивного избирательного права, что выражается в возможности сбора кандидатами подписей онлайн. Отмечается рост значимости технологий искусственного интеллекта в ходе предвыборных кампаний, равно как и необходимость законодательного регулирования пределов его использования из-за рисков распространения фейковой информации, способной влиять на мнение избирателей о баллотирующихся кандидатах и, как следствие, на результаты выборов. Поскольку технологии искусственного интеллекта являются новыми, в Российской Федерации имеются пробелы в правовом регулировании рассматриваемого вопроса, ввиду чего в работе указывается на невозможность решения обозначенной проблемы путем точечного принятия отдельных норм. На примере зарубежного опыта подчеркивается необходимость системного подхода к разработке соответствующего нормативного правового акта, упоминается возможность формирования новой отрасли права (цифровой) в связи с анонсированием принятия цифрового кодекса.
(Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)Статья представляет собой обзор цифровых ресурсов, применяемых в ходе избирательных кампаний, с выделением их положительных и отрицательных сторон, подкрепленный примерами из практики. Рассматривается электронная демократия как логичное последствие укоренения информационных технологий в жизни общества. Анализируются дистанционное электронное голосование как субсидиарный способ реализации активного избирательного права в Российской Федерации; "Мобильный избиратель" как отвечающая требованиям времени альтернатива открепительным удостоверениям; цифровые сервисы, предоставляемые посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг", а также возможности искусственного интеллекта в рамках выборов. Указывается на содействие цифровых ресурсов реализации не только активного, но и пассивного избирательного права, что выражается в возможности сбора кандидатами подписей онлайн. Отмечается рост значимости технологий искусственного интеллекта в ходе предвыборных кампаний, равно как и необходимость законодательного регулирования пределов его использования из-за рисков распространения фейковой информации, способной влиять на мнение избирателей о баллотирующихся кандидатах и, как следствие, на результаты выборов. Поскольку технологии искусственного интеллекта являются новыми, в Российской Федерации имеются пробелы в правовом регулировании рассматриваемого вопроса, ввиду чего в работе указывается на невозможность решения обозначенной проблемы путем точечного принятия отдельных норм. На примере зарубежного опыта подчеркивается необходимость системного подхода к разработке соответствующего нормативного правового акта, упоминается возможность формирования новой отрасли права (цифровой) в связи с анонсированием принятия цифрового кодекса.
Статья: Влияние политического абсентеизма на конституционную легитимацию власти в России
(Русских Е.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)В России в целях увеличения явки избирателей была внедрена система трехдневного голосования. Также активно используются методы привлечения избирателей на избирательные участки путем обещания различных материальных выгод: как гарантированных, так и потенциальных. Кроме того, в стране существует система "Мобильный избиратель", а также активно внедряется система дистанционного электронного голосования, обеспечивающая максимальный комфорт и удобство для голосования всех категорий граждан. Однако ментальность российского электората, которая сложилась у большинства под влиянием семидесятилетней однопартийной системы, не способна на современном этапе своего развития осознать значение индивидуализированного участия в выборах всевозможных уровней власти в плюралистической демократии <12>.
(Русских Е.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)В России в целях увеличения явки избирателей была внедрена система трехдневного голосования. Также активно используются методы привлечения избирателей на избирательные участки путем обещания различных материальных выгод: как гарантированных, так и потенциальных. Кроме того, в стране существует система "Мобильный избиратель", а также активно внедряется система дистанционного электронного голосования, обеспечивающая максимальный комфорт и удобство для голосования всех категорий граждан. Однако ментальность российского электората, которая сложилась у большинства под влиянием семидесятилетней однопартийной системы, не способна на современном этапе своего развития осознать значение индивидуализированного участия в выборах всевозможных уровней власти в плюралистической демократии <12>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"15. Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель, участник референдума обращается на специальный портал в сети "Интернет" (в том числе с использованием специального мобильного приложения), определенный в порядке дистанционного электронного голосования, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"15. Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель, участник референдума обращается на специальный портал в сети "Интернет" (в том числе с использованием специального мобильного приложения), определенный в порядке дистанционного электронного голосования, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.
Федеральный закон от 14.03.2022 N 60-ФЗ
(ред. от 29.05.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"15. Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель, участник референдума обращается на специальный портал в сети "Интернет" (в том числе с использованием специального мобильного приложения), определенный в порядке дистанционного электронного голосования, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.
(ред. от 29.05.2023)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"15. Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель, участник референдума обращается на специальный портал в сети "Интернет" (в том числе с использованием специального мобильного приложения), определенный в порядке дистанционного электронного голосования, и проходит процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию.
Статья: Право на достойное существование в прочтении юридической корпорации позднеимперской России
(Туманова А.С., Сафонов А.А.)
("Закон", 2024, N 12)Британский историк Н. Фергюсон приходит к выводу, что ранним в сравнении с другими странами прогрессом в уровне материальной жизни Великобритания обязана парламенту, стремившемуся к защите права собственности и противостоявшему деспотизму английских монархов при сборе налогов. Фергюсон полагает, что сложившаяся в Британии традиция защиты права собственности обусловила высокую социальную мобильность и американского общества. Каждый рядовой человек, приезжавший в США, был "обречен" в обозримой перспективе стать собственником и избирателем <2>.
(Туманова А.С., Сафонов А.А.)
("Закон", 2024, N 12)Британский историк Н. Фергюсон приходит к выводу, что ранним в сравнении с другими странами прогрессом в уровне материальной жизни Великобритания обязана парламенту, стремившемуся к защите права собственности и противостоявшему деспотизму английских монархов при сборе налогов. Фергюсон полагает, что сложившаяся в Британии традиция защиты права собственности обусловила высокую социальную мобильность и американского общества. Каждый рядовой человек, приезжавший в США, был "обречен" в обозримой перспективе стать собственником и избирателем <2>.
Статья: Институт уполномоченного по правам электората в цифровом формате - новый актор в механизме защиты избирательных прав граждан Российской Федерации
(Митяева Ю.В., Видова Т.А., Головастова Ю.А., Меркотун С.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Говоря о концепте веб-сайта киберомбудсменов в избирательной системе, следует уделить особое внимание гарантиям того, что при отправлении электронного заявления на сайте Уполномоченного по правам электората не произойдет утечка личных данных пользователей. Это возможно с учетом создания уникального логотипа, который будет расположен на главной странице при входе на сайт. Уникальность состоит в том, что технология данного логотипа включает в себя шифрование информации о правообладателе в формате QR-кода. Наведя на логотип сканер мобильного устройства, избиратели могут убедиться в подлинности веб-страницы, соответственно, гарантируются конфиденциальность и сохранность отправляемых киберомбудсмену данных.
(Митяева Ю.В., Видова Т.А., Головастова Ю.А., Меркотун С.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Говоря о концепте веб-сайта киберомбудсменов в избирательной системе, следует уделить особое внимание гарантиям того, что при отправлении электронного заявления на сайте Уполномоченного по правам электората не произойдет утечка личных данных пользователей. Это возможно с учетом создания уникального логотипа, который будет расположен на главной странице при входе на сайт. Уникальность состоит в том, что технология данного логотипа включает в себя шифрование информации о правообладателе в формате QR-кода. Наведя на логотип сканер мобильного устройства, избиратели могут убедиться в подлинности веб-страницы, соответственно, гарантируются конфиденциальность и сохранность отправляемых киберомбудсмену данных.
Статья: Реализация избирательных прав: современные тенденции
(Мазуревский К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Ключевые слова: выборы, конституционные гарантии, активное избирательное право, пассивное избирательное право, дистанционное электронное голосование, голосование в течение нескольких дней, информационные технологии, цифровые сервисы, мобильный избиратель, комплекс распознавания и интеллектуальной обработки оцифрованных изображений подписных листов, КОИБ, QR-код, видеонаблюдение на выборах.
(Мазуревский К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Ключевые слова: выборы, конституционные гарантии, активное избирательное право, пассивное избирательное право, дистанционное электронное голосование, голосование в течение нескольких дней, информационные технологии, цифровые сервисы, мобильный избиратель, комплекс распознавания и интеллектуальной обработки оцифрованных изображений подписных листов, КОИБ, QR-код, видеонаблюдение на выборах.
Статья: Современные технологии в избирательном процессе: особенности и перспективы развития
(Савченко М.С., Лихолатов Г.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В 2017 г. были внесены изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <3>, заменяющие открепительные удостоверения возможностью проголосовать по месту нахождения. Данный механизм, получивший название "Мобильный избиратель", применили на выборах Президента РФ 18 марта 2018 г. Избиратели получили возможность проголосовать на любом избирательном участке вне зависимости от места регистрации, если заранее подали заявление о включении в список избирателей по месту нахождения. На президентских выборах механизмом "Мобильный избиратель" воспользовались более 5,5 млн избирателей <4>.
(Савченко М.С., Лихолатов Г.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)В 2017 г. были внесены изменения в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <3>, заменяющие открепительные удостоверения возможностью проголосовать по месту нахождения. Данный механизм, получивший название "Мобильный избиратель", применили на выборах Президента РФ 18 марта 2018 г. Избиратели получили возможность проголосовать на любом избирательном участке вне зависимости от места регистрации, если заранее подали заявление о включении в список избирателей по месту нахождения. На президентских выборах механизмом "Мобильный избиратель" воспользовались более 5,5 млн избирателей <4>.
Статья: Тренды цифровой трансформации общества: актуальные проблемы реализации прав индивида в сфере информации
(Напсо М.Д., Напсо М.Б.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Пандемия коронавируса значительно продвинула использование не только "умных технологий" бесконтактного характера, возрос и спрос на технологии социального мониторинга. Применение множества различных мультимедийных ресурсов: социальные сети, информационные реестры и регистры, электронные сервисы, мобильные приложения, удаленная учеба и работа, портал госуслуг и т.п. - не только дебюрократизирует, облегчает, убыстряет поиск информации, но и ведет к значительному росту объемов собираемой и анализируемой информации, формированию у разной категории лиц множества баз данных. Как следствие - деградация содержания конфиденциальности и приватности в их привычном понимании. Столь привлекательная анонимность, скрытность коммуникаций в интернет-пространстве не является ни синонимом, ни гарантом конфиденциальности, безопасности и защищенности данных по многим причинам: 1) наличие и постоянное совершенствование систем сканирования, резервирования, рерайта информации; 2) постепенная замена документов на бумажном носителе цифровыми документами; 3) множественность баз данных, формируемых путем предъявления требований об установке приложений и отсылки информации в качестве обязательного условия для получения доступа к тем или иным услугам. Возможностью получения информации без лишних хлопот, осуществления дистанционного контроля и мониторинга без учета волеизъявления лица и зачастую в нарушение законодательства о персональных данных можно объяснить популярность и интерес к мобильным приложениям, в том числе со стороны государства, таким как "Мой налог", "Мой избиратель", а теперь еще и "Мигрант". С помощью последнего приложения, как в свое время посредством "Моего налога" для самозанятых, намереваются вывести мигрантов из тени. Но есть одно примечательное обстоятельство: предлагается формировать цифровое досье мигрантов и в зависимости от полноты предоставляемой информации определять рейтинг социального доверия, который, в свою очередь, станет своего рода допуском в легальную жизнь и условием реализации прав в системе социального обеспечения. Последствия отказа установить приложение вполне очевидны.
(Напсо М.Д., Напсо М.Б.)
("Журнал российского права", 2021, N 10)Пандемия коронавируса значительно продвинула использование не только "умных технологий" бесконтактного характера, возрос и спрос на технологии социального мониторинга. Применение множества различных мультимедийных ресурсов: социальные сети, информационные реестры и регистры, электронные сервисы, мобильные приложения, удаленная учеба и работа, портал госуслуг и т.п. - не только дебюрократизирует, облегчает, убыстряет поиск информации, но и ведет к значительному росту объемов собираемой и анализируемой информации, формированию у разной категории лиц множества баз данных. Как следствие - деградация содержания конфиденциальности и приватности в их привычном понимании. Столь привлекательная анонимность, скрытность коммуникаций в интернет-пространстве не является ни синонимом, ни гарантом конфиденциальности, безопасности и защищенности данных по многим причинам: 1) наличие и постоянное совершенствование систем сканирования, резервирования, рерайта информации; 2) постепенная замена документов на бумажном носителе цифровыми документами; 3) множественность баз данных, формируемых путем предъявления требований об установке приложений и отсылки информации в качестве обязательного условия для получения доступа к тем или иным услугам. Возможностью получения информации без лишних хлопот, осуществления дистанционного контроля и мониторинга без учета волеизъявления лица и зачастую в нарушение законодательства о персональных данных можно объяснить популярность и интерес к мобильным приложениям, в том числе со стороны государства, таким как "Мой налог", "Мой избиратель", а теперь еще и "Мигрант". С помощью последнего приложения, как в свое время посредством "Моего налога" для самозанятых, намереваются вывести мигрантов из тени. Но есть одно примечательное обстоятельство: предлагается формировать цифровое досье мигрантов и в зависимости от полноты предоставляемой информации определять рейтинг социального доверия, который, в свою очередь, станет своего рода допуском в легальную жизнь и условием реализации прав в системе социального обеспечения. Последствия отказа установить приложение вполне очевидны.
Статья: Компенсационные выплаты депутатам региональных парламентов и муниципальных представительных органов в связи с осуществлением ими депутатской деятельности: проблемы правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)К расходам, связанным с осуществлением полномочий депутата, которые компенсируются, как правило, относятся: расходы на приобретение и обслуживание компьютерной, множительной и иной техники, оборудования, правовых систем; расходы на приобретение сувенирной продукции, подарков, цветов (в связи с праздничными и памятными датами, профессиональными праздниками, иными событиями); расходы на приобретение специальной литературы, периодических печатных изданий; почтовые расходы, в том числе на приобретение конвертов, марок, поздравительных открыток, абонирование ячеек; расходы, связанные с информированием избирателей о проведении приемов, встреч и других мероприятий; оплата услуг связи, в том числе мобильной, Интернета депутату и его помощникам; транспортное обслуживание; расходы на приобретение канцелярских товаров; расходы, связанные с арендой помещения для проведения встреч с избирателями, содержанием и обеспечением деятельности приемных, включая аренду помещения и оплату коммунальных услуг; расходы на размещение депутатами информации в средствах массовой информации; иные расходы, связанные с осуществлением полномочий депутатом. Круг таких расходов зависит от гарантий, которые предоставляются депутату.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)К расходам, связанным с осуществлением полномочий депутата, которые компенсируются, как правило, относятся: расходы на приобретение и обслуживание компьютерной, множительной и иной техники, оборудования, правовых систем; расходы на приобретение сувенирной продукции, подарков, цветов (в связи с праздничными и памятными датами, профессиональными праздниками, иными событиями); расходы на приобретение специальной литературы, периодических печатных изданий; почтовые расходы, в том числе на приобретение конвертов, марок, поздравительных открыток, абонирование ячеек; расходы, связанные с информированием избирателей о проведении приемов, встреч и других мероприятий; оплата услуг связи, в том числе мобильной, Интернета депутату и его помощникам; транспортное обслуживание; расходы на приобретение канцелярских товаров; расходы, связанные с арендой помещения для проведения встреч с избирателями, содержанием и обеспечением деятельности приемных, включая аренду помещения и оплату коммунальных услуг; расходы на размещение депутатами информации в средствах массовой информации; иные расходы, связанные с осуществлением полномочий депутатом. Круг таких расходов зависит от гарантий, которые предоставляются депутату.
Статья: Цифровое гражданство и конституционные вызовы в информационном и алгоритмическом обществе
(Кравец И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 2)Во-вторых, цифровое гражданство может использоваться в негативном ключе. Широкое использование мобильных устройств, компьютерных программ и платформ социальных сетей сопровождается возникающей напряженностью между развитием форм цифрового участия в политической сфере (мобильный избиратель, цифровые избирательные участки и другое), обещанием новых форм гражданского участия населения и сотрудничества в сфере профессиональной или иной деятельности, цифровизацией образовательных услуг, креативным вовлечением в процесс культурного обмена и творчества, с одной стороны, и угрозой неправомерного использования и незаконного присвоения информации, персональных данных наряду с риском причинения вреда или преследования (за возможные правонарушения в информационном пространстве) - с другой. Граждане как пользователи информационных технологий, более узкие социальные группы - молодые люди, педагоги, ученые, представители творческих профессий, а также поставщики социальных услуг и органы публичной власти связаны с представлением о "надлежащем использовании технологий", в том числе информационных технологий в сети Интернет. Однако какова культура "надлежащего использования технологий"? Очевидно, мы должны стремиться к безопасным, продуктивным и цивилизованным методам, пониманию публичной этики цифровых технологий, чтобы противостоять онлайн-домогательствам, троллингу, фанатизму, неправильному управлению личностью и репутацией, навязчивому сбору личных данных, слежке и нарушениям конфиденциальности.
(Кравец И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 2)Во-вторых, цифровое гражданство может использоваться в негативном ключе. Широкое использование мобильных устройств, компьютерных программ и платформ социальных сетей сопровождается возникающей напряженностью между развитием форм цифрового участия в политической сфере (мобильный избиратель, цифровые избирательные участки и другое), обещанием новых форм гражданского участия населения и сотрудничества в сфере профессиональной или иной деятельности, цифровизацией образовательных услуг, креативным вовлечением в процесс культурного обмена и творчества, с одной стороны, и угрозой неправомерного использования и незаконного присвоения информации, персональных данных наряду с риском причинения вреда или преследования (за возможные правонарушения в информационном пространстве) - с другой. Граждане как пользователи информационных технологий, более узкие социальные группы - молодые люди, педагоги, ученые, представители творческих профессий, а также поставщики социальных услуг и органы публичной власти связаны с представлением о "надлежащем использовании технологий", в том числе информационных технологий в сети Интернет. Однако какова культура "надлежащего использования технологий"? Очевидно, мы должны стремиться к безопасным, продуктивным и цивилизованным методам, пониманию публичной этики цифровых технологий, чтобы противостоять онлайн-домогательствам, троллингу, фанатизму, неправильному управлению личностью и репутацией, навязчивому сбору личных данных, слежке и нарушениям конфиденциальности.
Ситуация: Кто и в каком порядке может проголосовать на выборах вне помещения для голосования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Избиратель вправе подать заявление в том числе в электронном виде при помощи цифрового сервиса "Подача заявления о голосовании вне помещения для голосования" с использованием личного кабинета на Едином портале госуслуг, а также мобильного приложения "Госуслуги" (п. п. 2, 5.1 ст. 66 Закона N 67-ФЗ; п. 1.2 Порядка, утв. Постановлением ЦИК России от 19.08.2020 N 264/1949-7).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Избиратель вправе подать заявление в том числе в электронном виде при помощи цифрового сервиса "Подача заявления о голосовании вне помещения для голосования" с использованием личного кабинета на Едином портале госуслуг, а также мобильного приложения "Госуслуги" (п. п. 2, 5.1 ст. 66 Закона N 67-ФЗ; п. 1.2 Порядка, утв. Постановлением ЦИК России от 19.08.2020 N 264/1949-7).
Статья: Политические права граждан России в цифровой среде
(Комарова В.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)В-третьих, реализация активного и пассивного избирательного права возможна через ГАС "Выборы", технологии "Мобильный избиратель", дистанционное голосование. Так, согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.05.2019 N 103-ФЗ "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" <26> подача заявления для участия в дистанционном электронном голосовании осуществлялось с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы. Сюда же можно отнести цифровые избирательные участки <27>, возможность сбора подписей с использованием ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (с 23.05.2020 <28>).
(Комарова В.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)В-третьих, реализация активного и пассивного избирательного права возможна через ГАС "Выборы", технологии "Мобильный избиратель", дистанционное голосование. Так, согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.05.2019 N 103-ФЗ "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва" <26> подача заявления для участия в дистанционном электронном голосовании осуществлялось с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы. Сюда же можно отнести цифровые избирательные участки <27>, возможность сбора подписей с использованием ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг" (с 23.05.2020 <28>).
Статья: Право на хорошее управление в условиях цифровой трансформации
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)- права избирателей, кандидатов, избирательных объединений на совершение избирательных действий в электронной форме (например, право на включение в электронный список избирателей; право выдвигать кандидатов в члены избирательных комиссий; право на открытие специального избирательного счета, на внесение пожертвований в избирательный фонд, на представление в комиссию электронных документов; право на электронный сбор подписей) и корреспондирующие с ними полномочия избирательных комиссий, реализуемые через цифровые сервисы, по проверке достоверности представленных в комиссии сведений и по автоматической машинной проверке собранных подписей;
(Гриценко Е.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 4)- права избирателей, кандидатов, избирательных объединений на совершение избирательных действий в электронной форме (например, право на включение в электронный список избирателей; право выдвигать кандидатов в члены избирательных комиссий; право на открытие специального избирательного счета, на внесение пожертвований в избирательный фонд, на представление в комиссию электронных документов; право на электронный сбор подписей) и корреспондирующие с ними полномочия избирательных комиссий, реализуемые через цифровые сервисы, по проверке достоверности представленных в комиссии сведений и по автоматической машинной проверке собранных подписей;