Минфин внутренний контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Минфин внутренний контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О представлении документов, информации и материалов при проведении контрольных мероприятий в рамках внутреннего государственного финансового контроля.
(Письмо Минфина России от 24.06.2025 N 02-09-10/61439)Вопрос: О представлении документов, информации и материалов при проведении контрольных мероприятий в рамках внутреннего государственного финансового контроля.
(Письмо Минфина России от 24.06.2025 N 02-09-10/61439)Вопрос: О представлении документов, информации и материалов при проведении контрольных мероприятий в рамках внутреннего государственного финансового контроля.
Вопрос: Об отзыве (отмене), обжаловании и признании недействительным представления (предписания) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
(Письмо Минфина России от 15.12.2023 N 02-09-05/121640)Вопрос: Об отзыве (отмене), обжаловании и признании недействительным представления (предписания) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
(Письмо Минфина России от 15.12.2023 N 02-09-05/121640)Вопрос: Об отзыве (отмене), обжаловании и признании недействительным представления (предписания) органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для бухгалтера бюджетной организации"Внутренний финансовый контроль: Минфин разработал методрекомендации по межбюджетным трансфертам (07.10.2025)
Статья: Внутренний контроль как инструмент выявления внутрихозяйственных резервов
(Алексеенко А.Ю., Олейник М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)С точки зрения официальной позиции Минфина России внутренний контроль представляет собой процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает: эффективность и результативность своей деятельности, достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов; достоверность финансовой и иной отчетности; соблюдение применяемого законодательства [7].
(Алексеенко А.Ю., Олейник М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)С точки зрения официальной позиции Минфина России внутренний контроль представляет собой процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает: эффективность и результативность своей деятельности, достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов; достоверность финансовой и иной отчетности; соблюдение применяемого законодательства [7].
Статья: Внутренний налоговый контроль: поэтапное внедрение на основе риск-ориентированного подхода
(Орлова М.Ю., Паршина С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)Актуальность и востребованность внедрения внутреннего контроля обусловлена появлением у большинства экономических субъектов обязанности организовать внутренний контроль не только фактов хозяйственной жизни, но и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности на законодательном уровне. Сущность определения "внутренний контроль" раскрыта Минфином России - это процесс, нацеленный на достижение экономическим субъектом ряда целей, таких как обеспечение эффективности и результативности деятельности; обеспечение достоверности и своевременности отчетности и соблюдение законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета <1>, соответственно, затрагивает все процессы, существующие в организации, которые впоследствии находят отражение в бухгалтерской отчетности.
(Орлова М.Ю., Паршина С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)Актуальность и востребованность внедрения внутреннего контроля обусловлена появлением у большинства экономических субъектов обязанности организовать внутренний контроль не только фактов хозяйственной жизни, но и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности на законодательном уровне. Сущность определения "внутренний контроль" раскрыта Минфином России - это процесс, нацеленный на достижение экономическим субъектом ряда целей, таких как обеспечение эффективности и результативности деятельности; обеспечение достоверности и своевременности отчетности и соблюдение законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета <1>, соответственно, затрагивает все процессы, существующие в организации, которые впоследствии находят отражение в бухгалтерской отчетности.
Статья: Пути повышения эффективности расходования бюджетных средств в таможенных органах на примере центрального таможенного управления
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Работа посвящена выявлению проблем, снижающих эффективность исполнения бюджета по расходам таможенных органов Российской Федерации, на примере Центрального таможенного управления. Установлено, что действующая система бюджетного управления сталкивается с проблемами несбалансированности плановых и кассовых показателей в течение финансового года, затяжными процедурами заключения государственных контрактов, формальным подходом к формированию бюджетных заявок и отсутствием сквозной интеграции ведомственных информационных систем с государственной интегрированной информационной системой "Электронный бюджет", что порождает риски технических ошибок и неосвоения ассигнований. Определено, что данные факторы снижают прозрачность и оперативность бюджетного процесса, а также ограничивают возможности таможенных органов по оптимизации расходных операций. В результате исследования обоснована необходимость создания открытой информационной базы финансовых показателей, сокращения сроков доведения лимитов бюджетных обязательств, автоматизации перераспределения неиспользованных средств с применением искусственного интеллекта, актуализации внутренних регламентов и внесения изменений в бюджетное законодательство. Сделан вывод, что комплексная цифровизация учета, усиление внутреннего финансового контроля и координация между Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и региональными таможенными управлениями позволят оптимизировать управление государственными финансами, а также повысить качество исполнения расходных полномочий.
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Работа посвящена выявлению проблем, снижающих эффективность исполнения бюджета по расходам таможенных органов Российской Федерации, на примере Центрального таможенного управления. Установлено, что действующая система бюджетного управления сталкивается с проблемами несбалансированности плановых и кассовых показателей в течение финансового года, затяжными процедурами заключения государственных контрактов, формальным подходом к формированию бюджетных заявок и отсутствием сквозной интеграции ведомственных информационных систем с государственной интегрированной информационной системой "Электронный бюджет", что порождает риски технических ошибок и неосвоения ассигнований. Определено, что данные факторы снижают прозрачность и оперативность бюджетного процесса, а также ограничивают возможности таможенных органов по оптимизации расходных операций. В результате исследования обоснована необходимость создания открытой информационной базы финансовых показателей, сокращения сроков доведения лимитов бюджетных обязательств, автоматизации перераспределения неиспользованных средств с применением искусственного интеллекта, актуализации внутренних регламентов и внесения изменений в бюджетное законодательство. Сделан вывод, что комплексная цифровизация учета, усиление внутреннего финансового контроля и координация между Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и региональными таможенными управлениями позволят оптимизировать управление государственными финансами, а также повысить качество исполнения расходных полномочий.
Статья: Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности и принцип доказательной политики
(Шаститко А.Е., Дозмаров К.В.)
("Закон", 2024, N 7)Примечателен тот факт, что задача именно формирования счетных данных для возможного количественного анализа уже во многом решена в законодательстве. В частности, Законом о бухгалтерском учете <23> предусмотрена обязанность всех экономических субъектов организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Минфин России, раскрывая эту норму, указывает, что основными элементами внутреннего контроля являются контрольная среда, оценка рисков, процедуры внутреннего контроля, информация и коммуникация, оценка внутреннего контроля. При этом экономический субъект должен обеспечивать эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов, достоверность и своевременность внутренней отчетности (не только и не столько бухгалтерской!), а также соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни <24>.
(Шаститко А.Е., Дозмаров К.В.)
("Закон", 2024, N 7)Примечателен тот факт, что задача именно формирования счетных данных для возможного количественного анализа уже во многом решена в законодательстве. В частности, Законом о бухгалтерском учете <23> предусмотрена обязанность всех экономических субъектов организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Минфин России, раскрывая эту норму, указывает, что основными элементами внутреннего контроля являются контрольная среда, оценка рисков, процедуры внутреннего контроля, информация и коммуникация, оценка внутреннего контроля. При этом экономический субъект должен обеспечивать эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов, достоверность и своевременность внутренней отчетности (не только и не столько бухгалтерской!), а также соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни <24>.
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Законодательством РФ о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Законодательством РФ о бухгалтерском учете не установлены какие-либо ограничения на порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как определено в п. 3 названного выше документа Минфина России N ПЗ-11/2013, внутренний контроль - это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Как определено в п. 3 названного выше документа Минфина России N ПЗ-11/2013, внутренний контроль - это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:
Типовая ситуация: Бухучет: термины и определения
(Издательство "Главная книга", 2025)Внутренний контроль - меры, принимаемые руководством организации для обеспечения достоверности бухгалтерской и другой отчетности, соблюдения законодательства и внутренних правил. Внутренний контроль обязателен. Рекомендации по организации и проведению внутреннего контроля выпустил Минфин.
(Издательство "Главная книга", 2025)Внутренний контроль - меры, принимаемые руководством организации для обеспечения достоверности бухгалтерской и другой отчетности, соблюдения законодательства и внутренних правил. Внутренний контроль обязателен. Рекомендации по организации и проведению внутреннего контроля выпустил Минфин.
Готовое решение: Как осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни
(КонсультантПлюс, 2025)При этом важно, чтобы затраты на внутренний контроль были сопоставимы с его полезностью (пп. "в" п. 18 Информации Минфина России N ПЗ-11/2013). Поэтому руководитель малого предприятия может принять на себя все функции по организации и осуществлению внутреннего контроля (п. 20 Информации Минфина России N ПЗ-11/2013).
(КонсультантПлюс, 2025)При этом важно, чтобы затраты на внутренний контроль были сопоставимы с его полезностью (пп. "в" п. 18 Информации Минфина России N ПЗ-11/2013). Поэтому руководитель малого предприятия может принять на себя все функции по организации и осуществлению внутреннего контроля (п. 20 Информации Минфина России N ПЗ-11/2013).