Мировое соглашение нк РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Мировое соглашение нк РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 64 НК РФсрок в мировом соглашении может превышать указанный в НК РФ >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 178 "Дополнительное решение" АПК РФ"С учетом вышеуказанного, принимая во внимание, что на стадии апелляционного производства утверждено мировое соглашение, на основании абзаца 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 13 287,00 рублей (50% государственной пошлины за подачу иска) подлежит возврату ООО ТПК "Восток-ресурс" из федерального бюджета.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Арбитрабельность налоговых споров в Кыргызстане: использование альтернативного правосудия в публичных правоотношениях
(Аленкина Н.Б.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Во-вторых, арбитраж по налоговым спорам актуализирует вопрос о заключении мирового соглашения. Налоговый кодекс Кыргызской Республики не содержит полномочий налогового органа о компромиссе с налогоплательщиком. Это право можно вывести из положений Административно-процессуального кодекса, допускающего мировые соглашения (статья 41). Между тем нам неизвестно ни одного случая заключения мирового соглашения органами налоговой службы с налогоплательщиком в Кыргызстане. Настороженное отношение к этому институту связано с опасениями за публичные интересы, с рисками коррупции там, где допускается дискреция полномочий государственных органов, а также императивностью норм об уплате налогов, пени или штрафа <22>. И хотя зарубежная доктрина и практика в целом не видит в этом ничего предосудительного <23>, Кыргызстан еще только оценивает такие возможности.
(Аленкина Н.Б.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Во-вторых, арбитраж по налоговым спорам актуализирует вопрос о заключении мирового соглашения. Налоговый кодекс Кыргызской Республики не содержит полномочий налогового органа о компромиссе с налогоплательщиком. Это право можно вывести из положений Административно-процессуального кодекса, допускающего мировые соглашения (статья 41). Между тем нам неизвестно ни одного случая заключения мирового соглашения органами налоговой службы с налогоплательщиком в Кыргызстане. Настороженное отношение к этому институту связано с опасениями за публичные интересы, с рисками коррупции там, где допускается дискреция полномочий государственных органов, а также императивностью норм об уплате налогов, пени или штрафа <22>. И хотя зарубежная доктрина и практика в целом не видит в этом ничего предосудительного <23>, Кыргызстан еще только оценивает такие возможности.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Непоследовательной и политически ангажированной является позиция законодателя в вопросе соотношения норм Закона о банкротстве и норм НК РФ. С одной стороны, Закон о банкротстве уравнял имущественные интересы государства в лице уполномоченных органов с имущественными интересами конкурсных кредиторов, отнеся требования по обязательным платежам в третью очередь удовлетворения требований кредиторов, предоставив уполномоченным органам право голоса на собрании кредиторов, а также право заключать мировое соглашение в деле о банкротстве наряду с конкурсными кредиторами. С другой стороны, например, Закон о банкротстве предусматривает правило о том, что условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 156) <1>. Налоговое же законодательство ограничивает возможности отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определенным сроком (три года), а следовательно, и возможности уполномоченного органа по заключению мирового соглашения (ст. 64 НК РФ) <2>. Соответствующим образом складывается и судебная практика <3>, что ведет к сокращению возможностей заключения мировых соглашений с участием уполномоченных органов. Полагаю, было бы правильным установить иное соотношение норм Закона о банкротстве и норм НК РФ, а именно как специальных и общих. Уравнивая конкурсных кредиторов и уполномоченные органы в деле о банкротстве, нельзя предусматривать разный правовой режим требований тех и других.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Непоследовательной и политически ангажированной является позиция законодателя в вопросе соотношения норм Закона о банкротстве и норм НК РФ. С одной стороны, Закон о банкротстве уравнял имущественные интересы государства в лице уполномоченных органов с имущественными интересами конкурсных кредиторов, отнеся требования по обязательным платежам в третью очередь удовлетворения требований кредиторов, предоставив уполномоченным органам право голоса на собрании кредиторов, а также право заключать мировое соглашение в деле о банкротстве наряду с конкурсными кредиторами. С другой стороны, например, Закон о банкротстве предусматривает правило о том, что условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 156) <1>. Налоговое же законодательство ограничивает возможности отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определенным сроком (три года), а следовательно, и возможности уполномоченного органа по заключению мирового соглашения (ст. 64 НК РФ) <2>. Соответствующим образом складывается и судебная практика <3>, что ведет к сокращению возможностей заключения мировых соглашений с участием уполномоченных органов. Полагаю, было бы правильным установить иное соотношение норм Закона о банкротстве и норм НК РФ, а именно как специальных и общих. Уравнивая конкурсных кредиторов и уполномоченные органы в деле о банкротстве, нельзя предусматривать разный правовой режим требований тех и других.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)При заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.
(ред. от 17.11.2025)При заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ различные виды выплат
(КонсультантПлюс, 2025)Например, с выплаченной по мировому соглашению неустойки нужно начислить НДФЛ, так как эта сумма является доходом физлица (приводит к получению экономической выгоды) и не названа в ст. 217 НК РФ среди необлагаемых выплат (Письма Минфина России от 07.04.2023 N 03-04-05/31279, от 05.03.2021 N 03-04-05/15642). А компенсация физлицу морального вреда, в том числе по мировому соглашению, утвержденному судом, НДФЛ не облагается на основании п. 1 ст. 217 НК РФ, ст. ст. 151, 1101 ГК РФ (Письма Минфина России от 07.04.2023 N 03-04-05/31279, от 05.03.2021 N 03-04-05/15642).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, с выплаченной по мировому соглашению неустойки нужно начислить НДФЛ, так как эта сумма является доходом физлица (приводит к получению экономической выгоды) и не названа в ст. 217 НК РФ среди необлагаемых выплат (Письма Минфина России от 07.04.2023 N 03-04-05/31279, от 05.03.2021 N 03-04-05/15642). А компенсация физлицу морального вреда, в том числе по мировому соглашению, утвержденному судом, НДФЛ не облагается на основании п. 1 ст. 217 НК РФ, ст. ст. 151, 1101 ГК РФ (Письма Минфина России от 07.04.2023 N 03-04-05/31279, от 05.03.2021 N 03-04-05/15642).
Статья: Порядок заключения мирового соглашения в гражданском судопроизводстве
(Ватаманюк В.О.)
("Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)", 2021, N 12)<3> В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ при заключении мирового соглашения до принятия решения судом первой инстанции истцу подлежит возврату 70% суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50%, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, а также пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30%.
(Ватаманюк В.О.)
("Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)", 2021, N 12)<3> В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ при заключении мирового соглашения до принятия решения судом первой инстанции истцу подлежит возврату 70% суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50%, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, а также пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30%.
Статья: Правовая природа и последствия утверждения мирового соглашения
(Пурге А.Р.)
("Современный юрист", 2023, N 1)В арбитражном процессе предусмотрена льгота по возврату половины уплаченной истцом государственной пошлины при утверждении мирового соглашения. При добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству государственная пошлина не возвращается (ст. 333.40 НК РФ <1>). Таким образом, мировое соглашение выгодно для сторон утвердить арбитражным судом. Возможен и отказ истцом от иска, однако в этом случае действительность мирового соглашения может вновь оказаться спорной, а возбуждать процесс по прежнему основанию и предмету истцу уже будет нельзя.
(Пурге А.Р.)
("Современный юрист", 2023, N 1)В арбитражном процессе предусмотрена льгота по возврату половины уплаченной истцом государственной пошлины при утверждении мирового соглашения. При добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству государственная пошлина не возвращается (ст. 333.40 НК РФ <1>). Таким образом, мировое соглашение выгодно для сторон утвердить арбитражным судом. Возможен и отказ истцом от иска, однако в этом случае действительность мирового соглашения может вновь оказаться спорной, а возбуждать процесс по прежнему основанию и предмету истцу уже будет нельзя.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Существенное отличие государственного участия в гражданских правоотношениях состоит в том, что государство при принятии всякого хозяйственного решения руководствуется не только частными, но и публичными интересами <219>, в отдельных правоотношениях, возникающих в процессе банкротства, государство реализует частно-публичные функции. В.Ф. Попондопуло отмечает, что, с одной стороны, в соответствии с Законом о банкротстве государство в лице уполномоченных органов выступает на равных началах с конкурсными кредиторами, так как требования по обязательным платежам находятся в третьей очереди, как и у других конкурсных кредиторов, уполномоченные органы имеют такое же право голоса на собрании кредиторов, как и все другие конкурсные кредиторы, кроме того, они могут заключать мировое соглашение наряду с конкурсными кредиторами. Вместе с тем, как указывает В.Ф. Попондопуло, "Закон о банкротстве предусматривает правило о том, что условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 156). Налоговое же законодательство ограничивает возможности уполномоченного органа по заключению мирового соглашения (статья 64 Налогового кодекса РФ)" <220>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Существенное отличие государственного участия в гражданских правоотношениях состоит в том, что государство при принятии всякого хозяйственного решения руководствуется не только частными, но и публичными интересами <219>, в отдельных правоотношениях, возникающих в процессе банкротства, государство реализует частно-публичные функции. В.Ф. Попондопуло отмечает, что, с одной стороны, в соответствии с Законом о банкротстве государство в лице уполномоченных органов выступает на равных началах с конкурсными кредиторами, так как требования по обязательным платежам находятся в третьей очереди, как и у других конкурсных кредиторов, уполномоченные органы имеют такое же право голоса на собрании кредиторов, как и все другие конкурсные кредиторы, кроме того, они могут заключать мировое соглашение наряду с конкурсными кредиторами. Вместе с тем, как указывает В.Ф. Попондопуло, "Закон о банкротстве предусматривает правило о том, что условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 156). Налоговое же законодательство ограничивает возможности уполномоченного органа по заключению мирового соглашения (статья 64 Налогового кодекса РФ)" <220>.
Готовое решение: Как учесть прощение долга по мировому соглашению
(КонсультантПлюс, 2025)1 При этом если сумма прощенного долга участвовала в расчете резерва по сомнительным долгам, то при проведении очередной инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного периода неиспользование резерва должно быть выявлено и сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на остаток неиспользованного резерва. Сумму уменьшения резерва по сравнению со значением на предшествующую отчетную дату следует включить во внереализационные доходы в том отчетном периоде, в котором было заключено и утверждено судом мировое соглашение (п. 5 ст. 266, п. 7 ст. 250 НК РФ, Письма Минфина России от 08.02.2021 N 03-03-06/1/8003, от 29.01.2020 N 03-03-06/1/5267).
(КонсультантПлюс, 2025)1 При этом если сумма прощенного долга участвовала в расчете резерва по сомнительным долгам, то при проведении очередной инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного периода неиспользование резерва должно быть выявлено и сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на остаток неиспользованного резерва. Сумму уменьшения резерва по сравнению со значением на предшествующую отчетную дату следует включить во внереализационные доходы в том отчетном периоде, в котором было заключено и утверждено судом мировое соглашение (п. 5 ст. 266, п. 7 ст. 250 НК РФ, Письма Минфина России от 08.02.2021 N 03-03-06/1/8003, от 29.01.2020 N 03-03-06/1/5267).
Готовое решение: Случаи выставления корректировочного счета-фактуры продавцом
(КонсультантПлюс, 2025)При мировом соглашении стороны согласуют изменение обязательств друг перед другом, то есть изменение условий сделки. При изменении стоимости поставки в связи с согласованием новых условий сделки (в том числе на основании мирового соглашения) составляется именно корректировочный счет-фактура. Оформлять дополнительное соглашение к договору или документы для выставления корректировочного счета-фактуры не обязательно. Основанием для выставления этого документа может являться само мировое соглашение (п. 3 ст. 168, п. 10 ст. 172 НК РФ, ч. 2 ст. 140 АПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)При мировом соглашении стороны согласуют изменение обязательств друг перед другом, то есть изменение условий сделки. При изменении стоимости поставки в связи с согласованием новых условий сделки (в том числе на основании мирового соглашения) составляется именно корректировочный счет-фактура. Оформлять дополнительное соглашение к договору или документы для выставления корректировочного счета-фактуры не обязательно. Основанием для выставления этого документа может являться само мировое соглашение (п. 3 ст. 168, п. 10 ст. 172 НК РФ, ч. 2 ст. 140 АПК РФ).