Минобрнауки дистанционное обучение
Подборка наиболее важных документов по запросу Минобрнауки дистанционное обучение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16.12.2024 N 88-25291/2024 (УИД 78RS0001-01-2023-005095-92)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неосновательного обогащения; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Материалами дела подтвержден факт оказания истцу образовательных услуг в полном объеме, по итогам чего истец получил соответствующий документ об образовании.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При определении различности в формах образовательного процесса, мировым судьей применены официальные экспертные разъяснения Минобрнауки России от 18 марта 2020 г., в которых указано на то, что применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не влечет за собой изменение формы обучения и не меняет объем оказанной образовательной услуги, учитывая при этом непродолжительность периода оказания услуг с помощью дистанционных технологий, являющегося при этом мерой вынужденного характера, которая распространялась на всей территории Российской Федерации.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неосновательного обогащения; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Материалами дела подтвержден факт оказания истцу образовательных услуг в полном объеме, по итогам чего истец получил соответствующий документ об образовании.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.При определении различности в формах образовательного процесса, мировым судьей применены официальные экспертные разъяснения Минобрнауки России от 18 марта 2020 г., в которых указано на то, что применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не влечет за собой изменение формы обучения и не меняет объем оказанной образовательной услуги, учитывая при этом непродолжительность периода оказания услуг с помощью дистанционных технологий, являющегося при этом мерой вынужденного характера, которая распространялась на всей территории Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, осуществление образовательной деятельности может опираться на различные технологии. Законодатель акцентирует внимание на дистанционных образовательных технологиях и электронном обучении как наиболее современных и динамичных (и, соответственно, наименее урегулированных юридически). Важно иметь в виду, что существует Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (утвержден Приказом Минобрнауки от 20.01.2014 N 22). Среди включенных в названный Перечень такие профессии, обучение которым действительно не может быть виртуальным по объективным причинам (гидрометнаблюдатель, радиомонтажник, оператор нефтепереработки и т.д.).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, осуществление образовательной деятельности может опираться на различные технологии. Законодатель акцентирует внимание на дистанционных образовательных технологиях и электронном обучении как наиболее современных и динамичных (и, соответственно, наименее урегулированных юридически). Важно иметь в виду, что существует Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (утвержден Приказом Минобрнауки от 20.01.2014 N 22). Среди включенных в названный Перечень такие профессии, обучение которым действительно не может быть виртуальным по объективным причинам (гидрометнаблюдатель, радиомонтажник, оператор нефтепереработки и т.д.).
Интервью: Борис Елисеев: "Каждому авиатору "ясное" правосознание"
("Юрист", 2021, N 5)- Часть 3 ст. 16 Закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ позволила еще в 2017 г. издать Приказ Министерства образования и науки N 817. В нем подробно регламентирован порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
("Юрист", 2021, N 5)- Часть 3 ст. 16 Закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ позволила еще в 2017 г. издать Приказ Министерства образования и науки N 817. В нем подробно регламентирован порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 19.09.2022 N 645
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере среднего профессионального образования"Правила применения электронного обучения и ДОТ организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, установлены Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Минюстом России 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226).
"Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере среднего профессионального образования"Правила применения электронного обучения и ДОТ организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, установлены Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Минюстом России 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226).
Постановление Правительства РФ от 20.10.2023 N 1746
"О порядке присвоения ученых званий"
(вместе с "Положением о присвоении ученых званий")д) наличие не менее 50 опубликованных учебных изданий и научных трудов (в том числе в соавторстве), включая патенты на изобретения и иные объекты интеллектуальной собственности, которые используются в образовательном процессе. При этом за последние 5 лет по научной специальности, указанной в аттестационном деле соискателя ученого звания, должно быть опубликовано не менее 3 учебных изданий и не менее 5 научных трудов. Научные труды должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях, требования к которым и правила формирования в уведомительном порядке перечня которых устанавливаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее - рецензируемые издания). К учебным изданиям приравниваются учебные курсы, реализуемые с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещенные на официальных сайтах организаций, образовательных платформах, доступ к которым предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", направленные на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения, общая трудоемкость которых составляет не менее 1 зачетной единицы (далее - онлайн-курсы), разработанные соискателем ученого звания и используемые в образовательном процессе. На научные работы, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, требования об их публикации в рецензируемых изданиях не распространяются;
"О порядке присвоения ученых званий"
(вместе с "Положением о присвоении ученых званий")д) наличие не менее 50 опубликованных учебных изданий и научных трудов (в том числе в соавторстве), включая патенты на изобретения и иные объекты интеллектуальной собственности, которые используются в образовательном процессе. При этом за последние 5 лет по научной специальности, указанной в аттестационном деле соискателя ученого звания, должно быть опубликовано не менее 3 учебных изданий и не менее 5 научных трудов. Научные труды должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях, требования к которым и правила формирования в уведомительном порядке перечня которых устанавливаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее - рецензируемые издания). К учебным изданиям приравниваются учебные курсы, реализуемые с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещенные на официальных сайтах организаций, образовательных платформах, доступ к которым предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", направленные на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения, общая трудоемкость которых составляет не менее 1 зачетной единицы (далее - онлайн-курсы), разработанные соискателем ученого звания и используемые в образовательном процессе. На научные работы, содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, требования об их публикации в рецензируемых изданиях не распространяются;
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке образовательных услуг по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При закупке услуг по дополнительному профессиональному образованию укажите требования к содержанию дополнительной образовательной программы исходя из ваших потребностей. Такая программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией, но она может учитывать потребности заказчика (ч. 6 ст. 76 Закона об образовании).
(КонсультантПлюс, 2025)При закупке услуг по дополнительному профессиональному образованию укажите требования к содержанию дополнительной образовательной программы исходя из ваших потребностей. Такая программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией, но она может учитывать потребности заказчика (ч. 6 ст. 76 Закона об образовании).
Вопрос: Какие локальные нормативные акты должны быть в образовательной организации в связи с переходом на обучение с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения?
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)"Официальный сайт Минобрнауки России minobrnauki.gov.ru", 2022
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)"Официальный сайт Минобрнауки России minobrnauki.gov.ru", 2022
Вопрос: Какие существуют особенности организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения для образовательных программ, реализуемых в заочной форме?
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)"Официальный сайт Минобрнауки России minobrnauki.gov.ru", 2022
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)"Официальный сайт Минобрнауки России minobrnauki.gov.ru", 2022
Статья: Подходы понимания социального эффекта правовых институтов
(Люлюкин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)<33> Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.03.2020).
(Люлюкин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)<33> Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.03.2020).
Статья: Особенности трудовых отношений в условиях пандемии COVID-19
(Туранин В.Ю., Лиликова О.С., Прасолова А.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Позже данный список был дополнен родителями детей до 14 лет, родителями ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. Данный список граждан обоснован, поскольку в соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 398 были даны рекомендации всем российским учреждениям среднего, высшего, специального и дополнительного образования перейти на дистанционную форму обучения с применением дистанционных технологий.
(Туранин В.Ю., Лиликова О.С., Прасолова А.Н.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)Позже данный список был дополнен родителями детей до 14 лет, родителями ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. Данный список граждан обоснован, поскольку в соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 398 были даны рекомендации всем российским учреждениям среднего, высшего, специального и дополнительного образования перейти на дистанционную форму обучения с применением дистанционных технологий.
Статья: Ресоциализация осужденных путем повышения доступности дистанционного образования в местах лишения свободы
(Макарова О.В., Данеев О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 6)Во-вторых, потребуется государственная поддержка дистанционного обучения в исправительных учреждениях. Речь идет как о финансовой, так и организационной помощи. При разработке концепции и ее реализации необходимо консолидировать усилия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Минобрнауки РФ), ФСИН России, общественных организаций, а также представителей вузов и других учебных заведений, имеющих программы дистанционного обучения.
(Макарова О.В., Данеев О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 6)Во-вторых, потребуется государственная поддержка дистанционного обучения в исправительных учреждениях. Речь идет как о финансовой, так и организационной помощи. При разработке концепции и ее реализации необходимо консолидировать усилия Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Минобрнауки РФ), ФСИН России, общественных организаций, а также представителей вузов и других учебных заведений, имеющих программы дистанционного обучения.
Вопрос: Что делать, если обучение по некоторым дисциплинам не может проходить с применением дистанционных форматов? Для полноценного обучения необходимы лаборатории и практические занятия.
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)"Официальный сайт Минобрнауки России minobrnauki.gov.ru", 2022
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)"Официальный сайт Минобрнауки России minobrnauki.gov.ru", 2022
Вопрос: Можно ли выехать с территории образовательной организации и продолжать обучение на основе дистанционных образовательных технологий из дома?
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)"Официальный сайт Минобрнауки России minobrnauki.gov.ru", 2022
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)"Официальный сайт Минобрнауки России minobrnauki.gov.ru", 2022
Статья: Дистанционный режим труда работников из числа профессорско-преподавательского состава
(Машукова Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Частично ответ на данный вопрос содержится в Отраслевом соглашении по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Минобрнауки России, на 2021 - 2023 годы <7>. В п. 6.2 указанного источника закреплено, что в ПВТР необходимо в обязательном порядке предусмотреть: порядок использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения с возможностью их применения как в месте нахождения образовательных организаций высшего образования, так и за их пределами; право преподавателей на выполнение обязанностей за рамками учебной (педагогической) нагрузки как на территории учебного заведения, так и при дистанционном режиме работы.
(Машукова Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Частично ответ на данный вопрос содержится в Отраслевом соглашении по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Минобрнауки России, на 2021 - 2023 годы <7>. В п. 6.2 указанного источника закреплено, что в ПВТР необходимо в обязательном порядке предусмотреть: порядок использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения с возможностью их применения как в месте нахождения образовательных организаций высшего образования, так и за их пределами; право преподавателей на выполнение обязанностей за рамками учебной (педагогической) нагрузки как на территории учебного заведения, так и при дистанционном режиме работы.
Вопрос: Влечет ли применение дистанционных образовательных технологий изменение формы обучения или сроков реализации образовательных программ?
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)"Официальный сайт Минобрнауки России minobrnauki.gov.ru", 2022
("Официальный сайт Минобрнауки России", 2022)"Официальный сайт Минобрнауки России minobrnauki.gov.ru", 2022