Миграционные нарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Миграционные нарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверки государственных органов
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Иностранные работникиАДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
(ред. от 31.07.2025)
"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов
Статья: Миграционная безопасность и ее обеспечение мерами административного принуждения
(Круглова Ю.Б., Мисякова О.В.)
("Миграционное право", 2024, N 1)В первую очередь сроки давности привлечения к ответственности. Общий срок давности установлен в 2 месяца, но за нарушение миграционного законодательства срок давности установлен в 1 год с момента совершения противоправного деяния. Полагаем, существует недостаточность сроков для привлечения к ответственности. Мало того, законодательство не предусматривает возможность приостановления течения этого срока. Этот фактор никак не способствует установлению правомерного миграционного режима. На наш взгляд, требуется увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение миграционных правил как минимум до 3 лет, и, кроме того, необходимо установить для миграционных нарушений правило о приостановлении течения срока давности, если правонарушитель скрывается от привлечения к ответственности. Для этого необходимо сконструировать соответствующую статью и включить эту конструкцию в гл. 4 КоАП РФ.
(Круглова Ю.Б., Мисякова О.В.)
("Миграционное право", 2024, N 1)В первую очередь сроки давности привлечения к ответственности. Общий срок давности установлен в 2 месяца, но за нарушение миграционного законодательства срок давности установлен в 1 год с момента совершения противоправного деяния. Полагаем, существует недостаточность сроков для привлечения к ответственности. Мало того, законодательство не предусматривает возможность приостановления течения этого срока. Этот фактор никак не способствует установлению правомерного миграционного режима. На наш взгляд, требуется увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение миграционных правил как минимум до 3 лет, и, кроме того, необходимо установить для миграционных нарушений правило о приостановлении течения срока давности, если правонарушитель скрывается от привлечения к ответственности. Для этого необходимо сконструировать соответствующую статью и включить эту конструкцию в гл. 4 КоАП РФ.
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности работников, имеющих разрешение на работу
(КонсультантПлюс, 2025)На практике возникает вопрос, может ли иностранец, которому для работы в РФ требуется разрешение на работу, дистанционно трудиться за пределами РФ по трудовому договору без получения такого разрешения. Законом это прямо не урегулировано. Полагаем, если с иностранцем заключен трудовой договор в соответствии с российским законодательством, то его работа дистанционно за пределами РФ без оформления обязательного разрешения на работу может быть расценена как нарушение требований закона. Такие выводы сделаны с учетом в том числе абз. 17 п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3, абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, ч. 5 ст. 11, ч. 1 - 4 ст. 312.1, ч. 1, 4 ст. 327.1, абз. 2 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ. Поэтому прием иностранца на таких условиях может повлечь для вас, в частности, риски в связи с нарушением миграционного законодательства, риски в связи с дистанционной работой работника за пределами РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)На практике возникает вопрос, может ли иностранец, которому для работы в РФ требуется разрешение на работу, дистанционно трудиться за пределами РФ по трудовому договору без получения такого разрешения. Законом это прямо не урегулировано. Полагаем, если с иностранцем заключен трудовой договор в соответствии с российским законодательством, то его работа дистанционно за пределами РФ без оформления обязательного разрешения на работу может быть расценена как нарушение требований закона. Такие выводы сделаны с учетом в том числе абз. 17 п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3, абз. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, ч. 5 ст. 11, ч. 1 - 4 ст. 312.1, ч. 1, 4 ст. 327.1, абз. 2 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ. Поэтому прием иностранца на таких условиях может повлечь для вас, в частности, риски в связи с нарушением миграционного законодательства, риски в связи с дистанционной работой работника за пределами РФ.
Статья: Споры в судах по иностранным работникам
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2021, N 3)Как же компаниям снять с себя ответственность
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2021, N 3)Как же компаниям снять с себя ответственность
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Юридическим фактом для депортации иностранного гражданина выступает решение о депортации, принимаемое уполномоченным органом. Основанием для принятия данного решения является нарушение миграционного законодательства, в том числе Закона о правовом положении иностранных граждан, Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон о порядке выезда и въезда), Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах", проявившееся в отсутствии оснований для нахождения иностранного гражданина на территории России. Депортацию следует отличать от административного выдворения, являющегося видом административного наказания (ст. 3.2 КоАП РФ). Как указывается в литературе, содержание оснований для применения административного выдворения и депортации различно. "В основу применения административного выдворения заложены административные правонарушения, регулируемые нормами КоАП РФ, а для реализации депортации необходимо несоблюдение требований федерального законодательства" <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Юридическим фактом для депортации иностранного гражданина выступает решение о депортации, принимаемое уполномоченным органом. Основанием для принятия данного решения является нарушение миграционного законодательства, в том числе Закона о правовом положении иностранных граждан, Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон о порядке выезда и въезда), Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах", проявившееся в отсутствии оснований для нахождения иностранного гражданина на территории России. Депортацию следует отличать от административного выдворения, являющегося видом административного наказания (ст. 3.2 КоАП РФ). Как указывается в литературе, содержание оснований для применения административного выдворения и депортации различно. "В основу применения административного выдворения заложены административные правонарушения, регулируемые нормами КоАП РФ, а для реализации депортации необходимо несоблюдение требований федерального законодательства" <1>.
Готовое решение: Какие имеются особенности приема иностранного гражданина на должность руководителя организации
(КонсультантПлюс, 2025)В данном случае возможна как ответственность за нарушения миграционного законодательства, например ответственность за неуведомление уполномоченного территориального органа МВД России о заключении трудового договора с иностранным гражданином, так и ответственность за нарушения трудового законодательства, в частности административная ответственность по ч. 4, 5 ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащее оформление трудового договора.
(КонсультантПлюс, 2025)В данном случае возможна как ответственность за нарушения миграционного законодательства, например ответственность за неуведомление уполномоченного территориального органа МВД России о заключении трудового договора с иностранным гражданином, так и ответственность за нарушения трудового законодательства, в частности административная ответственность по ч. 4, 5 ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащее оформление трудового договора.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)6) неоднократного в течение одного года привлечения члена саморегулируемой организации к ответственности за нарушение миграционного законодательства.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)6) неоднократного в течение одного года привлечения члена саморегулируемой организации к ответственности за нарушение миграционного законодательства.
Готовое решение: Что нужно знать о порядке приема на работу иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы
(КонсультантПлюс, 2025)отсутствуют неустраненные нарушения трудового и миграционного законодательства РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)отсутствуют неустраненные нарушения трудового и миграционного законодательства РФ;
Готовое решение: Что нужно знать о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что для граждан Беларуси срок пребывания на территории РФ без постановки на миграционный учет по месту пребывания составляет 90 дней с даты въезда. По истечении этого срока иностранец подлежит миграционному учету в порядке, установленном законодательством РФ. В частности, если вы являетесь для гражданина Беларуси принимающей стороной, то вы обязаны поставить его на миграционный учет по месту пребывания. Порядок действий такой же, как при постановке на миграционный учет не являющихся участниками эксперимента других граждан государств - членов ЕАЭС (так как к ним относятся и граждане Республики Беларусь). Это следует, в частности, из п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 5, 6 ст. 4, ч. 2, 3 ст. 7, ч. 1, 2 ст. 20, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 21 Закона о миграционном учете, ч. 1, п. 2 ч. 3, ч. 7, 9 ст. 5 Федерального закона от 23.05.2025 N 121-ФЗ, абз. 1 преамбулы, абз. 3 ст. 2 Договора о ЕАЭС, ст. 3 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006, Методических рекомендаций, утвержденных МВД России, Информации МВД России. В случае неисполнения указанной обязанности есть риск привлечения к ответственности за нарушения миграционного законодательства, а именно по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что для граждан Беларуси срок пребывания на территории РФ без постановки на миграционный учет по месту пребывания составляет 90 дней с даты въезда. По истечении этого срока иностранец подлежит миграционному учету в порядке, установленном законодательством РФ. В частности, если вы являетесь для гражданина Беларуси принимающей стороной, то вы обязаны поставить его на миграционный учет по месту пребывания. Порядок действий такой же, как при постановке на миграционный учет не являющихся участниками эксперимента других граждан государств - членов ЕАЭС (так как к ним относятся и граждане Республики Беларусь). Это следует, в частности, из п. 7 ч. 1 ст. 2, ч. 5, 6 ст. 4, ч. 2, 3 ст. 7, ч. 1, 2 ст. 20, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 21 Закона о миграционном учете, ч. 1, п. 2 ч. 3, ч. 7, 9 ст. 5 Федерального закона от 23.05.2025 N 121-ФЗ, абз. 1 преамбулы, абз. 3 ст. 2 Договора о ЕАЭС, ст. 3 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006, Методических рекомендаций, утвержденных МВД России, Информации МВД России. В случае неисполнения указанной обязанности есть риск привлечения к ответственности за нарушения миграционного законодательства, а именно по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ (если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния).