Мировое соглашение по налоговым спорам
Подборка наиболее важных документов по запросу Мировое соглашение по налоговым спорам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Миру - мир, или Вся правда о мировом соглашении с налоговиками
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 16)Мировое соглашение - один из способов урегулировать долг перед бюджетом. Недавно ФНС озвучила основные принципы заключения мировых соглашений по спорам с налоговыми органами. Прощать налоговые долги ФНС не будет, однако всегда готова предоставить возможность погашать их постепенно.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 16)Мировое соглашение - один из способов урегулировать долг перед бюджетом. Недавно ФНС озвучила основные принципы заключения мировых соглашений по спорам с налоговыми органами. Прощать налоговые долги ФНС не будет, однако всегда готова предоставить возможность погашать их постепенно.
Статья: Арбитрабельность налоговых споров в Кыргызстане: использование альтернативного правосудия в публичных правоотношениях
(Аленкина Н.Б.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Предметом исследования является адекватность использования механизмов частного правосудия для разрешения споров, возникающих из публичных правоотношений, на примере налогового арбитража, введенного в Кыргызской Республике в январе 2023 года. В статье анализируются основные характеристики арбитража по спорам между налоговыми органами и налогоплательщиком о начислении и взыскании налогов в Кыргызской Республике в сравнительно-правовой перспективе, а также риски и ограничения, связанные с приватизацией функции отправления правосудия. Аргументы приводятся через призму интересов основных акторов налоговых споров: государства, третейского суда и налогоплательщика. В статье проводится параллель между реформами в Кыргызской Республике и похожими законодательными инициативами в Португалии и Грузии. Особое внимание уделяется критике попытки в обход конституционных ограничений придать публичным налоговым спорам вид гражданско-правовых, а также подмене понятий в определении правовой природы налоговых отношений. Автор отмечает, что такая инновация игнорирует итоги и принципы административной реформы и рискует дестабилизировать систему как частного правосудия, так и административного судопроизводства. Отраслевыми проблемами внедрения налогового арбитража, вызывающими дискуссию в профессиональном сообществе, являются использование абстрактного (заранее данного) согласия налогового органа на арбитраж, сопоставимого с открытой офертой государства в инвестиционном арбитраже; возможность заключения мирового соглашения по налоговым спорам в арбитраже; а также определение субъекта уплаты арбитражного сбора по налоговым спорам. Обосновывая реформу необходимостью преодоления кризиса государственной судебной системы, законодатель в Кыргызстане допустил отход от классических принципов арбитража: автономии сторон, диспозитивности и договорной природы разбирательства. При отсутствии четкой доктринальной базы и должных механизмов публичного контроля приватизация публичных споров порождает риски институциональной эрозии, включая ослабление судебного суверенитета, утрату транспарентности в сфере налогообложения и перенос коррупционных практик в арбитражную среду. Таким образом, предложенная модель арбитража не только не укрепляет арбитражную систему, но и может подорвать ее устойчивость и легитимность в долгосрочной перспективе.
(Аленкина Н.Б.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Предметом исследования является адекватность использования механизмов частного правосудия для разрешения споров, возникающих из публичных правоотношений, на примере налогового арбитража, введенного в Кыргызской Республике в январе 2023 года. В статье анализируются основные характеристики арбитража по спорам между налоговыми органами и налогоплательщиком о начислении и взыскании налогов в Кыргызской Республике в сравнительно-правовой перспективе, а также риски и ограничения, связанные с приватизацией функции отправления правосудия. Аргументы приводятся через призму интересов основных акторов налоговых споров: государства, третейского суда и налогоплательщика. В статье проводится параллель между реформами в Кыргызской Республике и похожими законодательными инициативами в Португалии и Грузии. Особое внимание уделяется критике попытки в обход конституционных ограничений придать публичным налоговым спорам вид гражданско-правовых, а также подмене понятий в определении правовой природы налоговых отношений. Автор отмечает, что такая инновация игнорирует итоги и принципы административной реформы и рискует дестабилизировать систему как частного правосудия, так и административного судопроизводства. Отраслевыми проблемами внедрения налогового арбитража, вызывающими дискуссию в профессиональном сообществе, являются использование абстрактного (заранее данного) согласия налогового органа на арбитраж, сопоставимого с открытой офертой государства в инвестиционном арбитраже; возможность заключения мирового соглашения по налоговым спорам в арбитраже; а также определение субъекта уплаты арбитражного сбора по налоговым спорам. Обосновывая реформу необходимостью преодоления кризиса государственной судебной системы, законодатель в Кыргызстане допустил отход от классических принципов арбитража: автономии сторон, диспозитивности и договорной природы разбирательства. При отсутствии четкой доктринальной базы и должных механизмов публичного контроля приватизация публичных споров порождает риски институциональной эрозии, включая ослабление судебного суверенитета, утрату транспарентности в сфере налогообложения и перенос коррупционных практик в арбитражную среду. Таким образом, предложенная модель арбитража не только не укрепляет арбитражную систему, но и может подорвать ее устойчивость и легитимность в долгосрочной перспективе.
Статья: Допустимость мирового соглашения в публично-правовых спорах: в поисках универсального критерия
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Между тем предложенная Пленумом ВАС РФ "свобода оценки фактов" при заключении мирового соглашения в налоговом споре полностью охватывается описанными выше дискреционными полномочиями налогового органа. В таком мировом соглашении налоговый орган признает определенные фактические обстоятельства установленными (то есть осуществляет оценку доказательств, свидетельствующих о существовании этих обстоятельств), квалифицирует их в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах (то есть устанавливает наличие или отсутствие элементов состава нарушения). Добросовестным мотивом к достижению компромисса с налогоплательщиком должно выступать внутреннее убеждение руководителя налогового органа (лица, уполномоченного им представлять налоговый орган в суде) в том, что на основании представленных сторонами доказательств суд может дать спорному налоговому правоотношению такую же квалификацию, как в мировом соглашении, или даже менее выгодную для казны. Следовательно, заключение мирового соглашения есть не что иное, как продолжение в арбитражном процессе досудебной деятельности налогового органа по установлению юридических фактов, являющихся элементами налогового правоотношения!
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Между тем предложенная Пленумом ВАС РФ "свобода оценки фактов" при заключении мирового соглашения в налоговом споре полностью охватывается описанными выше дискреционными полномочиями налогового органа. В таком мировом соглашении налоговый орган признает определенные фактические обстоятельства установленными (то есть осуществляет оценку доказательств, свидетельствующих о существовании этих обстоятельств), квалифицирует их в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах (то есть устанавливает наличие или отсутствие элементов состава нарушения). Добросовестным мотивом к достижению компромисса с налогоплательщиком должно выступать внутреннее убеждение руководителя налогового органа (лица, уполномоченного им представлять налоговый орган в суде) в том, что на основании представленных сторонами доказательств суд может дать спорному налоговому правоотношению такую же квалификацию, как в мировом соглашении, или даже менее выгодную для казны. Следовательно, заключение мирового соглашения есть не что иное, как продолжение в арбитражном процессе досудебной деятельности налогового органа по установлению юридических фактов, являющихся элементами налогового правоотношения!
Статья: Некоторые вопросы участия публичных образований в арбитражном процессе России
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)В арбитражном процессе примириться могут даже участники публично-правового конфликта (ст. 190 АПК РФ). Однако важно помнить, что арбитражный суд перед утверждением мирового соглашения обязан проверить его на соответствие нормам действующего законодательства. В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным правоотношениям, гражданское законодательство не применяется. С учетом того что мировое соглашение в своей основе есть не что иное, как гражданско-правовая сделка <11>, согласно законодательству оно неприменимо к налоговым, финансовым, иным административно-правовым спорам. По этой причине можно признать незаконными все мировые соглашения по налоговым спорам. Причем независимо от того, является ли результатом мирового соглашения изменение налоговых последствий спорных действий и операций в сравнении с тем, как такие последствия определены законом (это прямо запретил в свое время Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ) <12>. Представляется, что право заключать мировые соглашения в делах с участием публично-правовых образований должно осуществляться под особым контролем со стороны суда. Судьям следует помнить, что при решении вопроса об утверждении мирового соглашения как в частноправовых, так и публично-правовых делах они обязаны проверить не только его соответствие закону, но и выяснить, не нарушают ли условия мирового соглашения права других лиц. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ разъяснила, что арбитражный суд при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения проверяет наличие волеизъявления сторон спора, а также возможности распоряжаться спорным имуществом, изучает проект мирового соглашения для целей выявления условий, затрагивающих права и интересы лиц, не участвующих в деле <13>.
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)В арбитражном процессе примириться могут даже участники публично-правового конфликта (ст. 190 АПК РФ). Однако важно помнить, что арбитражный суд перед утверждением мирового соглашения обязан проверить его на соответствие нормам действующего законодательства. В соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным правоотношениям, гражданское законодательство не применяется. С учетом того что мировое соглашение в своей основе есть не что иное, как гражданско-правовая сделка <11>, согласно законодательству оно неприменимо к налоговым, финансовым, иным административно-правовым спорам. По этой причине можно признать незаконными все мировые соглашения по налоговым спорам. Причем независимо от того, является ли результатом мирового соглашения изменение налоговых последствий спорных действий и операций в сравнении с тем, как такие последствия определены законом (это прямо запретил в свое время Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ) <12>. Представляется, что право заключать мировые соглашения в делах с участием публично-правовых образований должно осуществляться под особым контролем со стороны суда. Судьям следует помнить, что при решении вопроса об утверждении мирового соглашения как в частноправовых, так и публично-правовых делах они обязаны проверить не только его соответствие закону, но и выяснить, не нарушают ли условия мирового соглашения права других лиц. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ разъяснила, что арбитражный суд при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения проверяет наличие волеизъявления сторон спора, а также возможности распоряжаться спорным имуществом, изучает проект мирового соглашения для целей выявления условий, затрагивающих права и интересы лиц, не участвующих в деле <13>.
Статья: Развитие примирительных процедур в налоговых правоотношениях
(Львова М.И., Алексеев С.Д.)
("Финансы", 2025, N 4)Процедура медиации в Америке показала свою эффективность. Об этом свидетельствует и тот факт, что в США более 90% конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками разрешаются при использовании альтернативных способов разрешения споров [6]. Особое внимание хочется уделить такой процедуре разрешения споров, применяемой в США, как соглашение о компромиссе. Благодаря данной процедуре налогоплательщик может погасить свои обязательства в меньшем размере, чем ему начислено. Мировое соглашение возможно заключить на любой стадии, и оно заключается в случае, если налогоплательщик не способен полностью погасить сумму задолженности. При этом учитываются платежеспособность налогоплательщика, размер выручки и активов, размер расходов. Мировое соглашение возможно заключить в ситуации, когда налоговый спор возник относительно существования или размера доначисленной недоимки, процентов, штрафа. Заключение мирового соглашения предполагает заявительный характер со стороны налогоплательщика и предполагает право выбора формы оплаты по мировому соглашению - с предварительным платежом и пятью (или менее) оставшимися платежами либо помесячно до полного исполнения обязательства.
(Львова М.И., Алексеев С.Д.)
("Финансы", 2025, N 4)Процедура медиации в Америке показала свою эффективность. Об этом свидетельствует и тот факт, что в США более 90% конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками разрешаются при использовании альтернативных способов разрешения споров [6]. Особое внимание хочется уделить такой процедуре разрешения споров, применяемой в США, как соглашение о компромиссе. Благодаря данной процедуре налогоплательщик может погасить свои обязательства в меньшем размере, чем ему начислено. Мировое соглашение возможно заключить на любой стадии, и оно заключается в случае, если налогоплательщик не способен полностью погасить сумму задолженности. При этом учитываются платежеспособность налогоплательщика, размер выручки и активов, размер расходов. Мировое соглашение возможно заключить в ситуации, когда налоговый спор возник относительно существования или размера доначисленной недоимки, процентов, штрафа. Заключение мирового соглашения предполагает заявительный характер со стороны налогоплательщика и предполагает право выбора формы оплаты по мировому соглашению - с предварительным платежом и пятью (или менее) оставшимися платежами либо помесячно до полного исполнения обязательства.
Статья: Мировое соглашение в частноправовых и публично-правовых делах
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 8)Дело не только в отсутствии теоретической возможности заключения гражданско-правовых сделок в сфере реализации государственного управления. Проблема заключается в том, что, осуществляя это действие, орган публичной власти, должностное лицо имеют возможность совершить злоупотребление. Иными словами, высок риск коррупционных нарушений. Особенно негативные последствия это может иметь в сфере арбитражного судопроизводства, в первую очередь при заключении мировых соглашений в налоговых спорах. В результате крупный имущественный ущерб может быть причинен государству. В современных условиях, когда российская экономика мобилизует все силы на преодоление негативных проявлений вследствие недружественных, незаконных санкционных мер, принятых со стороны ряда государств, вопросам защиты экономических прав и интересов нашего государства должно быть уделено приоритетное внимание.
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2023, N 8)Дело не только в отсутствии теоретической возможности заключения гражданско-правовых сделок в сфере реализации государственного управления. Проблема заключается в том, что, осуществляя это действие, орган публичной власти, должностное лицо имеют возможность совершить злоупотребление. Иными словами, высок риск коррупционных нарушений. Особенно негативные последствия это может иметь в сфере арбитражного судопроизводства, в первую очередь при заключении мировых соглашений в налоговых спорах. В результате крупный имущественный ущерб может быть причинен государству. В современных условиях, когда российская экономика мобилизует все силы на преодоление негативных проявлений вследствие недружественных, незаконных санкционных мер, принятых со стороны ряда государств, вопросам защиты экономических прав и интересов нашего государства должно быть уделено приоритетное внимание.
"Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: монография"
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)Помимо полномочий по рассмотрению и разрешению публично-правовых споров административные суды осуществляют полномочия по примирению сторон. Наиболее распространенными формами урегулирования споров являются переговоры, мировое соглашение, медиация. Они применяются в налоговых спорах, спорах в сфере строительства, планирования развития территорий, предоставления субсидий и др. <2> В Налоговом кодексе Германии предусмотрено право налоговых органов заключать соглашения с налогоплательщиками по вопросам о базе налогообложения <3>.
(Кулюшин Е.Н.)
("Статут", 2023)Помимо полномочий по рассмотрению и разрешению публично-правовых споров административные суды осуществляют полномочия по примирению сторон. Наиболее распространенными формами урегулирования споров являются переговоры, мировое соглашение, медиация. Они применяются в налоговых спорах, спорах в сфере строительства, планирования развития территорий, предоставления субсидий и др. <2> В Налоговом кодексе Германии предусмотрено право налоговых органов заключать соглашения с налогоплательщиками по вопросам о базе налогообложения <3>.