Минтруд методичка госслужащие
Подборка наиболее важных документов по запросу Минтруд методичка госслужащие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.09.2023 по делу N 88-23651/2023 (УИД 62RS0001-01-2020-000992-46)
Категория спора: Защита прав и интересов работника в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истец считает, что приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности и увольнении подлежат отмене как незаконные и необоснованные в связи с отсутствием оснований для увольнения и нарушением процедуры проведения проверки и применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы истца со ссылкой на позицию Минтруда России, изложенную в Методических рекомендациях по привлечению к ответственности государственных (муниципальных служащих) за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (Письмо Минтруда от 13 ноября 2015 г. N 18-2/10/П-7073), о том, что допущенные К. нарушения при заполнении справок о доходах, расходах государственного гражданского служащего не могут являться основанием для увольнения, ввиду их несущественности и малозначительности.
Категория спора: Защита прав и интересов работника в связи с увольнением.
Требования работника: 1) О взыскании платы за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Истец считает, что приказы о привлечении к дисциплинарной ответственности и увольнении подлежат отмене как незаконные и необоснованные в связи с отсутствием оснований для увольнения и нарушением процедуры проведения проверки и применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.С приведенными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, отклонив доводы истца со ссылкой на позицию Минтруда России, изложенную в Методических рекомендациях по привлечению к ответственности государственных (муниципальных служащих) за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (Письмо Минтруда от 13 ноября 2015 г. N 18-2/10/П-7073), о том, что допущенные К. нарушения при заполнении справок о доходах, расходах государственного гражданского служащего не могут являться основанием для увольнения, ввиду их несущественности и малозначительности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего: срок и образец
(Издательство "Главная книга", 2025)Уведомление надо направить и при приеме бывшего госслужащего на работу по совместительству (п. 62 Методических рекомендаций Минтруда).
(Издательство "Главная книга", 2025)Уведомление надо направить и при приеме бывшего госслужащего на работу по совместительству (п. 62 Методических рекомендаций Минтруда).
Статья: Институт кадровых комиссий на государственной и муниципальной службе: временная мера или новый вектор развития
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Интересной новеллой является норма Методических рекомендаций Минтруда РФ, которая призвана отсеивать из числа возможных государственных или муниципальных служащих лиц, причастных к деятельности запрещенных в Российской Федерации организаций, иных экстремистских (националистических) организаций. Учитывая специфику указанных регионов, ранее входящих в состав Украины, данное намерение вполне понятно. Однако сама конструкция нормы вызывает ряд вопросов.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Интересной новеллой является норма Методических рекомендаций Минтруда РФ, которая призвана отсеивать из числа возможных государственных или муниципальных служащих лиц, причастных к деятельности запрещенных в Российской Федерации организаций, иных экстремистских (националистических) организаций. Учитывая специфику указанных регионов, ранее входящих в состав Украины, данное намерение вполне понятно. Однако сама конструкция нормы вызывает ряд вопросов.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)В пункте 2 Методических рекомендаций указано, что контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться в том числе в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)В пункте 2 Методических рекомендаций указано, что контроль за выбором места трудоустройства бывших государственных (муниципальных) служащих необходим в целях недопущения возникновения коллизии публичных и частных интересов, которая может выражаться в том числе в возникновении конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей, обусловленного возможностью предоставления выгод и преимуществ для организации, рассматриваемой государственным (муниципальным) служащим в качестве будущего места работы.
Справочная информация: "Перечень положений о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- Форма: Положение о комиссии госоргана по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. (Внимание! При применении следует учитывать, что форма официально не утверждена и является авторским материалом КонсультантПлюс).
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- Форма: Положение о комиссии госоргана по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. (Внимание! При применении следует учитывать, что форма официально не утверждена и является авторским материалом КонсультантПлюс).
Статья: Правовые технологии противодействия коррупции
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)<15> Методические рекомендации по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих (версия - 4.0) (утв. Минтрудом России) // СПС "КонсультантПлюс".
(Ваймер Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)<15> Методические рекомендации по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих (версия - 4.0) (утв. Минтрудом России) // СПС "КонсультантПлюс".
Готовое решение: Каков порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Нет. В случае перевода с одной должности на другую внутри одной организации повторное уведомление не требуется. Достаточно того уведомления, которое вы направляли, когда принимали бывшего госслужащего на работу в свою организацию. Это следует из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, абз. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46, п. 64 Методических рекомендаций, приведенных в Письме Минтруда России от 11.05.2017 N 18-4/10/П-2943.
(КонсультантПлюс, 2025)Нет. В случае перевода с одной должности на другую внутри одной организации повторное уведомление не требуется. Достаточно того уведомления, которое вы направляли, когда принимали бывшего госслужащего на работу в свою организацию. Это следует из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, абз. 2 п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46, п. 64 Методических рекомендаций, приведенных в Письме Минтруда России от 11.05.2017 N 18-4/10/П-2943.
Статья: Правовые пробелы при урегулировании конфликта интересов в случае прекращения государственной службы
(Шушина Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 4)Если буквально читать эту норму, то бывший государственный служащий вправе осуществлять трудовые функции у лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Однако такой случай отмечен в Методических рекомендациях по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией, где в качестве нового работодателя поименованы граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей <7>. Таким образом, письмо Минтруда России расширяет круг субъектов-работодателей, в отношении которых действуют антикоррупционные ограничения. Косвенно об этом свидетельствует и сложившаяся судебная практика привлечения индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего <8>.
(Шушина Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 4)Если буквально читать эту норму, то бывший государственный служащий вправе осуществлять трудовые функции у лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Однако такой случай отмечен в Методических рекомендациях по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией, где в качестве нового работодателя поименованы граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей <7>. Таким образом, письмо Минтруда России расширяет круг субъектов-работодателей, в отношении которых действуют антикоррупционные ограничения. Косвенно об этом свидетельствует и сложившаяся судебная практика привлечения индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего <8>.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3. Методические рекомендации по подготовке проектов правовых актов о присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации и классных чинов юстиции федеральным государственным гражданским служащим высшей и главной групп федеральных органов исполнительной власти (разработаны Министерством труда и социальной защиты РФ).
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3. Методические рекомендации по подготовке проектов правовых актов о присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации и классных чинов юстиции федеральным государственным гражданским служащим высшей и главной групп федеральных органов исполнительной власти (разработаны Министерством труда и социальной защиты РФ).
Статья: Защита информации ограниченного доступа, получаемой по цифровым каналам передачи информации о совершаемых коррупционных правонарушениях
(Жарова А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<18> Письмо Минздравсоцразвития России от 20 сентября 2010 г. N 7666-17 "О Методических рекомендациях о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений". URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/antikorr.
(Жарова А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<18> Письмо Минздравсоцразвития России от 20 сентября 2010 г. N 7666-17 "О Методических рекомендациях о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений". URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/antikorr.
Статья: Комментарий к Информации Минтруда России от 30.12.2022 "Основные новеллы в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год)"
(Егорова А.О.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 3)Минтруд выпустил методичку о порядке заполнения справки
(Егорова А.О.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2023, N 3)Минтруд выпустил методичку о порядке заполнения справки
Статья: Подводные камни проверки компетенций работников
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 10)А применительно к гражданским служащим - в актах Минтруда России.
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 10)А применительно к гражданским служащим - в актах Минтруда России.
Статья: Противодействие коррупции: объективные причины для непредставления сведений о доходах и имуществе
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)При определении объективности и уважительности причин непредставления служащим (работником) сведений Минтруд рекомендует членам комиссии руководствоваться понятиями, определенными в п. 8.4 Методических рекомендаций по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) в федеральных государственных органах <2> (далее - Методические рекомендации). Так, объективная причина - это причина, которая существует независимо от воли служащего (работника) (например, он длительное время не располагает сведениями о местонахождении супруги (супруга) и не имеет возможности для получения этой информации). В свою очередь, под уважительной причиной понимается причина, которая обоснованно препятствовала служащему (работнику) представить необходимые сведения (болезнь, командировка и т.п.).
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 9)При определении объективности и уважительности причин непредставления служащим (работником) сведений Минтруд рекомендует членам комиссии руководствоваться понятиями, определенными в п. 8.4 Методических рекомендаций по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) в федеральных государственных органах <2> (далее - Методические рекомендации). Так, объективная причина - это причина, которая существует независимо от воли служащего (работника) (например, он длительное время не располагает сведениями о местонахождении супруги (супруга) и не имеет возможности для получения этой информации). В свою очередь, под уважительной причиной понимается причина, которая обоснованно препятствовала служащему (работнику) представить необходимые сведения (болезнь, командировка и т.п.).
Статья: Конфликт интересов в сфере закупок: проблемы в практике правоприменения
(Климова О.В.)
("Законность", 2021, N 6)Также внимание этому вопросу Минтруда России уделило в Методических рекомендациях по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Законами N 44-ФЗ и 223-ФЗ, работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Заказчикам рекомендовано в первую очередь разработать отдельное положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов и утвердить его либо в качестве приложения к антикоррупционной политике организации, либо в качестве отдельного локального нормативного акта.
(Климова О.В.)
("Законность", 2021, N 6)Также внимание этому вопросу Минтруда России уделило в Методических рекомендациях по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Законами N 44-ФЗ и 223-ФЗ, работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Заказчикам рекомендовано в первую очередь разработать отдельное положение о предотвращении и урегулировании конфликта интересов и утвердить его либо в качестве приложения к антикоррупционной политике организации, либо в качестве отдельного локального нормативного акта.
"Локальные акты работодателя: актуализация в связи с законодательными изменениями"
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного (муниципального) служащего.
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного (муниципального) служащего.