Мировое соглашение по уплате налогов
Подборка наиболее важных документов по запросу Мировое соглашение по уплате налогов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 324 АПК РФ "Отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, изменение способа и порядка его исполнения"2.1.9. Мировое соглашение, связанное с уплатой налогов и сборов, суд может утвердить с условием об отсрочке или рассрочке их уплаты (позиция ВАС РФ) >>>
Позиция ВАС РФ: Мировое соглашение, связанное с уплатой налогов и сборов, суд может утвердить с условием об отсрочке или рассрочке их уплаты
Постановление Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50
Применимые нормы: ст. ст. 190, 324 АПК РФ, п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФПозиция ВАС РФ: Мировое соглашение, связанное с уплатой налогов и сборов, суд может утвердить с условием об отсрочке или рассрочке их уплаты
Постановление Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50
Применимые нормы: ст. ст. 190, 324 АПК РФ, п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФПозиция ВАС РФ: Мировое соглашение, связанное с уплатой налогов и сборов, суд может утвердить с условием об отсрочке или рассрочке их уплаты
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О допустимости мировых соглашений, отрицающих допроцессуальный фактический состав
(Шварц М.З.)
("Закон", 2023, N 4)Если ответчик не признал долг, не имело место и прощение долга. Следовательно, каузой отказа истца от исковых требований являлось не прощение долга, а оценка истцом перспектив рассмотрения спора, что подчеркнул и Президиум ВАС: "Мировое соглашение является процессуальным способом урегулирования спора, направленным на примирение сторон на взаимоприемлемых условиях, и достигается на основе взаимных уступок. При этом отказ истца от части заявленных требований может быть обусловлен не столько прощением долга, сколько оценкой возражений ответчика относительно обоснованности предъявленных требований и судебных перспектив рассмотрения дела в этой части". Другими словами, мировое соглашение подтверждало допроцессуальный фактический состав в части условий о сроках, в которые ответчик обязался уплатить основной долг, а в части отказа истца от требований о взыскании процентов и неустойки не имело связи с утверждаемым истцом фактическим составом, дающим, по мнению истца, ему право на эти суммы - право, не признанное ответчиком, а судом не исследованное и не установленное, ибо стороны заключили мировое соглашение. В итоге заключение такого отрицающего допроцессуальный фактический состав мирового соглашения позволило ответчику избежать уплаты налога на прибыль.
(Шварц М.З.)
("Закон", 2023, N 4)Если ответчик не признал долг, не имело место и прощение долга. Следовательно, каузой отказа истца от исковых требований являлось не прощение долга, а оценка истцом перспектив рассмотрения спора, что подчеркнул и Президиум ВАС: "Мировое соглашение является процессуальным способом урегулирования спора, направленным на примирение сторон на взаимоприемлемых условиях, и достигается на основе взаимных уступок. При этом отказ истца от части заявленных требований может быть обусловлен не столько прощением долга, сколько оценкой возражений ответчика относительно обоснованности предъявленных требований и судебных перспектив рассмотрения дела в этой части". Другими словами, мировое соглашение подтверждало допроцессуальный фактический состав в части условий о сроках, в которые ответчик обязался уплатить основной долг, а в части отказа истца от требований о взыскании процентов и неустойки не имело связи с утверждаемым истцом фактическим составом, дающим, по мнению истца, ему право на эти суммы - право, не признанное ответчиком, а судом не исследованное и не установленное, ибо стороны заключили мировое соглашение. В итоге заключение такого отрицающего допроцессуальный фактический состав мирового соглашения позволило ответчику избежать уплаты налога на прибыль.
Статья: Компании и ИП на грани банкротства могут попросить помощи у ФНС
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 15)- мировое соглашение - если компания уже пошла в суд оспаривать решение или действия ИФНС по взысканию налогового долга. В рамках мирового соглашения можно, например, запросить рассрочку по уплате налогов, начисленных по результатам проверки. Ограничения в виде 10-дневного срока подачи заявки на ее одобрение в таком случае не будут действовать <4>;
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 15)- мировое соглашение - если компания уже пошла в суд оспаривать решение или действия ИФНС по взысканию налогового долга. В рамках мирового соглашения можно, например, запросить рассрочку по уплате налогов, начисленных по результатам проверки. Ограничения в виде 10-дневного срока подачи заявки на ее одобрение в таком случае не будут действовать <4>;
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В литературе высказаны обоснованные опасения в том, что процедура мирового соглашения будет достаточно эффективной, когда участником мирового соглашения выступает уполномоченный орган <1>. Дело в том, что условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 156 Закона о банкротстве) <2>. Указанное же законодательство существенно ограничивает возможности уполномоченного органа по заключению мирового соглашения, устанавливая лишь возможность отсрочки или рассрочки уплаты налогов и сборов на срок не более трех лет (ст. 64 Налогового кодекса РФ). Так, суд надзорной инстанции указал, что условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах <3>. В п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" указано, что "государственные и иные органы, используя примирительные процедуры, не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность".
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В литературе высказаны обоснованные опасения в том, что процедура мирового соглашения будет достаточно эффективной, когда участником мирового соглашения выступает уполномоченный орган <1>. Дело в том, что условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 156 Закона о банкротстве) <2>. Указанное же законодательство существенно ограничивает возможности уполномоченного органа по заключению мирового соглашения, устанавливая лишь возможность отсрочки или рассрочки уплаты налогов и сборов на срок не более трех лет (ст. 64 Налогового кодекса РФ). Так, суд надзорной инстанции указал, что условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах <3>. В п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" указано, что "государственные и иные органы, используя примирительные процедуры, не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность".
Статья: Векторы развития отечественной правовой доктрины в сфере защиты гражданских прав, свобод и законных интересов
(Михайлова Е.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 7)Налоговые органы, очевидно, приветствуют данную практику. Так, в письме ФНС России от 02.10.2013 N СА-4-7/17648 "О практике заключения мировых соглашений налоговыми органами с налогоплательщиками в судах" содержится прямое указание ФНС России заключать мировые соглашения с лицами, имеющими задолженности по уплате налогов.
(Михайлова Е.В.)
("Нотариальный вестник", 2024, N 7)Налоговые органы, очевидно, приветствуют данную практику. Так, в письме ФНС России от 02.10.2013 N СА-4-7/17648 "О практике заключения мировых соглашений налоговыми органами с налогоплательщиками в судах" содержится прямое указание ФНС России заключать мировые соглашения с лицами, имеющими задолженности по уплате налогов.
Готовое решение: Как организации получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов и страховых взносов
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление рассрочки или отсрочки по уплате налогов в рамках судебного процесса, когда заключается мировое соглашение, не исключает привлечение вас к уголовной ответственности при наличии достаточных для этого оснований. При этом возбуждение уголовного дела не является основанием для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) при заключении соглашения об урегулировании спора (п. 3 ст. 32 НК РФ, п. 3.2.2 Письма ФНС России от 17.08.2023 N БВ-4-7/10590@).
(КонсультантПлюс, 2025)Предоставление рассрочки или отсрочки по уплате налогов в рамках судебного процесса, когда заключается мировое соглашение, не исключает привлечение вас к уголовной ответственности при наличии достаточных для этого оснований. При этом возбуждение уголовного дела не является основанием для отказа в предоставлении отсрочки (рассрочки) при заключении соглашения об урегулировании спора (п. 3 ст. 32 НК РФ, п. 3.2.2 Письма ФНС России от 17.08.2023 N БВ-4-7/10590@).
Статья: Допустимость мирового соглашения в публично-правовых спорах: в поисках универсального критерия
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Аналогичным образом объясняется и допустимость заключения мирового соглашения по вопросам отсрочки или рассрочки уплаты налогов. Хотя Пленум ВАС РФ, на наш взгляд, ошибочно сослался на ст. 324 АПК РФ - она регулирует предоставление судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а по налоговым спорам решение суда сводится к признанию недействительным акта налогового органа или оставлению его в силе и само по себе не предполагает исполнения, которое могло бы быть отсрочено или рассрочено, - полномочие налогового органа предоставлять такую отсрочку (рассрочку) в материальном административном правоотношении предусмотрено гл. 9 НК РФ. Данное полномочие реализуется налоговым органом с учетом ряда оценочных факторов (в частности, наличие достаточных оснований полагать, что в течение срока предоставляемой рассрочки/отсрочки у налогоплательщика возникнет возможность уплаты налогов) и по существу является дискреционным. Следовательно, заключая такое мировое соглашение в суде, налоговый орган продолжает реализовывать в процессе административную дискрецию, предоставленную ему законом.
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Аналогичным образом объясняется и допустимость заключения мирового соглашения по вопросам отсрочки или рассрочки уплаты налогов. Хотя Пленум ВАС РФ, на наш взгляд, ошибочно сослался на ст. 324 АПК РФ - она регулирует предоставление судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а по налоговым спорам решение суда сводится к признанию недействительным акта налогового органа или оставлению его в силе и само по себе не предполагает исполнения, которое могло бы быть отсрочено или рассрочено, - полномочие налогового органа предоставлять такую отсрочку (рассрочку) в материальном административном правоотношении предусмотрено гл. 9 НК РФ. Данное полномочие реализуется налоговым органом с учетом ряда оценочных факторов (в частности, наличие достаточных оснований полагать, что в течение срока предоставляемой рассрочки/отсрочки у налогоплательщика возникнет возможность уплаты налогов) и по существу является дискреционным. Следовательно, заключая такое мировое соглашение в суде, налоговый орган продолжает реализовывать в процессе административную дискрецию, предоставленную ему законом.