Минимальный размер пенсии
Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальный размер пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 98 "Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""При этом суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон "Об исполнительном производстве" прямо не предусматривает минимальный размер пенсии, подлежащий сохранению за должником-гражданином при обращении на нее взыскания в порядке принудительного исполнения судебных актов в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 98 настоящего Закона. Действующее законодательство не содержит запрета на обращение взыскания на такой вид дохода должника как пенсия, а согласно ч. 2 ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1148 "Наследование нетрудоспособными иждивенцами наследодателя" ГК РФ"Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 218, 1111, 1141, 1148, 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, оценив представленные по делу доказательства, в том числе показания свидетелей, пришел к выводу о необоснованности заявленных требований и об отказе в их удовлетворении, поскольку истцом не представлено допустимых и относимых доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что она находилась на иждивении у ФИО5, который при жизни постоянно оказывал ей такое содержание, которое являлось бы достаточным для того, чтобы служить основным источником средств к существованию иждивенца, учитывая, что ФИО1 получала пенсию, превышающую размер прожиточного минимума пенсионера, установленного вышеуказанными постановлениями Правительства Волгоградской области."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как должнику-гражданину сохранить заработную плату и иные доходы, в том числе пенсию, в размере прожиточного минимума?
("Официальный сайт Минюста России", 2023)"Официальный сайт Минюста России https://minjust.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Минюста России", 2023)"Официальный сайт Минюста России https://minjust.gov.ru", 2023
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"О государственной социальной помощи"1. Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
(ред. от 29.10.2024)
"О государственной социальной помощи"1. Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Информация: Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Так, было принято важное решение о ежемесячных выплатах семьям с детьми в возрасте от восьми до 17 лет. Это решение напрямую коснулось более пяти миллионов детей. Затем последовала опережающая индексация прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда и пенсий - на десять процентов. В результате в третьем квартале уровень бедности снизился до 10,5 процента. Конечно, это небольшое движение, но движение в правильном направлении. Доходы наименее обеспеченной части населения также подросли на 27,8 процента в номинале - в номинале, хочу это подчеркнуть и еще раз скажу, что речь идет именно о людях с наименьшими доходами, - что позволило немножко сократить уровень неравенства.
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Так, было принято важное решение о ежемесячных выплатах семьям с детьми в возрасте от восьми до 17 лет. Это решение напрямую коснулось более пяти миллионов детей. Затем последовала опережающая индексация прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда и пенсий - на десять процентов. В результате в третьем квартале уровень бедности снизился до 10,5 процента. Конечно, это небольшое движение, но движение в правильном направлении. Доходы наименее обеспеченной части населения также подросли на 27,8 процента в номинале - в номинале, хочу это подчеркнуть и еще раз скажу, что речь идет именно о людях с наименьшими доходами, - что позволило немножко сократить уровень неравенства.
Статья: Юридическое значение факта сиротства при установлении пенсий по случаю потери кормильца
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Так, в рамках так называемой стажево-заработковой формулы в разные периоды развития отечественного законодательства были предусмотрены следующие особенности исчисления пенсий, назначаемых сиротам. Во-первых, размер пенсии по случаю потери кормильца определялся исходя из суммы заработков обоих умерших родителей <8>, что давало возможность при назначении одной пенсии по случаю потери кормильца учесть пенсионные права, сформированные каждым родителем <9>. Во-вторых, в случае сиротства законодатель при определении размера пенсии по случаю потери кормильца предусматривал более высокую долю заработка - как для детей, потерявших кормильца вследствие трудового увечья или профессионального заболевания <10>. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 340-1), в свою очередь, предоставлял детям, потерявшим обоих родителей, право на пенсию по случаю потери кормильца в размере полуторной величины минимальной пенсии по старости, в то время как по общему правилу размер пенсии, исчисленный из заработка кормильца, не мог превышать указанный минимальный размер пенсии.
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)Так, в рамках так называемой стажево-заработковой формулы в разные периоды развития отечественного законодательства были предусмотрены следующие особенности исчисления пенсий, назначаемых сиротам. Во-первых, размер пенсии по случаю потери кормильца определялся исходя из суммы заработков обоих умерших родителей <8>, что давало возможность при назначении одной пенсии по случаю потери кормильца учесть пенсионные права, сформированные каждым родителем <9>. Во-вторых, в случае сиротства законодатель при определении размера пенсии по случаю потери кормильца предусматривал более высокую долю заработка - как для детей, потерявших кормильца вследствие трудового увечья или профессионального заболевания <10>. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 340-1), в свою очередь, предоставлял детям, потерявшим обоих родителей, право на пенсию по случаю потери кормильца в размере полуторной величины минимальной пенсии по старости, в то время как по общему правилу размер пенсии, исчисленный из заработка кормильца, не мог превышать указанный минимальный размер пенсии.
Ситуация: Какие существуют надбавки к военной пенсии и случаи ее повышения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом минимальные размеры военной пенсии, надбавки к пенсии, увеличения и повышения пенсии определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии по старости. Соответственно, размер военных пенсий пересматривается одновременно с индексацией размера указанной социальной пенсии. С 01.04.2025 размер социальной пенсии по старости - 8 824,08 руб. (ст. 15, ч. 1 ст. 46 Закона N 4468-1; пп. 1 п. 1 ст. 18, абз. 4 п. 1, п. 2 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ N 287).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом минимальные размеры военной пенсии, надбавки к пенсии, увеличения и повышения пенсии определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии по старости. Соответственно, размер военных пенсий пересматривается одновременно с индексацией размера указанной социальной пенсии. С 01.04.2025 размер социальной пенсии по старости - 8 824,08 руб. (ст. 15, ч. 1 ст. 46 Закона N 4468-1; пп. 1 п. 1 ст. 18, абз. 4 п. 1, п. 2 ст. 25 Закона N 166-ФЗ; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ N 287).
Статья: Стандарты достойного уровня жизни: современные подходы и судебная практика
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)<29> Согласно п. 23 Рекомендации МОТ N 131 национальным законодательствам предписывается установить минимальные размеры пенсий и пособий по инвалидности, старости и потере кормильца, с тем чтобы гарантировать минимальный уровень жизни.
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)<29> Согласно п. 23 Рекомендации МОТ N 131 национальным законодательствам предписывается установить минимальные размеры пенсий и пособий по инвалидности, старости и потере кормильца, с тем чтобы гарантировать минимальный уровень жизни.
Статья: Пенсия за выслугу лет в системе государственных гарантий государственных гражданских служащих Республики Коми
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)В отличие от ряда других субъектов Российской Федерации <12> в Республике Коми не гарантирован минимальный размер пенсии за выслугу лет.
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)В отличие от ряда других субъектов Российской Федерации <12> в Республике Коми не гарантирован минимальный размер пенсии за выслугу лет.
Статья: Критерии достойного социального обеспечения: теория, законодательство, правоприменительная практика
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В частности, указанный стандарт применялся на первом этапе формирования российской пенсионной системы (в СССР пенсионная система была централизованной, союзные республики не располагали такими институтами). Сначала законодательство предусматривало, что минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, затем - на уровне МРОТ, а начиная с 1 января 1998 г. - не менее 80% прожиточного минимума пенсионера (с учетом компенсационной выплаты). С 1 января 2001 г. прожиточный минимум перестал применяться в пенсионном обеспечении, а минимальный размер пенсии не мог быть ниже размера, установленного федеральным законом. После вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно с 1 января 2002 г., был исключен из пенсионной системы и такой важный социальный норматив, как минимальный размер пенсии по старости.
(Федорова М.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)В частности, указанный стандарт применялся на первом этапе формирования российской пенсионной системы (в СССР пенсионная система была централизованной, союзные республики не располагали такими институтами). Сначала законодательство предусматривало, что минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне прожиточного минимума, затем - на уровне МРОТ, а начиная с 1 января 1998 г. - не менее 80% прожиточного минимума пенсионера (с учетом компенсационной выплаты). С 1 января 2001 г. прожиточный минимум перестал применяться в пенсионном обеспечении, а минимальный размер пенсии не мог быть ниже размера, установленного федеральным законом. После вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно с 1 января 2002 г., был исключен из пенсионной системы и такой важный социальный норматив, как минимальный размер пенсии по старости.
Статья: Трансформация пенсионной системы России и проблемные вопросы пенсионного законодательства
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)В ноябре 1993 г. государством была введена фиксированная надбавка ко всем пенсиям, являющаяся по своей сути компенсационной, то есть сопоставимой с минимальным размером пенсии по старости. Первый этап пенсионной реформы также характеризовался распространением пенсионного права на работников творческой сферы, священнослужителей, а также индивидуальных предпринимателей (данные категории не были включены в пенсионную систему государства, действовавшую до 1990 г.) [5]. Закономерно, что в результате данных изменений численность пенсионеров в РФ, имеющих право на получение пенсии, возросла. Кроме указанных изменений, государством были введены новые алгоритмы расчета размера пенсий, сущность которых заключалась в возможности начисления пенсии исходя из размера заработной платы гражданина за любой 5-летний период непрерывного трудового стажа, а период учета размера заработной платы был при этом увеличен с одного года до двух лет перед выходом гражданина на пенсию. Таким образом, принципиально важным итогом реализации первого этапа пенсионной реформы было определение всех граждан пожилого возраста как субъектов пенсионного права.
(Жильцова Ю.В., Нефедова В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 10)В ноябре 1993 г. государством была введена фиксированная надбавка ко всем пенсиям, являющаяся по своей сути компенсационной, то есть сопоставимой с минимальным размером пенсии по старости. Первый этап пенсионной реформы также характеризовался распространением пенсионного права на работников творческой сферы, священнослужителей, а также индивидуальных предпринимателей (данные категории не были включены в пенсионную систему государства, действовавшую до 1990 г.) [5]. Закономерно, что в результате данных изменений численность пенсионеров в РФ, имеющих право на получение пенсии, возросла. Кроме указанных изменений, государством были введены новые алгоритмы расчета размера пенсий, сущность которых заключалась в возможности начисления пенсии исходя из размера заработной платы гражданина за любой 5-летний период непрерывного трудового стажа, а период учета размера заработной платы был при этом увеличен с одного года до двух лет перед выходом гражданина на пенсию. Таким образом, принципиально важным итогом реализации первого этапа пенсионной реформы было определение всех граждан пожилого возраста как субъектов пенсионного права.
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Для приобретения права на страховую пенсию юридические факты - продолжительность возраста человека и продолжительность его стажа - заменяются на единственный юридический факт - величину расчетного пенсионного капитала. Эта величина должна быть не менее такой, при которой размер страховой пенсии на протяжении всего ожидаемого периода ее выплаты будет составлять не ниже минимально допустимой величины пенсии, определяемой государством (прожиточного минимума пенсионера в регионе его фактического проживания или какого-либо иного установленного минимального социального стандарта жизнеобеспечения). Как только застрахованный работник "накопит" на своем пенсионном счете сумму, позволяющую ему получать пенсию не ниже минимального социального стандарта в течение всей прогнозируемой продолжительности его жизни, он будет вправе выйти на страховую пенсию, но для того, чтобы не утратить целевое предназначение пенсии, это в любом случае не должно произойти ранее достижения им традиционного пенсионного возраста 60/55 лет.
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Для приобретения права на страховую пенсию юридические факты - продолжительность возраста человека и продолжительность его стажа - заменяются на единственный юридический факт - величину расчетного пенсионного капитала. Эта величина должна быть не менее такой, при которой размер страховой пенсии на протяжении всего ожидаемого периода ее выплаты будет составлять не ниже минимально допустимой величины пенсии, определяемой государством (прожиточного минимума пенсионера в регионе его фактического проживания или какого-либо иного установленного минимального социального стандарта жизнеобеспечения). Как только застрахованный работник "накопит" на своем пенсионном счете сумму, позволяющую ему получать пенсию не ниже минимального социального стандарта в течение всей прогнозируемой продолжительности его жизни, он будет вправе выйти на страховую пенсию, но для того, чтобы не утратить целевое предназначение пенсии, это в любом случае не должно произойти ранее достижения им традиционного пенсионного возраста 60/55 лет.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)На практике складываются различные подходы к определению статуса пенсии: с одной стороны, суды встают на сторону финансовых управляющих и позволяют включать суммы пенсии, превышающие минимальный размер оплаты труда <156>, в состав реализуемого имущества, с другой стороны, могут наложить ограничения на возможность внесения суммы страховой пенсии в реализуемое имущество <157>.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)На практике складываются различные подходы к определению статуса пенсии: с одной стороны, суды встают на сторону финансовых управляющих и позволяют включать суммы пенсии, превышающие минимальный размер оплаты труда <156>, в состав реализуемого имущества, с другой стороны, могут наложить ограничения на возможность внесения суммы страховой пенсии в реализуемое имущество <157>.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Следовательно, первостепенной задачей государства становится такое перераспределение общественных благ и создание необходимого инструментария, которые бы позволяли достичь гражданам, проживающим на территориях с неблагоприятным климатом, достойного по современным стандартам уровня, не меняя привычного образа жизни. Однако уровень жизни довольно сложно определить, так как эта величина непостоянная и зависит от многих показателей: объема потребления товаров и услуг на душу населения, реальных доходов, объема товарооборота, уровня цен и т.д. Они также варьируются в зависимости от изменений социально-экономических условий. Даже сделать прогноз относительно улучшения этих показателей для отдельных местностей на среднесрочную перспективу проблематично, поскольку статистические данные далеки от реальности, а существующие социальные стандарты (например, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, минимальные размеры пенсий и социальных пособий) занижены, ориентированы на уровень физиологического выживания и не связаны с потребностями различных социально-демографических групп населения.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Следовательно, первостепенной задачей государства становится такое перераспределение общественных благ и создание необходимого инструментария, которые бы позволяли достичь гражданам, проживающим на территориях с неблагоприятным климатом, достойного по современным стандартам уровня, не меняя привычного образа жизни. Однако уровень жизни довольно сложно определить, так как эта величина непостоянная и зависит от многих показателей: объема потребления товаров и услуг на душу населения, реальных доходов, объема товарооборота, уровня цен и т.д. Они также варьируются в зависимости от изменений социально-экономических условий. Даже сделать прогноз относительно улучшения этих показателей для отдельных местностей на среднесрочную перспективу проблематично, поскольку статистические данные далеки от реальности, а существующие социальные стандарты (например, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, минимальные размеры пенсий и социальных пособий) занижены, ориентированы на уровень физиологического выживания и не связаны с потребностями различных социально-демографических групп населения.