Минимальная пенсия в 2020 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальная пенсия в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каковы минимальные размеры пенсий?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В пенсионном законодательстве понятие "минимальный размер пенсии" не содержится. Однако концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. было предусмотрено, что минимальный уровень пенсии устанавливается не ниже величины прожиточного минимума пенсионера (далее - ПМП) в регионе его проживания (ч. II Концепции, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В пенсионном законодательстве понятие "минимальный размер пенсии" не содержится. Однако концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. было предусмотрено, что минимальный уровень пенсии устанавливается не ниже величины прожиточного минимума пенсионера (далее - ПМП) в регионе его проживания (ч. II Концепции, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р).
Статья: Развитие конституционных положений современными институтами административного права для противодействия санкциям
(Ступаков В.И., Петрова Г.В., Толпекин К.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Введение. Целью исследования являются практические предложения по использованию регулирующего потенциала основных институтов административного права, помогающих противодействовать санкциям и развивать нормы Конституции РФ, в редакции от 1 июля 2020 г. Практика реализации государственных программ управления замещением импортных товаров 2015 - 2022 гг. показывает как преимущества, так и недостатки современного управления промышленностью, обусловленные сложностями межведомственной координации. В новой редакции п. 5, п. 6, п. 7 ст. 75 Конституции РФ от 1 июля 2020 г. закреплен принцип бюджетной защиты предпринимательства и граждан компенсационными выплатами, индексацией минимальной зарплаты, пенсий, социальных выплат, соизмеримых с прожиточным минимумом и уровнем инфляции <1>. Авторы исходят из того, что для противодействия санкциям государственному управлению и институтам административного права отводится роль центрального механизма государственно-правовой защиты конституционных прав и законных интересов человека и гражданина.
(Ступаков В.И., Петрова Г.В., Толпекин К.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)Введение. Целью исследования являются практические предложения по использованию регулирующего потенциала основных институтов административного права, помогающих противодействовать санкциям и развивать нормы Конституции РФ, в редакции от 1 июля 2020 г. Практика реализации государственных программ управления замещением импортных товаров 2015 - 2022 гг. показывает как преимущества, так и недостатки современного управления промышленностью, обусловленные сложностями межведомственной координации. В новой редакции п. 5, п. 6, п. 7 ст. 75 Конституции РФ от 1 июля 2020 г. закреплен принцип бюджетной защиты предпринимательства и граждан компенсационными выплатами, индексацией минимальной зарплаты, пенсий, социальных выплат, соизмеримых с прожиточным минимумом и уровнем инфляции <1>. Авторы исходят из того, что для противодействия санкциям государственному управлению и институтам административного права отводится роль центрального механизма государственно-правовой защиты конституционных прав и законных интересов человека и гражданина.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Обратившись в пенсионный орган по вопросу удержаний из пенсии, С. получил ответ о том, что удержание из пенсии производится на основании постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на пенсию от 19 марта 2020 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)Обратившись в пенсионный орган по вопросу удержаний из пенсии, С. получил ответ о том, что удержание из пенсии производится на основании постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на пенсию от 19 марта 2020 г.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае П.) при разрешении его исковых требований о признании незаконным решения органа социальной защиты населения об удержании с него переплаты региональной социальной доплаты к пенсии презюмируется, судебным инстанциям следовало применить к спорным отношениям подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ и возложить бремя доказывания недобросовестности П. при получении им региональной социальной доплаты к пенсии на ответчика - орган социальной защиты населения, принявший решение об удержании с него излишне выплаченных сумм региональной социальной доплаты к пенсии за период с 1 октября 2019 г. по 14 января 2020 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае П.) при разрешении его исковых требований о признании незаконным решения органа социальной защиты населения об удержании с него переплаты региональной социальной доплаты к пенсии презюмируется, судебным инстанциям следовало применить к спорным отношениям подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ и возложить бремя доказывания недобросовестности П. при получении им региональной социальной доплаты к пенсии на ответчика - орган социальной защиты населения, принявший решение об удержании с него излишне выплаченных сумм региональной социальной доплаты к пенсии за период с 1 октября 2019 г. по 14 января 2020 г.
Статья: Социальные аспекты финансовой устойчивости государства
(Гармаева М.А.)
("Финансовое право", 2021, N 4)В современных реалиях, когда наряду с конституционной реформой наше государство, как и весь мир, страдает от пандемии коронавирусной инфекции, социальная составляющая выдвигается на первый план. Можно даже говорить о том, что конституционные новеллы формируют стратегию развития социального законодательства. Так, наиболее действенными среди них представляются следующие: обязательная индексация пенсий, социальных пособий, иных социальных выплат с установленной Конституцией РФ строгой периодичностью; гарантированный МРОТ (не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации); адресная социальная поддержка и обязательное социальное страхование <1>.
(Гармаева М.А.)
("Финансовое право", 2021, N 4)В современных реалиях, когда наряду с конституционной реформой наше государство, как и весь мир, страдает от пандемии коронавирусной инфекции, социальная составляющая выдвигается на первый план. Можно даже говорить о том, что конституционные новеллы формируют стратегию развития социального законодательства. Так, наиболее действенными среди них представляются следующие: обязательная индексация пенсий, социальных пособий, иных социальных выплат с установленной Конституцией РФ строгой периодичностью; гарантированный МРОТ (не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации); адресная социальная поддержка и обязательное социальное страхование <1>.
Статья: Приоритеты развития конституционных социально-экономических прав человека и гражданина в СССР и современной России
(Астафичев П.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)При этом нормативная новизна отчасти прослеживалась при установлении конституционным законодателем принципов связанности минимального размера оплаты труда величиной прожиточного минимума (ч. 5 ст. 75), индексации пенсий не реже одного раза в год (ч. 6 ст. 75), а также индексации социальных пособий и иных социальных выплат без уточнения периодичности такой индексации (ч. 7 ст. 75 Конституции РФ). Конституционные поправки от 2020 г., таким образом, дополнили систему социально-экономических прав человека и гражданина публично-правовыми обязательствами государства поддерживать определенный денежный размер минимальной оплаты труда, пенсий и социальных выплат посредством их своевременной индексации или привязки к прожиточному минимуму. Однако насколько это действительно гарантирует реализацию достойного жизненного уровня россиян?
(Астафичев П.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)При этом нормативная новизна отчасти прослеживалась при установлении конституционным законодателем принципов связанности минимального размера оплаты труда величиной прожиточного минимума (ч. 5 ст. 75), индексации пенсий не реже одного раза в год (ч. 6 ст. 75), а также индексации социальных пособий и иных социальных выплат без уточнения периодичности такой индексации (ч. 7 ст. 75 Конституции РФ). Конституционные поправки от 2020 г., таким образом, дополнили систему социально-экономических прав человека и гражданина публично-правовыми обязательствами государства поддерживать определенный денежный размер минимальной оплаты труда, пенсий и социальных выплат посредством их своевременной индексации или привязки к прожиточному минимуму. Однако насколько это действительно гарантирует реализацию достойного жизненного уровня россиян?
Статья: Развитие Российской Федерации как социального государства в контексте 30-летия Конституции Российской Федерации
(Клишас А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Рядом положений социального характера была дополнена ст. 75 Конституции РФ, среди которых: провозглашение уважения государством труда граждан, обеспечение защиты их прав, гарантия минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране (ч. 5), осуществляемое на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений формирование в России системы пенсионного обеспечения граждан, поддержка ее эффективного функционирования, осуществление не реже одного раза в год индексации пенсий (ч. 6), гарантия обязательного социального страхования, адресная социальная поддержка граждан, индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
(Клишас А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Рядом положений социального характера была дополнена ст. 75 Конституции РФ, среди которых: провозглашение уважения государством труда граждан, обеспечение защиты их прав, гарантия минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране (ч. 5), осуществляемое на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений формирование в России системы пенсионного обеспечения граждан, поддержка ее эффективного функционирования, осуществление не реже одного раза в год индексации пенсий (ч. 6), гарантия обязательного социального страхования, адресная социальная поддержка граждан, индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)<2> Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020, с изм. от 05.12.2022) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)<2> Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020, с изм. от 05.12.2022) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)НПФ - это организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и ОПС.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)НПФ - это организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и ОПС.
Статья: Конституционная доктрина социального государства в решениях Конституционного Суда и Верховного Суда Российской Федерации на примере защиты социальных прав
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)В то же время существуют пределы человеческих возможностей по социальному самообеспечению. В случае когда человек по объективным причинам (несовершеннолетний возраст, инвалидность и др.) не может обеспечить себе достойный уровень жизни или свободное развитие, в действие приводятся гарантии, провозглашаемые государством. В ч. 2 ст. 7 Конституции России в этом контексте закрепляется, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Данные положения усилены поправками в Конституцию Российской Федерации 4 июля 2020 г. <1> Согласно п. 5 - 6 ст. 75 Конституции Российской Федерации в новой редакции в России формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
(Умнова-Конюхова И.А., Костылева Е.Д.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 2)В то же время существуют пределы человеческих возможностей по социальному самообеспечению. В случае когда человек по объективным причинам (несовершеннолетний возраст, инвалидность и др.) не может обеспечить себе достойный уровень жизни или свободное развитие, в действие приводятся гарантии, провозглашаемые государством. В ч. 2 ст. 7 Конституции России в этом контексте закрепляется, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Данные положения усилены поправками в Конституцию Российской Федерации 4 июля 2020 г. <1> Согласно п. 5 - 6 ст. 75 Конституции Российской Федерации в новой редакции в России формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.
"Механизмы банкротства и их роль в обеспечении благосостояния человека: монография"
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2022)Однако, как указывалось судом в определении об отказе в удовлетворении заявления, указанные нормы не устанавливают какого-либо дополнительного правила в отношении статуса пенсии как дохода должника, не устанавливают исполнительный иммунитет в отношении сумм пенсий, касаются лишь собственно порядка выплаты указанных пенсий и не затрагивают вопросов наполнения конкурсной массы. Внесение соответствующих изменений означает, что должник вправе получать страховую пенсию с учетом избранного им удобного способа (почта, банковская карта, другое), однако все денежные средства (в том числе в виде страховой пенсии), превышающие размер прожиточного минимума, подлежат передаче финансовому управляющему. Нарушение должником указанного правила может свидетельствовать об уклонении от возложенных на него законом обязанностей и воспрепятствовании деятельности финансового управляющего.
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2022)Однако, как указывалось судом в определении об отказе в удовлетворении заявления, указанные нормы не устанавливают какого-либо дополнительного правила в отношении статуса пенсии как дохода должника, не устанавливают исполнительный иммунитет в отношении сумм пенсий, касаются лишь собственно порядка выплаты указанных пенсий и не затрагивают вопросов наполнения конкурсной массы. Внесение соответствующих изменений означает, что должник вправе получать страховую пенсию с учетом избранного им удобного способа (почта, банковская карта, другое), однако все денежные средства (в том числе в виде страховой пенсии), превышающие размер прожиточного минимума, подлежат передаче финансовому управляющему. Нарушение должником указанного правила может свидетельствовать об уклонении от возложенных на него законом обязанностей и воспрепятствовании деятельности финансового управляющего.
Статья: Модернизация финансового законодательства в контексте конституционной реформы 2020 года
(Леднева Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Среди конституционных новаций, смежных с финансово-правовой сферой, можно выделить и такие, которые не оказали существенного влияния на модификацию финансового законодательства, так как соответствующие расходные обязательства были предусмотрены отраслевым законодательством до принятия Закона о поправке, получив в 2020 г. конституционный статус. Речь идет о таких конституционных новеллах, как:
(Леднева Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Среди конституционных новаций, смежных с финансово-правовой сферой, можно выделить и такие, которые не оказали существенного влияния на модификацию финансового законодательства, так как соответствующие расходные обязательства были предусмотрены отраслевым законодательством до принятия Закона о поправке, получив в 2020 г. конституционный статус. Речь идет о таких конституционных новеллах, как:
Статья: Некоторые особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) физических лиц
(Зарочинцева Е.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)Также судом кассационной инстанции принят во внимание тот факт, что в рамках данного дела о банкротстве вступившим в законную силу определением суда на период с 06.09.2018 по дату завершения процедуры банкротства в отношении гражданина Г. из конкурсной массы должника исключены денежные средства в размере прожиточного минимума для пенсионеров, а также трех величин прожиточного минимума для ребенка.
(Зарочинцева Е.В.)
("Арбитражные споры", 2021, N 1)Также судом кассационной инстанции принят во внимание тот факт, что в рамках данного дела о банкротстве вступившим в законную силу определением суда на период с 06.09.2018 по дату завершения процедуры банкротства в отношении гражданина Г. из конкурсной массы должника исключены денежные средства в размере прожиточного минимума для пенсионеров, а также трех величин прожиточного минимума для ребенка.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)До настоящего времени применяют коэффициенты, установленные правовыми актами органов государственной власти бывшего СССР (письмо Минздравсоцразвития РФ от 21.08.2009 N 1171-13). Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР об установлении районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, действуют до 1 сентября 2025 г. (п. 826 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)До настоящего времени применяют коэффициенты, установленные правовыми актами органов государственной власти бывшего СССР (письмо Минздравсоцразвития РФ от 21.08.2009 N 1171-13). Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР об установлении районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, действуют до 1 сентября 2025 г. (п. 826 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).