Минимальный размер оплаты труда Мурманск
Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальный размер оплаты труда Мурманск (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2025 N 34-КГ25-28-К3 (УИД 51RS0021-01-2024-000507-04)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании задолженности по заработной плате.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что без учета дополнительных стимулирующих выплат его заработная плата за спорный период была меньше минимального размера оплаты труда.
Решение: Дело направлено на новое кассационное рассмотрение, так как суд кассационной инстанции не дал правовой оценки доводам ответчика с учетом норм материального права, регулирующих спорные отношения, не привел в судебном акте мотивы, по которым пришел к своим выводам, и закон, которым он руководствовался.Бейнорус В.С. полагала, что определенное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 дополнительное материальное стимулирование подлежит выплате сверх установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ), поскольку не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, и осуществляется за счет экономии фонда оплаты труда.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании задолженности по заработной плате.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что без учета дополнительных стимулирующих выплат его заработная плата за спорный период была меньше минимального размера оплаты труда.
Решение: Дело направлено на новое кассационное рассмотрение, так как суд кассационной инстанции не дал правовой оценки доводам ответчика с учетом норм материального права, регулирующих спорные отношения, не привел в судебном акте мотивы, по которым пришел к своим выводам, и закон, которым он руководствовался.Бейнорус В.С. полагала, что определенное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 дополнительное материальное стимулирование подлежит выплате сверх установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ), поскольку не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, и осуществляется за счет экономии фонда оплаты труда.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2025 N 34-КГ25-30-К3 (УИД 51RS0021-01-2024-000839-75)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании задолженности по заработной плате.
Обстоятельства: Работодателем истице выплачивалась заработная плата, а также дополнительные стимулирующие выплаты, без учета которых ее заработная плата была меньше минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не принято во внимание, что оплата труда истице осуществлялась в соответствии с трудовым законодательством РФ с учетом особенностей оплаты труда, а также не учтена правовая природа и целевое назначение дополнительного материального стимулирования.Швалкунас Е.А. полагала, что определенное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 дополнительное материальное стимулирование подлежит выплате сверх установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ), поскольку не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, и осуществляется за счет экономии фонда оплаты труда.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О взыскании задолженности по заработной плате.
Обстоятельства: Работодателем истице выплачивалась заработная плата, а также дополнительные стимулирующие выплаты, без учета которых ее заработная плата была меньше минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не принято во внимание, что оплата труда истице осуществлялась в соответствии с трудовым законодательством РФ с учетом особенностей оплаты труда, а также не учтена правовая природа и целевое назначение дополнительного материального стимулирования.Швалкунас Е.А. полагала, что определенное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 1010 дополнительное материальное стимулирование подлежит выплате сверх установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ), поскольку не относится к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, и осуществляется за счет экономии фонда оплаты труда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дополнительное материальное стимулирование гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации: проблемы правоприменительной и судебной практики
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 6)Так, суд указал, что премия в соответствии с Порядком является одним из элементов вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, входит в оплату труда работников военных организаций (в их доход) и должна учитываться при расчете доплаты до минимального размера оплаты труда <20>.
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 6)Так, суд указал, что премия в соответствии с Порядком является одним из элементов вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, входит в оплату труда работников военных организаций (в их доход) и должна учитываться при расчете доплаты до минимального размера оплаты труда <20>.
Статья: Уважение человека труда как конституционная гарантия повышения качества трудовой жизни работников
(Кучина Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)Полагаю, что, исходя из реализации принципа уважения человека труда, должны как минимум последовать решения, касающиеся оценки конституционности включения в минимальный размер оплаты труда стимулирующих выплат; государство должно установить минимальные стандарты индексации заработной платы, размер вознаграждения за нерабочие праздничные дни работникам, не получающим оклад (должностной оклад) в соответствии со ст. 112 ТК РФ, поскольку решение данных вопросов в договорном порядке, как это предписывает в настоящий момент Трудовой кодекс, не всегда свидетельствует об уважении к человеку труда со стороны работодателя, хотя, как справедливо заметил А.М. Куренной, "уважение со стороны государства означает и необходимость уважения со стороны всех государственных органов, их должностных лиц и в равной мере со стороны должностных лиц - субъектов хозяйственной деятельности" <18>.
(Кучина Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)Полагаю, что, исходя из реализации принципа уважения человека труда, должны как минимум последовать решения, касающиеся оценки конституционности включения в минимальный размер оплаты труда стимулирующих выплат; государство должно установить минимальные стандарты индексации заработной платы, размер вознаграждения за нерабочие праздничные дни работникам, не получающим оклад (должностной оклад) в соответствии со ст. 112 ТК РФ, поскольку решение данных вопросов в договорном порядке, как это предписывает в настоящий момент Трудовой кодекс, не всегда свидетельствует об уважении к человеку труда со стороны работодателя, хотя, как справедливо заметил А.М. Куренной, "уважение со стороны государства означает и необходимость уважения со стороны всех государственных органов, их должностных лиц и в равной мере со стороны должностных лиц - субъектов хозяйственной деятельности" <18>.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.10.2024 N 47-П
"По делу о проверке конституционности статьи 349 и части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пунктов 2, 4 и 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы в связи с жалобой гражданки О.И. Мицкевич"С учетом этих обстоятельств, а также того факта, что оспариваемые пункты Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы не регулируют отношений, связанных с начислением заработной платы, доводы О.И. Мицкевич о том, что размер ее заработной платы без учета дополнительного материального стимулирования (премии) не отвечает требованию о минимальном размере оплаты труда, составляет менее минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации - Мурманской области и не обеспечивает реального повышения оплаты труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, не подлежат оценке Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем деле.
"По делу о проверке конституционности статьи 349 и части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, а также пунктов 2, 4 и 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы в связи с жалобой гражданки О.И. Мицкевич"С учетом этих обстоятельств, а также того факта, что оспариваемые пункты Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы не регулируют отношений, связанных с начислением заработной платы, доводы О.И. Мицкевич о том, что размер ее заработной платы без учета дополнительного материального стимулирования (премии) не отвечает требованию о минимальном размере оплаты труда, составляет менее минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации - Мурманской области и не обеспечивает реального повышения оплаты труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, не подлежат оценке Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем деле.
Статья: Малозначительность деяния в уголовном праве
(Мальцев В.)
("Законность", N 1, 1999)В то же время по делу Никитина, похитившего 50 л дизельного топлива на сумму 12180 руб., с учетом того, что ст. 49 КоАП РСФСР предусматривает ответственность лишь за мелкое хищение государственного или общественного имущества (дизельное топливо принадлежало коллективному предприятию "Ямаш", которое состояло из имущества отдельных членов коллектива), президиум Верховного суда Чувашской Республики указал: "Если стоимость похищенного чужого имущества не превышает одного минимального месячного размера оплаты труда, уголовная ответственность по ст. 144 УК РСФСР не исключается" <*>. По делу же Холодова, ранее признанного особо опасным рецидивистом, похитившего у С. имущество на сумму в 23000 руб. (минимальный размер оплаты труда на момент совершения преступления составлял 43700 руб.), судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, отменяя кассационное определение и постановление президиума Мурманского областного суда, указала, что "уголовная ответственность за кражу чужого имущества наступает независимо от стоимости (размера) похищенного" <**>.
(Мальцев В.)
("Законность", N 1, 1999)В то же время по делу Никитина, похитившего 50 л дизельного топлива на сумму 12180 руб., с учетом того, что ст. 49 КоАП РСФСР предусматривает ответственность лишь за мелкое хищение государственного или общественного имущества (дизельное топливо принадлежало коллективному предприятию "Ямаш", которое состояло из имущества отдельных членов коллектива), президиум Верховного суда Чувашской Республики указал: "Если стоимость похищенного чужого имущества не превышает одного минимального месячного размера оплаты труда, уголовная ответственность по ст. 144 УК РСФСР не исключается" <*>. По делу же Холодова, ранее признанного особо опасным рецидивистом, похитившего у С. имущество на сумму в 23000 руб. (минимальный размер оплаты труда на момент совершения преступления составлял 43700 руб.), судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, отменяя кассационное определение и постановление президиума Мурманского областного суда, указала, что "уголовная ответственность за кражу чужого имущества наступает независимо от стоимости (размера) похищенного" <**>.
Вопрос: Почему в Мурманской области доплата за вредные условия труда входит в МРОТ?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2023)"Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2023
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2023)"Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2023
"Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации"
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2006)В то же время, например, в соответствии с Законом Московской области от 27 ноября 1997 г. N 58/97-ОЗ (ред. от 21 декабря 2001 г.) "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" ежемесячный размер оплаты труда за воспитание каждого ребенка, принятого на воспитание в приемную семью, каждому приемному родителю установлен в размере четырех минимальных размеров оплаты труда. За воспитание каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида размер оплаты труда увеличивается на сумму, равную 1,5 минимального размера оплаты труда, при наличии двух и более из указанных оснований - на сумму, равную двум минимальным размерам оплаты труда. На основании Закона Мурманской области от 10 января 1999 г. N 126-01-ЗМО "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" за воспитание каждого приемного ребенка выплачивается два минимальных размера оплаты труда в месяц с начислением районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а за воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, либо ребенка-инвалида, либо ребенка с девиантным поведением указанный размер оплаты труда увеличивается на 50%.
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2006)В то же время, например, в соответствии с Законом Московской области от 27 ноября 1997 г. N 58/97-ОЗ (ред. от 21 декабря 2001 г.) "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" ежемесячный размер оплаты труда за воспитание каждого ребенка, принятого на воспитание в приемную семью, каждому приемному родителю установлен в размере четырех минимальных размеров оплаты труда. За воспитание каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида размер оплаты труда увеличивается на сумму, равную 1,5 минимального размера оплаты труда, при наличии двух и более из указанных оснований - на сумму, равную двум минимальным размерам оплаты труда. На основании Закона Мурманской области от 10 января 1999 г. N 126-01-ЗМО "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье" за воспитание каждого приемного ребенка выплачивается два минимальных размера оплаты труда в месяц с начислением районных коэффициентов и процентных надбавок, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а за воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, либо ребенка-инвалида, либо ребенка с девиантным поведением указанный размер оплаты труда увеличивается на 50%.
"Трудовой кодекс Российской Федерации. Раздел VI. Оплата и нормирование труда. Раздел VII. Гарантии и компенсации. Постатейный научно-практический комментарий"
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Библиотечка "Российской газеты", 2014)Принимая во внимание положения ст. 133.1 ТК РФ, согласно которой размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом, суд сделал вывод о том, что Соглашение о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2011 - 2013 годы, заключенное между Правительством Мурманской области, Мурманским областным советом профсоюзов и Региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области", противоречит ТК РФ, поскольку устанавливает размер минимальной платы в Мурманской области, с учетом доплат и надбавок стимулирующего и компенсационного характера, включая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - меньше установленного в Российской Федерации МРОТ, с учетом данных надбавок. При таком положении суд указал на нарушение работодателем, производящим выплату заработной платы с учетом данного соглашения, трудовых прав Т.
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Библиотечка "Российской газеты", 2014)Принимая во внимание положения ст. 133.1 ТК РФ, согласно которой размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом, суд сделал вывод о том, что Соглашение о минимальной заработной плате в Мурманской области на 2011 - 2013 годы, заключенное между Правительством Мурманской области, Мурманским областным советом профсоюзов и Региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области", противоречит ТК РФ, поскольку устанавливает размер минимальной платы в Мурманской области, с учетом доплат и надбавок стимулирующего и компенсационного характера, включая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - меньше установленного в Российской Федерации МРОТ, с учетом данных надбавок. При таком положении суд указал на нарушение работодателем, производящим выплату заработной платы с учетом данного соглашения, трудовых прав Т.
Вопрос: Работа в учреждении Мурманской области по программе "Работа рядом". Если несовершеннолетний в летний период отработал полную норму часов в месяц (по 35 ч в неделю), почему ему выплачивают сокращенную зарплату, ведь он работает не во время учебы, когда положено оплату труда пропорционально выплачивать?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Вопрос: В соответствии со статьей 92 ТК РФ несовершеннолетним установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Как и инвалидам, работникам с вредными условиями труда, медицинским и педагогическим работникам. В учреждении з/плата - оклад + полярные надбавки + доплата до МРОТ. Работа в Мурманской области по программе "Работа рядом", установленная Правительством Мурманской области. Если несовершеннолетний в летний период (в каникулярное время) отработал полную норму часов в месяц (по 35 часов в неделю), почему ему выплачивают сокращенную зарплату, ведь он работает не во время учебы, когда положено оплату труда пропорционально выплачивать. Ведь другие категории работников (инвалиды, "вредники", женщины в РКС) с сокращенным режимом рабочего времени получают полную заработную плату - МРОТ. В соответствии со статьей 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Несовершеннолетние выполняют свою норму часов. Почему у категории работников "несовершеннолетние" идет подмена понятий "сокращенный режим рабочего времени" и "неполное рабочее время", в том числе на этой платформе.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Вопрос: В соответствии со статьей 92 ТК РФ несовершеннолетним установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Как и инвалидам, работникам с вредными условиями труда, медицинским и педагогическим работникам. В учреждении з/плата - оклад + полярные надбавки + доплата до МРОТ. Работа в Мурманской области по программе "Работа рядом", установленная Правительством Мурманской области. Если несовершеннолетний в летний период (в каникулярное время) отработал полную норму часов в месяц (по 35 часов в неделю), почему ему выплачивают сокращенную зарплату, ведь он работает не во время учебы, когда положено оплату труда пропорционально выплачивать. Ведь другие категории работников (инвалиды, "вредники", женщины в РКС) с сокращенным режимом рабочего времени получают полную заработную плату - МРОТ. В соответствии со статьей 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Несовершеннолетние выполняют свою норму часов. Почему у категории работников "несовершеннолетние" идет подмена понятий "сокращенный режим рабочего времени" и "неполное рабочее время", в том числе на этой платформе.
Статья: Налогообложение игровых автоматов
(Шереметьев А.Г.)
("Налоговый вестник", 2001, N 10)Наименьшее увеличение ставки налога за каждый игровой автомат отмечено в Свердловской области (ставка налога повышена всего на 5%); в Республике Бурятия, Московской области, Мурманской области и г. Москве ставка налога за каждый игровой автомат была увеличена примерно на 11% и составляла 50 МРОТ в год. При этом в 14 субъектах Российской Федерации (среди которых Республика Удмуртия, Ленинградская область, Пермская область, Тверская область), где имеются объекты обложения налогом на игорный бизнес, по состоянию на 1 января 2001 г. размеры ставок налога, подлежащего зачислению в территориальный бюджет, не принимались. Информация о размере ставок налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат в отдельных субъектах Российской Федерации приведена в таблице 2.
(Шереметьев А.Г.)
("Налоговый вестник", 2001, N 10)Наименьшее увеличение ставки налога за каждый игровой автомат отмечено в Свердловской области (ставка налога повышена всего на 5%); в Республике Бурятия, Московской области, Мурманской области и г. Москве ставка налога за каждый игровой автомат была увеличена примерно на 11% и составляла 50 МРОТ в год. При этом в 14 субъектах Российской Федерации (среди которых Республика Удмуртия, Ленинградская область, Пермская область, Тверская область), где имеются объекты обложения налогом на игорный бизнес, по состоянию на 1 января 2001 г. размеры ставок налога, подлежащего зачислению в территориальный бюджет, не принимались. Информация о размере ставок налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат в отдельных субъектах Российской Федерации приведена в таблице 2.
Статья: Открываем филиалы в местностях с особым климатом: что нужно знать кадровику
(Жижерина Ю.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2014, N 9)Иногда работодатели устанавливают оплату труда, равную минимальному размеру оплаты труда, включая надбавку и районный коэффициент. Суды определяют такую практику как не соответствующую законодательству.
(Жижерина Ю.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2014, N 9)Иногда работодатели устанавливают оплату труда, равную минимальному размеру оплаты труда, включая надбавку и районный коэффициент. Суды определяют такую практику как не соответствующую законодательству.
Статья: Пособия северянам
(Курбангалеева О.А.)
("Зарплата", 2008, N 5)Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" установил, что с 1 сентября 2007 г. величина МРОТ составляет 2300 руб. Рассмотрим на примере, как рассчитать сумму пособия исходя из минимального размера оплаты труда.
(Курбангалеева О.А.)
("Зарплата", 2008, N 5)Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" установил, что с 1 сентября 2007 г. величина МРОТ составляет 2300 руб. Рассмотрим на примере, как рассчитать сумму пособия исходя из минимального размера оплаты труда.