Минфин коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Минфин коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Можно ли учесть в расходах по УСН и какими документами подтвердить тестирование работников на коронавирус?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)Вопрос: Можно ли учесть в расходах по УСН и какими документами подтвердить тестирование работников на коронавирус?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2023)Вопрос: Можно ли учесть в расходах по УСН и какими документами подтвердить тестирование работников на коронавирус?
Вопрос: О применении освобождения от НДС при реализации медицинских изделий для предупреждения и предотвращения распространения 2019-nCoV, а именно аппаратов искусственной вентиляции легких.
(Письмо Минфина России от 16.12.2024 N 03-07-07/126777)Вопрос: О применении освобождения от НДС при реализации медицинских изделий для предупреждения и предотвращения распространения 2019-nCoV, а именно аппаратов искусственной вентиляции легких.
(Письмо Минфина России от 16.12.2024 N 03-07-07/126777)Вопрос: О применении освобождения от НДС при реализации медицинских изделий для предупреждения и предотвращения распространения 2019-nCoV, а именно аппаратов искусственной вентиляции легких.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)При отнесении средств индивидуальной защиты (масок для защиты дыхательных путей, медицинских перчаток), на соответствующий счет бухгалтерского (бюджетного) учета необходимо исходить из их целевого (функционального) назначения с учетом отраслевого законодательства, а также законодательных и (или) иных актов, направленных на обеспечение противодействия распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19). По мнению Минфина России, указанные средства индивидуальной защиты можно относить к группам материальных запасов "Медикаменты и перевязочные средства", "Прочие материальные запасы" или "Мягкий инвентарь".
(КонсультантПлюс, 2025)При отнесении средств индивидуальной защиты (масок для защиты дыхательных путей, медицинских перчаток), на соответствующий счет бухгалтерского (бюджетного) учета необходимо исходить из их целевого (функционального) назначения с учетом отраслевого законодательства, а также законодательных и (или) иных актов, направленных на обеспечение противодействия распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19). По мнению Минфина России, указанные средства индивидуальной защиты можно относить к группам материальных запасов "Медикаменты и перевязочные средства", "Прочие материальные запасы" или "Мягкий инвентарь".
Статья: Списание неустоек в сфере государственных и муниципальных закупок: проблемы правоприменения
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)На наш взгляд, ситуации списания неустоек, начисленных за неисполнение обязательств по государственным (муниципальным) контрактам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, необходимо рассматривать через призму обстоятельств непреодолимой силы, к коим отнесена пандемия COVID-19 (письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)На наш взгляд, ситуации списания неустоек, начисленных за неисполнение обязательств по государственным (муниципальным) контрактам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, необходимо рассматривать через призму обстоятельств непреодолимой силы, к коим отнесена пандемия COVID-19 (письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Данные положения не распространялись на субсидии, полученные субъектами МСП и социально ориентированными НКО в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 на мероприятия по профилактике коронавируса (Письмо Минфина России от 02.09.2020 N 03-03-06/1/76953, Информация ФНС России). Однако для целей налогообложения прибыли субъекты СОНКО могут не учитывать такие субсидии в доходах, если соблюден ряд условий (Письмо Минфина России от 01.04.2021 N 03-03-06/3/23792).
(КонсультантПлюс, 2025)Данные положения не распространялись на субсидии, полученные субъектами МСП и социально ориентированными НКО в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 на мероприятия по профилактике коронавируса (Письмо Минфина России от 02.09.2020 N 03-03-06/1/76953, Информация ФНС России). Однако для целей налогообложения прибыли субъекты СОНКО могут не учитывать такие субсидии в доходах, если соблюден ряд условий (Письмо Минфина России от 01.04.2021 N 03-03-06/3/23792).
Статья: Анализ судебной практики применения норм об освобождении от уплаты неустоек, начисленных за неисполнение государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)На наш взгляд, ситуации списания неустоек, начисленных за неисполнение контрактных обязательств, необходимо рассматривать через призму обстоятельств непреодолимой силы, к коим отнесена пандемия COVID-19 (письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020), при этом признание пандемии COVID-19 обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех участников экономического оборота (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, вопрос 7).
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)На наш взгляд, ситуации списания неустоек, начисленных за неисполнение контрактных обязательств, необходимо рассматривать через призму обстоятельств непреодолимой силы, к коим отнесена пандемия COVID-19 (письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020), при этом признание пандемии COVID-19 обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех участников экономического оборота (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, вопрос 7).
Готовое решение: Как работодателю организовать работу в неблагоприятной эпидемиологической ситуации (из-за коронавируса COVID-19) (не актуализируется с 28.04.2023)
(КонсультантПлюс, 2023)Рекомендуем обеспечить справками сотрудников, если они перемещаются в связи со служебной необходимостью, а в регионе действуют ограничительные меры по передвижению населения.
(КонсультантПлюс, 2023)Рекомендуем обеспечить справками сотрудников, если они перемещаются в связи со служебной необходимостью, а в регионе действуют ограничительные меры по передвижению населения.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- компенсация заказчиком затрат перевозчика на получение справки с отрицательным результатом теста на COVID-19 (Письмо Минфина России от 15.06.2021 N 03-07-11/46954);
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- компенсация заказчиком затрат перевозчика на получение справки с отрицательным результатом теста на COVID-19 (Письмо Минфина России от 15.06.2021 N 03-07-11/46954);
Готовое решение: Как списать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)неустойки начислены по контракту, который невозможно исполнить в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, - спишите в полном объеме. Учтите при этом наличие причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие обстоятельств непреодолимой силы, которыми в том числе является распространения коронавирусной инфекции (Письмо Минфина России от 31.07.2020 N 24-03-08/67294);
(КонсультантПлюс, 2025)неустойки начислены по контракту, который невозможно исполнить в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, - спишите в полном объеме. Учтите при этом наличие причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие обстоятельств непреодолимой силы, которыми в том числе является распространения коронавирусной инфекции (Письмо Минфина России от 31.07.2020 N 24-03-08/67294);
Готовое решение: Как учесть расходы на вакцинацию работников
(КонсультантПлюс, 2025)По разъяснениям Минфина России, стоимость вакцинации от COVID-19 не признается доходом работников, облагаемым НДФЛ, так как она проводится из-за необходимости обеспечить нормальные (безопасные) условия труда (Письма от 01.08.2023 N 03-03-06/1/71912, от 13.01.2022 N 03-04-06/991).
(КонсультантПлюс, 2025)По разъяснениям Минфина России, стоимость вакцинации от COVID-19 не признается доходом работников, облагаемым НДФЛ, так как она проводится из-за необходимости обеспечить нормальные (безопасные) условия труда (Письма от 01.08.2023 N 03-03-06/1/71912, от 13.01.2022 N 03-04-06/991).
Статья: Нормативно-правовое регулирование здравоохранения в период пандемии COVID-19: государственные закупки лекарственных препаратов
(Герасимчук М.Ю., Герасимчук Е.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Для предотвращения распространения COVID-19 Минфин России разрешил закупки у единственного поставщика <18>. Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) уполномочено осуществлять закупку ЛП для лечения COVID-19 (Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2132). Подготовлен проект Постановления Правительства РФ с предложением обязать Минздрав России обосновывать выбор единственного поставщика <19>. Финансирование закупки вакцин, включенных в национальный календарь прививок, осуществляется за счет средств федерального бюджета <20>.
(Герасимчук М.Ю., Герасимчук Е.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 3)Для предотвращения распространения COVID-19 Минфин России разрешил закупки у единственного поставщика <18>. Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) уполномочено осуществлять закупку ЛП для лечения COVID-19 (Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 N 2132). Подготовлен проект Постановления Правительства РФ с предложением обязать Минздрав России обосновывать выбор единственного поставщика <19>. Финансирование закупки вакцин, включенных в национальный календарь прививок, осуществляется за счет средств федерального бюджета <20>.
Статья: Некоторые вопросы заключения государственного (муниципального) контракта путем закупки у единственного поставщика
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)И Закон, и Верховный Суд РФ используют достаточно абстрактные характеристики, что можно объяснить неоднозначностью данной категории. Как представляется, обстоятельство может быть признано непреодолимой силой, когда оно вызвано не действиями человека, либо косвенно ими вызвано, но в дальнейшем не может ими контролироваться. Например, правоприменительная практика признала обстоятельством непреодолимой силы эпидемию COVID-19. Министерство финансов РФ в своем разъяснении отметило, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При этом условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в вышеуказанном перечне применению не подлежит, поскольку такой перечень распространяется исключительно на закупки товаров, работ, услуг для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера [16].
(Гурьева С.Р.)
("Вестник Российской правовой академии", 2024, N 3)И Закон, и Верховный Суд РФ используют достаточно абстрактные характеристики, что можно объяснить неоднозначностью данной категории. Как представляется, обстоятельство может быть признано непреодолимой силой, когда оно вызвано не действиями человека, либо косвенно ими вызвано, но в дальнейшем не может ими контролироваться. Например, правоприменительная практика признала обстоятельством непреодолимой силы эпидемию COVID-19. Министерство финансов РФ в своем разъяснении отметило, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При этом условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в вышеуказанном перечне применению не подлежит, поскольку такой перечень распространяется исключительно на закупки товаров, работ, услуг для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера [16].