Минэкономразвития системообразующие
Подборка наиболее важных документов по запросу Минэкономразвития системообразующие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О финансовых мерах государственной поддержки системообразующих организаций
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)<10> Правительство продолжит выплату компенсаций за льготные кредиты, выданные в 2020 г. системообразующим предприятиям / Министерство экономического развития Российской Федерации. 31.07.2021. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/pravitelstvo_prodolzhit_vyplatu_kompensaciy_za_lgotnye_kredity_vydannye_v_2020_godu_sistemoobrazuyushchim_predpriyatiyam.html (дата обращения: 25.11.2022).
(Демидова С.Е.)
("Финансы", 2022, N 12)<10> Правительство продолжит выплату компенсаций за льготные кредиты, выданные в 2020 г. системообразующим предприятиям / Министерство экономического развития Российской Федерации. 31.07.2021. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/pravitelstvo_prodolzhit_vyplatu_kompensaciy_za_lgotnye_kredity_vydannye_v_2020_godu_sistemoobrazuyushchim_predpriyatiyam.html (дата обращения: 25.11.2022).
Статья: Градообразующее предприятие
(Гулидов П.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перечень системообразующих организаций российской экономики утвержден протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20.03.2020 N 3 (направлен Письмом Минэкономразвития России от 23.03.2020 N 8952-РМ/Д18и) (Перечень актуален по состоянию на 20.03.2020). В данный Перечень включены такие градообразующие предприятия, как ПАО "Газпром", АО "АвтоВАЗ", ПАО "ГМК "Норильский никель" и др. Однако 16.04.2020 Председатель Правительства РФ предложил отказаться от единого Перечня системообразующих предприятий, одновременно предусмотрев ведение динамичных отраслевых списков, которые находятся в зоне ответственности профильных министерств (Информация Минэкономразвития России "Комиссия Правительства одобрила первые 489 заявок на включение в перечни системообразующих предприятий").
(Гулидов П.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Перечень системообразующих организаций российской экономики утвержден протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20.03.2020 N 3 (направлен Письмом Минэкономразвития России от 23.03.2020 N 8952-РМ/Д18и) (Перечень актуален по состоянию на 20.03.2020). В данный Перечень включены такие градообразующие предприятия, как ПАО "Газпром", АО "АвтоВАЗ", ПАО "ГМК "Норильский никель" и др. Однако 16.04.2020 Председатель Правительства РФ предложил отказаться от единого Перечня системообразующих предприятий, одновременно предусмотрев ведение динамичных отраслевых списков, которые находятся в зоне ответственности профильных министерств (Информация Минэкономразвития России "Комиссия Правительства одобрила первые 489 заявок на включение в перечни системообразующих предприятий").
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Из письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2020 г. N 8952-РМ/Д18и "О перечне системообразующих организаций" следует, что изготовитель спорного товара включен в названный перечень.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.10.2021)Из письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2020 г. N 8952-РМ/Д18и "О перечне системообразующих организаций" следует, что изготовитель спорного товара включен в названный перечень.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")Если на момент расчета нормативов предельного объема финансовых потребностей в базовом варианте прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период, одобренный Правительством Российской Федерации и публикуемый Министерством экономического развития Российской Федерации, отсутствуют прогнозные индексы цен производителей по подразделу "Строительство" и индексы потребительских цен на соответствующий год, то используется прогнозный индекс цен производителей по подразделу "Строительство" последнего года, на который такой прогнозный индекс цен производителей указан в базовом варианте прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период, одобренный Правительством Российской Федерации и публикуемый Министерством экономического развития Российской Федерации.
(ред. от 20.11.2025)
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"
(вместе с "Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", "Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике")Если на момент расчета нормативов предельного объема финансовых потребностей в базовом варианте прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период, одобренный Правительством Российской Федерации и публикуемый Министерством экономического развития Российской Федерации, отсутствуют прогнозные индексы цен производителей по подразделу "Строительство" и индексы потребительских цен на соответствующий год, то используется прогнозный индекс цен производителей по подразделу "Строительство" последнего года, на который такой прогнозный индекс цен производителей указан в базовом варианте прогноза социально-экономического развития на среднесрочный период, одобренный Правительством Российской Федерации и публикуемый Министерством экономического развития Российской Федерации.
Статья: Совершенствование законодательства о государственном регулировании цен (тарифов): сравнительно-правовой анализ законодательств государств - членов Евразийского экономического союза
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)На наш взгляд, разрешить указанную проблему на нормотворческом уровне позволит принятие подготовленного Федеральной антимонопольной службой и Министерством экономического развития Российской Федерации первого в истории нашей страны Закона "Об основах государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Единый тарифный закон, законопроект).
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2025, N 1)На наш взгляд, разрешить указанную проблему на нормотворческом уровне позволит принятие подготовленного Федеральной антимонопольной службой и Министерством экономического развития Российской Федерации первого в истории нашей страны Закона "Об основах государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Единый тарифный закон, законопроект).
Вопрос: Где найти перечни системообразующих предприятий (организаций)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Ранее перечень системообразующих организаций был предусмотрен Письмом Минэкономразвития России от 23.03.2020 N 8952-РМ/Д18и.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обоснование: Ранее перечень системообразующих организаций был предусмотрен Письмом Минэкономразвития России от 23.03.2020 N 8952-РМ/Д18и.
"Административно-предупредительные меры в области безопасности дорожного движения: монография"
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)<168> Письмо Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436 "О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 16.09.2023).
(Баканов К.С., Антонов С.Н., Исаев М.М.)
("ФКУ "НЦ БДД МВД России", 2023)<168> Письмо Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436 "О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 16.09.2023).
Статья: Координация в структуре органов государственного экологического управления
(Заславская Н.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)Дифференцированный (пообъектный) подход к правовому регулированию экологических отношений и в настоящее время обусловливает структуру органов государственного экологического управления, в которой для осуществления рационального использования и охраны каждого компонента окружающей среды создается и функционирует специальный государственный орган. Дополняют эту множественность субъектов государственного экологического управления федеральные органы исполнительной власти, имеющие общеотраслевую или иную отраслевую компетенцию <15>, а также органы, образованные по территориальному принципу <16>. В субъектах и на местном уровне описанная структура дополняется территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления. Внушительные размеры территории государства в совокупности с экологическими, географическими, климатическими, экономическими, демографическими и иными особенностями регионов возводят координацию на уровень системообразующих элементов.
(Заславская Н.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)Дифференцированный (пообъектный) подход к правовому регулированию экологических отношений и в настоящее время обусловливает структуру органов государственного экологического управления, в которой для осуществления рационального использования и охраны каждого компонента окружающей среды создается и функционирует специальный государственный орган. Дополняют эту множественность субъектов государственного экологического управления федеральные органы исполнительной власти, имеющие общеотраслевую или иную отраслевую компетенцию <15>, а также органы, образованные по территориальному принципу <16>. В субъектах и на местном уровне описанная структура дополняется территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления. Внушительные размеры территории государства в совокупности с экологическими, географическими, климатическими, экономическими, демографическими и иными особенностями регионов возводят координацию на уровень системообразующих элементов.
Статья: Оценка правовой поддержки предпринимательской деятельности: проблемы и точки роста (на примере Забайкальского края)
(Ходукин Д.В., Романова И.В., Бакшеева Ю.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)1. Информационная поддержка и просвещение субъектов предпринимательской деятельности в Забайкальском крае о программах поддержки предпринимательской деятельности. С этой целью Министерству экономического развития Забайкальского края необходимо систематизировать общую и учебную информацию о действующих программах государственной поддержки предпринимательства на едином региональном портале в сети Интернет и провести работу по рекламной поддержке этого информационного ресурса.
(Ходукин Д.В., Романова И.В., Бакшеева Ю.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)1. Информационная поддержка и просвещение субъектов предпринимательской деятельности в Забайкальском крае о программах поддержки предпринимательской деятельности. С этой целью Министерству экономического развития Забайкальского края необходимо систематизировать общую и учебную информацию о действующих программах государственной поддержки предпринимательства на едином региональном портале в сети Интернет и провести работу по рекламной поддержке этого информационного ресурса.
Статья: Пенсионная система как модель цифроуправляемого общества
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)В 2021 г. был принят Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта <21>, которым должны руководствоваться разработчики и заказчики систем ИИ как участники саморегулируемого сообщества. Авторы Кодекса - Альянс в сфере искусственного интеллекта РФ, Аналитический центр при Правительстве РФ и Минэкономразвития. Кодекс содержит положения, которые исключают рассмотренные выше на примере пенсионной системы негативные сценарии. Например: "при развитии технологий ИИ человек, его права и свободы должны рассматриваться как наивысшая ценность... Акторы ИИ должны принимать необходимые меры, направленные на сохранение автономии и свободы воли человека в принятии им решений, права выбора и в целом сохранения интеллектуальных способностей человека как самостоятельной ценности и системообразующего фактора современной цивилизации. Акторы ИИ должны на этапе создания систем ИИ прогнозировать возможные негативные последствия для развития когнитивных способностей человека и не допускать разработку систем ИИ, которые целенаправленно вызывают такие последствия".
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)В 2021 г. был принят Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта <21>, которым должны руководствоваться разработчики и заказчики систем ИИ как участники саморегулируемого сообщества. Авторы Кодекса - Альянс в сфере искусственного интеллекта РФ, Аналитический центр при Правительстве РФ и Минэкономразвития. Кодекс содержит положения, которые исключают рассмотренные выше на примере пенсионной системы негативные сценарии. Например: "при развитии технологий ИИ человек, его права и свободы должны рассматриваться как наивысшая ценность... Акторы ИИ должны принимать необходимые меры, направленные на сохранение автономии и свободы воли человека в принятии им решений, права выбора и в целом сохранения интеллектуальных способностей человека как самостоятельной ценности и системообразующего фактора современной цивилизации. Акторы ИИ должны на этапе создания систем ИИ прогнозировать возможные негативные последствия для развития когнитивных способностей человека и не допускать разработку систем ИИ, которые целенаправленно вызывают такие последствия".
Статья: Обзор новых антикризисных мер в условиях санкций
(Залюбовский К.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)<11> Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2022 N 878-р "О выделении в 2022 году Минэкономразвития России бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2021 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности".
(Залюбовский К.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)<11> Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2022 N 878-р "О выделении в 2022 году Минэкономразвития России бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2021 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности".
Статья: Экспертиза как контрольно-надзорное действие: пробелы законодательства
(Корепина А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 1)В первых документах стратегического планирования, посвященных административной реформе в Российской Федерации, совершенствование института экспертизы было напрямую связано с реформированием контрольно-надзорной деятельности [распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах" // Собрание законодательства РФ. 14.11.2005. N 46. Ст. 4720; распоряжение Правительства РФ от 09.02.2008 N 157-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р" // Собрание законодательства РФ. 18.02.2008. N 7. Ст. 633]. Обусловлено это тем, что одной из важных задач экспертной деятельности в сфере государственного управления является обеспечение соответствия объекта экспертизы обязательным для соблюдения на территории Российской Федерации нормативным правовым актам. Именно поэтому экспертизу рассматривают в качестве формы контроля [4, с. 153] либо вспомогательного элемента (способа, средства) механизма государственного контроля [5, с. 107 - 108]. Ее применение предусмотрено при проведении отдельных видов контрольно-надзорных мероприятий. При этом доля привлечения экспертов и экспертных организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) в Российской Федерации составляет примерно 1/5 часть от проведенных проверок [Доклад Министерства экономического развития РФ "Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)". Москва, 2019 // URL: godovoy_doklad_mer_rf_po_itogu_2018.pdf (дата обращения: 03.01.2023); Доклад Министерства экономического развития РФ "Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)". Москва, 2020 // URL: *Доклад Минэко (размещен 23.06.2020).pdf (дата обращения: 03.01.2023)].
(Корепина А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 1)В первых документах стратегического планирования, посвященных административной реформе в Российской Федерации, совершенствование института экспертизы было напрямую связано с реформированием контрольно-надзорной деятельности [распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р "О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах" // Собрание законодательства РФ. 14.11.2005. N 46. Ст. 4720; распоряжение Правительства РФ от 09.02.2008 N 157-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р" // Собрание законодательства РФ. 18.02.2008. N 7. Ст. 633]. Обусловлено это тем, что одной из важных задач экспертной деятельности в сфере государственного управления является обеспечение соответствия объекта экспертизы обязательным для соблюдения на территории Российской Федерации нормативным правовым актам. Именно поэтому экспертизу рассматривают в качестве формы контроля [4, с. 153] либо вспомогательного элемента (способа, средства) механизма государственного контроля [5, с. 107 - 108]. Ее применение предусмотрено при проведении отдельных видов контрольно-надзорных мероприятий. При этом доля привлечения экспертов и экспертных организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) в Российской Федерации составляет примерно 1/5 часть от проведенных проверок [Доклад Министерства экономического развития РФ "Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)". Москва, 2019 // URL: godovoy_doklad_mer_rf_po_itogu_2018.pdf (дата обращения: 03.01.2023); Доклад Министерства экономического развития РФ "Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)". Москва, 2020 // URL: *Доклад Минэко (размещен 23.06.2020).pdf (дата обращения: 03.01.2023)].