Миграция налогоплательщика
Подборка наиболее важных документов по запросу Миграция налогоплательщика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 101 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган принял обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в целях обеспечения исполнения вынесенного по результатам проверки решения. Общество оспорило наложение обеспечительных мер. Налоговый орган обосновал наложение обеспечительных мер наличием оснований полагать, что их непринятие может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения. В качестве таких оснований налоговый орган сослался на миграцию общества в другой регион в ходе выездной налоговой проверки, установленную в ходе проверки недобросовестность налогоплательщика, выразившуюся в неправомерном заявлении налоговых вычетов, создании фиктивного документооборота, неуплате акцизов, занижении налоговой базы по налогу на прибыль, снижение деловой активности, воспрепятствование доступу должностных лиц в ходе проведения контрольных мероприятий, неуплату ранее доначисленных сумм штрафов, непредставление документов для проведения мероприятий налогового контроля; отчуждение имущества, отсутствие имущества, достаточного для исполнения решения. Суд признал неправомерным приостановление операций по счетам налогоплательщика, указав на исключительный характер данной обеспечительной меры в связи с существенным ограничением экономической деятельности налогоплательщика, на недостаточность оснований для принятия инспекцией оспариваемого решения, а также на несоблюдение инспекцией специальных правил принятия указанной меры, а именно непринятие во внимание наличия на момент принятия решения иного имущества в размере, превышающем размер доначисленных налогов, пеней и штрафов (абз. 2 подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ), а также на принятие решения в период действия моратория на принятие решений о приостановлении операций по счетам в банке. Отклоняя доводы налогового органа, суд отметил, что налоговый орган не представил доказательств того, что изменение места нахождения общества создало препятствия в осуществлении налогового контроля либо было совмещено с прекращением экономической деятельности, мероприятия налогового контроля длились более 2 лет, принятие обществом решения об изменении места нахождения в такой длительный период не свидетельствует о недобросовестности. Доказательств многократного снятия общества с учета и постановки на учет в налоговых органах с целью уклонения от мероприятий налогового контроля налоговый орган не представил. Общее уменьшение стоимости активов общества составило менее 10 процентов, что не свидетельствует о существенном уменьшении имущества или ухудшении имущественного положения общества, при этом стоимость его запасов возросла, а кредитная нагрузка снизилась. Неуплата штрафов в незначительном размере (менее 2000 рублей), несоразмерном с размером доначислений, также не свидетельствует о недобросовестности общества. Значительность доначисленных сумм и отсутствие у общества недвижимого и иного имущества в размере доначислений сами по себе не могут являться основанием для приостановления операций по счетам общества. Довод о воспрепятствовании обществом доступа должностных лиц в ходе проведения контрольных мероприятий отклонен судом, поскольку должностные лица налогового органа не были допущены для производства выемки в помещения иного юридического лица, не связанного с обществом.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган принял обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в целях обеспечения исполнения вынесенного по результатам проверки решения. Общество оспорило наложение обеспечительных мер. Налоговый орган обосновал наложение обеспечительных мер наличием оснований полагать, что их непринятие может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения. В качестве таких оснований налоговый орган сослался на миграцию общества в другой регион в ходе выездной налоговой проверки, установленную в ходе проверки недобросовестность налогоплательщика, выразившуюся в неправомерном заявлении налоговых вычетов, создании фиктивного документооборота, неуплате акцизов, занижении налоговой базы по налогу на прибыль, снижение деловой активности, воспрепятствование доступу должностных лиц в ходе проведения контрольных мероприятий, неуплату ранее доначисленных сумм штрафов, непредставление документов для проведения мероприятий налогового контроля; отчуждение имущества, отсутствие имущества, достаточного для исполнения решения. Суд признал неправомерным приостановление операций по счетам налогоплательщика, указав на исключительный характер данной обеспечительной меры в связи с существенным ограничением экономической деятельности налогоплательщика, на недостаточность оснований для принятия инспекцией оспариваемого решения, а также на несоблюдение инспекцией специальных правил принятия указанной меры, а именно непринятие во внимание наличия на момент принятия решения иного имущества в размере, превышающем размер доначисленных налогов, пеней и штрафов (абз. 2 подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ), а также на принятие решения в период действия моратория на принятие решений о приостановлении операций по счетам в банке. Отклоняя доводы налогового органа, суд отметил, что налоговый орган не представил доказательств того, что изменение места нахождения общества создало препятствия в осуществлении налогового контроля либо было совмещено с прекращением экономической деятельности, мероприятия налогового контроля длились более 2 лет, принятие обществом решения об изменении места нахождения в такой длительный период не свидетельствует о недобросовестности. Доказательств многократного снятия общества с учета и постановки на учет в налоговых органах с целью уклонения от мероприятий налогового контроля налоговый орган не представил. Общее уменьшение стоимости активов общества составило менее 10 процентов, что не свидетельствует о существенном уменьшении имущества или ухудшении имущественного положения общества, при этом стоимость его запасов возросла, а кредитная нагрузка снизилась. Неуплата штрафов в незначительном размере (менее 2000 рублей), несоразмерном с размером доначислений, также не свидетельствует о недобросовестности общества. Значительность доначисленных сумм и отсутствие у общества недвижимого и иного имущества в размере доначислений сами по себе не могут являться основанием для приостановления операций по счетам общества. Довод о воспрепятствовании обществом доступа должностных лиц в ходе проведения контрольных мероприятий отклонен судом, поскольку должностные лица налогового органа не были допущены для производства выемки в помещения иного юридического лица, не связанного с обществом.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Сведения из банковских выписок спорных контрагентов также подтверждают перечисление денежных средств от налогоплательщика, а также контрагентам 2-го звена - ИП, непосредственно выполнявшим работу на объектах. Наличие у спорных контрагентов трудовых ресурсов для исполнения контрактов подтверждается актами миграционной службы, государственной инспекции труда.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Сведения из банковских выписок спорных контрагентов также подтверждают перечисление денежных средств от налогоплательщика, а также контрагентам 2-го звена - ИП, непосредственно выполнявшим работу на объектах. Наличие у спорных контрагентов трудовых ресурсов для исполнения контрактов подтверждается актами миграционной службы, государственной инспекции труда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Является ли работодатель плательщиком туристического налога для работников-мигрантов, если предоставляет хостел безвозмездно как принимающая сторона?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Является ли работодатель плательщиком туристического налога для работников-мигрантов, если предоставляет хостел безвозмездно как принимающая сторона?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Является ли работодатель плательщиком туристического налога для работников-мигрантов, если предоставляет хостел безвозмездно как принимающая сторона?
Статья: Миграция бизнеса внутри России: налогово-правовые последствия (на примере УСН)
(Миронова С.М., Сулейманов Ч.К.)
("Финансовое право", 2025, N 1)Необходимо отметить, что в настоящее время существует практика выявления в ходе мероприятий налогового контроля формальной миграции налогоплательщиков в субъекты с пониженной ставкой по УСН без реального осуществления предпринимательской деятельности. Результатом таких мероприятий может быть вывод контролирующих органов о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, если будет установлено, что изменение места учета в налоговом органе фактически направлено на искусственное создание условий по использованию льготной ставки УСН с целью занижения налога и получения налоговой экономии и, соответственно, доначисление единого налога по УСН по общим ставкам.
(Миронова С.М., Сулейманов Ч.К.)
("Финансовое право", 2025, N 1)Необходимо отметить, что в настоящее время существует практика выявления в ходе мероприятий налогового контроля формальной миграции налогоплательщиков в субъекты с пониженной ставкой по УСН без реального осуществления предпринимательской деятельности. Результатом таких мероприятий может быть вывод контролирующих органов о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, если будет установлено, что изменение места учета в налоговом органе фактически направлено на искусственное создание условий по использованию льготной ставки УСН с целью занижения налога и получения налоговой экономии и, соответственно, доначисление единого налога по УСН по общим ставкам.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 28.06.2016 N ГД-4-8/11555@
"Об уведомлении ФНС России о миграции налогоплательщиков"МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об уведомлении ФНС России о миграции налогоплательщиков"МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Налоговый орган направляет указанное в абзаце втором настоящего пункта уведомление в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления налогового агента, при наличии в налоговом органе информации, полученной от территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента и при условии, что ранее применительно к соответствующему налоговому периоду такое уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось.
(ред. от 17.11.2025)Налоговый орган направляет указанное в абзаце втором настоящего пункта уведомление в срок, не превышающий 10 дней со дня получения заявления налогового агента, при наличии в налоговом органе информации, полученной от территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о факте заключения налоговым агентом с налогоплательщиком трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) и выдачи налогоплательщику патента и при условии, что ранее применительно к соответствующему налоговому периоду такое уведомление налоговыми органами в отношении указанного налогоплательщика налоговым агентам не направлялось.
Статья: Дробление предмета налогообложения как форма уклонения от прогрессивного налогообложения
(Красюков А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Традиционное для налоговых юрисдикций с высоким уровнем прогрессивного налогообложения "бегство" налогоплательщиков в страны с более низким уровнем налогообложения не будет характерно для России в ближайшем будущем в силу ряда объективных причин. Прежде всего налогообложение доходов в России не достигло достаточно высокого уровня, после которого изменение налогового резидентства может приобрести массовый характер <11>. Кроме того, в силу сложившейся политической обстановки, выражающейся во введении санкций широким кругом иностранных государств в отношении российских граждан и организаций, приостановлении применения соглашений об устранении международного двойного налогообложения, налоговая миграция в глазах налогоплательщиков выглядит не очень привлекательной.
(Красюков А.В.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Традиционное для налоговых юрисдикций с высоким уровнем прогрессивного налогообложения "бегство" налогоплательщиков в страны с более низким уровнем налогообложения не будет характерно для России в ближайшем будущем в силу ряда объективных причин. Прежде всего налогообложение доходов в России не достигло достаточно высокого уровня, после которого изменение налогового резидентства может приобрести массовый характер <11>. Кроме того, в силу сложившейся политической обстановки, выражающейся во введении санкций широким кругом иностранных государств в отношении российских граждан и организаций, приостановлении применения соглашений об устранении международного двойного налогообложения, налоговая миграция в глазах налогоплательщиков выглядит не очень привлекательной.
Статья: Налоговые факторы трудовой миграции населения
(Тихонова А.В.)
("Финансы", 2025, N 2)Для признания статуса резидента физического лица по дополнительно выделенным критериям необходимо выполнение хотя бы одного из них. Безусловно, определение критериев экономического интереса физического лица представляется более затратным для государства, в связи с чем дополнительные критерии целесообразно применять только в случае миграции крупнейших налогоплательщиков - физических лиц, категория которых в настоящий момент определена законодательно.
(Тихонова А.В.)
("Финансы", 2025, N 2)Для признания статуса резидента физического лица по дополнительно выделенным критериям необходимо выполнение хотя бы одного из них. Безусловно, определение критериев экономического интереса физического лица представляется более затратным для государства, в связи с чем дополнительные критерии целесообразно применять только в случае миграции крупнейших налогоплательщиков - физических лиц, категория которых в настоящий момент определена законодательно.
Статья: ФНС заинтересовалась "удаленщиками"
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Сведения о миграционном статусе налогоплательщика нужны ФНС для определения его резидентства и выявления валютных счетов на территории государства второго гражданства или ВНЖ.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 1)Сведения о миграционном статусе налогоплательщика нужны ФНС для определения его резидентства и выявления валютных счетов на территории государства второго гражданства или ВНЖ.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Вместе с тем бывают случаи, когда при смене юридического адреса налогоплательщик преследует противоправные цели (мнимая миграция), в виде минимизации возможных камеральных и выездных налоговых проверок, а также затягивает сроки их проведения путем смены проверяющего органа, осуществления "передислокации" организации по недействительному адресу с целью использования ее в качестве технической компании и иное.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Вместе с тем бывают случаи, когда при смене юридического адреса налогоплательщик преследует противоправные цели (мнимая миграция), в виде минимизации возможных камеральных и выездных налоговых проверок, а также затягивает сроки их проведения путем смены проверяющего органа, осуществления "передислокации" организации по недействительному адресу с целью использования ее в качестве технической компании и иное.
Статья: Риск-ориентированный налоговый контроль в условиях цифровой экономики
(Казачкова З.М., Казачков В.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Производными проблемами являются риски миграции налогоплательщиков в условиях конкуренции налоговых юрисдикций при наличии низконалоговых, риски предоставления недостоверной отчетной информации, преднамеренного уклонения от уплаты налогов, в том числе при манипулировании неопределенностями в налоговом законодательстве <9>.
(Казачкова З.М., Казачков В.А.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)Производными проблемами являются риски миграции налогоплательщиков в условиях конкуренции налоговых юрисдикций при наличии низконалоговых, риски предоставления недостоверной отчетной информации, преднамеренного уклонения от уплаты налогов, в том числе при манипулировании неопределенностями в налоговом законодательстве <9>.