Минимальный размер пенсии по старости
Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальный размер пенсии по старости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.1 "Социальные доплаты к пенсии" Федерального закона "О государственной социальной помощи""Доводы З. о том, что размер федеральной социальной доплаты необходимо определять как разницу между величиной прожиточного минимума пенсионера в Омской области и размером страховой пенсии по старости, противоречат установленному правовому регулированию, поскольку для определения его права на федеральную социальную доплату учитываются назначенная страховая пенсия, размер выплачиваемой ежемесячной денежной выплаты и денежных эквивалентов мер социальной поддержки, в том числе по оплате проезда.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 87 "Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей" СК РФСуды установили, что Тарасов В.П. (отец должника) получает пенсию по старости, размер которой превышает установленный прожиточный минимум для пенсионеров. В материалы дела не представлены доказательства, что ответчик нуждался в период получения алиментов в дорогостоящем лечении и (или) приобретении дорогостоящих лекарственных препаратов, стоимость которых превышала размер его пенсии, и что ему необходима помощь иных лиц для обеспечения его жизненных потребностей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В частности, указанный стандарт применялся на первом этапе формирования российской пенсионной системы (в СССР пенсионная система была централизованной, союзные республики не располагали такими институтами). Сначала законодательство предусматривало, что минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, затем - на уровне МРОТ, а начиная с 1 января 1998 г. - не менее 80% прожиточного минимума пенсионера (с учетом компенсационной выплаты). С 1 января 2001 г. прожиточный минимум перестал применяться в пенсионном обеспечении, а минимальный размер пенсии не мог быть ниже размера, установленного федеральным законом. После вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно с 1 января 2002 г., был исключен из пенсионной системы и такой важный социальный норматив, как минимальный размер пенсии по старости.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В частности, указанный стандарт применялся на первом этапе формирования российской пенсионной системы (в СССР пенсионная система была централизованной, союзные республики не располагали такими институтами). Сначала законодательство предусматривало, что минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, затем - на уровне МРОТ, а начиная с 1 января 1998 г. - не менее 80% прожиточного минимума пенсионера (с учетом компенсационной выплаты). С 1 января 2001 г. прожиточный минимум перестал применяться в пенсионном обеспечении, а минимальный размер пенсии не мог быть ниже размера, установленного федеральным законом. После вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно с 1 января 2002 г., был исключен из пенсионной системы и такой важный социальный норматив, как минимальный размер пенсии по старости.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"О государственной социальной помощи"1. Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
(ред. от 29.10.2024)
"О государственной социальной помощи"1. Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Ситуация: Кто имеет право на льготное лекарственное обеспечение (бесплатно, со скидкой)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах;
Статья: Стандарты достойного уровня жизни: современные подходы и судебная практика
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)<29> Согласно п. 23 Рекомендации МОТ N 131 национальным законодательствам предписывается установить минимальные размеры пенсий и пособий по инвалидности, старости и потере кормильца, с тем чтобы гарантировать минимальный уровень жизни.
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)<29> Согласно п. 23 Рекомендации МОТ N 131 национальным законодательствам предписывается установить минимальные размеры пенсий и пособий по инвалидности, старости и потере кормильца, с тем чтобы гарантировать минимальный уровень жизни.
Статья: Юридическое значение факта сиротства при установлении пенсий по случаю потери кормильца
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)В системе государственного пенсионного обеспечения законодателем предложено несколько способов учета юридического факта сиротства при определении размера пенсий по случаю потери кормильца. Обратимся к правовым нормам, устанавливающим размеры социальной пенсии. Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", с принятием которого исследователи связывают появление института социальных пенсий в отечественном законодательстве <16>, не предусматривал специальных правил применительно к размеру социальной пенсии детям, потерявшим обоих родителей. Пришедший ему на смену Закон N 340-1 предлагал иное решение: размер социальной пенсии детям, потерявшим обоих родителей, а также детям умершей одинокой матери был равен размеру минимальной пенсии по старости, в то время как размер социальной пенсии ребенку, лишившемуся одного из родителей, составлял две трети от указанной величины (ст. 114). С введением в действие Закона N 166-ФЗ размер социальной пенсии, предназначенной детям, которые потеряли обоих родителей, а также детям умершей одинокой матери был установлен как двукратный по отношению к размеру указанного вида пенсии, назначаемой в связи со смертью одного из родителей (подп. 2.1 п. 1 ст. 18 Закона N 166-ФЗ).
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)В системе государственного пенсионного обеспечения законодателем предложено несколько способов учета юридического факта сиротства при определении размера пенсий по случаю потери кормильца. Обратимся к правовым нормам, устанавливающим размеры социальной пенсии. Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", с принятием которого исследователи связывают появление института социальных пенсий в отечественном законодательстве <16>, не предусматривал специальных правил применительно к размеру социальной пенсии детям, потерявшим обоих родителей. Пришедший ему на смену Закон N 340-1 предлагал иное решение: размер социальной пенсии детям, потерявшим обоих родителей, а также детям умершей одинокой матери был равен размеру минимальной пенсии по старости, в то время как размер социальной пенсии ребенку, лишившемуся одного из родителей, составлял две трети от указанной величины (ст. 114). С введением в действие Закона N 166-ФЗ размер социальной пенсии, предназначенной детям, которые потеряли обоих родителей, а также детям умершей одинокой матери был установлен как двукратный по отношению к размеру указанного вида пенсии, назначаемой в связи со смертью одного из родителей (подп. 2.1 п. 1 ст. 18 Закона N 166-ФЗ).
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)В ноябре 1993 г. государством была введена фиксированная надбавка ко всем пенсиям, являющаяся по своей сути компенсационной, то есть сопоставимой с минимальным размером пенсии по старости. Первый этап пенсионной реформы также характеризовался распространением пенсионного права на работников творческой сферы, священнослужителей, а также индивидуальных предпринимателей (данные категории не были включены в пенсионную систему государства, действовавшую до 1990 г.) [5]. Закономерно, что в результате данных изменений численность пенсионеров в РФ, имеющих право на получение пенсии, возросла. Кроме указанных изменений, государством были введены новые алгоритмы расчета размера пенсий, сущность которых заключалась в возможности начисления пенсии исходя из размера заработной платы гражданина за любой 5-летний период непрерывного трудового стажа, а период учета размера заработной платы был при этом увеличен с одного года до двух лет перед выходом гражданина на пенсию. Таким образом, принципиально важным итогом реализации первого этапа пенсионной реформы было определение всех граждан пожилого возраста как субъектов пенсионного права.
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)В ноябре 1993 г. государством была введена фиксированная надбавка ко всем пенсиям, являющаяся по своей сути компенсационной, то есть сопоставимой с минимальным размером пенсии по старости. Первый этап пенсионной реформы также характеризовался распространением пенсионного права на работников творческой сферы, священнослужителей, а также индивидуальных предпринимателей (данные категории не были включены в пенсионную систему государства, действовавшую до 1990 г.) [5]. Закономерно, что в результате данных изменений численность пенсионеров в РФ, имеющих право на получение пенсии, возросла. Кроме указанных изменений, государством были введены новые алгоритмы расчета размера пенсий, сущность которых заключалась в возможности начисления пенсии исходя из размера заработной платы гражданина за любой 5-летний период непрерывного трудового стажа, а период учета размера заработной платы был при этом увеличен с одного года до двух лет перед выходом гражданина на пенсию. Таким образом, принципиально важным итогом реализации первого этапа пенсионной реформы было определение всех граждан пожилого возраста как субъектов пенсионного права.