Минфин ответил на проблемные вопросы
Подборка наиболее важных документов по запросу Минфин ответил на проблемные вопросы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2024, N 5)И уже в январе в Минфин поступило предложение изменить в НК срок уплаты декабрьского НДФЛ так, чтобы его соблюдение не требовало от налоговых агентов дополнительных ухищрений. Ничего определенного Минфин не ответил: сказал лишь, что "предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан и организаций, рассматриваются в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов". Заметим, что с предложением выступили брокеры, которые при этом ссылались на специфику своей деятельности, а исчисление и уплата ими НДФЛ регулируется отдельной ст. 226.1 НК РФ. Но будем надеяться, что Минфин рассмотрит проблему шире, поскольку она затрагивает всех налоговых агентов по НДФЛ.
("Главная книга", 2024, N 5)И уже в январе в Минфин поступило предложение изменить в НК срок уплаты декабрьского НДФЛ так, чтобы его соблюдение не требовало от налоговых агентов дополнительных ухищрений. Ничего определенного Минфин не ответил: сказал лишь, что "предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан и организаций, рассматриваются в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов". Заметим, что с предложением выступили брокеры, которые при этом ссылались на специфику своей деятельности, а исчисление и уплата ими НДФЛ регулируется отдельной ст. 226.1 НК РФ. Но будем надеяться, что Минфин рассмотрит проблему шире, поскольку она затрагивает всех налоговых агентов по НДФЛ.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 19.03.2020 N 114
(ред. от 31.03.2020)
"О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)"
(вместе с "Положением об Оперативном штабе Министерства финансов Российской Федерации по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)", "Планом неотложных мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)")3. Основными задачами Оперативного штаба Минфина России являются:
(ред. от 31.03.2020)
"О неотложных мерах по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)"
(вместе с "Положением об Оперативном штабе Министерства финансов Российской Федерации по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)", "Планом неотложных мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)")3. Основными задачами Оперативного штаба Минфина России являются:
Вопрос: О налоге на прибыль при выплате доходов иностранной организации - резиденту государства, действие соглашения об избежании двойного налогообложения с которым приостановлено.
(Письмо Минфина России от 17.01.2024 N 03-08-09/2804)Вопрос: О налоге на прибыль при выплате доходов иностранной организации - резиденту государства, действие соглашения об избежании двойного налогообложения с которым приостановлено.
(Письмо Минфина России от 17.01.2024 N 03-08-09/2804)Вопрос: О налоге на прибыль при выплате доходов иностранной организации - резиденту государства, действие соглашения об избежании двойного налогообложения с которым приостановлено.
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: действие принципа самостоятельности исполнения обязанности по уплате налога (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Факт того, что Министерством финансов Российской Федерации и ФНС России приняты нормативные акты разъясняющего характера, проблемы не решает по той простой причине, что согласно ст. 4 НК РФ они не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, обязательным к соблюдению налогоплательщиками и иными участниками налоговых правоотношений. Как видим, полноценное правовое регламентирование налогового статуса иных лиц более чем необходимо. Однако обратимся к документам этих ведомств, чтобы получить ответы на некоторые из вышеприведенных вопросов, не касаясь чисто технических аспектов, связанных с правильным заполнением платежного поручения иным лицом в случае исполнения им обязанности по уплате налога за налогоплательщика. Так, из содержания письма ФНС России от 11 мая 2017 г. N ГД-4-8/8767@ <14> следует, что иным лицом может являться любое лицо. В письме от 25 января 2018 г. N ЗН-3-22/478@ <15> указывается на то, что перечень иных лиц не имеет ограничений. В качестве примера говорится о том, что юридические лица могут перечислять налоги (сборы, пени, штрафы, страховые взносы) за другие организации (налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов), руководители организаций могут погашать налоговые обязательства за свои компании, при этом "не имеет значения, по каким гражданско-правовым основаниям произведено перечисление за налогоплательщика". Письмо от 15 сентября 2017 г. N БС-4-21/18529@ <16> разъясняет: 1) кто может пониматься под категорией "иное лицо": им является лицо, определяемое п. 2 ст. 11 НК РФ для целей налогообложения; 2) и на чем могут основываться отношения налогоплательщика и иного лица: в силу того что НК РФ не содержит специальных норм, регулирующих такие отношения, они "могут регулироваться исходя из гражданского законодательства с учетом принципа свободы в установлении участниками соответствующих отношений своих прав и обязанностей на основе договора (например, договора поручения и т.п.)...".
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Факт того, что Министерством финансов Российской Федерации и ФНС России приняты нормативные акты разъясняющего характера, проблемы не решает по той простой причине, что согласно ст. 4 НК РФ они не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, обязательным к соблюдению налогоплательщиками и иными участниками налоговых правоотношений. Как видим, полноценное правовое регламентирование налогового статуса иных лиц более чем необходимо. Однако обратимся к документам этих ведомств, чтобы получить ответы на некоторые из вышеприведенных вопросов, не касаясь чисто технических аспектов, связанных с правильным заполнением платежного поручения иным лицом в случае исполнения им обязанности по уплате налога за налогоплательщика. Так, из содержания письма ФНС России от 11 мая 2017 г. N ГД-4-8/8767@ <14> следует, что иным лицом может являться любое лицо. В письме от 25 января 2018 г. N ЗН-3-22/478@ <15> указывается на то, что перечень иных лиц не имеет ограничений. В качестве примера говорится о том, что юридические лица могут перечислять налоги (сборы, пени, штрафы, страховые взносы) за другие организации (налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов), руководители организаций могут погашать налоговые обязательства за свои компании, при этом "не имеет значения, по каким гражданско-правовым основаниям произведено перечисление за налогоплательщика". Письмо от 15 сентября 2017 г. N БС-4-21/18529@ <16> разъясняет: 1) кто может пониматься под категорией "иное лицо": им является лицо, определяемое п. 2 ст. 11 НК РФ для целей налогообложения; 2) и на чем могут основываться отношения налогоплательщика и иного лица: в силу того что НК РФ не содержит специальных норм, регулирующих такие отношения, они "могут регулироваться исходя из гражданского законодательства с учетом принципа свободы в установлении участниками соответствующих отношений своих прав и обязанностей на основе договора (например, договора поручения и т.п.)...".
Статья: Проблемные аспекты трансформации бухгалтерского учета и отчетности
(Серебрякова Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 2)На наш взгляд, они действительно имеются, хотя этот вопрос до сих пор не получил четкого научного ответа. Возможно, проблема разграничения бухгалтерского и финансового учета нуждается в регламентации со стороны регулятора бухгалтерского учета (Минфина России) для осознанного применения различных учетных моделей в практической жизни бизнес-субъектов, поскольку научные дискуссии нередко вступают в противоречие с официальными документами и в этом смысле являются бесплодными.
(Серебрякова Т.Ю.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 2)На наш взгляд, они действительно имеются, хотя этот вопрос до сих пор не получил четкого научного ответа. Возможно, проблема разграничения бухгалтерского и финансового учета нуждается в регламентации со стороны регулятора бухгалтерского учета (Минфина России) для осознанного применения различных учетных моделей в практической жизни бизнес-субъектов, поскольку научные дискуссии нередко вступают в противоречие с официальными документами и в этом смысле являются бесплодными.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Вопрос применимости правовых позиций Минфина России к аналогичным (сходным) фактическим обстоятельствам самый сложный. С одной стороны, задачей разъяснений как раз и является "единообразить" практику применения спорных норм в сходных обстоятельствах. С другой стороны, схожесть фактических обстоятельств не всегда бывает очевидной. Эта проблема усугубляется еще и тем, что запрашивающее лицо может не указать в вопросе каких-то существенных особенностей его правовой ситуации либо отвечающее лицо неполно укажет исходные данные для ответа. На последний случай указывал заместитель министра финансов С.Д. Шаталов еще в 2007 г. Он признавал, что Минфин России не может обеспечить соответствие опубликованной в неофициальном порядке информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса <1>.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Вопрос применимости правовых позиций Минфина России к аналогичным (сходным) фактическим обстоятельствам самый сложный. С одной стороны, задачей разъяснений как раз и является "единообразить" практику применения спорных норм в сходных обстоятельствах. С другой стороны, схожесть фактических обстоятельств не всегда бывает очевидной. Эта проблема усугубляется еще и тем, что запрашивающее лицо может не указать в вопросе каких-то существенных особенностей его правовой ситуации либо отвечающее лицо неполно укажет исходные данные для ответа. На последний случай указывал заместитель министра финансов С.Д. Шаталов еще в 2007 г. Он признавал, что Минфин России не может обеспечить соответствие опубликованной в неофициальном порядке информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса <1>.
Вопрос: О налоговых поступлениях в бюджеты субъектов РФ в связи с введением единого налогового счета.
(Письмо Минфина России от 18.05.2023 N 03-02-07/45575)Вопрос: О налоговых поступлениях в бюджеты субъектов РФ в связи с введением единого налогового счета.
(Письмо Минфина России от 18.05.2023 N 03-02-07/45575)Вопрос: О налоговых поступлениях в бюджеты субъектов РФ в связи с введением единого налогового счета.