Миграционный учет детей
Подборка наиболее важных документов по запросу Миграционный учет детей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 7 "Основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание" Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации""Исходя из данных обстоятельств, учитывая, что при применении подпункта 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" правовое значение имеет сам факт осуждения иностранного гражданина за совершение преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, независимо от погашения или снятия судимости, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у миграционного органа оснований для отказа Т. в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. При этом учитывали, что наличие несовершеннолетних детей граждан Российской Федерации не освобождает административного истца об обязанности по соблюдению законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Подсудность дел об определении порядка общения с ребенком в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...при решении российскими судами вопроса о подсудности дел с участием иностранных граждан следует определять, имеет ли ответчик на территории Российской Федерации место жительства применительно к положениям ст. 2 Федерального закона... "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", чего судом сделано не было..."
(КонсультантПлюс, 2025)...при решении российскими судами вопроса о подсудности дел с участием иностранных граждан следует определять, имеет ли ответчик на территории Российской Федерации место жительства применительно к положениям ст. 2 Федерального закона... "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", чего судом сделано не было..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип добросовестности в семейном праве: сфера применения и пути толкования
(Алейникова В.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, NN 4, 5)3) обжалование действий органов внутренних дел по вопросам миграции (регистрационный учет несовершеннолетних, выезд за границу) (решение Красноуфимского городского суда Свердловской области от 23.09.2019 по делу N 2А-2-924/2019, решение Красногорского городского суда Московской области от 07.07.2020 по делу N 2-3717/2019);
(Алейникова В.В.)
("Семейное и жилищное право", 2022, NN 4, 5)3) обжалование действий органов внутренних дел по вопросам миграции (регистрационный учет несовершеннолетних, выезд за границу) (решение Красноуфимского городского суда Свердловской области от 23.09.2019 по делу N 2А-2-924/2019, решение Красногорского городского суда Московской области от 07.07.2020 по делу N 2-3717/2019);
Статья: Правовые вопросы информационно-цифрового регулирования миграционных процессов в отношении детей-мигрантов
(Максименко Е.И., Ерохина Е.В.)
("Миграционное право", 2022, N 1)Результаты. Информационно-цифровое регулирование миграционных процессов - это развивающаяся междисциплинарная область, ориентированная на изучение сфер влияния правового регулирования использования цифровых технологий при управлении миграционными процессами. В работе особое внимание обращено на отсутствие правовой основы использования информационно-цифровых технологий в отношении детей-мигрантов. Разработаны конкретные государственные механизмы правового управления миграционных процессов с участием детей-мигрантов с учетом внедрения специализированных цифровых технических возможностей, нормативно-правового обеспечения и этических дилемм.
(Максименко Е.И., Ерохина Е.В.)
("Миграционное право", 2022, N 1)Результаты. Информационно-цифровое регулирование миграционных процессов - это развивающаяся междисциплинарная область, ориентированная на изучение сфер влияния правового регулирования использования цифровых технологий при управлении миграционными процессами. В работе особое внимание обращено на отсутствие правовой основы использования информационно-цифровых технологий в отношении детей-мигрантов. Разработаны конкретные государственные механизмы правового управления миграционных процессов с участием детей-мигрантов с учетом внедрения специализированных цифровых технических возможностей, нормативно-правового обеспечения и этических дилемм.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 3 (2025)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Комитет ООН по правам ребенка отмечает, что государства-участники обязаны обеспечивать защиту всех детей-мигрантов, лишенных семейного окружения, гарантируя им, в частности, доступ к социальным услугам, образованию и адекватному жилью, и что в ходе процедуры определения возраста молодые мигранты, утверждающие, что они дети, должны пользоваться правом на то, чтобы возникающие сомнения толковались в их пользу, и рассматриваться как дети. В любом случае Комитет ООН по правам ребенка считает, что от детей не следует требовать прямого запроса временных мер защиты в ходе процедуры определения возраста, поскольку это является обязанностью государств-участников ex officio, учитывая особую уязвимость несопровождаемых детей-мигрантов (пункт 8.12 Соображений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Комитет ООН по правам ребенка отмечает, что государства-участники обязаны обеспечивать защиту всех детей-мигрантов, лишенных семейного окружения, гарантируя им, в частности, доступ к социальным услугам, образованию и адекватному жилью, и что в ходе процедуры определения возраста молодые мигранты, утверждающие, что они дети, должны пользоваться правом на то, чтобы возникающие сомнения толковались в их пользу, и рассматриваться как дети. В любом случае Комитет ООН по правам ребенка считает, что от детей не следует требовать прямого запроса временных мер защиты в ходе процедуры определения возраста, поскольку это является обязанностью государств-участников ex officio, учитывая особую уязвимость несопровождаемых детей-мигрантов (пункт 8.12 Соображений).
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 7 (2024)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Комитет напоминает, что государства-участники обязаны обеспечивать защиту всех детей-мигрантов, лишенных семейного окружения, гарантируя им, в частности, доступ к социальным услугам, образованию и адекватному жилью, и что в ходе процедуры определения возраста молодые мигранты, утверждающие, что они дети, должны пользоваться правом на то, чтобы возникающие сомнения толковались в их пользу, и рассматриваться как дети. В любом случае Комитет считает, что от детей не следует требовать прямого запроса временных мер защиты в ходе процедуры определения возраста, поскольку это является обязанностью государств-участников ex officio, учитывая особую уязвимость несопровождаемых детей-мигрантов (пункт 8.12 Соображений).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Комитет напоминает, что государства-участники обязаны обеспечивать защиту всех детей-мигрантов, лишенных семейного окружения, гарантируя им, в частности, доступ к социальным услугам, образованию и адекватному жилью, и что в ходе процедуры определения возраста молодые мигранты, утверждающие, что они дети, должны пользоваться правом на то, чтобы возникающие сомнения толковались в их пользу, и рассматриваться как дети. В любом случае Комитет считает, что от детей не следует требовать прямого запроса временных мер защиты в ходе процедуры определения возраста, поскольку это является обязанностью государств-участников ex officio, учитывая особую уязвимость несопровождаемых детей-мигрантов (пункт 8.12 Соображений).
Статья: Роль федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции на современном этапе
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 4)- мероприятия, направленные на выявление лиц, предоставляющих поддельные уведомления о постановке на миграционный учет по месту пребывания при подаче документов в дошкольные и образовательные учреждения, проводятся при участии сотрудников городских администраций (ОПМ несовершеннолетние ИГ) (в том числе совместно с сотрудниками УУПиПДН);
(Прудникова Т.А., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 4)- мероприятия, направленные на выявление лиц, предоставляющих поддельные уведомления о постановке на миграционный учет по месту пребывания при подаче документов в дошкольные и образовательные учреждения, проводятся при участии сотрудников городских администраций (ОПМ несовершеннолетние ИГ) (в том числе совместно с сотрудниками УУПиПДН);
Статья: Криминологические особенности, некоторые современные аспекты и тенденции миграционной преступности граждан государств - участников СНГ
(Морозова О.В., Колесникова Н.В.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Еще в 2021 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин обратил внимание на наличие этой серьезной проблемы адаптации детей мигрантов в российской системе образования, необходимость соблюдения их прав, а также создание единой системы учета несовершеннолетних <13>.
(Морозова О.В., Колесникова Н.В.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Еще в 2021 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин обратил внимание на наличие этой серьезной проблемы адаптации детей мигрантов в российской системе образования, необходимость соблюдения их прав, а также создание единой системы учета несовершеннолетних <13>.
Ситуация: Как выразить несогласие на выезд ребенка за границу и как об этом узнает другой родитель?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Учет заявлений о несогласии на выезд ребенка из РФ осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту жительства (пребывания) ребенка (п. 19 Порядка).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Учет заявлений о несогласии на выезд ребенка из РФ осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту жительства (пребывания) ребенка (п. 19 Порядка).
Статья: Направления совершенствования защиты прав иностранных граждан в современной России
(Булатов Р.Б., Андрейцо С.Ю.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Пока этого не будет сделано, детей-мигрантов нельзя исключать из школ до конца учебного года. Нельзя прерывать учебный процесс - он должен быть непрерывным. К тому же школа не только дает образование и воспитывает, но и является уникальным механизмом адаптации юного гражданина (в том числе и иностранного) к обществу. Тем более мигранты очень доверяют школе как институту адаптации к обществу, а проблемы с миграционным учетом замедляют процесс этой адаптации, дети-мигранты не приспособлены к российским реалиям, и это очень плохо отражается на их успеваемости в школе и, как результат, негативно влияет на наше общественное развитие в целом.
(Булатов Р.Б., Андрейцо С.Ю.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)Пока этого не будет сделано, детей-мигрантов нельзя исключать из школ до конца учебного года. Нельзя прерывать учебный процесс - он должен быть непрерывным. К тому же школа не только дает образование и воспитывает, но и является уникальным механизмом адаптации юного гражданина (в том числе и иностранного) к обществу. Тем более мигранты очень доверяют школе как институту адаптации к обществу, а проблемы с миграционным учетом замедляют процесс этой адаптации, дети-мигранты не приспособлены к российским реалиям, и это очень плохо отражается на их успеваемости в школе и, как результат, негативно влияет на наше общественное развитие в целом.
Статья: Юридические средства устранения причин заключения фиктивных браков
(Авдеев Д.А., Юсипова И.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Один из частых мотивов вступления в фиктивный брак - упрощение получения статусов для иностранных граждан, так как нормы миграционного законодательства предоставляют определенные преференции по принципу воссоединения семьи (с учетом факта нахождения в браке и наличия несовершеннолетних детей). Известно, что Семейный кодекс РФ не требует соблюдения специальных условий лицом, желающим установить отцовство, данный факт носит заявительный характер. В ряде случаев это становилось основанием для злоупотреблений. Достаточно показательный пример: гражданка России в Новгородской области оформила отцовство семерых детей "гражданам Республики Таджикистан и Азербайджанской Республики, получив от организаторов преступной деятельности денежное вознаграждение" <9>. Цель - упрощение получения миграционного статуса. В настоящее время для сокращения числа таких фиктивных юридических фактов законодатель пошел по пути определения дополнительных условий, которые необходимо соблюсти, чтобы получить желаемый статус.
(Авдеев Д.А., Юсипова И.В.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 4)Один из частых мотивов вступления в фиктивный брак - упрощение получения статусов для иностранных граждан, так как нормы миграционного законодательства предоставляют определенные преференции по принципу воссоединения семьи (с учетом факта нахождения в браке и наличия несовершеннолетних детей). Известно, что Семейный кодекс РФ не требует соблюдения специальных условий лицом, желающим установить отцовство, данный факт носит заявительный характер. В ряде случаев это становилось основанием для злоупотреблений. Достаточно показательный пример: гражданка России в Новгородской области оформила отцовство семерых детей "гражданам Республики Таджикистан и Азербайджанской Республики, получив от организаторов преступной деятельности денежное вознаграждение" <9>. Цель - упрощение получения миграционного статуса. В настоящее время для сокращения числа таких фиктивных юридических фактов законодатель пошел по пути определения дополнительных условий, которые необходимо соблюсти, чтобы получить желаемый статус.
Статья: Профилактика и расследование преступлений в сфере миграции: проблемные вопросы, пути решения
(Гасак А.А., Зуева А.С., Макаренко М.М.)
("Миграционное право", 2024, N 4)В настоящее время на рассмотрении находится проект федерального закона "О внесении изменений в ст. 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Новация указанного нормативного акта состоит в предложении дополнительного основания для выдачи в упрощенном порядке иностранному гражданину разрешения на временное пребывание (далее по тексту - РВП) в Российской Федерации в виде установления минимального двухлетнего срока состояния в браке с гражданином Российской Федерации (при отсутствии совместного ребенка). Изменения также касаются возможности продления обыкновенной частной визы, выданной иностранному гражданину, являющемуся близким родственником гражданина Российской Федерации, и дополнения основанием аннулирования РВП или вида на жительство в случае, если решением суда, вступившим в законную силу, отменено усыновление или аннулирована запись акта об установлении отцовства иностранного гражданина в отношении соответствующего ребенка. Внесение указанных выше изменений в действующее законодательство в сфере миграции приведет к повышению эффективности осуществления миграционного учета и снижению вероятности возникновения причин и условий, способствующих совершению криминальных деяний.
(Гасак А.А., Зуева А.С., Макаренко М.М.)
("Миграционное право", 2024, N 4)В настоящее время на рассмотрении находится проект федерального закона "О внесении изменений в ст. 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Новация указанного нормативного акта состоит в предложении дополнительного основания для выдачи в упрощенном порядке иностранному гражданину разрешения на временное пребывание (далее по тексту - РВП) в Российской Федерации в виде установления минимального двухлетнего срока состояния в браке с гражданином Российской Федерации (при отсутствии совместного ребенка). Изменения также касаются возможности продления обыкновенной частной визы, выданной иностранному гражданину, являющемуся близким родственником гражданина Российской Федерации, и дополнения основанием аннулирования РВП или вида на жительство в случае, если решением суда, вступившим в законную силу, отменено усыновление или аннулирована запись акта об установлении отцовства иностранного гражданина в отношении соответствующего ребенка. Внесение указанных выше изменений в действующее законодательство в сфере миграции приведет к повышению эффективности осуществления миграционного учета и снижению вероятности возникновения причин и условий, способствующих совершению криминальных деяний.
Статья: Регулирование труда уязвимых групп работников: вызовы и пути их преодоления в эру искусственного интеллекта
(Шуралева С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)Ряд договорных органов ООН по правам человека (Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по правам ребенка, Комитет по правам трудящихся мигрантов, Комитет по правам инвалидов) сформированы с учетом необходимости защищать права соответствующих уязвимых групп.
(Шуралева С.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)Ряд договорных органов ООН по правам человека (Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по правам ребенка, Комитет по правам трудящихся мигрантов, Комитет по правам инвалидов) сформированы с учетом необходимости защищать права соответствующих уязвимых групп.
Статья: Доступ детей к правосудию: международный аспект
(Адвонина Ю.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)В заключение стоит сказать о том, что современному обществу необходимо учитывать научные исследования в данной сфере и вносить свой вклад в развитие концепции доступа к правосудию как фундаментального права каждого ребенка. Немаловажными являются оценка и тщательный анализ требований для эффективной реализации права на доступ к правосудию, особенно в отношении детей, включая наиболее уязвимые и стигматизированные группы. Считаем, что необходимо также учитывать существующие меры по защите детей, миграцию и процедуры предоставления убежища, конкретные формы доступа к правосудию, включая альтернативные формы разрешения споров, неформальные способы предоставления средств правовой защиты, механизмы коллективных жалоб и другие средства для разрешения проблемы, связанной с нарушением прав детей.
(Адвонина Ю.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)В заключение стоит сказать о том, что современному обществу необходимо учитывать научные исследования в данной сфере и вносить свой вклад в развитие концепции доступа к правосудию как фундаментального права каждого ребенка. Немаловажными являются оценка и тщательный анализ требований для эффективной реализации права на доступ к правосудию, особенно в отношении детей, включая наиболее уязвимые и стигматизированные группы. Считаем, что необходимо также учитывать существующие меры по защите детей, миграцию и процедуры предоставления убежища, конкретные формы доступа к правосудию, включая альтернативные формы разрешения споров, неформальные способы предоставления средств правовой защиты, механизмы коллективных жалоб и другие средства для разрешения проблемы, связанной с нарушением прав детей.
Статья: О влиянии цифровых технологий на правовое регулирование труда и занятости уязвимых групп работников
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Договорные органы ООН по правам человека, такие как Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по правам ребенка, Комитет по правам трудящихся мигрантов, Комитет по правам инвалидов, сформированы с учетом необходимости защищать права соответствующих уязвимых групп.
(Шуралева С.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)Договорные органы ООН по правам человека, такие как Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по правам ребенка, Комитет по правам трудящихся мигрантов, Комитет по правам инвалидов, сформированы с учетом необходимости защищать права соответствующих уязвимых групп.
Статья: К вопросу о построении современной системы регулирования туризма
(Литаренко Н.В.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)В административном праве чрезмерные штрафы за нарушения, не связанные с безопасностью жизни и здоровья граждан, тормозят развитие автобусных перевозчиков, занимающихся доставкой туристов, а также организованных групп детей, к местам показа. А штрафы для гостиниц за нарушение регистрационного и миграционного учетов снижают рентабельность и, как следствие, сроки окупаемости капитальных вложений в и без того не самый прибыльный бизнес.
(Литаренко Н.В.)
("Туризм: право и экономика", 2023, N 2)В административном праве чрезмерные штрафы за нарушения, не связанные с безопасностью жизни и здоровья граждан, тормозят развитие автобусных перевозчиков, занимающихся доставкой туристов, а также организованных групп детей, к местам показа. А штрафы для гостиниц за нарушение регистрационного и миграционного учетов снижают рентабельность и, как следствие, сроки окупаемости капитальных вложений в и без того не самый прибыльный бизнес.